Возникновение кризиса 3 лет у ребенка: советы и как его пережить

Причины возникновения

После 3-х лет в отношениях может начаться скука. Партнеры уже достаточно хорошо узнали друг друга, даже если не живут вместе в одном доме. Если нет движения, развития, то отношения неизбежно начинают разваливаться.

Причины кризиса:

  1. «Обрастание» вредными привычками: не вовремя пришел на свидание или вообще отказался от него, больше проводит время с друзьями, курит, чрезмерно употребляет алкоголь и др.
  2. Меняется внешность, появляются первые признаки старения или партнер перестает следить за собой.
  3. В характере становятся заметными черты, которые начинают раздражать.
  4. Сложности найти общий язык даже по самым простым вопросам, частые конфликты на ровном месте, придирки по мелочам, критика.
  5. Больше времени уделяется работе, друзьям, хобби, партнер отходит на второй план.
  6. Угасание эмоций.
  7. Кому-то из партнеров хочется разнообразия, другой все еще настроен на стабильность, развитие отношений.
  8. Партнеры начинают уставать друг от друга.

Особенности развития взаимоотношений после

Любой кризис рано или поздно заканчивается. И здесь два варианта развития событий: люди расходятся или отношения продолжаются. Если союз не разрушен, то происходит обновление.

Партнеры становятся более близкими, возвращается доверие, позитивное общение. Вполне возможно, что отношения перейдут в брак, если мужчина и женщина хотят этого. Или они продолжатся в том же ключе – на расстоянии, потому что обоим так удобно.

Выйти из кризиса надо с полным осознанием, а что будет дальше, как развивать отношения. У партнеров должны быть схожие взгляды на союз. В этом случае отношения будут гармоничными и продляться долго.

Наиболее популярные вопросы

Как долго может длиться кризис в этом возрасте?
Перелом в становлении психики личности, происходящий приблизительно в возрасте 3 лет, длится обычно от нескольких недель до нескольких месяцев. Степень выраженности негативной симптоматики часто зависит от характера и типа темперамента крохи, а также от того, насколько гармоничны и доверительны отношения матери и ребенка.

У всех ли трехлеток возникают такие проблемы с поведением?
Проблемы с поведением возникают не у всех. Некоторые дети достаточно легко переносят кризис – он проявляется осознанием своего «Я», появлением самостоятельности, самооценки, волевых качеств и настойчивости.

Могут ли домашние животные помочь?
При кризисных ситуациях домашние любимцы могут стать способом уравновешивания взаимоотношений между ребенком и взрослыми

Кризисы переживают все дети. От поведения родителей зависит, как будет проявляться переломный период и насколько быстро и безболезненно он закончится. На помощь мамам в преодолении возрастного кризиса приходят опытные специалисты – педагоги, психологи и педиатры.

Причины кризиса 3 лет

Кризис трех лет переживают абсолютно все дети на Земле. Но одним он дается легко и проходит практически незаметно, в то время как другим приходится переживать все этапы взросления сложнее. Главная причина наступления кризиса – стремление к самостоятельности. Это сложный переломный момент в жизни ребенка. И от того, получит он эмоциональную поддержку от родителей или нет, зависит его длительность и интенсивность.

Кризис трехлетнего возраста у ребенка проявляется особенно жестко, если в отношениях со взрослыми присутствуют:

  1. Гиперопека. Чрезмерная забота о ребенке дает малышу понимание что он сам ничего делать не может и не должен. Ребенок старается всеми силами доказать родным, что он уже взрослый и самостоятельный, а в ответ получает негатив и агрессию. Дети, которых слишком опекают родители, переносят кризис 3 лет длительно и сложно.
  2. Авторитаризм. Подавление воли ребенка и стремление во всем контролировать его действия, устанавливая жесткие нормы и правила, приводит к тому, что малыш всеми силами начинает сопротивляться и открыто бунтовать.
  3. Темперамент. Тип нервной системы ребенка оставляет свой след, и малыш с темпераментом меланхолика или холерика будет куда сложнее переживать кризис 3 лет у ребенка, чем тот, у кого другая нервная организация.
  4. Состав семьи и отношения внутри нее. Если ребенок находится в спокойной обстановке и не подвергается лишнему стрессу, то кризис проходит незаметно и не оставляет следов на неокрепшей психике. Но если дома напряженная обстановка, и малыш постоянно находится в стрессе, то кризис трехлетнего возраста у ребенка будет долгим и сложным.

Кризисные периоды в жизни ребенка

Кризисные периоды развития ребенка делятся на 5 больших отрезков:

  • кризис новорожденности (с 2-х месяцев до 1 года);
  • кризис 1 года – раннего детства (от 1 года до 3-х лет);
  • кризис 3 лет – дошкольный период (с 3-х до 7 лет);
  • кризис 7 лет – школьный возраст (с 7-8 и до 12 лет);
  • кризис 13 лет – пубертат (с 13 до 17 лет).

Суть кризиса трех лет

Кризис трех лет у ребенка считается самым сложным периодом в жизни. В это время малыш находится между ранним детством и возрастом дошколенка, он должен совершить большую эмоциональную работу для правильного перехода. Этот период знакомит кроху с новым значимым персонажем в его жизни – своим «Я». Малыш начинает понимать, кто он такой и как этим «Я» управлять. Он наконец осознает себя как отдельную от мамы субстанцию и старается проявить самостоятельность.

Всегда ли проявляется кризис 3 лет?

Кризис трехлетнего возраста – это обязательная веха взросления ребенка. Другое дело – интенсивность его прохождения. Мягче этот период будет протекать тогда, когда родители будут учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и склад нервной системы

В это время важно не стараться загнать кроху в навязанные обществом рамки, а дать самостоятельно пройти сложный путь от раннего детства до дошкольного периода

Некоторые дети легко перешагивают эту финишную черту и обретают новые личностные навыки:

  • осознание своего «Я»;
  • рассказы о себе в первом лице;
  • появление самооценки;
  • появление личностных качеств – воли и настойчивости.

Плачущий ребенок не слышит доводы

После того, как вопрос с собственными чувствами и накрывающими эмоциями был проработан, более понятны и доступны стали и другие способы совместного проживания кризиса.

Когда Кира начинала отвечать отказом на все просьбы и предложения, я не ставила ей ультиматумы, а пыталась договариваться (чаще это удавалось, чем не удавалось). Да и вопросы со временем стала задавать такие, чтобы дочь не могла ответить «нет». Например, вместо слов «Ты будешь суп?» я говорила: «Какой суп ты хочешь на обед: с макарошками или рисом?». Тогда Кира задумывалась, чего же ей хочется больше, и выбирала из двух вариантов. Ответа вроде «никакой» на подобные вопросы я практически не слышала.

Кроме того, на каждый отказ или упрямство я подробно объясняла, почему сейчас нужно так или иначе

К примеру, вместо «Я сказала, что на прогулку ты надеваешь эти джинсы» я стала говорить: «Доченька, на прогулку важно надеть именно эти теплые джинсы, потому что еще холодно на улице. Надев лосины, которые ты сейчас хочешь, ты быстро замерзнешь, и нам не удастся погулять»

Как правило, такой метод работал.

А главный и всегда действенный способ справиться с детской истерикой (даже самой сильной) и успокоить Киру оказался очень простой. Ее всего лишь нужно было взять на ручки, обнять, поцеловать и сказать, что я ее очень сильно люблю. В теплых маминых (и, конечно, папиных) объятиях и в спокойной обстановке со стороны взрослых дочка быстро успокаивалась и шла на контакт.

Еще один секрет сохранения нервов и ребенка, и родителей заключался в том, что все разговоры о поведении, желаниях и их неудовлетворении здесь и сейчас мы вели (и ведем до сих пор) тогда, когда Кира успокаивалась и могла воспринимать наши слова. Ведь не секрет, что плачущий ребенок не слышит доводы родителей. Во время истерики у детей работают только эмоции.

Стоило мне это все понять и принять, как этот ужасный кризис трех лет превратился в нормальный этап развития и становления личности ребенка.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Какой возрастной период?

Во время становления личности ребенка существуют определенные возрастные рамки.

Первые проявления кризиса могут появиться в 18-20 месяцев. Это ранний возраст. Кризис 3 лет может обычно наступает с 2,5 до 3,5 лет.

Продолжительность этого сложного явления достаточно условна. В отдельных случаях кризис может длиться несколько лет.

Ярко выраженные психоэмоциональные реакции зависят от нескольких характеристик, а именно:

  1. Детский темперамент. У ребенка холерика/сангвиника признаки проявляются более ярко, чем у малыша флегматика или меланхолика.
  2. Манера родительского воспитания. Если у родителей авторитарный стиль воспитания, то проявление детского негативизма обостряется в разы.
  3. Особенность взаимоотношения матери и ребенка. Чем психологически мать ближе к своему ребенку, тем будет проще отрицательные моменты преодолеть.

На яркость проявления эмоциональных реакций влияют и внешние условия. К примеру, если пик этого периода припадет на начало адаптации ребенка в детском саду. Часто бывает так, что в семье на свет появляется и младший брат или сестра. Такие косвенные внешние условия усугубляют психоэмоциональные реакции ребенка.

Как помочь ребенку

Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.

В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это

Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно. Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию

Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.

Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы. Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы

Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы

Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.

Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.

В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.

Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.

Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.

Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.

Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом

Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Как помочь ребенку пройти этот период наиболее эффективно?

Стоит помнить, что вы с ребенком являетесь учителями друг для друга. Вы учите его осваивать этот мир, а он учит вас осознавать себя. Какие вы? Как вы смотрите на этот непростой период и взаимодействие с ребенком?

Ребенок должен научиться трансформировать агрессию, отстаивать границы, настаивать на своем. Это необходимо для взрослой жизни.

Если смотреть на все это НЕ как на то, что ребенок сознательно и назло отравляет нам жизнь, а как на период обучения, будет проще.

Еще раз вспомним пример с обучением ребенка самостоятельно есть. Можно было бы всю жизнь самим кормить ребенка с ложки, но тогда он бы никогда не научился есть сам. Поэтому нам необходимо пережить этот период, когда после каждого обеда приходится отмывать ребенка, стульчик, кухню. Никакого другого способа научить ребенка есть самостоятельно не существует.

Точно также и с кризисом 3 лет. Нужно помнить, что ребенок не стремиться отравить нам жизнь, манипулировать, не добивается власти. Он просто учится.

Чтобы научиться конфликтовать, направлять свою агрессию, настаивать на своем, человеку нужен партнер, он должен учиться на ком-то.

Поэтому, если родитель будет мыслить о себе как о тренере, партнере, учителе, ему будет психологически легче. Он не будет считать себя жертвой или демонстрировать агрессию. Родитель будет понимать, что сейчас ребенок учится.

Он должен дать ребенку максимальное разнообразие реакций. Что это значит? Об этом следующий пункт этой статьи.

Негативные моменты

Ребенок не может отвлечься и не расстраиваться. Автор рассматривает вопрос об эмоциональной регуляции. Если малыш начинает испытывать определённое чувство, он не способен его контролировать, подавлять или скрывать.

Главная опасность для родителей состоит в том, что предугадать, когда ребёнок начнёт демонстрировать внутренние эмоции, и какими они будут, нельзя.

Сохранить самообладание в такие моменты бывает крайне сложно, как и ребёнку научиться управлять своими эмоциями. В эти моменты дискомфорт чувствуют все члены семьи.

Негативная ситуация развития в большей степени складывается благодаря взрослым. Постоянные крики, наказания, угрозы, неадекватные реакции на буквально невинные проступки создают постоянный психологический дискомфорт в сознании взрослого и ребёнка, который в дальнейшем обязательно будет придерживаться схожей позиции – непримиримой, необъективной, импульсивной.

Особенности проявления

Проявляется кризис у каждого ребёнка по-разному. Кто-то закатывает истерики в магазине, кто-то убегает, а некоторые дети упрямо не хотят подчиняться.

Основные особенности переходного возраста 3 лет:

  1. Диктатура. Ребёнок устойчиво пытается подчинить себе родителей. Нет другого варианта, как подчиниться. Любые другие решения малыш воспринимает с плачем.
  2. Обесценивание. Теперь любимая игрушка под диваном, песни не стоит петь, а любимый папа уже воспринимается как чужой дядя.
  3. Самостоятельность. В некоторых случаях это хорошо, в других — малыш не даёт себе помогать, а неудачи будоражат детскую психику ещё больше.
  4. Негативизм. Малыш будет отказываться от игр только потому, что их предложила мама, а не он сам стал инициатором.
  5. Настойчивость. В любой ситуации малыш настаивает на своём и не принимает никаких аргументов.

Разговаривайте простыми фразами

Трёхлетние дети не понимают сложные термины. Малыши ещё не умеют мыслить абстрактно и выстраивать длинные логические цепочки. Ребёнок не может понять, что если одеваться медленно, то папа опоздает на работу и его наругают. Поэтому он продолжает орать, пока родители натягивают джинсы и пытаются объяснить, что это надо сделать как можно скорее.

Вот как стоит себя вести:

  • Объясняйте всё максимально просто. Когда разговариваете с ребёнком, опирайтесь на его житейский опыт, а не на ваш. Вместо «Мороженое на обед нельзя, в нём нет полезных веществ» лучше сказать «Мороженое на обед нельзя. Его можно будет потом, когда ты съешь салат».
  • Говорите спокойно и уверенно. Дети хорошо считывают мимику и интонации. Если малыш чувствует, что мама говорит неуверенно, то он понимает: вот сейчас можно истерить, и всё будет так, как ему нужно.
  • Показывайте, а не рассказывайте. Не читайте лекции о том, что на улице жарко, поэтому придётся надеть панамку. Лучше подойдите с ребёнком к окну и покажите ему, какое сегодня яркое солнышко. Потрогайте с ним нагретый подоконник.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если в 2 года ребенок не разговаривает и  не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение. Что предпринять:

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Развитие мелкой моторики
  • Артикуляционная гимнастика
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и логопедический массаж

Кризис у ребенка – симптомы

Чтобы знать, как бороться с проблемой, необходимо знать ее «в лицо». Поэтому, сейчас мы ответим на вопрос: в чем и как у ребенка проявляется кризис 3-х лет?

Среди самых распространенных признаков кризиса 3-х лет можно отметить следующие проявления:

Происходит отдаление ребенка от родителей и частое противостояние им. Малыш все воспринимает враждебно и любая помощь от взрослых может быть оценена им отрицательно. В этот период ребенок может быть плохо настроен против одного из родителей, но при этом проявлять благосклонность к другому. Этот симптом кризиса трех лет многие определяют как негативизм.
Упрямство малыша переходит все границы и проявляется в каждой мелочи.
Он или она постоянно пытается отстаивать свои желания, и часто в речи можно услышать «я хочу», «я знаю», « я не буду» и тд.
Малыш постоянно пытается делать наоборот все, что говорят родители, даже если ему или ей это может навредить. Можно сказать, что в этот период вредность набирает обороты.
Часто ребенок становится агрессивным, он может закатывать истерики, кусаться или биться

Очень важно в этот момент не потакать всем его прихотям и хотениям.
Еще отмечается полное пренебрежение тем, что раньше имело значение. Ребенок может ломать игрушки, которые раньше для него были любимыми, отказываться делать то, чем раньше он увлекался

Такое отношение зачастую проявляется и к родителям.

Сколько может длиться кризис 3 лет у ребенка?

На этот вопрос нет определенного ответа, ведь все детки разные и проходят этот период по-разному. Однако специалисты выделяют возрастной период в который чаще всего наблюдается кризис у детей, и это время с 2,5 до 3,5 лет.

Важно еще то, что на продолжительность кризиса влияет отношение родителей к малышу. Если оно будет правильным, вы сможете вместе пройти этот период гораздо быстрее и легче.

Что такое кризис 4 лет

По мере взросления малыш обретает новые навыки, в его жизни ежедневно происходит что-то интересное и поучительное. Многое в 3 – 4 летнем возрасте у детей уже получается, а чему-то еще стоит поучиться.

Именно в этот период дети начинают проявлять характер, который сформируется на всю жизнь. И поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее, а прежде всего, следует выяснить, с чем связано такое поведение, которое характерно для 4 лет, и что с ним делать.

Как правило, изменения в поведении детей начинаю проявляться с 3 – 4 лет, и вызваны они могут быть несколькими причинами. В большей мере данные причины носят психологический характер. К их числу можно отнести:

  • Семья, в которой растет кроха, не уделяет ему достаточного внимания, поэтому начинается проявление всяческих попыток его заполучить.
  • Кроха не получает достаточного общения со стороны. Если у него нет друзей, он большую часть времени проводит в стенах дома, то вскоре это может привести к тому, что в возрасте 4 лет возникнут проблемы.
  • У малыша нет увлечений, хобби, он ничем не интересуется, его ежедневный досуг скучный и однообразный.
  • Появиться кризис 4 лет может в сложной для крохи ситуации, например, это может быть протест в период адаптации к новым условиям, коллективу: семья переехала в другой город, где у него нет друзей, или же он пошел в детский сад, где для него все новое и чужое.

  • Спровоцировать появление кризиса могут и сами члены семьи, оказывая чрезмерное давление на чадо.

Проявляется кризис 4 лет у всех детей индивидуально. Индивидуальным является как его проявление, так и длительность. Некоторые семьи узнают о нем уже в 2,5 года, некоторые ближе к 5 годам. К основным проявлениям данного периода можно отнести:

  • Подавленное эмоциональное состояние, при котором малыш не проявляет интереса к любимым играм, мультфильмам, общению.
  • Дети могут ощущать тревожность, часто плакать, истерить без явной причины на это.
  • В некоторых случаях появляется агрессия, кроха может идти на конфликт.
  • Прослеживается снижение активности, аппетита, нарушения сна.
  • Кроха становится неуправляемым, он не слушает родителей, делает все им наперекор, тем самым проявляя свой характер.

Если вы заметили изменения в поведении ребенка, которые были описаны, у него ухудшилось поведение и малыш отказывается идти на контакт, то говорить это может об одном – это самый настоящий кризис 4 лет. И с ним нужно что-то делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector