Возрастные кризисы: от новорожденного до подростка

Право на собственные решения

На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».

Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:

  • Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
  • Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
  • Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
  • Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.

С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.

Терпение взрослых и расширение возможностей малыша – это главные помощники в преодолении этого сложного жизненного этапа.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Адаптация к детскому саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три — пять месяцев).

Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

1-й вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания — более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант: Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Любые родители хотят, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Обращение к детскому психологу перед поступлением ребенка в детский сад поможет вам максимально справиться с этой задачей. Специалист проведет диагностику готовности малыша, даст профессиональные рекомендации родителям, чтобы процесс привыкания ребенка к новым условиям был менее болезненным как для ребенка, так и для всей семьи.

Отпустить ребенка — труднее, чем пережить банкротство

Возможно, я немного драматизирую от усталости — довольно сложно дались последние два года с зарабатыванием на репетиторов. Но — не поэтому ли у нас так мало настоящих взрослых, способных выстраивать гармоничные отношения, нести ответственность за собственное благополучие — не потому ли, что мы, взрослые, сами не прошли сепарацию от своих родителей? Может быть, поэтому нам сложно отпускать наших детей, доверять им их жизнь — потому что в нашем опыте не было момента, когда нам отдали нашу?

И мы подсознательно стремимся повлиять, удержать, сохранить — даже если умом понимаем, что не сможем — потому что нас самих съедает страх неопределенности? И это двойная неопределенность: “как мой ребенок справится с жизнью” и “как я сама справлюсь с жизнью, которая теперь будет строиться только вокруг меня”?

Я проходила банкротство, несколько раз меняла карьерные траектории, закрыла несколько проектов, которые были делом моей жизни, — но ничто из этого не сравнится с риском неопределенности при отпускании ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.

Да, я понимаю, что мои функции на этом не закончились — я все еще моральная и финансовая поддержка. И мы точно будем дружны с моей дочерью, я ее люблю и буду с ней рядом. И да, я понимаю, что это этап, он закончится, мы адаптируемся, и я найду свой смысл. У меня для этого и психотерапевт, и антидепрессанты, и инфраструктура поддержки и заботы о себе: подруги, спорт, отпуска, массажи, духовные практики.

Самое болезненное для меня в этом сепарационном периоде — это встретиться со своими чувствами, которые я как будто бы прятала все эти годы, волевыми сверхусилиями двигаясь к цели и вкладываясь в смысл “быть хорошей матерью”. Возможно, так не у всех и кто-то умеет жить в ладу с собой, выстраивая семейную систему с учетом своих интересов. Но для меня по-честному отпустить подростка жить свою жизнь оказалось очень сложной задачей. И да, все свои трудности я отнесла в терапию, потому что очень хочу прожить вторую половину жизни (ну, или сколько мне там будет еще дано) счастливым и реализованным человеком.

Я живу одна полтора месяца, и три дня назад уехала в отпуск к морю. Глядя на бушующие волны, подкатывающие к моим ногам, я наконец-то сформулировала тот смысл, который могу противопоставить страху неопределенности, парализующему меня. Этот смысл — любовь. Любовь к себе, к жизни, к миру. Мне хочется понять, как это, и научиться из этого жить.

Посмотрим, как у меня это получится. Наверняка займет много времени и сил — ровно столько, сколько нужно, чтобы стать окончательно взрослой и самостоятельной. Забавно, что это совпало с периодом, когда самостоятельную жизнь начал мой собственный ребенок. И здорово, что это вообще сформулировалось как смысл. Это дает надежду.

Комментарий от дочери. На самом деле, мы вместе ушли в поиски нового смысла. У нас в жизни часто совпадало, когда мы исследовали одно и то же. И вот это погружение в новый уровень осознанности — тоже наш новый общий этап.

Кризис новорожденного

Рождение – это, прежде всего, изменение условий жизни. Ребенок попадает из привычной среды, где он был защищен от внешних факторов, в совершенно новый мир. Естественно, такие серьезные перемены требуют адаптации, которая и происходит у новорожденного.

Следующий важный этап первого года жизни – формирование доверия или недоверия к миру. Если отношения с близкими взрослыми (родители, бабушки, няня или опекун) дают малышу ощущение защищенности и безопасности, то на протяжении всей последующей жизни человек будет открыт для мира и познания. Ребенок, который провел первый год рядом с заботливыми и эмоционально стабильными взрослыми, дальше станет активным исследователем с высоким познавательным интересом.

Если ребенок в первый год жизни не получил полноценного эмоционального общения, ласки, заботы и у него не сформировалось доверие к миру, дальнейшее развитие будет направлено на преодоление тревожности и восстановление чувства безопасности.

На активное исследование мира сил у такого малыша может не остаться, что в последствие отрицательно скажется на процессах мышления и интеллектуальном развитии

В случае если при этом родители обращают внимание на сложности адаптации к социуму и на сниженный познавательный интерес еще до школы, психологическая работа будет эффективной.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Что делать, если ребенок никуда не отпускает маму

Бывают ситуации, когда ребенок ни на минуту не отпускает от себя маму. Он ходит за ней как привязанный и начинает плакать, если он куда-то вышла. В раннем возрасте дети очень привязаны к своей маме. Им необходима уверенность, что мама всегда будет рядом, никуда не денется. Чтобы ребенок легче переносил разлуку с мамой, психологи советуют следующее:

Например, многие мамы любят «сидеть» в интернете, а ребенок играется рядом. Казалось бы, мама находится вместе с ребенком, видит его, но малыш чувствует, что он не с ним.

    • Проводите с ним время насыщенно, играйте, разговаривайте, говорите обо всем, а главное, что вы всегда будете рядом.
    • Не пугайте малыша, что уйдете и оставите его одного или отдадите кому-то, когда он плохо себя ведет

Это травмирует психику ребенка. Делает его уязвимым. Малыш должен чувствовать, что в любой ситуации мама с ним и любит его.

Обязательно говорите ему куда идете и зачем, даже если кажется, что он не понимает.

Если мама возвращается, когда малыш кричит и плачет, он это быстро поймет и будет манипулировать мамой.

Играйте с малышом в прятки

Так он привыкнет, что мама ненадолго пропадает и появляется снова и будет меньше бояться ее исчезновения.

Стоит проявить немного любви и терпения, ведь малыш быстро растет и меняется

Скоро он сможет обходиться и без мамы, но важно, чтобы он был всегда уверен в ее любви и заботе. Это поможет вырасти ему более уверенным в себе человеком

Кризис 3 лет. Причины истерики у ребенка

Кризис детей в возрасте 3-4 лет знаком многим родителям, очень часто они обращаются с этой проблемой к детскому психологу. Это неудивительно: в этом возрасте ребенок переходит от младенчества к периоду раннего дошкольного возраста. Здесь ребенка ожидает множество перемен: смена привычек, приоритетов, образа жизни и черт характера.

Интересное наблюдение: обратившись за помощью к бабушкам и мамам, вы наверняка услышите ответ, что раньше ни о каких кризисах никто и не знал, подобных проявлений у детей не было. Здесь можно списать все на простую забывчивость, но все же, существуют валидные исследования, которые доказывают, что появления, о которых мы поговорим ниже, происходят с детьми при избыточном воздействии на них множества магнитных полей.

Поэтому, чтобы оказать помощь трудным детям и избавиться от симптомов кризиса 3 лет, начните с ограничения просмотра телевизора, использования телефона и планшета. Это будет первым шагом к ответу на вопрос: «Что делать с трудным ребенком?», а также равновесию и гармонии не только для вас, но и для самого малыша.

Итак, проявления кризиса 3 лет:

  • Упрямство.
  • Истерики.
  • Протесты.

В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, но на самом деле он всё ещё слишком зависим от мамы. Отделиться от нее он ещё не способен. А нам, взрослым, кажется, что он уже такой самостоятельный! Именно это приводит родителей в замешательство.

Что чувствует мама, когда ребенок психует, а затем падает в истерике на пол в магазине? Маме стыдно за своего ребенка! Правильное ли чувство она испытывает? Как ей вести себя в такие моменты?

Обращали ли вы внимание, как в таких ситуациях ведут себя родители-иностранцы? Они абсолютно спокойны! Они не выходят из себя и не хотят провалиться сквозь землю от стыда, даже когда их ребенок бьётся головой о пол или опрокидывает себе на голову тарелку. У них изначально другой настрой и восприятие: они принимают как должное все, что происходит с ребенком во время его развития и роста

У нас иной менталитет: родители испытывают чувство неловкости и стыда за любые действия своего же ребенка.

Итак, давайте подытожим

  • Перед наступлением 3-х летнего возраста проведите работу с ребенком, результатом которой должно стать понимание ребенком слова “нет” и других ограничений.
  • Не испытываете чувство вины! Это не вы плохая мама, это просто такой период в развитии ребенка, его нужно пережить и он закончится.
  • Если вам нестерпимо хочется повысить голос, уйдите в сторону и начните считать вслух, пока с вас не сойдёт весь гнев.
  • Если истерика у ребенка случилась дома – не обращайте на него внимания в течение 5 минут, вы сами увидите, как его активность начнет снижаться.
  • При возникновении истерики на публике попробуйте сразу отвлечь ребенка. Если не помогает – просто заберите его из ситуации, либо сидите рядом и ждите. Но! Ни в коем случае не уходите, не прячьтесь и не оставляйте ребенка одного! Для малыша это катастрофа, крушение его безопасного мира!
  • Не провоцируйте ситуации, если вы заранее знаете, что они могут вызвать истерику у ребенка.
  • Запомните: зеркало для ребенка – это его родители! Если дома постоянно кричат, плачут и скандалят, ребенок будет копировать ваши эмоции. Поддерживайте в своем доме гармоничную атмосферу, причем это касается не только данного возрастного периода.
  • Ограничьте планшеты, телевизоры и телефоны! Это вообще бич современного общества. Как просто! Дал ребенку игрушку и забыл про него… Да, это сложно, но это сработает!

Поймите, все проявления детей в этом возрасте означают проверку границ их возможностей! В этом возрасте они таким образом прощупывают границы дозволенного и ищут рамки управления родителями. А насколько широки будут эти рамки и границы – зависит только от вас! И если вы не чувствуете в себе уверенности справится с подобной проблемой самостоятельно, то стоит обратиться к детскому психологу, который даст четкий и пошаговый план как минимизировать стрессы и не сойти с ума.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:

Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.

Помочь ребенку смириться с тем, что маме некоторое время нужно побыть одной в ванной комнате, могут яркие картинки или фантики от конфет. Взяв с собой несколько таких картинок, мама может увлечь тревожного малыша интересной игрой: малыш с нетерпением ждет, когда из-под двери появится очередная яркая картинка. Если картинок под рукой нет, можно петь песни. Слыша голос мамы, малыш не будет переживать из-за того, что она исчезла.
Смириться с запретами ребенку будет легче, если родители будут предлагать альтернативные разрешенные действия. Например: «Книжку нельзя рвать. Ее можно листать и смотреть картинки», «Когда кота дергают за хвост, ему больно. Кота можно только гладить».
Стимулировать соблюдение режимных моментов помогут игрушки. Если ребенок не хочет чистить зубы, можно попросить плюшевого мишку показать, как он чистит зубки

Если перед сном девочка капризничает, можно обратить ее внимание на то, что кукла Катя уже спит, потому что она послушная.
Эффективным способом купирования вспышки негативных эмоций является переключение внимания малыша на что-то другое.

Признаки

В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:

  • стремление к самостоятельности;
  • бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
  • попытки обозначить словом свои потребности;
  • упрямство и настойчивость в получении желаемого;
  • стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.

Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.

Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников

В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.

Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки.
Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот.
Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки».
Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой.
После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать

Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем.

Рекомендации от Комаровского

Популярный доктор дает три совета родителям о том, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

  • Как можно меньше запретов. Слово «нельзя» нужно произносить только в том случае, если это действительно критично для ребенка или других людей. Иначе оно перестанет восприниматься как сигнал об опасности, ребенок перестанет его выполнять. И это может привести к беде.
  • Единство системы воспитания. Все взрослые члены семьи обязательно должны договориться о правилах, чтобы малыш не имел возможности получив запрет от одного из них, уговорить на разрешение другого. Если сладкое нельзя есть до обеда, то никто не должен этого позволять: ни папа, ни мама, ни бабушка.
  • Постоянство правил. Ребенок должен знать, что правила работают всегда, каждый день. Если сегодня малышу разрешили не прибирать игрушки перед сном, то завтра уговорить его это сделать будет крайне проблематично.

Доктор Комаровский также считает, что кризис 3 лет – это нормальный период в развитии малыша, в который родители должны знать, как с ним справиться и помочь повзрослеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector