Анатомия рефлексов человека

Содержание:

Диагностические цели

Исследование хоботкогово рефлекса имеет такие цели:

  1. Определение нормы развития. Хоботковый рефлекс проявляется у новорожденного с первого дня жизни и указывает на полноценность его развития. Соответственно, совершая пробу данного рефлекса, врач может сделать вывод о соответствии младенца физиологическим нормам.
  2. Оценка неврологического статуса новорожденного. При наличии определенных травм в процессе родов может повреждаться ствол мозга. У таких малышей безусловные рефлексы нарушены. В большей части случаев, хоботковый симптом начинает проявляться к седьмому дню жизни, а до этого выражен слабо либо отсутствует вообще. По результатам диагностики данного рефлекса в сумме с другими показателями, невролог совершает оценку неврологического статуса ребенка. Значимым при этом является длительность отсутствия проявления рефлекса, его интенсивность.
  3. Определение патологий у ребенка. В норме, реакция на касание в виде вытягивания губ в хоботок исчезает после второго-третьего месяца жизни. Если данная реакция присутствует на четвертом месяце и позже, это может быть свидетельством наличия определенных органических поражений головного мозга. Также о патологии может свидетельствовать наличие определенной асимметрии губ при вытягивании в трубочку либо полное отсутствие данной реакции в первые 2-3 месяца жизни. Следует также отметить, что случаи сохранения данного рефлекса до одного года, а иногда и до двух-трех лет, как защитно-приспособительная реакция, наблюдались и у здоровых детей.
  4. Выявление патологий во взрослом возрасте. При нормальном развитии, отсутствии патологий и отклонений развития, взрослому человеку не характерно проявления младенческих рефлексов, поскольку в них отпадает потребность. При неврологическом осмотре, положительная реакция на хоботковый рефлекс у взрослых может вызвать подозрения на наличие инсульта, энцефалопатии, черепно-мозговой травмы или бульбарного синдрома. Также реакция может быть диагностирована при псевдобульбарном параличе или указывать на диффузные поражения головного мозга. У здоровых людей умеренно выражен этот рефлекс может быть в пожилом возрасте.

Рефлексы у новорожденных

Основными врожденными рефлексами, которые действуют в первые месяцы жизни, считаются следующие:

  • глотательный;
  • сосательный;
  • хоботковый;
  • поисковый;
  • верхний защитный;
  • рефлекс Бабкина.

По этим рефлексам педиатр может определить, как развивается ребенок, как действует его нервная система. Благодаря им можно понять поведение малыша. Отсутствие какого-либо рефлекса может указывать на развитие в организме патологий. В то же время долгое неугасание автоматизма также должно настораживать.

Сосательный рефлекс. Данный рефлекс новорожденного проявляется на любое раздражение во рту, будь то сосок, соска и даже палец. При присутствии чего-либо ребенок тут же начинает совершать сосательные движения. Этот важный рефлекс присущ каждому здоровому и доношенному младенцу. Сохраняется рефлекс на протяжении всего первого года жизни.

Поисковый рефлекс

При нежном и осторожном поглаживании уголка рта у малыша, он опускает нижнюю губу и начинает отклонять язык в раздражающую сторону, активно искать материнскую грудь. Важный момент: если проверяется именно поисковый рефлекс, не прикасайтесь к самими губам, так сработает у ребенка хоботковый рефлекс

Прикосновение должно быть очень легким. При сильном раздражении, дискомфорте малыш, наоборот, отвернет голову в противоположную сторону. Рефлекс срабатывает до пяти месяцев, иногда присутствует дольше.

Кратко о рефлексах новорожденных и грудничков

В этой таблице перечислены рефлексы, которые наблюдаются у новорожденных. Учтите, что дети развиваются в разном темпе, поэтому возраст, в котором тот или иной рефлекс угасает, может быть разным.

Рефлекс Когда появляется Когда угасает
Рефлекторная улыбка С рождения 2 месяца
Рефлекс Моро С рождения 2-4 месяцев
Рефлекс автоматической ходьбы С рождения 2-4 месяцев
Поисковый рефлекс С рождения 4 месяца
Рефлекс выталкивания ложки С рождения 4–5 месяцев
Рефлекс фехтовальщика С рождения 4–6 месяцев
Верхний хватательный рефлекс С рождения 3–6 месяцев
Нижний хватательный рефлекс С рождения 4–8 месяцев

Наблюдать, как рефлексы постепенно заменяются осознанными движениями и реакциями, очень интересно, да и в целом радостно видеть, как ваш малыш развивается и меняется прямо на глазах.

Как была написана эта статья
Информация, представленная в этой статье, основана на рекомендациях специалистов, опубликованных достоверными (медицинскими и государственными) источниками, такими как Американская ассоциация педиатрии и Американский колледж акушеров и гинекологов. Полный список ссылок на источники, использованные для написания этой статьи, вы найдете в конце статьи. Информация на данной странице не заменяет профессиональной медицинской консультации. Всегда обращайтесь к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.

Филогенетическое развитие безусловных рефлексов

Согласно известному положению И. П. Павлова, безусловные рефлексы являются следствием закрепления естественным отбором и наследственностью тех приобретаемых на протяжении тысячелетий реакций, которые соответствуют повторяющимся факторам окружающей среды и полезны для данного вида.

Есть основания утверждать, что наиболее быстрые и успешные приспособления организма могут зависеть от благоприятствующих мутаций, которые отбираются впоследствии естественным отбором и уже передаются по наследству.

См. также Высшая нервная деятельность, Инстинкт, Рефлекс, Условный рефлекс.

Библиогр.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968, библиогр.; Афферентное звено интероцептивных рефлексов, под ред. И. А. Булыгина, М., 1964; Ведяев Ф. П. Подкорковые механизмы сложных двигательных рефлексов, Л., 1965, библиогр.; Виноградова О. С. Ориентировочный рефлекс и его нейрофизиологические механизмы, М., 1961, библиогр.; Гройсман С. Д. и Декуш П. Г. Попытка количественного исследования кишечно-кишечных рефлексов, Пат. физиол. и Эксперим, тер., в. 3, с. 51, 1974, библиогр.; Орбели Л. А. Вопросы высшей нервной деятельности, с. 146, М.—Л., 1949; Павлов И. П. Полное собрание сочинений, т. 1—6, М., 1951 — 1952; Петухов Б. Н. Замыкание после выпадения основных безусловных рефлексов, Труды Центр, ин-та усовершенств. врачей, т. 81, с. 54, М., 1965, библиогр.; Сальченко И. Н. Скрытые периоды миотатических рефлексов, обеспечивающих двигательные взаимодействия людей, Физиол. человека, т. 1, № 2, с. 317, 197 5, библиогр.; Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга, М., 1961; Слоним А. Д. Основы общей экономической физиологии млекопитающих, с. 72, М,—Л., 1961, библиогр.; Физиология человека, под ред. Е. Б. Бабского, с. 592, М., 1972; Франкштейн С. И. Дыхательные рефлексы и механизмы одышки, М., 1974, библиогр.; Шустин Н. А. Анализ безусловных рефлексов в свете учения о доминанте, Физиол, журн. СССР, т. 61, JSft 6, с. 855, 1975, библиогр.; Human reflexes, pathophysiology of motor systems, ed. by J. E. Desment, Basel a. o., 1973; Mechanisms of orienting reaction in man, ed. by I. Ruttkay-Nedecky a. o., Bratislava, 1967.

П. К. Анохин.

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.

Дефекты произношения у детей

Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко являются дисфункции языка, дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.

Методика применения безусловных рефлексов

Поскольку в практике работ по высшей нервной деятельности безусловный рефлекс является подкрепляющим фактором и основой для выработки приобретенных, или условных, рефлексов, вопрос о методических приемах использования безусловного рефлекса становится особенно важным. В опытах по условным рефлексам использование пищевого безусловного рефлекса основано на кормлении животного теми или иными пищевыми веществами из автоматически подающейся кормушки. При таком способе применения безусловного раздражителя непосредственному действию пищи на рецепторы языка животного неизбежно предшествует ряд побочных раздражений рецепторов, относящихся к различным анализаторам (см.).

Как бы ни была технически совершенна подача кормушки, она непременно производит какой-то шум или стук и, следовательно, этот звуковой раздражитель является неизбежным предшественником самого истинного безусловного раздражителя, то есть раздражителя вкусовых рецепторов языка. Для устранения этих дефектов была разработана методика непосредственного введения пищевых веществ в полость рта, при этом орошение вкусовых рецепторов языка, напр, раствором сахара, является прямым безусловным раздражителем, не осложненным каким-либо побочным агентом.

Следует отметить, однако, что в естественных условиях животные и человек никогда не получают пищу в ротовую полость без предварительных ощущений (вид, ощущение запаха пищи и т. д.). Поэтому методика непосредственного введения пищи в рот имеет некоторые ненормальные условия и реакцию животного на необычность такой процедуры.

Кроме такого применения безусловного раздражителя, имеется ряд методик, в которых животное с помощью специальных движений само получает корм. К ним относятся самые разнообразные приспособления, с помощью которых животное (крыса, собака, обезьяна), нажимая на соответствующий рычаг или кнопку, получает пищу, — так называемые инструментальные рефлексы.

Методические особенности подкрепления безусловным раздражителем имеют несомненное влияние на получаемые экспериментальные результаты, и, следовательно/ оценка результатов должна производиться с учетом вида безусловного рефлекса. Это особенно относится к сравнительной оценке пищевого и оборонительного безусловного рефлекса.

В то время как подкрепление пищевым безусловным раздражителем является для животного фактором положительного биологического значения (И. П. Павлов), наоборот, подкрепление болевым раздражителем является стимулом для биологически отрицательной безусловной реакции. Отсюда следует, что «неподкрепление» хорошо затверженного условного рефлекса безусловным раздражителем в том и другом случае будет иметь обратный биологический знак. В то время как неподкрепление пищей условного раздражителя ведет к отрицательной и часто агрессивной реакции экспериментального животного, наоборот, неподкрепление условного сигнала электрическим током ведет к совершенно отчетливой биологической положительной реакции. Эти особенности отношения животного к неподкреплению условного рефлекса тем или иным безусловным раздражителем хорошо могут быть выявлены по такому вегетативному компоненту, каким является дыхание.

Есть ли противопоказания у зондового массажа?

Противопоказания могут быть временными и абсолютными.

Временные противопоказания:

  • высокая температура;
  • плохое самочувствие, общая усталость;
  • тошнота и рвота;
  • повышенное артериальное давление;
  • высыпания на коже;
  • любые инфекционные болезни;
  • ротополостные инфекции, высыпания на слизистой полости рта (стоматит, гингивит);
  • стоматологические проблемы (кариес, пародонтоз и др.);
  • вирусные заболевания, например, герпес.

После исчезновения вышеперечисленных причин возможно выполнение массажного комплекса.

Абсолютное противопоказание:

все виды эпилепсии (массаж может стать причиной эпилептического припадка).

Рефлекс Моро у новорожденных

Для оценки здоровья новорожденного младенца большое значение имеют безусловные рефлексы. По их проявлению или отсутствию можно судить, все ли в порядке с крохой и не требуется ли малютке дополнительное обследование и лечение. Одним из важных врожденных рефлексов только что появившегося на свет ребенка и подрастающего грудничка является рефлекс Моро.

Рефлексом Моро называют один из безусловных рефлексов, проявляющихся сразу же после рождения (его можно увидеть, когда акушер обрабатывает кроху). Его впервые описал немецкий педиатр Моро в 1918 году, в честь которого и назван автоматизм

Важно понимать, что это не патологический рефлекс, а абсолютно нормальная реакция здорового новорожденного

Подробнее о рефлексах новорожденного можно узнать из следующего видеоролика.

Развитие безусловных рефлексов в эмбриональном периоде

Врожденный характер безусловного рефлекса особенно отчетливо выявляется в исследованиях эмбрионального развития животных и человека. На разных сроках эмбриогенеза можно проследить каждый этап структурного и функционального формирования безусловного рефлекса. Жизненно важные функциональные системы новорожденного оказываются полностью консолидированными к моменту рождения. Отдельные звенья иногда сложного безусловного рефлекса, как, например, сосательный рефлекс, включают различные части организма, часто на значительном отдалении друг от друга. Тем не менее они избирательно объединяются различными связями и постепенно составляют функциональное целое. Изучение созревания безусловного рефлекса в эмбриогенезе дает возможность понять постоянный и относительно неизменяемый приспособительный эффект безусловного рефлекса при нанесении соответствующего раздражителя. Это свойство безусловного рефлекса связано с образованием межнейрональных отношений на основе морфогенетических и генетических закономерностей.

Созревание безусловного рефлекса в эмбриональном периоде не является одинаковым для всех животных. Поскольку созревание функциональных систем эмбриона имеет главнейший биологический смысл в сохранении жизни новорожденного данного вида животных, то в зависимости от особенностей условий существования каждого вида животных характер структурного созревания и окончательное оформление безусловного рефлекса будет точно соответствовать особенностям данного вида.

Так, например, структурное оформление спинномозговых рефлексов координаций оказывается различным у птиц, которые после вылупления из яйца сразу же становятся полностью самостоятельными (курица), и у птиц, которые после вылупления из яйца являются долгое время беспомощными и находятся на попечении родителей (грач). В то время как цыпленок стоит на ногах сразу же после вылупления и через день пользуется ими совершенно свободно, у грача, наоборот, раньше всего вступают в деятельность передние конечности, то есть крылья.

Еще более отчетливо этот избирательный рост нервных структур безусловного рефлекса имеет место в развитии плода человека. Самой первой и отчетливо выявляющейся двигательной реакцией человеческого плода является хватательный рефлекс; он обнаруживается уже на 4-м месяце внутриутробной жизни и вызывается приложением какого-либо твердого предмета к ладони плода. Морфологический анализ всех звеньев этого рефлекса убеждает в том, что, прежде чем он выявится, ряд нервных структур дифференцируется в зрелые нейроны и объединяется между собой. Миелинизация нервных стволиков, относящихся к сгибателям пальцев, начинается и заканчивается раньше, чем этот процесс развертывается в нервных стволах других мышц.

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления

Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Воспроизвести медиафайл

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Пластинки Star Smile в помощь здоровому прикусу у ребенка

Стандартная пластинка Star Smile чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется “немного покоя”. Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что привычки высовывать язык и держать палец во рту могут привести к серьёзным нарушениям. И только в этом случае лечение будет успешным, если авторитет врача сработает. Лечение даже во взрослом возрасте всегда может быть успешным, но на это просто потребуется больше времени и средств. 

Как часто проводится массаж?

Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного

Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.

В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?

  • при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
  • при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
  • при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
  • используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
  • при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
  • при нарушении глотания и жевания.
  • при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
  • при ринолалии.  Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector