5 способов, как пережить кризис первого года у ребенка

Что делать родителю

Точно не стоит подавлять бунт агрессией. В лучшем случае это приведет к неврозу, а в худшем — к замалчиванию кризиса, который, как ни крути, прожить все-таки надо. Еще одна провальная тактика — не замечать нового поведения ребенка и никак на него не реагировать.

Родителям стоит держать в голове, что сын или дочь теперь чувствуют себя очень взрослыми, так что претендуют на совершенно новый статус в семье и на новые бытовые задачи. Они хотят сами решать, во сколько ложиться спать и что нужно делать в первую, а что во вторую очередь.

Поэтому с малышом нужно общаться как с чуть более взрослым человеком. Попробуйте дать ему больше самостоятельности и новых, взрослых поручений. Попросите ребенка полить цветы, помочь вам нести домой пакеты из магазина, накрыть на стол или размешать крем для торта. Поручите ему самостоятельно завязать шнурки перед прогулкой или насыпать корма кошке. Позвольте ребенку выбрать, что сегодня надеть, и не спорьте, даже если дочка решила, что балетная пачка в сочетании с короной принцессы и рейтузами — то, что надо. В конце концов, это не открытие Парижской недели моды.

Попробуйте поиграть в школу — в отличие от машинок и кукольных чаепитий, эта игра кажется 6-7 летним малышам достаточно взрослой и серьезной. И неустанно подчеркивайте, какой у вас самостоятельный ребенок вырос, как он вам помогает и как вы на него рассчитываете.

Сергей Громов, Детский психолог, консультант, тренер, эксперт портала «Я — родитель»

Как и любой кризис, кризис 6–7 лет у вашего ребенка — это возможность перемен и роста. Кроме того, это ваш шанс поддержать его в непростой период и наладить с ним новые отношения — партнерские, а не созависимые, как раньше.

Поддерживайте ребенка, когда он демонстрирует вам свою взрослость. Особенно там, где у него что-то не получается, — так вы выходите на новый уровень совместной деятельности и сотрудничества.

На самом деле помочь должна и школа — и она, как правило, помогает. Когда ребенок фактически и юридически приобретает статус ученика — то есть получает подтверждение своей взрослости и нового положения в семье и в социуме — кризис прекращается. Поэтому не пренебрегайте подготовкой к школе: все эти ручки, портфели, форма значат для ребёнка больше, чем нам может показаться.

Еще один способ помочь ребенку показать миру свою взрослость и подготовить его к началу учебы — записать его на дошкольную программу в летнюю школу Skysmart. Этот интенсивный, но увлекательный онлайн-курс идеально подойдет будущим первоклашкам

Мы играючи подготовим малыша к серьезным занятиям, научим его запоминать новое, концентрировать внимание, повторим буквы и цифры

Что такое кризис 1 года

Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

  • частые капризы, причины которых сложно понять;
  • перепады настроения.

Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные
шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии
ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3)
существует переходный период, который называется «кризис
1 года»
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные
реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать.
Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями
в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь,
которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается
от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые»
слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).

Родителям запрещено

Вместо того, чтобы ставить малышу повсеместные преграды и запреты, для начала запретите себе:

  • Давить на ребёнка своим авторитетом. Мол, я старше, мудрее и сильнее, я-то всё знаю лучше.
  • Постоянно помогать малышу. Так вы лишите его самостоятельности и, взрослея, он так и будет прятаться за мамину юбку.
  • Противоречия в воспитании внутри одной семьи. Бабушка сказала «можно», купила игрушку, похвалила; мама кричит «нельзя», «не куплю» и ставит в угол.
  • Кричать, ругаться, жестикулировать, агрессивно себя вести в присутствии малыша.
  • Повышать голос на него, бить.
  • Всё своё время уделять ребёнку. У вас могут быть свои важные «взрослые» дела и малыш должен это понимать.

Кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

Как проявляется

Самое сложное — распознать кризис 1-го года, т. к. психологическое взросление, как и физиологическое, сугубо индивидуально. Название носит условный характер: у одних детей его проявление наблюдается уже в 8 месяцев, другие могут прийти к этому только в 15 месяцев. Обычно это происходит в течение 3-4 недель после того, как ребёнок начинает ходить

И вот тут важно заметить признаки, которые свидетельствуют о начале становления личности

Главным проявлением первого возрастного кризиса являются гипобулические реакции. В психологии под этим понятием подразумеваются ярко выраженные эмоции, в основе которых лежит недовольство. Запрет на желаемое или просто его физическая недосягаемость порождает в ребёнке агрессию, он входит в кратковременное состояние аффекта и стресса и требует любыми доступными способами то, что ему нужно. Эти вспышки характеризуются:

  • громким плачем, но чаще всего без слёз (они могут пойти потом, когда состояние аффекта закончится, а желаемое ребёнок так и не получит, и это будет уже другая реакция — разочарование и обида);
  • резкими движениями: взмахи руками, топанье ногами, мотание головой, может даже упасть навзничь;
  • живой мимикой: нахмуренные брови, плотно сжатые губы, сузившиеся глаза;
  • требовательными интонациями: взрослые могут не понимать детского лепета, но по недовольному тону и быстрому темпу речи будет понятно, что малыш что-то требует и рассержен.

Гипобулические реакции могут проявляться в разные моменты. Чаще всего их причина лежит на поверхности и вполне понятна взрослым. Например, ребёнку не дали игрушку или заставляют есть пресную кашу вместо вкусной конфеты. Но иногда провоцирующий фактор завуалирован и далеко не так просто распознать, что именно ему не нравится. Это может быть детская ревность (когда кто-то целует маму или она при малыше активно общается с кем-то другим) или нехватка внимания (взрослые заняты своими делами, а он должен развлекать себя сам).

Гипобулические реакции чаще всего протекают бурно, с истерическими нотками. Однако внимательные родители на их фоне могут заметить и более смягчённые проявления кризиса:

  • любопытство: малыша тянет ко всему запретному — розеткам, электроприборам, открытым окнам, дверям;
  • чрезмерная активность, непоседливость;
  • сопротивление маминым действиям (более мягкое, чем при гипобулических реакциях) — например, настойчивое срывание шапки с головы;
  • назойливость: ползает (ходит) за мамой или папой по пятам, не отстаёт ни на минуту, не отпускает даже в туалет, дёргает за одежду, пытается что-то говорить и требует ответа;
  • отказ от привычных ритуалов (не обязательно посредством гипобулических реакций): не хочет спать, есть, гулять, умываться, одеваться и т. д.

Чаще всего первый психологический кризис ребёнок переживает достаточно бурно, т. к. у него ещё нет способности саморефлексии. Все свои эмоции он демонстрирует, чтобы донести до взрослых свои ощущения и противоречия. К сожалению, большинство родителей списывают эти капризы на недомогание или, что ещё хуже, на плохой характер (молодые мамочки нередко говорят фразы вроде «вредный — весь в папашу»).

Это приводит к тому, что в плане психологического развития малыш остаётся без помощи, что впоследствии негативно сказывается на его формировании как личности. Неразрешённые противоречия могут тянуться за ним ещё длительное время, препятствуя в дальнейшем нормальной социализации.

Последствия

Если кризис 7 лет благополучно пройден, благодаря этому начнут формироваться положительные паттерны поведения и психические новообразования:

  • ребенок станет серьезно, со всей ответственностью относиться к учебе;
  • обогатится его эмоциональная палитра;
  • осознает социальные роли;
  • появятся увлечения.

Если кризис 7 лет осложняют незнание родителей, конфликтные ситуации в классе, внутрисемейные сложности, это может негативно отразиться на психическом состоянии ребенка и обернуться отрицательными последствиями. Ребенок:

  • потеряет интерес к учебе;
  • будет обостренно воспринимать критику;
  • будет иметь низкую самооценку;
  • разовьются комплексы;<?li>
  • станет агрессивным, в поведении появятся проявления жестокости;
  • дезадаптируется в социальной среде и в учебном заведении;
  • потеряет доверие и близость с родными и близкими.

Кризис 7 лет у детей считается явлением обычным на этом возрастном этапе. Однако это не означает, что взрослые должны перетерпеть, не предпринимать никаких действий. Из-за спокойствия родителей впоследствии появятся серьезные проблемы

Недостаточное внимание родителей, отчужденное отношение педагогов способствуют формированию у детей таких паттернов поведения и комплексов, с которыми впоследствии бороться придется психологам. Поэтому необходимо понимать, как помочь начинающему школьнику в преодолении всех трудностей

Запрещенные действия

Кроме выработки единой линии поведения для всех близких, родители не должны впадать в крайности. Нельзя тотально все запрещать и контролировать каждый шаг крохи. Это приведет к инфантильности крохи. Категорические запреты ставят под угрозу нормальное развитие, поскольку мешают познавать мир.

Однако вседозволенность, потакание капризам вредны. Это избалует малыша, он не сможет адекватно воспринимать правила поведения в обществе.

Психологи советуют не применять следующие меры:

  1. Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание не возымеет действие, а только навредит малышу.
  2. Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда. Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.
  3. Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.

Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает

Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.

Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать

Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Кризис 7 лет.

Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь

Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка

На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.

Случай из практики.

На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было. Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки. Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье. Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.

Каковы основные признаки первого кризиса?

Не заметить его трудновато, конечно. Но когда старшие родственники начнут говорить вам, что вы его избаловали (потому он и орет) или просто не умеете воспитывать (иначе как объяснить, что он орет?), вы утешитесь тем, что на самом деле вы ни в чем не виноваты, а ваш малыш просто растет и развивается, как любой ребенок. Итак: во время кризиса первого года вы можете заметить, что ребенок чаще и интенсивнее, чем раньше, капризничает, впадает в истерику, отказывается от еды, проявляет агрессию, не желает отпускать вас от себя, требует повышенного внимания, отказывается выполнять просьбы, ведет себя противоречиво и непоследовательно. И все это практически одновременно и в течение всего дня. Да, это трудное время. Но это не ваша вина! И не вина ребенка. Ему трудно и он очень нуждается в вашей заботе (а не в том, чтобы его оставили в комнате проораться и понять, что он сделал не так). Помогите ему пройти через кризис с уверенностью в том, что он по-прежнему любим, что его поддерживают и оберегают самые главные люди в его жизни.

Что нужно делать

Кризис первого года жизни ребенка в психологии обозначен, как один из важнейших этапов развития. От того, как вы поведете себя с ребенком, зависит многое. И то, как он перенесет этот кризис, и то, как он будет себя вести в дальнейшем.

Чтобы малютка не травмировался, уберите все опасные предметы из зоны его досягаемости. Телевизор, компьютер и прочая техника должны стоять на устойчивой мебели, и достаточно высоко. Тяжелые предметы должны стоять там, где кроха до них не дотянется. Если малыш сможет достать шнур утюга, то он обязательно стянет его себе на голову. Поэтому, чтобы не переживать за малыша и не контролировать каждый его шаг, обезопасьте вашего карапуза. Свобода и самостоятельность очень важна для крохи в этом возрасте.

  • Чтобы у малыша все-таки сформировалось понятие опасных предметов, некоторые специалисты рекомендуют дать ребенку получить негативный опыт под присмотром родителей. Например, слегка уколоться иголкой или дотронуться до достаточно горячей чашки. При этом постоянно повторяя, что это горячо или колется. Только не переусердствуйте в стараниях показать все опасности, которые таят в себе бытовые предметы.
  • Рассказывать, что эти витамины вкусные и полезные, а эти белые таблетки опасны, нет никакого смысла. Для крохи они одинаковы, поэтому все то, что нельзя пробовать на вкус, уберите с глаз долой.

Постепенно мы подошли к самой болезненной теме – это капризы и истерики. К сожалению, мы не можем дать стопроцентно действующий совет для мам, как быстро успокоить кроху. Потому что таких рекомендаций просто не существует. Вам нужно запастись громадным терпением и при каждой истерике малыша сохранять спокойствие и попытаться в игровой форме показать своему чаду, как нужно себя вести. Если он не хочет купаться, положите в ванночку резиновую уточку, искупайте ее вместе, затем вытрите полотенцем, сделайте игрушке массаж и уложите спать. Возможно, так кроха и сам захочет искупаться. Если малыш не хочет надевать слюнявчик для кормления, оденьте такой же на маму и на папу, покажите на своем примере, как себя вести.
После небольшой разлуки с мамой, например, когда она ходила по магазинам, кроха может прилипнуть к ней и не отпускать долгое время. Карапуз может виснуть на ногах, кусаться и не давать делать повседневные дела. В таком случае, поиграйте с малышом хотя бы полчаса

Когда он увидит, что мама рядом, что она уделяет ему внимание и по-прежнему очень любит, то вскоре сам захочет свободы и самостоятельности. Для достижения полного счастья дайте ему игрушки и посадите рядом с собой, тогда вы спокойно сможете приготовить ужин или подшить вещи.

Последствия кризиса

Когда кризисный период закончится, наступит затишье, которое продлится до следующего кризиса – трехлетнего. Он имеет свои особенности, и родителям точно так же понадобится быть внимательными и осторожными по отношению к ребенку. Что касается кризиса 1-го года, то его окончание говорит о том, что малыш перестал быть младенцем и перешел на новый этап жизни. Возрастные психологи называют его ранним возрастом или ранним детством .

Если родители не совершили в кризисный период серьезных ошибок, дальше малыш продолжит взрослеть в естественном и здоровом темпе, радуя родителей новыми знаниями, физическим и психологическим ростом. Помните: кризис – это сложно, но нормально. Он не говорит о проблемах и болезнях, а просто знаменует переход вашего малыша на новый этап развития.

Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»

М. Хилько, М. Ткачева. «Возрастная психология»

Заряна и Нина Некрасовы «Пять детских кризисов. Любить ребенка, помогать ему расти»

(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.

2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

Можно начать с интернет-семинара Послушание без криков и угроз>>>

Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.

  • Почему ребенок ломает игрушки и как от этого отучить?
  • Как научить ребенка убирать за собой игрушки?
  • Как не кричать на ребенка?

Кризис 1 года

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы

Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо

Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Что говорят психологи

Психика маленького человечка развивается неравномерно. Представьте сами, сколько всего предстоит узнать малютке. Он знакомится с окружающим миром и новыми людьми, стремится к самостоятельности и уже имеет свое изменчивое, но убедительное мнение.

Чем старше он становится, тем стремительнее путь развития. Согласитесь, было бы странно наблюдать за школьником с поведением дитя первого года жизни?

Изменение модели поведения и прогрессирование личности сопровождают кризисные скачки. У психологов есть для них целый календарь.

С ним мы сталкиваемся на протяжении всей жизни – сначала в детстве, потом в подростковом периоде, в отношениях с партнером, после 30 лет, 50, 60…

  • Как определить, что у вашего ребенка возрастной кризис?
  •  Он не поддается тем способам воспитания, которые «работали» раньше.
  • Ведет себя непредсказуемо, наблюдаются скачки настроения.
  • Часто капризничает, становится вспыльчивым, даже жестоким.

  • Эмоциональные всплески длятся дольше недели.

Дети все разные и кризис у них может протекать по-разному. Если вы прочитали перечисленные пункты и подумали: «А мой живчик всегда себя так ведет», знайте – главным признаком является нехарактерное поведение, странное, подозрительное.

Это значит, что эмоциональный карапуз может стать замкнутым, молчаливым, неактивным или, наоборот, вести себя слишком вызывающе. Спокойные и послушные детки обычно заметно меняются в худшую сторону.

Когда же ждать этих «страшных» времен? Все очень индивидуально и зависит от психического развития ребенка. Ниже вашему вниманию представлен календарь кризисов 1 года, 3 и 7 лет.

Учимся распознать кризис по признакам

Как и в любом другом случае, данное состояние у ребенка тоже имеет свои отличительные признаки. Узнав их, родители могут не испугаться и зря не переживать.

  1. У малыша резко меняется поведение – ребенок, который раньше был активным, всегда в хорошем настроении, вдруг теряет своё настроение. Он по большей части бывает недовольным и даже любимые занятия и процедуры, которые всегда доставляли ему приятные ощущения, становятся ему в тягость и он может отказаться от их выполнения. Это может быть как плавание, так и любимая игра и даже прогулка. К тому же малыш становится агрессивным.
  2. Противоречия в его поведении – во время кризиса кроха может хотеть что-то (к примеру, игрушку), но потом сразу же отказаться от него. Это касается и его желаний, малыш может проситься к вам на ручки, а потом ударить вас.
  3. Требование к вниманию – еще одним явным признаком кризиса первого года является его желание быть в центре внимания всех. Он может показывать чувства ревности, требовать, чтобы все смотрели на него, проводили с ним время и тому подобное.
  4. Обидчивость – малыш в этот период становится очень чувствительным и может очень легко обижаться, когда взрослые делают ему замечание.
  5. Упрямство – непослушание и упорство становятся его каждодневным поведением.
  6. Беспричинные капризы и истерики – именно в этот период у малышей начинаются капризы и истерики, без особых поводов и причин.

Это самые явные признаки того, что у малыша кризис. Ко всем выше описанным признакам надо добавить еще и то, что малыш боится потерять маму из виду. И когда она отходит, даже на несколько минут, у него начинается самая настоящая истерика.

Сладкий сон с мамой

Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.

Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой — это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой — значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди — все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность — залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.

Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.

Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже «большой» он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector