Сон ребенка в 4 месяца
Содержание:
- Массаж для укрепления здоровья ребенка
- Нормы веса и роста детей в 4 месяца
- Умения и навыки
- Советы родителям
- Здоровье малыша: Массаж для детей
- Развитие ребенка в 4 месяца
- Физические параметры
- Молодые родители: Семейные узы
- Патологии четырёхмесячного возраста
- Развитие слуха
- Слух и реакция на звуки
- Физическая активность
- Питание
- Таблица показателей средних величин физического развития
- Что малыш умеет?
Массаж для укрепления здоровья ребенка
Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком
Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.
- Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
- Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
- Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
- Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
- Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
- Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.
P.S. Впереди 5-ый месяц. Советуем ознакомиться, что должен уметь делать пятимесячный ребенок.
Нормы веса и роста детей в 4 месяца
Рост, см |
Вес,кг |
Окружность головы, см |
||
МАЛЬЧИКИ |
низкий |
59,7 |
5,6 |
39,2 |
нижесреднего |
61,8 |
6,2 |
40,4 |
|
средний |
63,9 |
7,0 |
41,6 |
|
вышесреднего |
66,0 |
7,8 |
42,8 |
|
высокий |
68,0 |
8,7 |
44,0 |
|
ДЕВОЧКИ |
низкий |
57,8 |
5,0 |
38,1 |
нижесреднего |
59,9 |
5,7 |
39,3 |
|
средний |
62,1 |
6,4 |
40,6 |
|
вышесреднего |
64,3 |
7,3 |
41,8 |
|
высокий |
66,4 |
8,2 |
43,1 |
На четвертом месяце жизни малыша прибавка его веса должна составлять коло 20 г в день. Другими словами средняя прибавка в массе к концу четвертого месяца должна составить 650 — 750 г за месяц. Что касается роста, то в этот период прибавка составляет обычно 2 — 2,5 см. Окружность головы в 4 месяца у мальчиков составляет около 42 см, груди – 42,9 см, у девочек– 41 см, груди – 41,9 см.
Но, как ты понимаешь, эти нормы весьма приблизительны, и служат ориентиром. Если твой малыш набрал чуть меньше или чуть больше — не стоит переживать. Главное — наличие стойкой динамики к набору веса. А цифры — вещь относительная, ведь дети растут скачкообразно. И если малыш «недобрал» в этом месяце, он «нагонит» в следующем, и наоборот.
Умения и навыки
Физическое развитие малыша происходит стремительно, поэтому к концу этого месяца ребенок овладевает следующими умениями:
- перекатывается с живота на бок, иногда – на спинку;
- лежа на спине, задирает ножки настолько высоко, что способен дотронуться ладошками до коленок или пальчиков ног;
- лежа на животе, способен поднять голову и плечи и, опираясь на предплечья, в течение минуты удерживать головку;
- умеет принимать сидячее положение, если родители подтянут его вверх за ручки (но присаживать кроху пока рано – его скелет еще недостаточно окреп);
- может «стоять» на пальчиках ног и слегка подпрыгивать, если родители поддерживают его под мышки, однако удерживать собственный вес на выпрямленных ногах пока не в состоянии;
- держит ладошки раскрытыми, складывает их вместе или засовывает пальцы в рот, хлопает руками по поверхности, способен удерживать предметы на протяжении 25–30 секунд;
- хватает предметы ручками произвольно, когда захочет, рассматривает их, тащит в рот;
- лежа на животе, пробует ползти: приподнимает заднюю части и двигает ножками;
- хорошо различает цвета, видит объекты, находящиеся на расстоянии 3–3,5 м от глаз, с интересом следит за подвижными предметами;
- неплохо различает звуки (особенно мамин голос), может отличить знакомый голос от незнакомого, реагирует на тихую ритмичную музыку покачиванием головы в такт, различает эмоциональную окраску звучащей речи.
Важное достижение этого возраста – появление произвольных движений. Это закономерное следствие угасания рефлексов, которое свидетельствует о том, что ребенок начинает контролировать собственное тело и координировать действия
Советы родителям
Родители должны знать, что нужно делать, чтобы ребенок хорошо развивался.
Распорядок дня
К четырехмесячному возрасту родители должны делать все, чтобы ребенок был более активным днем. Нужно увеличить время непрерывного бодрствования до 3-х часов. Ребенок должен достаточное время гулять, играть с родителями. Ему должно хватать времени на освоение новых навыков.
Ночной сон ребенка должен занимать от 7-10 часов. При этом следует учитывать тот факт, что кроха, вероятнее всего, будет ночью просыпаться, чтобы поесть. Поэтому родителям следует загодя делать питание на ночь.
Физическое развитие
- Как уже говорилось выше, малыш должен уметь хватать различные предметы. Родители могут улучшить этот навык. Для этого нужно делать с крохой небольшие упражнения с применением мячика.
- Следует положить ребенка на спинку и поднять мяч над ним.
- Для привлечения внимания нужно покачать мячом и повращать его.
- Ребенок непременно попытается ухватить его. Родители должны позволить сделать захват. Если у крохи не получается схватить мячик, родители могут помочь.
Делать это упражнение нужно не чаще 2-х раз в день.
Ребенок также должен уметь активно переворачиваться в 4 месяца. Если у него это плохо получается, это не повод для паники. Родители могут ускорить усвоение навыка. Для этого им нужно положить кроху на спину, взять ножку малыша, согнуть ее и отвести в сторону. Ребенок инстинктивно потянется ручкой в ту же сторону. Родители должны дать ему палец. Кроха ухватится за него и, воспользовавшись опорой, перевернется на живот.
Делать это упражнение нужно очень нежно и осторожно
Развитие моторики
Чтобы у крохи лучше работали пальчики, родители могут сделать для него специальную игрушку: сенсорную коробку. Делать ее несложно: нужно взять картонный кубик и оклеить его различными материалами. В двух боках коробочки нужно сделать отверстия такого размера, чтобы кроха могла засунуть туда руку. Внутри коробочки нужно крепко закрепить шнурки, пуговички, ворсистую и гладкую ткань, фольгу.
Ребенок будет активно пытаться нащупать разные детали игрушки. Тем самым у него будет активно развиваться мелкая моторика.
Развитие слуха
Слух развивать проще всего. Для этого нужно воспользоваться различными музыкальными инструментами вроде колокольчика, свирели, ксилофона. Нужно издавать различные звуки с их помощью рядом с ребенком. При этом кроха должна видеть, что именно издает звук. Ребенок должен уметь вычислять местонахождение звукового источника.
Стимулирование речевого аппарата
Это не столько работа для ребенка, сколько для его родителей. Они должны делать следующие упражнения:
- взять малыша на руки так, чтобы он видел лицо мамы;
- она должна высунуть язык и покачать им из стороны в сторону;
- надуть щеки и пофыркать;
- вытянуть губы трубочкой.
Спустя некоторое время малыш начнет копировать действия мамы. Тем самым у него будет быстрее развиваться речевой аппарат.
Здоровье малыша: Массаж для детей
Мамы делают все, чтобы их драгоценный малыш был счастлив и здоров. Массаж – отличное дополнение к привычному распорядку дня детей, к тому же он очень нравится некоторым из них. Правильно выполненный массаж сближает маму и ребенка и снимает напряжение. Иногда после массажа малыши даже меньше плачут.
Рекомендуем сначала проконсультироваться с педиатром и специалистом по массажу. Возможно, рядом с вами есть курсы детского массажа, где вас обучат всему необходимому. А начать можно вот с чего:
-
Расслабляющая обстановка. Малыша можно положить на спинку на пеленальный столик или даже на вашу кровать. Начиная массаж, не отрывайте глаз от лица ребенка.
-
Осторожные касания. Делать массаж нужно осторожными нежными поглаживаниями, начиная с головки, шеи и плеч, затем переходите к пояснице, ягодицам, ножкам и ручкам.
-
Разговаривайте с малышом или спойте песенку. Малыш будет чувствовать себя спокойнее во время массажа, если вы будете с ним тихо разговаривать или петь его любимую песню.
-
Следите за реакцией. Если малыш выглядит довольным, продолжайте. Если же он ведет себя беспокойно – прекращайте массаж, вероятно, ему не нравится.
Между кормлением и массажем следует выждать не менее 45 минут. Если малышу нравится массаж, скорее всего, ему будет нравиться это занятие и в более старшем возрасте.
Развитие ребенка в 4 месяца
Развиваем органы чувств
Для развития тактильной чувствительности сшейте для своего малыша небольшие мешочки. Сделайте их из одной ткани и наполните разными крупами (фасоль, рис, горох, гречка, манка). Вкладывайте мешочки то в одну, то в другую ручку малыша. Помимо развития тактильной чувствительности, это ещё и прекрасный массаж для ручек крохи.
Продолжайте показывать малышу различные картинки, игрушки и обычные предметы. Объясняйте, что вы показываете: «Это телефон, это зеркало, это часы…»
Также и на прогулке, выньте малыша из коляски на 5-10 минут. Расскажите ему, что вас окружает, где вы гуляете, покажите птичек, дайте потрогать листик, проведите его ручкой по коре дерева, понюхайте вместе цветочек и т.д.
Играйте с малышом в прятки. Возьмите любой платочек, встаньте так, чтобы кроха видел ваше лицо. Закройте лицо платочком, п потом выгляните, приговаривая: «А где мама? Нет мамы. Ку-ку! Где же мама? Вот мама! Нашлась!». Таким же образом спрячьте малыша и эмоционально ищите его.
Развиваем моторику
Для развития крупной моторики продолжайте делать с малышом специальные упражнения (читайте гимнастика ребенка от 3 до 5 месяцев).
Поиграйте с крохой в «топотушки». Положите малыша на спину, возьмите его за ножки и потопайте ножками по столу то медленно, то быстро, приговаривая:
Сделайте с малышом «потягушки». Положите ребенка на спинку, потяните его за ручки и скажите:
Загибайте и разгибайте пальчики малыша, делайте круговые движения по ладошке. Сопровождайте свои действия потешками и стишками:
Развиваем речь
На четвертом месяце гуление становится более длительным и певучим. Обязательно поддерживайте желание малыша пообщаться. Отвечайте своему крохе – пойте песенки, гулите в ответ.
Продолжайте читать с малышом книжки и рассматривать картинки. Во время чтения обязательно обнимайте и поглаживайте кроху. Рассматривая картинки, используйте тактильные упражнения. Например, покажите, как бежит мышка (перебирая пальцами проведите по ручке малыша снизу-вверх и обратно), как плывёт рыбка (проведите по спинке малыша ребром ладони), как катится колобок (покатайте мячик по ножке)
Очень важно использовать этот принцип, т.к. дети лучше запоминают информацию, поступающую сразу через несколько каналов восприятия: зрительный (глаза), аудиальный (уши), кинестетический (телесный)
Развиваем музыкальные способности
Покажите своему ребенка, как звучат разные музыкальные предметы, например, дудочка и барабан. Скажите: «Дудочка дудит! Ду-ду! Барабан стучит! Бом-бом!»
Привлекайте внимание малыша к различным звукам дома и на улице. Расскажите, как тикают часы, звонит телефон, едут машины
Для развития фонетического и музыкального слуха, ставьте малышу записи звуков природы. Например, как шумит ветер, журчит ручеек, идет дождик. Учите своего ребенка слушать, расскажите стихотворение разным по громкости голосом, начните читать звонко, а закончите шепотом.
Физические параметры
Сколько должен весить, рост
В возрасте одного месяца наблюдаются множество изменений в физическом развитии младенца. Согласно нормам Всемирной Организации Здравоохранения малыш должен набрать 100-900 гр, рост на 3 см, а окружность головы на 1,2-1,5 см.
Рассчитать конкретный вес и рост можно с помощью калькулятора.
Калькулятор роста и веса малыша
Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)
Мальчик
Девочка
Выберите возраст
месяцев
Рассчитать
Низкий кг
Средний кг
Высокий кг
Рост
Низкий см
Средний см
Высокий см
Рефлексы новорожденных
- Подошвенный – при проведении пальцем по стопе малыш отдергивает ножку.
- Сосательный – прикосновение к губам крохи заставляет его складывать губы трубочкой.
- Хватательный – малыш сжимает в плотный кулачек, вложенный в ладошку палец.
- Рефлекс поиска – поворот головы при касании или поглаживании щечки свидетельствует об инстинктивном поиске источника питания.
- Мора – разведение и сведение рук и ног при громком внезапном звуке.
- Бабинского – проведение пальцем по краю стопы с внешней стороны пальчики ноги расходятся, а стопа разворачивается.
- Бабкина – надавливание на ладошки вызывает открытие рта и поворот головы.
- Рефлекс ходьбы – движения, имитирующие шаги при вертикальном положении тела малыша с опорой на твердую поверхность.
Зрение
Зрение младенца улучшается – он способен удерживать в поле зрения зафиксированный предмет на расстоянии 25-30 см. Цвета еще по-прежнему не распознаются, но очертания ребенок уже различает и может проследить взглядом движение яркого, крупного предмета. Взгляд при этом слегка запаздывает, а движение глазных яблок толчкообразное.
У крохи в 1 месяц появляется реакция на громкий внезапный звук в виде вздрагивания. В положении лежа на животике малыш пытается поднимать голову, удерживать ее и поворачивать в стороны и к источнику света.
Также для развития зрения можно использовать черно-белые картинки. Их крепят к кроватке. В первый месяц лучше показывать простые геометрические фигуры.
Для гармоничного физического развития необходимо:
- Периодически менять положение его тела – переворачивать на спинку, живот, бочок. Манипуляции проводить плавно и внимательно следить за реакцией младенца. Если какое-либо положение вызывает ухудшение настроения его лучше отложить на следующий раз.
- Проводить гимнастику для глаз с помощью большого красного предмета – рисовать в воздухе линии и круги. Движения совершать медленно, на расстоянии 30 см от глаз ребенка и периодически фиксировать положение. Это предотвратит появление проблем со зрением и укрепить глазные мышцы.
У ребенка в возрасте одного месяца наблюдается чистая кожа светло-розового цвета, снижается гипертонус рук и ног, увеличиваются периоды бодрствования от 10-15 минут до 1 часа в интервалах между сном и кормлением, появляется возможность наблюдать за перемещением взрослого, возникает способность различать свет и темноту.
Молодые родители: Семейные узы
Появление малыша влечет за собой много перемен для семьи. Все дяди, тети, двоюродные братья, сестры, бабушки, дедушки хотят поучаствовать в жизни нового члена семьи. Сейчас идеальный момент привлечь родственников к уходу за ребенком. Поручите им помочь вам с кормлением или купанием. Попросите их поиграть с малышом. Возможно, ваши родители, родители партнера и другие родственники смогут помочь вам с уборкой по дому, походом в магазин или присмотреть за другими детьми. Вы сможете отдохнуть, а им это даст возможность почувствовать свою причастность.
Часто молодых родителей донимают непрошеными советами родственники, друзья и даже совершенно посторонние люди. Иногда это очень раздражает. Напоминайте себе, что нет единственно правильного способа воспитания. Лучше следите за сигналами, которые вам подает ребенок, и все решения принимайте исходя из его характера, ваших обстоятельств и ваших представлений о воспитании. А если у вас есть вопросы или повод для беспокойства, обратитесь за советом к квалифицированному специалисту или поделитесь с самыми близкими людьми.
Патологии четырёхмесячного возраста
У деток могут появиться проблемы со здоровьем или с развитием и вам необходимо знать об этом и о причинах их возникновения, чтоб суметь вовремя распознать их и начать действовать.
Можно отметить ряд причин, которые вызывают температуру у детей в четыре месяца:
- У малыша лезут зубки.
- Тепловой удар.
- Долгий плач, сопровождающийся сильным криком.
- Гиперактивность малыша.
- Отклонения в функционировании пищеварительной системы.
- Вирусные и бактериальные заболевания.
Кашель у малыша в таком возрасте может стать следствием таких проблем:
- Воспаление горла, ушей, носовых пазух, аденоидов.
- ОРВИ, бронхит.
- В дыхательные пути попало чужеродное тело.
- Инфекционный процесс в органах пищеварения.
Стоит обратить внимание и срочно бежать к врачу, если кашель ребёнка сопровождается следующими симптомами:
- Сопровождается мокротой разных оттенков или кровью.
- Не исчезает дольше трёх недель.
- Резко появляется на пару с высокой температурой.
Отклонения в развитии
Все детки индивидуальны и по-разному развиваются. Кто-то раньше среднего, кто-то позже. Но есть вещи, которые малыш просто обязан уметь делать в четырёхмесячном возрасте:
- Совершать двигательные движения.
- В руке, хоть короткое время, удерживать предметы.
- Самостоятельно держать голову, лёжа на животе.
- Уметь переворачиваться.
- Опираться на локти и приподниматься, если его положили на животик.
- Упираться ногами на поверхность, находясь в стоячем состоянии.
- Произносить звуки.
- Слышать и узнавать голоса и другие звуки.
- Узнавать самых близких родных и радоваться их появлению.
- Проявлять положительные эмоции во время игры со взрослым.
- Улыбаться, в частности реагируя на что-то или кого-то.
Развитие слуха
К 4 месяцам развитие слухового аппарата еще не может сравняться с развитием слуха у взрослых. Но он уже почти достиг нужного этапа.
1) Малыш различает музыку и может выделить из проигрываемых мелодий любимую.
Ставьте вашему крохе различные мелодии. Особенно приятной считается классическая музыка: Моцарт, Вивальди, Бетховен. Она успокаивает маленького слушателя, особенно перед сном. Можно даже поставить в детской шарманку или музыкальный ночник, включив их в вечерний ритуал укладывания на ночь.
2) В принципе выделяет для себя некоторые звуки, реагируя на них особым образом: дверной звонок, лай собаки и т.д.
Малыш может улыбаться от звуков, которые ассоциируются у него с чем-то приятными или интересным.
3) Может повернуть голову к источнику звука, особенно если он находится недалеко от головы ребенка.
Полезно развивать слух ребенка, передвигая звучащий предмет вокруг головы, меняя стороны лево-право/верх-низ.
4) Прислушивается к ритму погремушки: может трясти игрушку, остановиться, еще потрясти.
Закладываются основы музыкального образования. Маленький человечек учиться извлекать ритмичные звуки из своих первых музыкальных инструментов. Не забывайте менять погремушки, чтобы звучание было разнообразным.
5) Внимательно следит за диалогом между взрослыми, реагирует, когда речь затихает.
Пока ваш малыш не может принять полноценное участие в диалоге, но он накапливает услышанные слова в пассивном словаре, чтобы в будущем применить полученные знания на практике.
Читают так же: Что должен уметь ребенок в 7 месяцев: навыки, питания, рост и вес
Слух и реакция на звуки
Слух младенца стал намного лучше и играет ведущую роль в психическом развитии. Малыш с удовольствием слушает музыку, показывая свои предпочтения активным лепетом и движением. Рекомендуется включать классические композиции на 30-40 минут в день.
Чтение стихов позволяет знакомить младенца с чувством ритма, привлекать его к развитию речевых способностей. Наряду с обычным диалогом потешки и стихи расширяют информационную базу крохи. Одна из методик сверхраннего развития (подход Глена Домана) предлагает начинать обучение в этом возрасте с использованием карточек, на которых нарисованы предметы. Видя картинку и слыша название, ребенок постепенно будет формировать базу знаний. Но даже без карточек, простым разговором и развивающими занятиями, можно достигнуть великолепных успехов.
В этот период важно звуковое окружение крохи. Старайтесь избегать присутствия неестественного шума (телевизор, радио)
Громкие, резкие звуки могут испугать кроху, поэтому старайтесь соблюдать спокойную обстановку.
Физическая активность
В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.
Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.
Перечислим основные навыки крохи:
Захват предметов
Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.
Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.
Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.
Первые игры
Физические навыки младенца в этом возрасте не ограничиваются произвольным захватом вещей. Он тянется к игрушкам и хватает предметы одной или двумя ручками. У малыша уже есть любимые погремушки, на которые он реагирует особо активно. Ребенок уже пытается совершать с ними различные действия: стучать о поверхность, разглядывать, пробовать на вкус, ощупывать пальчиками. Все это выступает важным этапом познания. Конечно, координация движений четырехмесячного малыша вкупе с мышцами его кистей развиты еще недостаточно, поэтому продолжительность удерживания предметов является небольшой.
Перевороты
Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.
Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета. В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро. Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.
Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.
Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет. И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша. Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».
Подготовка к ползанию
В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски. При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.
Питание
Обычно 4-х месячный ребенок кушает до 10 раз днем и 2–3 раза ночью. Оттого, чем питается малыш, зависит его вес и рост. Искусственное питание должно быть строго ограничено. Поэтому детки, которые едят смесь, редко отличаются «выдающимися» формами и если опережают сверстников, то в основном из-за богатой наследственности.
Питание материнским молоком предпочтительнее для малышей, так как оно имеет идеальный состав, к тому же стерильно и гипоаллергенно.
А еще оно доступно в любое время, так как обычно современные мамы кормят грудью карапузов по требованию, а не расписанию. Неудивительно, что детки, которые находятся на грудном вскармливании, имеют часто больший вес, рост и выглядят крупнее малышей-искусственников.
В четыре месяца жизни ребенка некоторые родители вводят первый прикорм. Что уже можно таким крохам?
- Натуральные соки без сахара
- , но размер порции должен быть ограничен в соответствии с возрастом;
- специальные чаи (продаются в отделах питания для детей, аптеках);
- однокомпонентные пюре из овощей (кабачок, брокколи) и фруктов (яблоко, груша);
- если у малютки недостаточный рост и вес – вводятся каши, приготовленные на мамином молоке или привычной смеси.
ВОЗ не рекомендует докармливать грудных детей до 6 месяцев, особенно в случае, если они итак отлично набирают вес и прибавляют рост. А для деток-искусственников 4-х месячный возраст считается оптимальным для введения прикорма.
Таблица показателей средних величин физического развития
Поскольку к четырём месяцам ребёнок ещё не обладает какими-то неординарными навыками, наиболее простой способ оценить нормы развития — посмотреть на физические показатели.
Двигательная активность 4-месячного ребёнка пока небольшая, благодаря чему малыш неплохо прибавляет в весе и росте. Получается, что рост и вес — одни из самых надёжных показателей того, насколько правильно и в соответствии с нормами развивается ребёнок.
Малыш в среднем поправляется на 750 г и подрастает на 2,5 см. Когда малютка начнёт двигаться активнее, его вес будет расти не столь стремительно, хотя кушать он начнёт больше.
Параметры грудной клетки на 4–5 месяце остаются одинаковыми, но к концу пятого месяца обхват груди ребёнка будет больше, чем обхват его головки.
Подробные параметры указаны в таблице.
Показатель | Средние значения | Мальчики в 4–5 месяцев | Девочки в 4–5 месяцев |
Вес | 6400–7000 г | 5600–8700 г | 5000–8200 г |
Рост | 62,1–63,9 см | 59,7–68,0 см | 57,8–66,4 см |
Окружность головы | 40,6–41,6 см | 39,2–44,0 см | 38,1–43,1 см |
Окружность грудной клетки | 41,0–41,6 см | 38,6–44,6 см | 38,9–43,0 см |
Если какой-то параметр изменился в обратную сторону, желательно обратить на это внимание педиатра. Возможно, он посоветует, как это исправить, или сможет диагностировать заболевание на ранних стадиях
Что малыш умеет?
- Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
- Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
- Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
- Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
- Речь малыша активно и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
- Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
- Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.
Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.