Развитие ребенка в 20 месяцев и 2 недели: кризис двух лет и неудобные вопросы о гениталиях

Что же нужно делать

В этот период малыш хочет самостоятельности, и ее необходимо давать, только делать это нужно разумно: вы можете время от времени давать возможность выбирать игрушки в магазине, предлагать ребенку выбрать одежду для прогулки и блюдо, которое он или она хочет съесть на завтрак или обед

Только важно провести определенные границы и придерживаться их.
Важно предварительно подготавливать своего малыша к новым событиям, т. к в 2 года он еще не способен быстро переключаться с одной деятельности на другую

Например, если ваша прогулка подходит к концу, не стоит резко тянуть карапуза домой, это только спровоцирует начало возникновения негативных эмоций и возможной истерики. Правильнее сказать: «Сынок (доченька), через 15 минут мы будем собираться домой…». Это подготовит малыша к новым событиям.
В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие и невозмутительность. Это одно из самых сложных условий, которое важно выполнять, но благодаря этому, вы сможете избежать множества конфликтов, а это очень важно.

ГЛАВНОЕ В КРИЗИСЕ — СПОКОЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Во всей этой суматохе приезда с дачи, празднования дня рождения сыночка, растерянности и попытке найти новые варианты общения с ребенком, я несколько снизила свой темп написания статей. А еще поймала себя на мысли, что не могу писать на те темы, которые были запланированы мной. И на мое, честно говоря удивление, я стала писать о том, что так волновало меня – о моем сопротивляющемся малыше, о его кризисе 2-х лет…

А еще в очередной раз ощутила чудо-терапию выплескивания своих чувств на «лист Windows Live Writer» (именно эту программу я использую для написания статей).

Я достаточно подробно писала о причинах создания своего блога в статье «Зачем мне, а возможно и Вам, блог?», а недавно обнаружила еще одну, причем весьма эгоистичную причину!

Блог, как и обычный дневник, обладает отличным психотерапевтическим эффектом.  Тревожит что-то – написала статью, опубликовала, пару раз сама прочитала, кто-то прокомментировал, глядишь уже и гораздо спокойнее внутри.

Вот так и с данной статьей. Мой двухлетка – отличный мальчик и я его очень люблю, а его несносное поведение – лишь очередной этап становления личности.

Это надо просто пережить. Не зря на востоке есть несколько этапов отношения к ребенку.

  1. До пяти лет «ребенок – Бог». Взрослые позволяют ему все.
  2. От 5 лет до 14 «ребенок – слуга». Где-то в возрасте от 7 до 10 лет у ребенка формируются трудовые навыки, именно здесь нужно прививать трудолюбие и учить выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Ну и как раз активно воспитывать.
  3. После 14 лет «ребенок – друг». А здесь уже стоит признать, что все что могли вы в ребенка вложили, теперь остается не испортить доверительные отношения и пожинать плоды своих трудов. Это как раз период сложнейшего подросткового возраста и к нему необходимо готовиться с пеленок.

Ну вот, себя убедила, что у нас все хорошо, эмоции и мысли в просторы интернета запустила, могу с чувством удовлетворения начинать готовиться к нашему долгожданному отпуску.

Мы долго этого ждали и заранее готовились.

О том как мы бронировали свой тур я писала в статье «Как получить загранпаспорт быстро и без очередей», а о нашем последнем отпуске «не на даче» – в статье «Наш отпуск на машине из Питера к Черному морю».

Через неделю мы летим на Кипр!!! Всей семьей!!! На 21 день!!! Мы ждали этого 3 года и вот счастье не за горами!!! Правда, скажу честно, я пока с трудом во все это верю.

Поэтому следующая статья будет моим отчетом о нашей поездке, с фотографиями и конечно же полезными советами по путешествию с детьми. Я как раз активно изучаю этот вопрос.

А на этом я не прощаюсь, говорю «До свидания».

Я скоро вернусь, и полная сил и энергии продолжу писать интересные и, надеюсь, полезные для Вас статьи, которые усилят движение к поставленным мною целям.

Я желаю Вам спокойно относиться к детским кризисам, особенно кризису 2 лет у ребенка, как можно больше теплых сентябрьских деньков и отличного солнечного настроения! И обязательно привезу с Кипра кусочек тепла на свой блог!!!

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

Истерика у ребенка

Очень часто в конфликтной ситуации родители пытаются отвлечь внимание на что-то более интересное. Однако, этот способ хорош только для совсем маленьких детей

Ситуация будет повторяться снова и снова, пока не будет разрешена.

Так что если истерика все же случилась, то избегайте ублажений, переключения внимания и уговоров. Прежде всего, простыми и краткими фразами объясните маленькому капризе, почему его требования не будут удовлетворены. Если ребенок пришел сам, приласкайте его, обнимите и обязательно обсудите произошедшее, если не сейчас, то попозже, когда страсти окончательно утихнут.

Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться

Мы в соцсетях

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ

И я начала активно применять те приемы, которые рекомендуют последователи Альфреда Адлера и о которых я подробно писала.

В борьбу не вступать, говорить о правилах взаимодействия в семье,  о логических последствиях и применять их… Все бы ничего, но двухлетний ребенок, несмотря на то, что весьма смышлен и уже многое понимает, все-таки мал для данных приемов.

Я полезла в интернет и задала поисковику запросы «двухлетний ребенок не слушается», «кризис 2 лет у ребенка»…

Оказывается я не одинока со своим малышом и многие мамы на форумах обсуждают своих непослушных чад.

Натолкнулась даже на такое письмо. Цитировать не буду, передам основной смысл.

Мама двухлетнего ребенка обращается с просьбой о помощи к мамочкам-форумчанкам. Ее ребенок не слушается, они с папой его активно наказывают, а он еще хуже становится, переживают, что так и до колонии дело дойдет…

Ответы на такое письмо были разными, но большинство, слава Богу, маму эту осудили за такое рвение наказывать и пытаться усмирить неразумное дитя.

Все мы хотим лучшего для своих детей, да только надо понимать когда и что следует корректировать, а что на самом деле нормально и со временем проходит само. Как говорится, ребенок израстется.

Я успокоилась, поняла, что не одинока и что ключевым словом и действием для улучшения поведения ребенка является «отвлечение и занятие». Возможно кто-то скажет, что это и так очевидно, но для меня сейчас это явилось маленьким открытием!

И вот сейчас я думаю над тем как в условиях маленькой однокомнатной квартиры с минимальным ущербом для обстановки и хороших вещей создать ребенку поле для увлечения и отвлечения.

10 советов для родителей трехлеток

Конечно, нелегко быть хорошими родителями и правильно поддерживать малыша на кризисном этапе. Да, вам придется запастись успокоительными чаями, терпением и… хитрить! Вот десять советов, которые подскажут, как договориться с ребенком.

Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.

Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».

Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет

Пусть набьет пару-тройку шишек — это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью. Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие

Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие

Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие

Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать

Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте. Не сравнивайте с другими Другие дети не должны служить примером для вашего малыша

Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка

Не сравнивайте с другими Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».

Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.

Как пережить кризис 3 лет у детей подскажет и опыт уже прошедших через это испытание родителей. На тематических форумах проблема живо обсуждается. Помните, что ваш ребенок в этой ситуации не первый и не последний. Это как молочные зубы — лезут болезненно и у всех. Вы же не бьете малыша, если ему нездоровится? Вы стараетесь помочь. В случае кризиса тот же принцип

Поддержите, не акцентируйте на сложностях внимание и не критикуйте поведение дитя при посторонних

Рекомендации для родителей и родственников

Мамам и папам в период кризиса у ребенка могут быть очень полезны следующие советы, сделанные из каждодневных наблюдений:

Не стоит относиться к кризису, как к чему-то негативному. Он является важным и невероятно полезным этапом в развитии и становлении крохи с психической точки зрения, а все его проявления в соответствующем возрасте нормальное явление. Результатом подавления их насильственным путем приведет к множеству проблем в будущем.
Нужно всегда делать оценку поступка малыша, а не его самого

Важно, чтобы у ребенка было понимание того, что родители могут не одобрять и быть недовольны тем, как он поступил, но потерять любовь и доверие с их стороны невозможно. Именно из такой уверенности и должно исходить наказание.
В ситуациях, когда кроха проявляет агрессию, например, дерется, кричит, кусается или щипается, разбрасывает игрушки, не надо отвечать агрессией со своей стороны (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года дерется с родителями?)

Гнев и злость – не самые лучшие союзники в решении проблем. Ребенку предстоит совершить важное открытие, заключающееся в том, что в мире существуют незыблемые постоянные вещи, которые не зависят от его чувств, например, материнская любовь. С этим знанием он станет намного меньше прибегать к крикам и истерическим приступам в будущем, чтобы отстоять свою точку зрения.
Важную роль в установлении границ психического пространства малыша играют те запреты, с которыми он сталкивается. Любой запрет должен иметь под собой обоснование и в большинстве случаев быть связанными с безопасностью и здоровьем ребенка. Желательно, чтобы все взрослые, с которыми близко общается кроха, соблюдали выполнение этих запретов, несмотря на его капризы.
То, какими будут последствия пережитого кризиса, зависит и от ребенка и от отношения родителей к происходящему.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно отучить ребенка кусаться в детском саду?

Достаточно полезным будет, если:

  • периодически позволять ребенку говорить «нет». Это является частью полноценного развития;
  • не кричать и не ругаться в присутствии малыша. Именно со своих родных кроха перенимает модель поведения;
  • стараться обходиться без частицы «не» при общении или сократить ее употребление к минимуму;
  • придерживаться умеренности в запретах и слове «нет».

Календарь кризисов ребёнка

Для ребёнка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

  • лактационные кризисы;
  • кризис первого года;
  • кризис второго года;
  • кризис третьего года;
  • кризис 6-8 лет;
  • переходного возраста.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды. Сориентироваться поможет календарь возрастных кризисов ребёнка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.
Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Как правильно реагировать на отрицания, истерики

Взаимодействуя с ребенком двух лет, который переживает кризисный период, следует подбирать обходные пути, не рекомендуется вступать с ним в противостояние. Пришло время гибкости, например, если малыш отказывается от еды, то он поест через некоторое время, когда сам захочет (давать в «перерыве» сладости или устраивать перекусы, конечно, нельзя).

Сохраняйте спокойствие, помните, что истерики и отказы — это не проявления негативного отношения, а попытка малыша найти баланс между «хочу» и «могу», определить себя как личность.

Не смейтесь над ребенком, так как у него еще не развито чувство юмора, он не в состоянии понять иронию.

Основной проблемой двухлеток являются истерики, бороться с которыми иногда кажется бесполезным. Если вывести ребенка из истерики невозможно — сделайте все, чтобы предупредить их. Если плач начался — ребенку необходимо помочь успокоиться: отвлечь, переключив эмоцию, либо вступить в диалог и постараться доходчиво объяснить ситуацию, либо найти компромисс. В любом случае — дышите глубоко и не поддавайтесь на эмоции малыша, в отличие от него, вы способны управлять собой.

Действия родителей при истерике:

Узнайте причину, будьте терпеливы, как бы сбивчиво вам ни объясняли.
Если причины нет или ребенок не знает ее, значит, ему нужно не решение, а сопереживание. В этом случае обнимите, утешьте или отвлеките: займитесь чем-то другим или затейте игру, в которой нужно выполнить нужные вам действия.
Когда причина есть, работайте с ней, используя компромисс, убеждение, разъяснение

Ребенок должен получить желаемое через диалог с родителями, а не через крики и истерику — это крайне важно.

Иногда оптимальным вариантом будет лишить маленького крикуна аудитории, которую он пытается впечатлить своим поведением. Должен быть диалог, а не давление. В некоторых случаях ребенку нужно «прокричаться», дать выход эмоции — оставьте на время одного, но не выдворяйте и не запирайте, спокойно займитесь своими делами, затем обязательно подойдите и начните диалог.

Достаточно немного внимания к малышу, чтобы понять, в каких ситуациях он настаивает на своем или закатывает спектакли в жанре «не так».

Кризис 3 лет. Причины истерики у ребенка

Кризис детей в возрасте 3-4 лет знаком многим родителям, очень часто они обращаются с этой проблемой к детскому психологу. Это неудивительно: в этом возрасте ребенок переходит от младенчества к периоду раннего дошкольного возраста. Здесь ребенка ожидает множество перемен: смена привычек, приоритетов, образа жизни и черт характера.

Интересное наблюдение: обратившись за помощью к бабушкам и мамам, вы наверняка услышите ответ, что раньше ни о каких кризисах никто и не знал, подобных проявлений у детей не было. Здесь можно списать все на простую забывчивость, но все же, существуют валидные исследования, которые доказывают, что появления, о которых мы поговорим ниже, происходят с детьми при избыточном воздействии на них множества магнитных полей.

Поэтому, чтобы оказать помощь трудным детям и избавиться от симптомов кризиса 3 лет, начните с ограничения просмотра телевизора, использования телефона и планшета. Это будет первым шагом к ответу на вопрос: «Что делать с трудным ребенком?», а также равновесию и гармонии не только для вас, но и для самого малыша.

Итак, проявления кризиса 3 лет:

  • Упрямство.
  • Истерики.
  • Протесты.

В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, но на самом деле он всё ещё слишком зависим от мамы. Отделиться от нее он ещё не способен. А нам, взрослым, кажется, что он уже такой самостоятельный! Именно это приводит родителей в замешательство.

Что чувствует мама, когда ребенок психует, а затем падает в истерике на пол в магазине? Маме стыдно за своего ребенка! Правильное ли чувство она испытывает? Как ей вести себя в такие моменты?

Обращали ли вы внимание, как в таких ситуациях ведут себя родители-иностранцы? Они абсолютно спокойны! Они не выходят из себя и не хотят провалиться сквозь землю от стыда, даже когда их ребенок бьётся головой о пол или опрокидывает себе на голову тарелку. У них изначально другой настрой и восприятие: они принимают как должное все, что происходит с ребенком во время его развития и роста

У нас иной менталитет: родители испытывают чувство неловкости и стыда за любые действия своего же ребенка.

Итак, давайте подытожим

  • Перед наступлением 3-х летнего возраста проведите работу с ребенком, результатом которой должно стать понимание ребенком слова “нет” и других ограничений.
  • Не испытываете чувство вины! Это не вы плохая мама, это просто такой период в развитии ребенка, его нужно пережить и он закончится.
  • Если вам нестерпимо хочется повысить голос, уйдите в сторону и начните считать вслух, пока с вас не сойдёт весь гнев.
  • Если истерика у ребенка случилась дома – не обращайте на него внимания в течение 5 минут, вы сами увидите, как его активность начнет снижаться.
  • При возникновении истерики на публике попробуйте сразу отвлечь ребенка. Если не помогает – просто заберите его из ситуации, либо сидите рядом и ждите. Но! Ни в коем случае не уходите, не прячьтесь и не оставляйте ребенка одного! Для малыша это катастрофа, крушение его безопасного мира!
  • Не провоцируйте ситуации, если вы заранее знаете, что они могут вызвать истерику у ребенка.
  • Запомните: зеркало для ребенка – это его родители! Если дома постоянно кричат, плачут и скандалят, ребенок будет копировать ваши эмоции. Поддерживайте в своем доме гармоничную атмосферу, причем это касается не только данного возрастного периода.
  • Ограничьте планшеты, телевизоры и телефоны! Это вообще бич современного общества. Как просто! Дал ребенку игрушку и забыл про него… Да, это сложно, но это сработает!

Поймите, все проявления детей в этом возрасте означают проверку границ их возможностей! В этом возрасте они таким образом прощупывают границы дозволенного и ищут рамки управления родителями. А насколько широки будут эти рамки и границы – зависит только от вас! И если вы не чувствуете в себе уверенности справится с подобной проблемой самостоятельно, то стоит обратиться к детскому психологу, который даст четкий и пошаговый план как минимизировать стрессы и не сойти с ума.

Ребенок не слушается

Психологи утверждают, что в возрасте полутора-трех лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного: “А позволят ли родители стянуть скатерть со стола?”. Эти границы нужны ему для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если раньше малышу хватало маминой ручки и папиного голоса, то теперь ему требуется нечто большее.

Механизм взаимодействия младенца с миром очень прост: если реакция родителей на одно и тоже действие повторяется, то она фиксируется ребенком, как норма. В дальнейшем, пытаясь почувствовать себя в безопасности, малыш совершает одни и те же действия и ждет привычной реакции (разбил чашку — мама разозлилась). Если реакция родителей будет иной, то ребенок не будет ощущать себя в привычной безопасности

Очень важно для родителей понимать, что это не прихоть ребенка, а желание получить знак, что все в порядке, все в норме, все как обычно

Кроме того, со временем ребенку необходимо сталкиваться с сопротивлением людей и окружающей его среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так и воспринимает это как опасность. Так что парадокс на самом деле вполне закономерен: ребенок, бьющийся в истерике, нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы почувствовать себя в безопасности.

Родителям нужно раз и навсегда определить список разрешенных и запретных вещей и всегда придерживаться установленного запрета. Достаточно один раз отступить от созданных правил, поддаться жалости, как малыш тут же почувствует свою власть над вами.

В свою очередь, родители ищут пути выхода из сложившейся ситуации и у многих из них даже рождаются свои ноу-хау

Важно понимать, какой метод наиболее подходит для вашего ребенка: одному нужен строгий окрик родителя, другому – мягкое, но действенное наказание (например, посадить на стул и попросить подумать о своем поведении), третьему – нужны мягкие спокойные слова мамы, четвертый, увы, уже не может обойтись без хорошего шлепка:. «Нет» на все

Я обычно говорю «надо», беру в охапку и одеваю. Или придумываю что-нибудь интересное. Но не всегда получается. Или интересное придумываю уже по ходу дела (одевания), ребенок тут же забывает, что он только что чего-то не хотел

«Нет» на все. Я обычно говорю «надо», беру в охапку и одеваю. Или придумываю что-нибудь интересное. Но не всегда получается. Или интересное придумываю уже по ходу дела (одевания), ребенок тут же забывает, что он только что чего-то не хотел.

Как это ни странно, но самым действенным методом признано отсутствие аудитории. Поэтому для первого раза психологи рекомендуют оставить ребенка одного в комнате. Очень часто случается так, что эмоции, достигнув своего пика, сами собой сходят на нет.

Еще одним действенным способом считается так называемое активное слушание. В этом случае нужно спокойно, без эмоций сообщить ребенку, что вы понимаете его чувства: «Я понимаю, ты устал и сердишься…» или «Я вижу, что тебе нехорошо…». Правда, этот способ работает только тогда, когда ребенок еще в состоянии воспринимать слова. Если истерика уже вошла в активную фазу, то любые увещевания могут оказаться бесполезными и потребуется более жесткое вмешательство, а иногда и полное его отсутствие.

Негативные признаки

На раннем этапе развития кризиса у подростков, первые признаки которого могут проявляться уже в возрасте от 9 – 11 лет, начинается переход к новой форме взаимодействия с окружающими.

Это выражается в следующих изменениях:

  • На фоне быстрого физического и умственного развития у подростка возникают новые потребности, которые он не может удовлетворить из-за отсутствия социальной зрелости.

    То есть подросток ощущает потребность к самостоятельности и независимости, но еще не способен вести себя как взрослый человек.

  • Происходит переоценка ценностей. Общение со сверстниками преобладает над учебной деятельностью, вследствие чего снижается успеваемость и утрачивается значимость мнения взрослых.
  • Мышление от образного трансформируется к абстрактному и работает с опорой на личный опыт.
  • Возможны противоречия между возникающими желаниями и имеющимися потребностями.

Дальнейшее развитие кризиса характеризуется острой кризисной стадией, которая характерна для 13-15-летнего подростка.

Этот этап проявляется по-разному:

  1. максимальным протестом и категоричностью;
  2. конфликтностью и раздражительностью;
  3. развитием новых способов мышления;
  4. появлением новых возможностей и интересов.

Отстаивая свою точку зрения и осознанную возможность в самостоятельном приятии решений, подросток стремится полностью исключить родительский контроль и внимание. Подводные камни отношений между подростком и родителями, при котором обострению подросткового кризиса способствует конфликтная ситуация с родителями

Многие из них не могут принять негативное поведение ребенка, не понимая, что оно является нормальным для этого возраста.

Подводные камни отношений между подростком и родителями, при котором обострению подросткового кризиса способствует конфликтная ситуация с родителями. Многие из них не могут принять негативное поведение ребенка, не понимая, что оно является нормальным для этого возраста.

Гендерные особенности

Пубертатный или переходный возраст протекает у девочек и мальчиков по-разному. Симптоматика, характерная для подросткового кризиса, проявляется у девочек с 10 – 11 лет со слабо выраженными признаками.

У мальчиков переходный период начинается позже (в 12 – 13 лет), но протекает более выразительно. Мнение психологов сводится к тому, что это обусловлено более жесткими требованиями к юношам, чем к девушкам.

У девочек

К нормальным проявлениям подросткового кризиса у девочек психологи относят следующие признаки:

  • Недовольство своей внешностью. Выражается это острым восприятием своего несоответствия общепринятым эталонам женской красоты. Девочки стремятся к определенному образу, слепо следуя за модой и одеваясь в трендовую одежду.
  • Желание нравиться. Девушки нарочито демонстрируют необычность своего внутреннего мира и необычных взглядов на жизненные ценности. При этом, они ведут себя достаточно провокационно, стараются выделиться броскими нарядами, выразительным макияжем, порой окрашивают волосы в исключительно яркий цвет.
  • Скачки настроения. Нестабильность гормонального статуса вызывает агрессивность, гневливость и раздражительность.
  • Проявление интереса к представителям мужского пола. При этом, девочки, часто влюбляясь, более склонны к платоническим отношениям.

Травма, полученная из-за безответной любви, становится предпосылкой к развитию осложнений кризисного периода. Среди них – замкнутость, депрессивное состояние, суицидальные наклонности.

У мальчиков

  • Проявление агрессии и злости. Повышенный уровень тестостерона становится причиной негативного поведения при общении со взрослыми и сверстниками.
  • Излишняя эмоциональность. Беспричинные скачки настроения также связаны с гормональными изменениями.
  • Отсутствие страха. Отсюда стремление к экстриму и необдуманность поступков, порой граничащих с опасностью для жизни.
  • Проявление самостоятельности. Подростки пытаются решать непосильные проблемы. Это вызвано желанием подражать взрослым мужчинам и вести аналогичный образ жизни, совершая громкие дела и подвиги.
  • Интерес к жизненным аспектам интимного характера, проявляющийся в остром влечении к женскому полу.
  • Озабоченность внешним видом. Следует отметить, что мальчиков не меньше девочек волнует их внешность. Недовольство своим образом делает их уязвимыми, замкнутыми и неуверенными в себе. Это приводит к занижению самооценки, неприятию критики и замечаний по поводу внешности.

Упомянутые проявления считаются нормальными для подросткового кризиса. Однако велика вероятность развития осложнений на фоне неправильных взаимоотношений между подростком и родителями, а также окружения и общепринятых стандартов общества.

Кризис первого года жизни

Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.

Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector