На какие подвиги способен малыш в первые дни жизни

Содержание:

Хоботковый рефлекс у детей

У новорожденных проявление данного рефлекса наблюдается в виде специфического выпячивания губ трубочкой. Проявляется это в ответ на раздражение путем кратковременного резкого касания пальцем зоны верхней губы. Тест может проводить как доктор, так и сама мама. Автоматическое сокращение круговой мышцы рта обуславливает проявление хоботкового рефлекса. На фото можно рассмотреть, как малыш складывает губки «бантиком». Круговая мышца является ключевым мускулом, который именуется сосательным. Как считают педиатры, хоботковый рефлекс в норме присутствует у младенца до трех месяцев, затем начинает угасать. Но есть мнение, что этот рефлекс представляет защитно-приспособительную реакцию и может оставаться у ребенка до трех лет.

Сколько спит новорожденный?

В течение первого месяца новорожденный засыпает примерно три-четыре раза в сутки и спит минимум по 16 часов. Так как в желудке малыша помещается совсем мало молока, то есть он будет довольно часто, и будить , если он не просыпается сам и с прибавками все хорошо, НЕ надо. Пока ребенок еще не различает день и ночь, но вы можете его приучить к смене циклов. Для этого при ночных кормлениях не включайте яркий свет, используйте ночник, меняйте подгузники по возможности быстрее и сразу же укладывайте малыша спать на спинку.

Здоровый сон

В течение первого года жизни ребенка следует всегда укладывать спать на спинку в кроватку. Кроватка должна стоять у мамы в спальне, и в ней не должно быть посторонних предметов вроде выбившихся простыней, лишних одеял, подкладок, подушечек, мягких бортиков и игрушек. Так можно снизить риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС), явления, при котором внешне здоровые дети внезапно умирают в возрасте до года. Узнайте о всех способах минимизировать риски СВДС . У здорового сна новорожденных есть правило трех «С». Ребенок должен спать:

  • САМОСТОЯТЕЛЬНО,

  • на СПИНКЕ,

  • в СВОЕЙ кроватке.

Развитие общения и эмоционального статуса.Развитие условнорефлекторной деятельности

Основной движущей силой в развитии рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка является голод. Таким образом, когда ребёнок голоден, то демонстрирует это с помощью плача и крика. Мама берёт ребёнка на руки, он и постепенно успокаивается. Условные рефлексы развиваются медленно, и их дифференцировка начинается в возрасте 2-3 месяцев.

В возрасте 2 лет ребёнок достигает общего развития и совершенства.

Эмоциональный фон ребёнка близок больше к отрицательному характеру, так как все эмоции — это сигнал для родителей

Так, если малышу холодно, либо он голоден, либо у него возникли боли в животе, он с помощью крика привлекает к себе внимание. Такое проявление чувств является первой ступенькой в общении со взрослыми

Взаимосвязь между матерью и ребёнком устанавливается очень рано, и с каждым днём возрастает.

Развитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:

  • Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
  • Начиная с 2-3 недели, после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери — вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
  • На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
  • На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
  • Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
  • Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев. Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
  • В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка — это лепет.
  • Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
  • В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности — он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.

ПОДРОБНЕЕ: Сколько раз в день обрабатывать пупок новорожденного

Как любой отдельный этап в жизни, развитие речи также проходит в несколько периодов.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Другие двигательные рефлексы

Набор автоматизмов новорожденного очень широк, и не ограничивается приведенными выше. Существуют, к примеру, автоматизмы, которые со временем усложняются.


К ним относят следующие:

Шейный выпрямляющий – если младенец повернул голову в одну из сторон, то затем последует поворот туловища в ту же сторону. Это умение позволяет ребенку освоить переворот со спины на бок и дальше на живот, и наоборот, что тренирует последующие навыки самостоятельного сидения, ползания или вставания. Проявляется с 3-х до 6-ти месяцев, а дальше реакции малыша только развиваются и видоизменяются в более сложные виды двигательной активности.

Ландау – если новорожденного взять на руки в положении на животе, то его голова автоматически поднимется, а спина выгнется. Также малыш разогнет руки и ноги.

Бабинского – при поглаживании краев подошвы с наружной стороны, пальцы ребенка на ногах раскрываются в форме веера

Важно следить, чтобы рефлекс Бабинского у новорожденных проявлялся симметрично.

Магнуса-Кейна (поза фехтовальщика) – если голова новорожденного повернута вбок и касается подбородком плеча, рука, в сторону которой направлена голова, выпрямится, а противоположная – согнется. В норме работает в обе стороны

Наиболее выражен до 2-х месяцев.

Шейный – если нагнуть голову новорожденного к груди, то ножки разгибаются, а руки сгибаются, а если отклонить назад – происходит обратный процесс: руки разгибаются, а ноги сгибаются.

Лабиринтный – связан с освоением первого важного детского навыка: держанием головки. В положении лежа новорожденный сначала слегка приподнимает ее, после поднимает более уверенно, а в дальнейшем осуществляет удержание головы с опорой на руки. Начинает проявляться с 2-х месяцев.

Все эти автоматизмы позволяют перераспределять тонус мышц при смене позы тела и способствуют освоению навыков двигательной активности.

Выделяют еще группу защитных автоматизмов:

  • Реакция рук – разнообразные движения рук (вытягивание, сжатие, разведение и пр.) как ответ на перемещение ребенка в пространстве.
  • «Утиный» – если младенцу на лицо попадает вода, особенно на дыхательные органы (нос, рот), он автоматически задерживает дыхание. Именно этот инстинкт обеспечивает безопасность новорожденному во время занятий раннего ныряния.
  • Зрачковый – при ярком освещении зрачок младенца сужается.
  • Мигательный – при дуновении в лицо ребенок зажмуривается.

Самостоятельная проверка рефлексов у детей

В меру осваивания и развития малыша, врожденные рефлексы угасают, а ребенок находит новые способы для выражения своих потребностей. Большая часть из них исчезает уже к третьему месяцу.

Любознательные родители могут сами проверить на ответы своего ребенка

Но важно не забывать, что итог наблюдения может быть не совсем достоверным. Воздействие, скажем, чувства голода у ребенка или усталости, повлияет на проверку

Поэтому надежнее будет, когда рефлексы проверит доктор.

Когда услышит голос родителей, на мгновенье затихает, а потом вновь восстанавливает свою игривость. Психологи называют это явление – двигательное оживление

С его помощью детки привлекают к себе внимание родителей

Поведение новорожденного в первые дни

Сон новорожденного

Новорожденные дети могут спать от 20 минут до 4 часов подряд. Общий сон в сутки составляет 20 часов. У малышей очень маленький желудок, поэтому они не могут быть сыты в течении долгого времени. Кормить их нужно часто. К трем месяцам младенец уже способен спать ночью 6-8 часов.

Дыхание у новорожденного

Частота дыхания у новорожденных детей может быть нерегулярной. Это нормально. Иногда наблюдается остановка дыхания у новорожденных на 5-10 секунд, после чего дыхание восстанавливается вновь. Тревогу стоит бить лишь в том случае, когда такая пауза длится дольше и ребеночек начинает синеть.

Зрение новорожденного

Младенцы могут видеть, но им тяжело сфокусироваться на каком-то предмете. Они различают движения и контрастность теней. К 2-3 месяцам детки начинают лучше контролировать мышцы глаз и могут сосредоточить взгляд на каком-то объекте, а так же следить за его перемещением.

Цвет кожи новорожденного

Розовый цвет кожи на груди и лице говорит о том, что ребенок получает достаточное количество кислорода.

В первые несколько дней ручки и ножки ребенка могут быть слегка фиолетовыми или синими, прохладными на ощупь, что считается нормальным.

Кожа становится красной, когда малышу холодно или когда он долго плакал.

Почему новорожденный плачет

Младенцы могут плакать несколько часов в день. Таким образом они выражаю все, что угодно:

  • Голод
  • Усталость
  • Холод или жару
  • Перевозбуждение
  • Необходимость сменить подгузник
  • Потребность во внимании
  • Газики, колики
  • Болезнь

Иногда вообще невозможно понять причину, почему ребенок плачет. Возьмите его на руки, постарайтесь успокоить голосом. Со временем вы научитесь понимать, что именно он хочет. Будьте терпеливы.

Слух новорожденных

Младенцы могут отличать различные звуки. Они узнают знакомые голоса, поэтому чаще разговаривайте с малышом. Новорожденный слышит речь как мелодию с различными тонами и ритмами.

Молодые родители: карнавал эмоций!

Сразу после родов маму переполняют самые разные эмоции – счастье, боль, усталость. К тому же на интенсивность переживаний непосредственно влияют стресс и гормональные перепады. Ваш распорядок дня теперь подстраивается под циклы кормления, смены подгузников, укладывания. К тому же теперь вам удается поспать гораздо реже, чем раньше. Знайте, что все родители проходят через это, и, если вам захочется поплакать, не стесняйтесь. Но если вы постоянно испытываете ощущение глубокой грусти, пустоты, апатии или отчаяния, возможно, у вас послеродовая депрессия. Обязательно расскажите об этом врачу, ведь есть способы облегчить ваше состояние.

После любых родов, что естественных, что посредством кесарева сечения, организм восстанавливается постепенно. Вот что может с ним происходить на этом этапе:

  • Кровотечение. Из вас выходит кровь и выстилка матки (эти вагинальные выделения называются «лохии»). Поначалу крови может быть много, но через какое-то время это утихнет. Если вам приходится менять по две прокладки в час два часа подряд, обратитесь к врачу.

  • Маточные схватки. Послеродовые боли могут посещать вас еще 10 дней после родов по мере того, как матка возвращается к обычному размеру.

  • Боль в области промежности. При родах через естественные родовые пути кожа между влагалищем и анальным отверстием (промежность) растягивается, чтобы головка малыша могла пройти. Иногда в этой области возникают разрывы, которые затягиваются сами по себе или требуют наложения швов. Чтобы снять отеки и болевые ощущения, прикладывайте к этой области холодные примочки. Также перед тем, как сесть, подкладывайте мягкую подушку.

  • Растянутый живот. Некоторое время после родов живот все еще может быть большим, словно вы еще беременны. Брюшным мышцам сложно сразу вернуться в привычное положение. Дайте организму время прийти в себя, а перед тем, как начинать заниматься спортом, обязательно посоветуйтесь с врачом.

  • Запор и геморрой. Возможно, в первые несколько дней после родов вам будет сложно сходить в туалет. Причиной этому могут быть болевые ощущения, замедление перистальтики кишечника под действием обезболивающих или же просто отсутствие еды перед родами. В этом случае обратитесь за советом к врачу. Возможно, вам станет лучше, если вы будете пить больше воды и употреблять в пищу продукты с высоким содержанием клетчатки, ограничите нагрузки и сидячий образ жизни.

  • Усталость. Удивляться усталости не стоит – вы и ваш организм через многое прошли. Потребуется время на восстановление. А пока попросите друзей или родных помочь вам по дому, ограничьте посещения и спите, когда спит ваш малыш.

Следуйте указаниям врача и советам по восстановлению в домашних условиях. Постарайтесь отдыхать и правильно питаться. А когда врач разрешит, постепенно начинайте заниматься спортом.

Как вызывается

Хоботковый рефлекс может быть выявлен при помощи воздействия специального неврологического инструмента. Специалист, желающий выявить этот механизм, деликатно постукивает молоточком по актуальной зоне. Этой зоной считается верхняя губа исследуемого. Участок — на уровне десен.

Ответной реакцией следует считать выпячивание губы. В некоторых случаях исследуемый выпячивает обе губы. При этом форма губ принимает характерную форму. Это и послужило тем, что рефлекс был назван хоботковым.

Иногда одновременно с выпячиванием губ в хоботок происходит движение также и нижней челюсти. Часто провоцируются специфические движения, аналогичные с глотательным актом.

Наличие хоботкового рефлекса отмечается при наличии патологических очагов на противоположной стороне заднего отдела лобн-й доли.

Многие исследователи, занимающиеся этим вопросом, в том числе и доктор С. Карчикян, полагают, что наличие этого механизма может быть обусловлено высоким уровнем идиомускулярн-й механическ-й возбудимости. В группе риска находится круговая мышца рта человека.

Помимо В.Бехтерева и С.Карчикяна этот вопрос подробно изучался А.Эпштейном. Основные тезисы были выдвинуты в тридцатые годы двадцатого столетия.

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Сосательный рефлекс у новорожденных и рефлекс Куссмауля

Губы младенца вытянутся, если быстро провести по ним пальцем, а стоит предложить малышу грудь — он начнет производить сосательные движения. Такая точно реакция будет на предметы, которые окажутся в зоне доступности губ младенца.

Врожденные рефлексы новорожденных важны, но сосательный рефлекс является одним из основных для выживания.

Рефлекс Куссмауля еще называют поисковым. Как и сосательный рефлекс, он направлен на добычу пищи. Дотроньтесь до уголка ротика — кроха повернет головку в сторону воздействия. Надавите на серединку верхней губки — детеныш откроет рот, а нажмете на нижнюю — наклонит головку.

Поисковый рефлекс остается активным до 3-4 месяцев, а сосательный рефлекс работает до возраста 3-4 лет!

Если в раннем возрасте у ребеночка не был полностью реализован сосательный рефлекс, например, он был рано отлучен от груди, в будущем, уже во взрослом возрасте, это может привести к таким навязчивым проявлениям как:

  • Курение, привычка хвататься за сигарету и тащить ее в рот при любом стрессе
  • Привычка грызть ногти
  • Привычка брать в рот разные предметы (карандаши, ручки)

Тонический лабиринтный рефлекс

Тонический лабиринтный рефлекс — это примитивный рефлекс, обнаруживаемый у новорожденных людей. При таком рефлексе наклон головы назад в положении лежа на спине заставляет спину напрягаться и даже выгибаться назад, ноги выпрямляются, напрягаются и сводятся вместе, пальцы ног указывают на пальцы, руки сгибаются в локтях и запястьях и руки сжались в кулаки или пальцы сжались. Наличие этого рефлекса за пределами стадии новорожденного также называется патологическим паттерном разгибания или тонусом разгибателей.

Присутствие TLR, а также других примитивных рефлексов, таких как асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR) после первых шести месяцев жизни, может указывать на то, что у ребенка задержка в развитии и / или неврологические аномалии. Например, у людей с церебральным параличом рефлексы могут сохраняться и даже быть более выраженными. Как аномальные рефлексы, тонический лабиринтный рефлекс и асимметричный тонический шейный рефлекс могут вызывать проблемы у растущего ребенка. И TLR, и ATNR препятствуют функциональной активности, такой как перекатывание, соединение рук или даже поднесение рук ко рту. Со временем как TLR, так и ATNR могут вызвать серьезное повреждение суставов и костей растущего ребенка, в результате чего головка бедренной кости частично выскользнет из вертлужной впадины ( подвывих ) или полностью выйдет из вертлужной впадины ( вывих ).

Диагностические цели

Исследование хоботкогово рефлекса имеет такие цели:

  1. Определение нормы развития. Хоботковый рефлекс проявляется у новорожденного с первого дня жизни и указывает на полноценность его развития. Соответственно, совершая пробу данного рефлекса, врач может сделать вывод о соответствии младенца физиологическим нормам.
  2. Оценка неврологического статуса новорожденного. При наличии определенных травм в процессе родов может повреждаться ствол мозга. У таких малышей безусловные рефлексы нарушены. В большей части случаев, хоботковый симптом начинает проявляться к седьмому дню жизни, а до этого выражен слабо либо отсутствует вообще. По результатам диагностики данного рефлекса в сумме с другими показателями, невролог совершает оценку неврологического статуса ребенка. Значимым при этом является длительность отсутствия проявления рефлекса, его интенсивность.
  3. Определение патологий у ребенка. В норме, реакция на касание в виде вытягивания губ в хоботок исчезает после второго-третьего месяца жизни. Если данная реакция присутствует на четвертом месяце и позже, это может быть свидетельством наличия определенных органических поражений головного мозга. Также о патологии может свидетельствовать наличие определенной асимметрии губ при вытягивании в трубочку либо полное отсутствие данной реакции в первые 2-3 месяца жизни. Следует также отметить, что случаи сохранения данного рефлекса до одного года, а иногда и до двух-трех лет, как защитно-приспособительная реакция, наблюдались и у здоровых детей.
  4. Выявление патологий во взрослом возрасте. При нормальном развитии, отсутствии патологий и отклонений развития, взрослому человеку не характерно проявления младенческих рефлексов, поскольку в них отпадает потребность. При неврологическом осмотре, положительная реакция на хоботковый рефлекс у взрослых может вызвать подозрения на наличие инсульта, энцефалопатии, черепно-мозговой травмы или бульбарного синдрома. Также реакция может быть диагностирована при псевдобульбарном параличе или указывать на диффузные поражения головного мозга. У здоровых людей умеренно выражен этот рефлекс может быть в пожилом возрасте.

Кормление новорожденного: сколько должен есть малыш на 1-й, 2-й, 3-й или 4-й неделях жизни?

К счастью, придерживаться жесткого графика здесь не нужно. Наблюдайте за малышом и замечайте, как он себя ведет, когда голоден. На этом этапе ребенок сигнализирует о том, что он голоден, с помощью поискового рефлекса (см. описание рефлексов), также он может причмокивать или сосать кулачок. Плачем малыш тоже может показывать, что он голоден, но лучше покормить его раньше и не доводить до расстройства. В среднем в сутки ребенку требуется не менее восьми кормлений, как днем, так и ночью. Малыш может просить покормить его чаще в период скачков роста – а они происходят у каждого ребенка по-разному, чаще всего в конце второй недели и между третьей-шестой неделями. Когда малыш наелся, он выглядит вялым или засыпает. Кормящих мам часто беспокоят вопросы: «Достаточно ли молока?», «Правильно ли ребенок захватывает грудь и сосет?» В таких случаях рекомендуется проконсультироваться с педиатром или специалистом по грудному вскармливанию. Но во всем мире придерживаются правила кормления по требованию малыша, если нет медицинских показаний к другому режиму кормлений.

Нужно ли давать ребенку витамины и добавки?

По вопросу введения витаминов и добавок в рацион ребенка, независимо от способа вскармливания (грудное, искусственное или сочетание грудного и искусственного), лучше всего посоветоваться с педиатром. Например, детям до месяцев показано назначение витамина Д в определенных дозировках.

Считаем мокрые подгузники

Мамы постоянно волнуются, достаточно ли питания получает малыш. Чтобы в этом убедиться, можно посчитать, сколько раз в день вы меняете подгузники и как они выглядят. Не пугайтесь, если в первые несколько дней, развернув подгузник, вы увидите густую субстанцию темно-зеленого или черного цвета. Первый стул малыша состоит в основном из мекония. После выхода мекония из организма стул становится мягче и приобретает желто-зеленый цвет. В норме в течение дня вам придется сменить шесть мокрых подгузников и три-четыре подгузника со стулом, но, конечно же, все дети индивидуальны.

Также о том, что малыш получает достаточно питания, можно понять по тому, как он сглатывает (должен быть отчетливый звук сглатывания). Если малыш ведет себя спокойно в течение нескольких часов после кормления, значит, он сыт. По результатам замеров на приеме у педиатра также можно понять, достаточно ли питательных веществ для роста получает ребенок. Кроме того, если ребенок все тяжелее, складок на конечностях (перетяжек) все больше, а гардероб новорожденного меняется быстро, то явно у малыша все хорошо с прибавками.

На первых порах менять подгузники будет сложно, но вы быстро наловчитесь!

Рефлекс перекрестного разгибания:

     Необходимо уложить малыша на спину и аккуратно разгибать ногу в колене. Одновременно проводите пальцем по подошве

В результате такого воздействия вторая нога ребенка сначала согнется в колене, затем разогнется и прикоснется стопой к раздражителю — пальцу руки взрослого.
     
     Сильнее всего такой рефлекс проявляется с 34-36-й недели беременности, но в некоторых случаях его можно наблюдать и у недоношенных детей с 28-й недели беременности.
     
     Важно проверять такой рефлекс с обеих сторон на симметричность и соблюдение последовательности реакции. Асимметрия, как правило, указывает на нарушение в нервной системе и костно-мышечном аппарате (дефекты тазобедренного сустава)

Разновидности

Рефлексы — ответная реакция организма на внешние раздражители.

Они крайне важны для любого человека, а для младенцев в особенности.

Безусловные (врожденные)

Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.

Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.

Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.

Условные

Данные реакции являются индивидуальными, обозначающимися благодаря коре головного мозга. Их формирование продолжается на протяжении всей жизнедеятельности

Одно из наиболее важного значения — способность человека приспосабливаться к новой среде

Какие рефлексы есть у младенцев

Природой предусмотрены базовые рефлексы, которые есть у любого новорожденного – они необходимы для выживания и безопасности беззащитного ребенка. Таких рефлексов достаточно много, и проявляются они по мере необходимости:

  • Хватательный рефлекс позволяет младенцу лучше фиксировать себя и посторонние раздражители в пространстве.
  • Сосательный рефлекс, необходимый для питания – первое, что нужно новорожденному после появления на свет.
  • Младенцы реагируют на различные источники звука, поворачиваясь в их сторону – правда, происходит это с задержкой в 5-7 секунд. Со временем скорость реакции увеличивается.
  • Если ребенок чувствует опасность, он сначала выпрямляет спину, запрокидывает голову и распрямляет руки и ноги, после чего группируется.
  • Большую часть времени новорожденный проводит на спине – до тех пор, пока не научится самостоятельно переворачиваться. До этого момента он автоматически поворачивает голову набок, если оказывается на животе.
  • При попадании пыли в нос младенец чихает или кашляет – для этого также не требуется вмешательство самого ребенка, процесс очищения организма происходит рефлекторно. Этот рефлекс сохраняется на протяжении всей жизни, хотя по мере взросления человек учится им управлять. Подробнее про рефлексы новорожденного→

Лучшим способом понять ощущения новорожденного остаются внимание, чуткость и забота – исследования и эксперименты лишь помогают адаптировать происходящее к системе координат взрослых людей. Личные наблюдения дают больше информации о конкретном младенце, помогая родителям обеспечивать комфортные условия и счастливое детство для их ребенка

Тонический шейный рефлекс

У малыша с ДЦП при повороте головки появляется асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР). Он характеризуется повышенным тонусом мышц-разгибателей. То есть в стороне, куда направлен взор малыша, ручка разогнётся. Вторая в это время согнётся в локте — и дитя примет положение «фехтовальщика».

У здоровых малышей неяркое проявление АТШР можно выявить в 2-4 месяца. Затем он быстро угасает. А вот при ДЦП этот рефлекс остаётся, и патология выявляется несколько лет. Такая патологическая реакция не позволяет малышу развиваться так, как это принято считать в норме. Он не может сам схватить погремушку, исследовать её. Не развивается и навык ориентировки ребенка в пространстве, ведь взгляд малыша не фокусируется. По этой же причине ребёнок не может координировать движения, а это, в свою очередь, мешает развитию многих навыков (письменных, изобразительных). Ребенку трудно рисовать и читать, писать и держать столовые приборы.

Когда АТШР малыша слабый, то для его диагностирования обычно производят сгибание-разгибание ручек при повороте головки. Для этого голову ребенка удерживают повернутой, а руки поочередно сгибают и разгибают. О положительном рефлексе говорят в тех случаях, когда при выполнении вышеуказанной пробы хорошо чувствуется сопротивление той руки, в сторону которой повернуто лицо ребенка. Другая рука при этом трудно разгибается. Это проявление называется симптомом «перочинного ножа».

Специально для — Диана Руденко

Шейный рефлекс:

     Уложите малыша на спинку. Пассивно поворачивайте его головку вбок. При таком повороте в одну сторону конечности будут автоматически разгибаться, а в другую — сгибаться. Иначе такой рефлекс называют ассиметричным шейно-тоническим. Такой же рефлекс можно вызвать, уложив ребенка на спинку, подложив под лопатки ладошки рук взрослого и приводя голову к груди. При сгибании головы ручки будут сгибаться, а ножки разгибаться. При возвращении головы реакций ног будет противоположной.
     Этот вид рефлекса не проявляется у всех новорожденных. Больше всего его наблюдают у младенцев более старшего возраста.
     
     У новорожденных этот рефлекс часто проявляется поворотом туловища в сторону головки.

Полезное видео про рефлексы новорожденного

Список истоников:

  • Уход за ребенком с рождения до 5 лет / Дмитриева В. Г. // Эксмо, 2008.
  • Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. // Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 2008.
  • Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология / Шаповаленко И.В. // М.: Гардарики, 2005.
  • Неврология новорожденных / Ратнер А.Ю // Бином, 2005

Автор

Елена Медведева
Специалист

Окончила Уральскую государственную медицинскую академию г. Екатеринбурга по специальности «Лечебное дело». Опыт работы: бригада интенсивной терапии, медик на предприятии.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector