Когда ребенок начинает гулить

Первые фразы

После того как малыш произнёс свое первое слово, начинается стремительное развитие его словарного запаса. Он тем больше, чем чаще и чётче разговаривает с крохой родитель. Как правило, уже в 10 месяцев младенец может говорить простые слова типа кися, ням-ням, дай, мама, папа, ав, топ-топ и др. Подобный словарный запас уже к полутора годам превращается в способность говорить короткими предложениями. Чаще малыши произносит что-то типа «Не дам, мое», «Иди топ-топ», «Даня писать» и др.

Если на этом этапе родительское окружение поддерживают кроху, разговаривает с ним увлечённо, то уже к возрасту 2 года дите начинает говорить точными, но короткими предложениями с окончаниями, предлогами, правильными падежами. К примеру, «Мама покормит», «Я спал», «Не хочу», «Машина едет». 

Интересно! Рвота и понос у детей без температуры: лечение

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями

Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития) , обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться. Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Анастасия Кузнецова — детский психолог и Монтессори-педагог
Фото Анны Ефремовой

Сроки, условия, этапы

В большинстве случаев родители, ожидая от своего ребенка первого словечка, беспокоятся напрасно. Ну и что с того, что соседский ребенок уже выговаривает несколько слов, а их малыш не произнес еще ни единого словечка? У каждого ребенка – свои сроки взросления. Один – начинает говорить раньше, другой – немного позднее. Это – нормально. Кроме того, девочки произносят первые слова чуть раньше, чем мальчики.

Другое дело, если у ребенка наблюдаются какие-то уж совсем нестандартные отклонения в речевом развитии. Тут-то, конечно, необходимо забить тревогу. Но прежде родителям надо знать – каковы же этапы речевого развития у нормального, здорового малыша. То есть – как малыш готовится к своему первому слову, какие «ступеньки» он должен преодолеть и освоить, прежде чем сознательно произнести «мама» или «папа».

На этот счет существуют специальные общепринятые нормативы. Разумеется, они во многом условны и относительны (будем помнить об индивидуальном развитии каждого ребенка), но все же, в общем и целом, любой малыш так или иначе этим нормативам должен соответствовать.

  1. Каждый ребенок уже рождается «с голосом». Детский плач – это и есть тот самый врожденный голос. С его помощью малыш общается с миром и близкими ему людьми, давая знать о своих потребностях и проблемах.
  2. Примерно в 4-6 месяцев ребенок начинает произносить, кроме плача, и другие звуки: лепетать (этот процесс еще называют гулением), пытаться произносить новые звуки и даже строить простые звуковые сочетания, повторять отдельные слоги. В этом же возрасте кроха уже способен владеть своим голосом, меняя его интонацию.
  3. К годовалому возрасту малыш умеет обозначать отдельным звуком каждый предмет, он активно вступает в разговоры со взрослыми – правда, на своем, детском языке, который большей частью никому, кроме мамы, не удается расшифровать и понять.
  4. К полутора годам карапуз обычно уже осваивает первые простые слова (в основном, повторяя их за взрослыми), и более-менее успешно пытается их произносить.
  5. Примерно в два года малыш способен произносить до 50 и более слов – причем, не бездумно, а вполне осмысленно, правильно называя этими словами тот или иной предмет, человека, животное и т. д. В этом же возрасте многие дети делают первые попытки составлять короткие, из двух-трех слов, предложения.
  6. Приблизительно к трем годам большинство детей уже вполне уверенно разговаривают отдельными словами и сложными предложениями, их словарный запас пополняется с каждым днем. Кроме того, в этом возрасте они способны с помощью отдельных слов и предложений выразить ту или иную эмоцию.

Опять же – кто-то из малышей все эти этапы проходит быстрее, и уже вполне уверенно говорит в два годика, другие – слегка отстают. Не надо паниковать, торопить ребенка, вынуждать его во что бы то ни стало разговаривать, а тем более – наказывать. Ничего хорошего из этого не получится, а вот до стресса малыша такими неразумными усилиями довести очень легко. Ничего, придет время, и ребенок заговорит обязательно. А пока – лучше ему в этом оказать помощь. Хотя если ребенок «выбивается из графика» на полгода и больше, то лучше все же обратиться к доктору: вдруг у малыша какие-то серьезные отклонения в развитии.

Нормы появления речевых навыков у ребенка

С момента своего рождения до 6 месяцев начинает закладываться фундамент речевого аппарата. В период первого полугодия кроха проходит несколько этапов:

  • В первый месяц малыш начинает проявлять реакцию на речь окружающих его людей. Это проявляется в том, что младенец перестает плакать, когда слышит голос мамы или папы.
  • К трем месяцам, младенец оживляется при общении взрослых и начинает в «гулить» в ответ. Малыш умеет проговаривать звуки «г», «к», «н».
  • К пяти месяцам малыш начинает искать источник звука, поворачивая голову в правильном направлении.
  • К 7-8 месяцам он начинает пытаться сказать отдельные слоги, например «ба», «ма», «па».
  • В возрасте 1-1,5 года умеет произносить несложные короткие слова.
  • В 1,5-2 года имеет в своем словарном запасе около 50 слов. Малыш начинает правильно повторять слова, услышанные от взрослых. Он пытается составлять небольшие предложения, похожие скорее на словосочетания.
  • В три года должен полностью понимать обращенную к нему речь. Уметь составлять короткие предложения, расширять свой лексикон.

Период между двумя-тремя годами является самым динамичным в становлении речевого аппарата. Личный пример родителей и окружающих взрослых важен для малыша. Нельзя смеяться над его речевыми ошибками, игнорировать просьбы объяснить значение тех или иных слов. Это приведет к снижению желания овладеть речью и научиться произносить сложные слова.

Существуют нормы, когда ребенок должен заговорить. На них ориентируются родители и специалисты, но утверждать, что они подходят для всех, невозможно. Каждый ребенок очень индивидуален.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать ниже, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка.

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Причины для беспокойства

Следующие признаки могут быть подсказкой маме, что пора проконсультироваться со специалистом:

  • если в годик ребенок не понимает обращенной речи (не оборачивается, когда окликают; не обращается к Вам со словом: “мама”);
  • к 2 годам не может показать на картинке хорошо знакомые предметы, зверей, природу. (Например, «где котик»?);
  • после 2 лет не взаимодействует с другими детьми;
  • в 2-3 года не выполняет простейшие просьбы (Например: возьми мяч и подай мне);
  • после 3 лет не выговаривает большинство звуков, сильно перекручивает все слова, не понимает простых вопросов и не может связать 3-4 слова.

Если крохе вот-вот стукнет 2- 2,5 года, а он не планирует подчиняться общепринятым нормам, необходимо выяснить причины, в следствии которых речевое развитие не наступает. Это может быть расстройства, вызванные различными факторами: социальными, физиологическими и психическими.

  • проблемы, связанные с органами слуха: возможно, что у малыша не выявлены нарушения слухового аппарата;
  • артикуляционные дефекты: недостаточность подвижности мышц языка, тонус, или наоборот, гипотония, укороченная подъязычная связка;
  • психоэмоциональные растройста: негативизм, проявляемый к общению, насильственные попытки родителей заставить произносить первые слова;
  • гиперопека: у ребенка не возникает необходимости пользоваться речью, а в случае, если имеются какие-либо артикуляционные проблемы, малыш избегает речевых контактов, так как у него всё, что нужно появляется всякий раз, как только он намекнёт. И совершенно не обязательно при этом использовать устную речь;
  • отсутствие внимания со стороны родителей: использование различных гаджетов, затрудняющих бурную мозговую деятельность, требующее примитивных движений;
  • неблагополучные условия воспитания: скандалы, крики, громкие звуки вокруг, испуг;
  • органические поражения речевых зон головного мозга: в следствии этого может иметь место алалия, дизартрия. Различные проявления данного вида проблем обуславливаются тяжестью повреждения и локализацией поражения;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности: неврологическо-поведенческое расстройство развития;
  • аутизм – диагноз, который достаточно сложно поставить в этом возрасте, из-за схожести поведенческих реакций детей с аутизмом и нормотипичных детей.

Важно! Главное условие решения любых проблем является их своевременное выявление. Чем раньше родители замечают несоответствия речевого развития норме, тем легче устранить проблему или сделать её гораздо менее заметной и не мешающей дальнейшему развитию малыша

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это — полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов — скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» — вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина — малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» — вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» — 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?

Речь тесно связана с интеллектом, поэтому многие родители стремятся побыстрее разговорить малыша и очень беспокоятся, если он не хочет этого делать. Сегодня существует немало методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать какую-то из них, но только не переусердствуйте. Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты — малыш может замкнуться в себе от перегрузки информацией или перестать интересоваться окружающим миром, желая узнавать новые слова только из любимых обучающих мультиков. Чтобы понять, не приносит ли программа развития вреда, внимательно следите за поведением и эмоциональным состоянием ребенка, а также регулярно консультируйтесь со специалистом.

Кроме авторских методик, есть и универсальные советы, помогающие родителям быстрее услышать первые слова крохи:

Не думайте, что малыш заговорит быстрее, если вы искусственно сократите общение с ним до самых примитивных слов. Наоборот, с рождения старайтесь разговаривать с ребенком на самые разные темы, даже абстрактные.

Если малыш не спит, постоянно говорите с ним. Комментируйте свои действия во время игр, кормления или переодевания. На прогулке рассказывайте обо всем, что видите — о деревьях и цветах, о дорогах и машинах, о дожде и солнце, о бабочках и птицах. Описывайте каждый предмет — что он делает, какой у него цвет, размер, количество, из чего он состоит и т.д. Если он связан с чем-то уже знакомым крохе, укажите на эту связь.

Не закрепляйте в сознании малыша упрощенные формы слов. Если ребенок называет кошку «ко», подтвердите, что поняли его, и произнесите правильно: «да, это кошка»

И, конечно, не выдумывайте таких слов сами.

Когда дети начинают говорить, важно дать им возможность для получения свежих знаний. Не ограничивайтесь замкнутым кругом «дом, парк, детская площадка»

Водите малыша на детские мероприятия, в зоопарк, музеи и в другие места, где он сможет получить новые впечатления.

Читайте малышу книжки, показывайте картинки и объясняйте, что изображено на них, пойте детские песенки, ищите видео для детей в интернете. Все это стимулирует интерес малыша к освоению речи, расширяет словарный запас и выстраивает логические связи между различными предметами, действиями, явлениями, свойствами.

Хвалите малыша за достигнутые успехи. Даже если они совсем крошечные.

Наш ребенок не говорит

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителейдоктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития

Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности.

Несмотря на то, что развитие детей индивидуально, существуют нормы появления и развития речи. Если ребёнок не говорит в 2,5 года, некоторые «специалисты» рекомендую подождать до 3 или даже 4 лет. Это прекрасный шанс для малыша не попасть в школу со сверстниками, а идти в специализированную речевую. «Чтобы вы понимали, в 2,5 года дети с нормальным развитием уже рассказывают небольшие простые стихотворения, — говоритлогопед Буйнова Надежда Валерьевна. Основная проблема неговорящего ребёнка в том, что родители не занимаются его развитием, а чего-то ждут.»

Помните и обатмосфере, в которой воспитывается малыш. Да, ему пока не удается сказать даже слово «мама», однако он замечает, насколько доброжелательны люди вокруг него. Причем не только, как относятся к нему старшие, но и как вы общаетесь между собой. У старших, особенно это касается пап, в общении проявляется диктаторство, что напрочь лишает ребенка инициативы.

Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменитьэмоциональный фон семьи, но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первыезависит не только от малыша!

С течением времени мамы, чаще всего это именно мамы и бабушки, начинают метаться в поисках чудо-средств, чтобы помочь малышуначать общение. Если вы не желаете «подождать еще пару месяцев», или поведение ребенка действительно вызывает тревогу и опасения, обратитесь к логопеду.

ВАЖНО!Пройдите консультацию у опытного, хорошо зарекомендовавшего себя специалиста, если считаете, что с вашим малышом, что-то не так. Логопед проведёт тестирование развития речи «логопедическую диагностику» и вы будете понимать текущее состояние развития ребёнка, узнаете что нужно делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector