Как правильно говорить ребенку «нельзя»: 8 советов психолога

Содержание:

Рекомендации родителям, которые помогут ребенку начать говорить

То время, когда дети начинают понимать, что им говорят, полностью зависит от родителей и их участия в развитии ребенка. Чтобы помочь малышу начать произносить первые фразы, следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. По возможности больше говорите с ребенком, много раз проговаривая все свои действия. Слушая речь родителей, он пополняет свой словарный запас. Можно сопровождать каждодневные занятия песнями, ведь такой текст дети легко воспринимают.
  2. Для начала следует прибегать к коротким фразам, сложные предложения малыш сразу не будет воспринимать.
  3. Следует постоянно повторять агуканье и лепет младенца. Необходимо, чтобы ребенок видел лицо говорящего, тогда он будет устанавливать связь между источником звука и произношением.
  4. Нельзя сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, называя предметы, прибегать к двум названиям: полное и подражательное. К примеру, «кошка», «кис-кис». В таком случае малыш будет прислушиваться к слову, которое ему проще произнести, а по истечении нужного времени перейдет к правильной форме.
  5. Полезно читать детям книги. Разумеется, следует выбирать их по возрасту. Подойдут потешки, простые стишки. Годовалому младенцу будет интересно смотреть на картинки. Позднее следует подталкивать его называть предметы на картинках. После полутора лет – призывать заканчивать строчки в стихах.
  6. Необходимо много внимания уделять мелкой моторике. Она тесно связана с речевым аппаратом. Поэтому занимайтесь с ребенком: давайте ему перебирать крупу, лепите и рисуйте с ним. Подходят все развлечения, где участвуют руки, полезно даже рвать бумагу.

Уделяя достаточное время ребенку, родители никогда не пропустят момент, когда их чудо произнесет первые слова. И не принципиально, сколько слов произнесет малыш к 1,5 годам. Главное, принимать активное участие в его развитии и постоянно разговаривать с ним.

Говорите «нет» как можно реже

Дети перестают реагировать на слово «Нет», когда слышат его слишком часто. Если родители запрещают одно, другое, третье, у ребенка не остается выбора и он начинает делать всё по-своему. Самое страшное, что кроха, привыкший жить среди запретов, не в состоянии оценить, когда родители говорят «Нет» на автомате, а когда предостерегают его от реальной опасности. Вчера было нельзя залезать в лужу, а он залез, и вышло очень весело. Сегодня нельзя выбегать на дорогу… а точно нельзя?

Если в вашей семье слова «Нет» и «Нельзя» уже превратились в пустой звук, нужно найти им замену. Например, «Стоп» или «Опасно».

Выбор посуды

Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

следует обращать внимание на несколько важных нюансов:

самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи

Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Восприятие запрета ребенком

Познавая окружающие предметы, малышу важно и потрогать, и увидеть, что произойдёт. Говорят, что на ошибках учатся

С первого раза дети могут не понять грозящей опасности. Потрогав горячую печь или чайник, ребёнок навсегда запомнит это нельзя. Естественно, сначала последует протестующая реакция, такая как слёзы или гнев.

Дети также не способны действовать в сравнении. Если обжёгся о чайник, не поймёт, что кастрюля тоже горячая.

Малыш знакомится с миром, изучает то, что окружает, поэтому стоит ожидать рассыпанных круп и выброшенных вещей из комода. Но ведь исследования заканчиваются и трагически.

В младенческом возрасте слово «нельзя» ещё незнакомо и непонятно ребёнку. Не сделав сегодня то, что не разрешала мама, возможно, «почемучка» попытается исследовать этот предмет на следующий день. Родителям стоит терпеливо отнестись к детским особенностям, не поддаваясь на слёзы и истерики.

Как научить ребенка понимать слово нельзя?

Установление границ − важная составляющая приучения ребенка к дисциплине. Большинство детей склонны к порядку и любят правила. Это их способ защиты от страшного непонятного большого мира. Очень часто родители произносят слово «нельзя» по инерции, на подсознательном уровне, когда ребенок:

  • подвергается опасности
  • может навредить здоровью другого ребенка или взрослого
  • занимается чем-то, что неудобно, не нравится, мешает взрослым

Если в первых двух случаях запреты оправданы, то в третьем родители порой пользуются своим превосходством и чрезмерно ограничивают ребенка, что может негативно сказаться на его развитии.

Говорить «нет» надо правильно, обязательно прежде анализируя суть запрета. Основные принципы обучения малыша слову «нельзя»:

Действовать сообща В семье должна быть четкая договоренность, что если один член семьи запрещает что-то малышу, другой обязательно поддерживает его мнение при ребенке. Если имеет место несогласие, взрослые должны высказывать его наедине друг с другом. Ребенок должен понимать, что если ему сказали «нет», то это правило, которое не может быть изменено другим взрослым

  • Не запрещать часто Говорить «нельзя» нужно только по делу, в случаях, когда действия ребенка представляют реальную опасность для него или окружающих. В противном случае, если часто запрещать то, к чему ребенок проявляет интерес, малыш решит, что нельзя все, и не будет реагировать, даже когда это будет угрожать его здоровью
  • Быть последовательным Если запрет прозвучал, он не подлежит изменению, на него не должны влиять ни реакция ребенка, ни реакция окружающих, ни место, ни время. Другими словами, если что-то нельзя в обычный день, то не делайте исключений и в праздник, или если нельзя дома, то нельзя и в гостях, магазине и т.д.
  • Выражать любовь Ребенок должен понимать, что если что-то запрещают, не значит, что не любят
  • Говорить как с собой Объяснять ребенку, почему нельзя делать то или иное, а также говорить с ним, если он не среагировал на ваши слова с первого раза нужно так, как вы бы хотели, чтобы общались с вами. Поставьте себя на место малыша и подберите нужные слова

Проявлять твердость Постарайтесь, чтобы ваш голос был твердым и непоколебимым. Малыш должен заметить изменение интонации голоса и всерьез воспринять то, что вы ему говорите

Объяснять Мало просто сказать нет, нужно обязательно объяснить, почему вы запрещаете что-либо. В противном случае, ребенок подумает, что нельзя делать это в вашем присутствии, т.к. вам это не нравится или вы сердитесь, но будет пробовать повторить попытку, когда останется наедине с собой

Важно, чтобы ребенок действительно понял, почему нельзя

Предлагать альтернативу Запрет будет восприниматься легче, если взамен малышу будет предложено другое занятие, другая игрушка или обещание дать ему то, что он хочет позже и т.д. Только обязательно выполняйте обещания

Дети запоминают такие вещи лучше взрослых
Возможно, ребенок быстро переключит внимание и не будет сопротивляться запрету, что поможет избежать ненужного конфликта

Понятность требования Формулируйте свои правила понятным для ребенка языком, используйте простые слова. Например: «не трогай, будет горячо» или «нельзя, маме больно».

Во сколько ребенок начинает понимать?

Все дети разные. Можно встретить множество таблиц, в которых описано, что дети умеют в том или ином возрасте. Однако каждый ребенок имеет свои индивидуальные параметры. Несмотря на это, родителям обязательно следует изучить информацию соответствия возраста ребенка к его речевому развитию:

  1. 1–3 месяца – ребенок кричит, громко плачет, пытается повторять простые звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву».
  2. 4–5 месяцев – младенец смеется, визжит, издает протяжные звуки с разными интонациями и эмоциями.
  3. 6 месяцев – малыш узнает голоса родителей, пытается лепетать, издает звуки, немного напоминающие «ма», «па».
  4. 7–8 месяцев – ребенок воспринимает слова и простейшие просьбы (дай, возьми). Это именно тот возраст, когда ребенок начинает понимать слово «нельзя», подражает собачьему лаю или звукам, издаваемыми другими животными. В 8 месяцев малыш запоминает названия некоторых предметов, однако произнести их еще не может.
  5. 9–11 месяцев – малыш учится говорить простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В его словарном запасе присутствует не более 10 слов.
  6. 1–1,5 года – ребенок умеет составлять словосочетания, знает, как выглядят некоторые животные и люди, может определить их по иллюстрации.
  7. 2–3 года – дети понимают и учатся задавать вопросы, знают разные понятия, выполняют несложные поручения, составляют предложения, разучивают и рассказывают сказки и стихотворения.
  8. 3–4 года – ребенок уже разговаривает не только с мамой и папой, но и с родственниками и порой с незнакомыми детьми.

Согласно многолетней статистике, первым словом большинства детей является «мама» или «дай».

Как делать не нужно

Подводя итог под сложным вопросом запретов в жизни крохи, предлагаем вам подборку действий, которые не стоит делать, чтобы создать необходимые для ребенка грани. Если вы будете помнить о них, то общение станет проще, а ваши ограничения понятнее.

Чтобы ребенок понимал все ваши запреты и выполнял их, не стоит:

Запрещать, не объясняя причину ограничения. Каждый раз, когда вы вводите новую границу в жизни малыша, старайтесь объяснить, почему вы это делаете на языке ребенка. Используйте мимику и жесты для самых маленьких, слова и рисунки для детей постарше. Рассказывайте сказки, истории, через которые можно объяснить последствия. Используйте опыт ребенка, чтобы донести ощущения, которые он получит, если ослушается: будет больно, горячо, мокро и т. д. Помните, что малыши используют образное мышление и для закрепления запрета необходимо сформировать прочную связь между определенным действием и последствием;
Использовать громкий пугающий крик «стой» для прекращения каждого нежелательного действия. Чтобы это слово сработало, оно должно использоваться крайне редко и только в отношении действий, которые представляют опасность для жизни и здоровья малыша;
Насыщать собственную речь частицей «не». Старайтесь вести беседу в положительном ключе, рассказывая о возможностях, а не ограничивая действия. Мозг человека устроен так, что отрицательная частица просто выпадает из понимания. Образное мышление работает через картинки, и, если малыш может представить существительное или действие, то отрицательная частица не представляет из себя ничего, поэтому ребенок не может ее воспроизвести образно и опускает как ненужную;
Запрещать, не предлагая альтернативного занятия. Запретный плод сладок, а если взамен не предлагается другого интересного занятия, то желание воспротивиться запрету практически невозможно подавить. Предложите замену действию и не придется кричать и ругаться;
Устанавливать запрет и не уведомить о нем остальных домочадцев. Единая позиция по запрещенным действиям в семье – залог успешного усвоения правил ребенком. Не забывайте предупреждать людей, которые остаются с малышом про установленные правила. Старайтесь сами не нарушать собственный запрет, ссылаясь на острую необходимость или стечение обстоятельств;
Распространять ограничения на естественные потребности детей. Не запрещайте бегать, кричать, прыгать, ограничивая необходимые для ребенка действия

Если вам хочется тишины и спокойствия, предложите крохе на это время заняться спокойным занятием, объясните, почему важно стараться быть тише. Помните, что до 5-ти лет дети не умеют контролировать свои эмоции и выражать их тихо;
Шантажировать любовью

Распространенная ошибка родителей, которые стремятся добиться подчинения запретам – использование выражения: «Если ты не будешь делать что-то, то я не буду тебя любить». Никогда так не делайте! Родительская любовь должна быть неизменна и постоянна. Даже в самых сложных и тяжелых ситуациях говорите ребенку о своей любви, она должна быть непоколебима. Расскажите, что он вас расстроил, огорчил, но не шантажируйте своим отношением.

Выстраивание правил поведения ребенка в семье и обществе, возводя необходимые запреты, родителями: они готовят малыша ко взрослой жизни, которая состоит из разнообразных табу. Не стоит пренебрегать этой возможностью и все разрешать малышу, ему будет не комфортно, а после трех лет − страшно. Когда человек не ощущает границ, не знает, как далеко он может зайти в своих действиях, его это страшит, зачем создавать такие условия ребенку? Но возводя грани, нужно быть осторожными, пользоваться советами и рекомендациями опытных родителей и психологов, и тогда вы сможете организовать безопасное развитие и гармоничные отношения в семье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

В каком возрасте ребенок поймет, что такое «нельзя»

Применение запретов к маленьким детям рекомендуется использовать уже до года. В этом возрасте малыш еще не понимает значения самого слова, но уже четко улавливает интонацию, мимику, жесты.

С того момента, когда кроха сядет и начнет исследовать окружающий мир (5-7 месяцев), взрослые должны внимательно следить за его перемещениями и в случае возникновения опасности указывать на нежелательность поступка.

Вводить первые «нельзя» лучше всего начинать с девяти месяцев, при этом желательно на первом этапе не просто говорить слово, а переключать внимание на другие интересные для крохи занятия. Если действие не несет угрозы для жизни и здоровья, то рационально дать возможность попробовать совершить желаемое и увидеть результат, чем попытаться донести в словесной форме сложные для детского ума понятия

Дети должны совершать ошибки и учиться на них, лучше, чтобы это происходило как можно раньше, на простых вещах. Через опыт и наглядный пример намного проще донести значение слова «нельзя»

Если действие не несет угрозы для жизни и здоровья, то рационально дать возможность попробовать совершить желаемое и увидеть результат, чем попытаться донести в словесной форме сложные для детского ума понятия. Дети должны совершать ошибки и учиться на них, лучше, чтобы это происходило как можно раньше, на простых вещах. Через опыт и наглядный пример намного проще донести значение слова «нельзя».

Уже после года малыш начинает активно развивать свой речевой аппарат и понимать значение слов. Если до этого времени при возникновении опасной ситуации вы применяли непосредственно «нельзя», то малыш с легкостью поймет его значение и будет на него реагировать.

Испытанием для родителей обычно бывает возраст ребенка около трех лет. В это время у крохи происходит первый кризис, появляется желание командовать и добиваться желаемого любой ценой. К трем годам малыш уже достаточно знает о мире и неизведанное начинает его страшить, поэтому для собственного успокоения он ищет грани дозволенного, испытывает взрослых, прощупывая границы своих возможностей. Наличие понятных для ребенка ограничений успокаивает кроху, а родителям позволяет обезопасить малыша от нежелательных действий и последствий

Психологи и педагоги рекомендуют обращать особое внимание на запреты в этом возрасте, вести их разъяснения. Нужно постараться выбрать позицию, которая бы не сильно ущемляла любознательность малыша и в то же время не имела размытых рамок

Дети старше 3-х лет уже четко понимают правила поведения, реагируют на запреты, поэтому часто используют чрезмерные ограничения для привлечения внимания. В ситуациях, когда ребенок старше 3-х лет делает заведомо запрещенное действие, прежде чем ругать, стоит задуматься о причинах, которые побудили его это сделать. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом пытается вам об этом сказать.

Расширение поля запретов после трех лет происходит плавно. Постепенно знакомя кроху с правилами поведения в общественных местах, транспорте, необходимостью соблюдения законодательства и другими правилами, вы прививаете понимание необходимости сдерживания собственных порывов. Основным секретом воспитанного ребенка является умение родителя объяснить, как нужно себя вести, доступно рассказать, почему некоторые действия находятся под запретом.

Что делать вначале

Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей

Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию. Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

  • Он потерял сознание
  • Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
  • Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
  • Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
  • Рвота
  • Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
  • Сильный плач
  • Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).

Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения

Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место

Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете

Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае

К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача

Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.

Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.

В какой форме выстроить беседу на тему рождения детей

В разговоре о появлении малыша на свет не должно быть занудства и излишней серьёзности. При этом и легкомыслия допустить нельзя. Что касается правильно подобранных слов, то отталкиваться нужно от возраста малыша. И соблюдать меру: дети пополняют базу информации о мире по аналогии с разрастанием дерева придёт время, и малыш придёт за следующими ответами для новых побегов своего дерева знаний. Для каждого возраста можно также подобрать энциклопедии по возрасту, справочники, наглядные и видеоматериалы.

С маленькими детьми 35 лет

В этом возрасте основными принципами будут упрощённость и отсутствие лишних деталей. Рассказ можно ограничить историей о том, что когда мама и папа любят друг друга, у мамы в животике появляется маленький ребёночек. Подытожить повествование для деток 34 лет можно тем, что когда приходит время, малыш появляется на свет через специальную дверцу.

Для ребят 5-ти лет разъяснение отношений папы и мамы можно немного конкретизировать: в животике у мамы живёт клеточка, в гости к которой приходит папина клеточка так появляется маленький ребёночек. Он живёт у мамы в животе, пока не окрепнет и не вырастет.

Подборка материалов в помощь

Из справочной литературы можно порекомендовать книгу Ольги Шелопухо Откуда я взялся. Более детальный рассказ и, по мнению некоторых родителей, откровенный, можно найти в книге Питера Мэйла Откуда я взялся.

Кроме того, полезную информацию для ребёнка можно найти в книгах:

  • Елены Субботиной Где я был, когда меня не было
  • Катерины Януш Как я появился на свет
  • Дорис Рюбель Откуда берутся дети?

Все книги красочно проиллюстрированы.

Видео: как рассказать ребёнку, как он появился советы эксперта

С детьми 68 лет

Старшим дошкольникам и младшим школьникам при тех же исходных, то есть подчёркивая, что между папой и мамой должна быть сильная любовь, только тогда клеточки встретятся, объяснение факта рождения можно немного расширить. Например, сказав, что когда ребёночек подрос, маму отвозят в больницу, и там врачи помогают малышу появиться на свет.

Видео: рассказ о том, как рождаются дети

С ребятами младшего школьного возраста

Особенность этого этапа разъяснения вопроса, откуда берутся дети, состоит в том, что вводятся понятия, связанные с физиологией мужчины и женщины. В качестве сопутствующих материалов стоит воспользоваться энциклопедиями для младших школьников (например, издательства Махаон), где есть картинки анатомических особенностей женщины и мужчины

Для разговора с ребятами этого возраста важно называть все, упоминаемые в процессе беседы органы, своими словами: вагина, пенис. Часто такая откровенность родителей ошибочно смущает: дело в том, что половые органы дети ещё не воспринимают как нечто особенное, для них это сродни любой другой части тела руке, ноге

Чем дополнить рассказ

Из справочной литературы можно порекомендовать книгу Вирджини Дюмонт и Сержа Монтанья Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 811 лет.

Видео: как рождаются дети

Что рассказывать подростку

Как правило, к этому возрасту ребята уже имеют достаточно полное представление о том, как человек приходит в этот мир. Поэтому таинство рождения в разговоре с подростком может быть поводом углубиться в вопросы всего того, что предшествует зачатию, остановившись детально на физиологических особенностях девочек и мальчиков. Здесь нужно сказать о менструациях и поллюция, причём и об одном, и о другом вне зависимости от пола ребёнка. Поняв, зачем мальчику пенис, а девочке вагина, подросток чётко будет понимать, как сперматозоиды встречаются с яйцеклеткой.

Подборка материалов для мальчиков и девочек

Для детей-подростков справочную литературу нужно подбирать в зависимости от пола ребёнка. Например, Линда Мадарас Что происходит с моим телом. Книга для мальчиков, Что происходит с моим телом. Книга для девочек.

Для подростков, кроме научно-публицистических передач, также есть анимационные фильмы, которые презентуют информацию в занимательной форме.

Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?

Речь тесно связана с интеллектом, поэтому многие родители стремятся побыстрее разговорить малыша и очень беспокоятся, если он не хочет этого делать. Сегодня существует немало методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать какую-то из них, но только не переусердствуйте. Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты — малыш может замкнуться в себе от перегрузки информацией или перестать интересоваться окружающим миром, желая узнавать новые слова только из любимых обучающих мультиков. Чтобы понять, не приносит ли программа развития вреда, внимательно следите за поведением и эмоциональным состоянием ребенка, а также регулярно консультируйтесь со специалистом.

Кроме авторских методик, есть и универсальные советы, помогающие родителям быстрее услышать первые слова крохи:

Не думайте, что малыш заговорит быстрее, если вы искусственно сократите общение с ним до самых примитивных слов. Наоборот, с рождения старайтесь разговаривать с ребенком на самые разные темы, даже абстрактные.

Если малыш не спит, постоянно говорите с ним. Комментируйте свои действия во время игр, кормления или переодевания. На прогулке рассказывайте обо всем, что видите — о деревьях и цветах, о дорогах и машинах, о дожде и солнце, о бабочках и птицах. Описывайте каждый предмет — что он делает, какой у него цвет, размер, количество, из чего он состоит и т.д. Если он связан с чем-то уже знакомым крохе, укажите на эту связь.

Не закрепляйте в сознании малыша упрощенные формы слов. Если ребенок называет кошку «ко», подтвердите, что поняли его, и произнесите правильно: «да, это кошка»

И, конечно, не выдумывайте таких слов сами.

Когда дети начинают говорить, важно дать им возможность для получения свежих знаний. Не ограничивайтесь замкнутым кругом «дом, парк, детская площадка»

Водите малыша на детские мероприятия, в зоопарк, музеи и в другие места, где он сможет получить новые впечатления.

Читайте малышу книжки, показывайте картинки и объясняйте, что изображено на них, пойте детские песенки, ищите видео для детей в интернете. Все это стимулирует интерес малыша к освоению речи, расширяет словарный запас и выстраивает логические связи между различными предметами, действиями, явлениями, свойствами.

Хвалите малыша за достигнутые успехи. Даже если они совсем крошечные.

Примеры в теории и на практике

  1. Малыш не понимает, почему нельзя облизывать пальчики, значит, ему надо демонстративно объяснить, что у него может заболеть животик. Когда болит животик, нельзя есть свои любимые конфеты.
  2. Нельзя обижать других детей и брать чужие вещи, потому что они будут сильно плакать, если забрать их любимую игрушку. А вместе с ними будут плакать их мамы, так как обидели их малыша. Дети очень чувствительно относятся к слезам своей любимой мамочки и поэтому не станут причинять боль другому ребенку и его матери. Чужие вещи брать без разрешения — некрасиво.
  3. Нельзя засовывать свои пальчики в розетку, потому что будет сильно больно. Можно привести наглядный пример, когда малыш недавно ушибся на качелях.
  4. Нельзя играть с колющими предметами. Ребенок увидел иголку, и появился интерес поиграть с незнакомой игрушкой. Игла может нанести ущерб малышу. Не всерьез покажите ребенку, как больно, уколов себя легонько иглой.
  5. Нельзя есть руками, потому что мама и папа используют для еды ложку. Пример родителей для малыша этого возраста является авторитетом. Уместно показать ребенку, как нужно пользоваться столовыми предметами.
  6. Нельзя ходить по квартире в обуви после прогулки, ее необходимо снимать, чтобы не оставлять за собой грязь. На примере показать, что все члены семьи снимают обувь после прогулки, и малыш с удовольствием сам снимет сапожки.

Для ребенка мать имеет самый большой авторитет, и все ее слова он воспринимает с особым трепетом, если они правильно преподнесены. Надо находить время и возможность общаться со своим ребенком как можно чаще. Чтобы не создавать конфликтных ситуаций, необходимо развивать его правильное восприятие.

Маленький человек не понимает только тогда, когда родители в бесконечной суете не находят для него слов и времени. Интерес к новым вещам увеличивается ежесекундно, малыш любопытен, поэтому он проявляет свою инициативу. Но некоторые игры опасны не только психологически, но и физически. Правильно воспитанный ребенок прекрасно понимает значение слово «нельзя».

Разрешайте ему выбирать

Предоставляйте ребёнку возможность самостоятельного выбора. Детям это очень нравится. Проведите эксперимент. Вы увидите, что у ребёнка повысится настроение, он будет улыбаться, задумываться и выбирать. Он будет гордиться своим правом выбора и, соответственно, самостоятельностью.

А. Мама наливает в кружку горячий чай. Сын собирается его испробовать. Родитель предупреждает, что кружка очень горячая. «Ты можешь потрогать, если хочешь, но тебе будет больно, ведь кружка горячая». Затем можно сделать небольшую паузу, и предложить налить вместо этого тёплый чай. Да, сынок всё же прикоснётся к кружке, дабы проверить слова мамы, но зато впредь он будет знать, что такое горячее, и вести себя осторожнее.

Б. Дочь пытается перейти через лужу в туфлях. Реакция правильного родителя должна быть такой: «Доча, стой! Как ты помнишь, по лужам мы ходим только в сапогах. Выбирай: идём сейчас домой переобуваться или побросаем в лужу камушки? Смотри как это здорово!»

Установите гибкие, но обязательные правила

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо понимал слово «Нет», расскажите ему, что правила поведения похожи на светофор.

Красный свет — это то, что нельзя делать никогда; то, что опасно или может причинить боль окружающим. Например, совать спицы в розетку и мучить кота запрещено всегда, вне зависимости от настроения мамы и погоды на улице, даже по праздникам и даже когда болеешь. Точка.

Желтый свет — обозначает то, что можно делать, но осторожно, или под присмотром взрослых, или очень редко. Например, можно смотреть телевизор поздно вечером, но только в выходной

Можно лезть в лужу, но надо надеть резиновые сапожки. Можно играть в телефоне в длинной очереди в поликлинике, а вот дома лучше найти другие занятия и т. д.

Зеленый свет — все остальные развлечения и забавы. У мудрых родителей сюда попадут многие игры, которые могут раздражать взрослых, но в целом безопасны и полезны для развития ребенка.

Как объяснить ребенку слово нельзя?

Если ребенок намеревается совершить нечто недозволенное, не спешите кричать издалека «нельзя». Алгоритм ваших действий должен быть следующим:

  1. Подойдите к ребенку
  2. Уберите его от опасности или заберите предмет запрета
  3. Посмотрите в глаза малыша и твердо, но не громко скажите «нельзя»
  4. Объясните причину запрета
  5. Предложите альтернативу

Например, ребенок тянется к горячей кружке на столе. Вам следует аккуратно убрать руку малыша от горячего предмета, взять кружку в свою руку и показать ее ребенку, объяснить, что в ней находится горячий напиток, который может принести боль.

Как вариант, вы можете приложить пальчик ребенка к кружке на пару секунд, чтобы он проверил истинность ваших слов на своем опыте. Затем предложите ему поиграть, например, с другой кружкой (пластиковой и пустой).

Что делать, если ребенок не понимает речь?

На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис. Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов. Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.

А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.

Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону или заполните форму на сайте.

Как правильно вводить запрет

Зачастую родители задаются вопросом: ребенок не понимает слово нельзя — что делать? Использовать слова «нет» и «нельзя» надо правильно, анализируя суть запрета. Используя слово «нельзя», лучше руководствоваться следующими принципами:

  1. Избегать сильных интонаций и эмоций. Эти слова очень стрессовые сами по себе. Добавляя строгость и поднимая голос, вы сильнее напугаете малыша. Говоря с ним спокойно, вы быстрее добьетесь послушания.
  2. Тут же объясните, почему вы ему это запрещаете. Например, если малыш норовит схватить кружку с горячим чаем, разъяснить, почему кипяток опасен, подержать ручку над паром, чтобы малыш почувствовал тепло. Предложить поиграть с другой пустой кружкой.  
  3. Обязательно дать альтернативу. Нельзя играть в мяч рядом с дорогой, зато вдоволь наиграешься, когда придем в парк.  
  4. Если есть возможность заменить слова «нет» и «нельзя» в вашем разговоре, то сделайте это. Чем реже вы их используете, тем весомей будет значение запрета для вашего ребенка.  

Подробнее об этом говорится в следующем видео:

Совет: оба родителя должны быть солидарны в воспитании. Чтобы решение одного не отменялось другим.  

Более 1300 людей получили свои результаты по воспитанию детей, получив знания о том, как вырастить из детей умных и талантливых людей и как стать счастливыми родителями самим. Приходите на бесплатные онлайн-лекции, регистрация здесь

Если хотите узнать больше, записывайтесь на бесплатный тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector