Все о фонофобии и о способах борьбы со страхом шума

Содержание:

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Боязнь звука голоса

Боязнь звука голоса — тяжёлая разновидность акустикофобии. Причину сложного расстройства нужно искать в детстве больного человека. Страх перед речью является следствием постоянных оскорблений и унижений. Если человек привык слышать в свой адрес только негативные слова, постепенно формируется боязнь слышать какую-либо речь вообще. Ещё одна причина – частые ссоры родителей.

Если кто-либо из членов семьи проявлял агрессию по отношению к домочадцам, а ребёнку приходилось прятаться и хранить молчание, чтобы не вызвать гнев на себя, то следствием может быть боязнь своего собственного голоса. При данном расстройстве человек способен спокойно выстраивать мысль в голове, но при попытке озвучить её путается или забывает слова.

Как лечить фонофобию

Прежде чем лечить болезнь, ее необходимо выявить. Фонофобия или боязнь громких звуков не может быть определена никакими лабораторными исследованиями. Существуют специальные диагностические рекомендации, в том числе клинические интервью для выявления боязни громких звуков у человека.

Интервью состоит из вопросов, связанных с симптомами и историей болезни.
Фонофобию лечат с помощью клинической терапии, такой как когнитивная поведенческая терапия (КПТ). Терапия помогает пациенту учиться осознавать свой страх. Также допускается различные методики, когда больного намеренно подвергают страху в контролируемых обстоятельствах, чтобы помочь ему научиться справляться со своей фобией.

Выбор лечения зависит от различных факторов, в том числе и от тяжести заболевания, предпочтения пациентов относительно того, что делает процесс более комфортным. Некоторые эксперты рекомендуют методы самопомощи, такие как гипнотерапия, различные расслабляющие процедуры.

  • Отлично подходит и нейролингвистическое программирование – смысл методики направлен на то, чтобы перепрограммировать сознание пациента так, чтобы он смог различать реальность и фантазию. Эта методика очень эффективная и приносит быстрые результаты.
  • Не менее значима и гипнотерапия. Она используется, для того чтобы углубиться в подсознание, находя там возможные причины страха, а затем пытается искоренить эти страхи из сознания больного. Методика приносит неплохие результаты, помогая значительно снизить симптомы болезни. Однако некоторым пациентам не очень нравится перспектива того, что на их подсознание будет кто-то влиять.
  • Следующим эффективным методом лечения боязни громких звуков является энергетическая психология. Энергетическая психология – уникальный метод лечения различных типов фобий, включая и фонофобию. Это относительно безопасная терапия с длительным эффектом. Метод основан на том же фундаменте, что и иглоукалывание. Однако в этой терапии нет игл.

Основная цель лечения фонофобии – научить больного справляться со своими страхами. Самое главное, что необходимо уяснить, так это то, что не стоит бегать от своих страхов. Постарайтесь противостоять им, при необходимости обращайтесь к своим родственникам, друзьям и врачам.

Тематика: Психическое здоровье, Преодоление страхов

Общие причины развития

Появление стойкого, ничем не подкрепленного страха к определенному предмету или явлению обусловлено такими причинами:

  1. Детские травмы. Затрагивающие психику события в жизни ребенка с течением времени им забываются, но откладываются в подсознании. Страх, испытанный давным-давно, дает о себе знать и взрослому человеку.
  2. Наследственность. Боязнь чего-либо может передаваться на генном уровне от предков.
  3. Неудачный опыт. Отрицательный, неожиданный результат какого-либо действия.
  4. Подавленность, стресс, изматывающий организм.
  5. Навязанный страх, как заразительное явление. Он передается от родителей, за поведением которых наблюдает их чадо долгое время. Сюда же можно отнести негативное влияние СМИ, кинематографа, окружающих людей и т. д.
  6. Травмы головного мозга.
  7. Длительная депрессия.
  8. Хронические заболевания.
  9. Особенности характера.

Следует отметить, что развитие любой фобии зависит от нескольких факторов, и для каждого отдельного случая они свои.

Возрастные особенности страха

Малыши до 2 месяцев могут вообще не реагировать на шумы, какими  бы сильными они ни были, это особенности развития (что происходит на втором месяце жизни ребенка, узнайте из статьи: Что должен уметь ребенок в 2 месяца?>>>)

Есть перечень звуков, на которые большое количество детей испытывают непонятный страх. Непонятным он является с нашей точки зрения, а вот биологически все вполне объяснимо. Это – агрессивные звуки, которые могут сигнализировать об опасности.

Не смейтесь и не запугивайте еще больше, каждый раз объясняйте происхождение тревожащих звуков и обязательно успокаивайте. Дети боятся больше всего потерять маму, и любое волнение связано, прямо или косвенно, именно с этим.

Итак, вот список «тревожных» звуков для ребенка любого возраста.

  1. Шум бытовых приборов: пылесоса, миксера, фена;
  2. Громкие голоса, ругань, крики;
  3. Резкий сигнал автомобиля, звук заводящегося мотора, шум мотоцикла;
  4. Музыка с басами, включенная на полную громкость. Дочка моей подруги боялась вообще определенной песни и плакала только на нее;
  5. Салюты, петарды;
  6. Громкие стуки падающих предметов дома или у соседей;
  7. Жужжание насекомых;
  8. Некоторые музыкальные игрушки звучат по-настоящему зловеще;
  9. Гром;
  10. Собачий лай и другие голоса животных.

И помните, если ваш ребенок в 2 года боится громких звуков – не страшно. Главное: не ругать его за это. Вряд ли вы сможете уговорить его или своим примером показать, что стиральная машинка совсем не опасная. Отнеситесь с пониманием к маленькому человечку! С возрастом это действительно пройдет само собой.

Страхи до 3 лет – заложены в каждом человеке природой. Для чего? Для нормального развития нервной системы. Страхи у детей бывают разные, например, некоторые вдруг начинают бояться ложиться спать, читайте об этом подробнее в статье: Ребенок боится темноты>>>

Что делать, если малыш испугался

Если маленький трусишка вздрагивает от малейшего шороха, мама и папа должны понимать, что на этом этапе развития малыш так воспринимает окружающий мир, и это пройдёт. Гораздо более опасно, если родители наказывают или резко отвечают на проявление такой реакции у крохи: малыш может начать скрывать свой страх, но от этого он никуда не денется, наоборот, только усилится.

Как помочь малышу до года: используем голос и магнитофон

Подойдите к решению проблемы комплексно. Для этого нужно:

  • Как можно больше разговаривать с ребёнком, используя одну спокойную интонацию. Очень полезно, если с младенчества кроха слышит мужские голоса, которые помогут ему привыкнуть к непривычному тону звука.
  • Периодически включать ребёнку красивую и мелодичную музыку (лучше классику, например, Моцарта, Бетховена и др.). Кстати, такое сопровождение поможет справиться и с другими видами страха, например, боязни воды на раннем этапе развития.
  • Успокаивая, тихо напевать песенки.
  • Ни в коем случае не создавать идеальные условия для сна, то есть выключать все приборы и самим «ходить по воздуху». Так вы защитите кроху от пробуждения в случае резкого звука, например, скрипа открывающейся двери или звонка в дверь. Так что скажите «да» включённому телевизору на небольшой громкости или спокойному разговору.

Как помочь ребёнку от 1 до 3 лет: приучаем к музыке и бытовым приборам

К тем приёмам, которые описаны выше, добавляется ещё несколько способов исправить ситуацию:

  • Если вы слышите громкий звук, не нужно резко вскакивать или вскрикивать — старайтесь себя контролировать. Мало того, что сохраните свою нервную систему, так ещё и не покажите неправильный пример малышу. Ведь в 2–3 года у карапузов начинается возраст подражания взрослым.
  • По возможности демонстрируйте ребёнку источник шума, например, гудящий пылесос или сигналивший автомобиль. Ещё лучше — дать подержать вибрирующий и «поющий» телефон, работающий фен. Дети должны понимать, что бытовые приборы шумят, но в этом нет ничего страшного
  • Научите ребёнка шуметь. В смысле кричать, по-волчьи выть, по-медвежьи рычать, по-кошачьи мурчать и т. д. Позвольте ему любимое занятие всех детей — погреметь кастрюлями. Эти звуки произносятся с разной высотой, то есть, увлёкшись игрой, малыш будет спокойнее реагировать на шумы разной силы. Все дети любят пошуметь, и это правильно
  • Придумайте сказку. Если карапуз боится какого-то конкретно шума, например, работающего фена, придумайте вместе с ним сказку о заколдованном звуке, который вынужден прятаться в приборе от злой колдуньи и только при включённом фене может выйти спокойно погулять. То есть этот шум не страшный, наоборот, его нужно пожалеть. Можно также нарисовать иллюстрацию к придуманной истории.
  • Позаботьтесь о спокойствии ребёнка. Возможно, малыш часто бывает перевозбуждён, гиперактивен. В этом случае нелишними будут ванночки с успокаивающим сбором. Хотя и эта безобидная, казалось бы, мера должна быть согласована с доктором.

Родители должны с пониманием и терпением отнестись к своему трусишке: не кричать, а успокаивать и приободрять

Что делать, если ваш ребенок боится громких звуков

Ребенок первого месяца жизни достаточно крепко спит и ночью, и днем: его сон не нарушается ни громкими звуками, ни речью, ни фоновым шумом. Однако со второго месяца жизни крохи ситуация может резко поменяться. Некоторые малыши начинают бояться звонка телефона, вздрагивать от жужжания кофемолки, плакать, слыша пение заводной игрушки. Родители, понимая, что их ребенок боится громких звуков, не могут выяснить причину этого и не знают, что делать.

Когда и почему возникает страх малыша?

Страх громких звуков проявляется почти у всех детей на раннем этапе их развития (развитие от рождения и до года). Мама может заметить что двух-трехмесячного малыша пугают смех, гул работающего пылесоса, громкий разговор и другие резкие звуки. Ребенок может вздрагивать при раздражающем шуме или плакать, заходясь в истерике.

Почему же все таки ребенок боится (или только начал боятся) громкого шума\звуков? Почти все страхи младенцев заложены самой природой. Исключение составляет боязнь конкретного пережитого малышом случая, например, боязнь воды после неудачного купания. Причина страха громких звуков — не в неправильном воспитании ребенка и не в недосмотре родителей. Это реакция естественно развивающейся нервной системы крохи. К подобным страхам ребенка относится боязнь остаться без мамы, страх перед незнакомыми людьми.

Боязнь шума и резких звуков чаще всего наблюдается у малышей недолго. Такой страх может сохраняться до года или двух лет. Если ребенок и после этого возраста продолжает бояться, возможно, его нервная система имеет проблемы, которые требуют консультации специалиста. Насколько сильно и долго малыш испытывает чувство страха при шуме зависит от поведения его родителей.

Как поступать родителям?

Мама и папа часто не могут понять, что делать если малыш боится. Некоторые родители способны закричать на ребенка или даже шлепнуть его. Однако с малышом до года такое поведение не допустимо, оно может лишь ухудшить ситуацию и превратить ее в настоящую проблему для ребенка в будущем.

Чтобы успокоить кроху и постепенно избавить его от страха громких звуков, родители должны:

  • чаще разговаривать с ребенком спокойно и ласково, используя постоянную интонацию и силу голоса. Хорошо, если кроха может слышать мужские голоса: так он быстрее научится воспринимать непривычный для него баритон;
  • услышав резкий или громкий звук, шум, вести себя, как обычно, не вскакивать или вскрикивать иначе ребенок посчитает, что опасность действительно есть;
  • иногда включать малышу красивую мелодичную музыку;
  • показывать крохе источник звука, напугавшего его. Например, вместе рассмотреть гудящий пылесос (читаем ребенок боится пылесоса — что делать?), дать подержать зазвонивший телефон, посмотреть в окно на сигналившую машину;
  • научить ребенка издавать разные звуки: тихие и громкие. Увлекшись новой забавой, малыш станет спокойней реагировать на внешний шум;
  • успокаивать и расслаблять кроху, напевая ему тихие песенки;
  • не хранить абсолютную тишину во время сна ребенка. Лучше, если он будет засыпать в обстановке негромких звуков: при работающем телевизоре или спокойном разговоре. В этом случае резкое нарушение тишины, например, звонок в дверь, не напугает и даже не разбудит малыша;
  • когда ребенок боится громких звуков постоянно, закатывает истерику каждый раз при резком шуме, плохо успокаивается, его необходимо показать невропатологу. Своевременное обращение к этому детскому специалисту поможет выявить нарушение в работе нервной системы крохи и найти способ успокоить его. Вместе с назначением врача можно применять ежедневные ванночки с успокаивающим сбором.

Смотрим видео по теме:

Для малыша, который боится громкого и резкого шума, самое главное — это спокойные родители и благоприятная атмосфера в семье. Взрослые должны понимать, что такая проблема у детей до 12 месяцев — не редкость, она не говорит об отклонении или нарушении развития ребенка

Чтобы кроха быстрее привык к шумному миру, важно окружать его улыбками, ласковыми взглядами, тихими песнями и спокойной речью

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Почему ребенок боится ходить

https://youtube.com/watch?v=pOjqBAXtilM

Как перестать бояться громких звуков

Есть способ снизить свою чувствительность — это наполнение звукового вектора. И первый шаг можно сделать уже на тренинге. 

Мы не можем остановить мир, шум вокруг нас. Но мы можем повлиять на себя.  Понимая себя, осознавая свои особенности, мы меняем свое состояние, а значит, и восприятие того, что нас окружает. Появляется навык сосредоточения на внешнем мире. Повышается стрессоустойчивость, уходят плохие состояния. Что помогает спокойно реагировать на громкие звуки.

Приглашаем Вас на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, на котором вы сможете почувствовать изменения своих состояний.

Боязнь тихих и специфических звуков

Фобии, связанные с тихими звуками, имеют более глубокие и сложные психологические корни. Зачастую такие страхи свидетельствуют о более тяжелых расстройствах, при которых, как минимум, подключаются болезненные фантазии. Тихий звук бессознательно может быть связан с каким-либо неприятным ожиданием, чаще надуманного характера.

Например, тихий звон ассоциируется со звуком дальнего колокола, предвещающим беду. Хотя могут быть ассоциации и попроще. Если подросток, оставаясь дома один, любил заниматься чем-то предосудительным с точки зрения взрослых, со временем у него может развиться привычка напряженно вслушиваться и искать признаки приближения взрослых, такие, как шаги или поворот ключа в замке.

Причины фонофобии. Особенности звукового вектора

Само понятие звукового вектора очень многое объясняет людям, страдающим фонофобией, показывает причины их ощущений. Также приходит понимание, что их ощущения, звуковые желания нормальны, что таких людей вокруг много и что все, происходящее с ними, происходит не просто так.

Звуковик наделен абстрактным интеллектом, который должен использоваться по назначению, ведь психика требует своей реализации. Если человек со звуковым вектором сосредоточен сам на себе и долгое время прячется в своих состояниях, то он не может выполнять свою природную роль — познание себя, психики, замысла жизни. В этом случае внутренние нехватки только растут, усугубляя чувствительность к звукам настолько, что они становятся буквально болезненными.

Так возникает фонофобия, боязнь звуков у человека. Природа как бы намекает звуковику, что он не должен быть сосредоточен сам на себе, что нужно быть сосредоточенным снаружи, то есть на других людях.

Проблема в том, что звуковик может и хотел бы, но не может выйти наружу из-за дискомфорта, который причиняет боязнь громких звуков. Как быть в этом случае?

Что делать, когда навыков для сосредоточения на других нет, а люди вокруг кажутся глупыми, недостойными внимания и ты в принципе их избегаешь? Как звуковику выйти наружу, если есть боязнь резких звуков?

При каких заболеваниях возникает

Фонофобия часто возникает при психических заболеваниях и органических поражениях лор-органов. Такие болезни часто сопровождаются слуховыми галлюцинациями и обостренной чувствительностью к реальным шумам. Перед тем, как бороться с акустикофобией, необходимо вылечить болезнь, ее спровоцировавшую.

Интересно. Знаменитый художник-постимпрессионист, Винсент Ван Гог однажды в припадке безумия отрезал себе мочку уха, потом нарисовал свой автопортрет в таком плачевном виде. Медики утверждают, что живописец страдал душевным расстройством, для которого характерны сильные слуховые галлюцинации. Будучи не в силах слышать воображаемый шум, фонофоб Ван Гог решился на страшный поступок.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Ойкофобия

Такая фобия произошла от  греческого слова oikos – «дом». Так называют иррациональный страх дома, боязнь домашней обстановки: предметов обихода, мебели, бытовой техники и т. п., возвращения в родные стены после пребывания в психиатрической лечебнице.

Термин «ойкофобия» появился в 1808 году и означал желание путешествовать. Во время Второй мировой войны под ним понимали ненависть привлеченных к домашним работам женщин. А с 2004 года его стали часто применять в политической сфере как критическую характеристику отрицания культуры родной и восхваления чужой.

В психиатрии ойкофобией понимают страх внутреннего пространства, получения повреждений от находящихся в доме (своем или родительском) любых предметов. А боязнь самого жилища с внешней стороны носит наименование доматофобия.

Ойкофобам непонятна радость людей, переступающих порог своего дома после длительного отсутствия. Они стремятся уйти из него побыстрее, потому что непосредственно в нем и при приближении к нему такие индивиды испытывают психологические и физические страдания.

Причинами такого страха среди прочих факторов считают:

  • чувство стыда, вины. Так происходит, если человеку пришлось покинуть родные стены из-за совершения им аморального проступка, некрасивого прощания или он просто сбежал, никому ничего не сказав;
  • возможности осуждения близкими;
  • боязни, что не узнают;
  • негативные воспоминания о доме;
  • неопределенность – человек после длительного отсутствия хотел бы что-то изменить в своей жизни, но не знает, как и что сделать.

Человек, испытывающий дискомфорт в собственном жилище, находится в постоянном стрессе, физически и эмоционально истощаясь. Сильно страдает психика. А отказываясь посещать родительский дом, в котором он вырос, он обижает близких людей, заставляя думать, что он их не любит. 

Справиться с этой патологией самостоятельно практически невозможно, так как для этого нужна сильная воля. Даже если переехать в другое место и там все сделать «под себя», то нет никакой гарантии, что и в такой дом в определенное время не захочется возвращаться.  Поэтому правильным выходом будет все-таки посетить специалиста.

Лечение

К лечению любой фобию врач подходит индивидуально, основываясь на психических и физических особенностях пациента, его характере, степени выраженности страха. Для улучшения текущего состояния, сокращения приступов и погашения симптомов могут быть выписаны психолептики, транквилизаторы, антидепрессанты.

Никак не обойтись и без психотерапии, которая помогает выяснить первопричину страха и устранить ее из подсознания. Используются такие методики:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • метод систематической десенсибилизации;
  • нейролингвистическое программирование;
  • психокоррекция;
  • гипнотерапия.

Пациента обучают способностям релаксации, дыхательной гимнастики, аутотренингу, которые помогут ему в дальнейшем расслабляться и справляться со страхом.

Медицинские психологи в настоящее время применяют четырнадцатидневный специальный курс Страха НЕТ. Эффективность его признана многими специалистами.

Жизнь с фобией не может быть полноценной, это, скорее, существование, сопровождающееся тревожностью и не дающее получать удовольствие. Такое положение дел нельзя терпеть, считая, что все пройдет само или ничего исправить уже нельзя.

Любой иррациональный страх – это серьезная проблема, с которой надо бороться. Конечно, можно попытаться это сделать самостоятельно, но это опасно отравлением и получением зависимости от непрофессионально подобранных и неправильно принимаемых лекарственных средств. Поэтому гораздо правильнее обратиться с проблемой к специалисту: психологу, психиатру или психотерапевту.        

Проявление акустикофобии

Факторы, провоцирующие приступ иррационального страха:

  • любой неожиданный звук (хлопнувшая дверь, лопнувший шарик, включённый бытовой прибор, звук петарды),
  • игрушки, издающие громкие звуки,
  • исполняемые звонким голосом песни,
  • музыка,
  • звук воздушного и наземного транспорта (рёв мотора, сигнал клаксона),
  • гроза,
  • карканье птиц.

Человека, страдающего акустикофобией, часто пугает не только сам звук, но и возможность вдруг его услышать. Источником нервного напряжения для больного часто становятся дети и собаки, так как они являются производителями неожиданных и громких шумов. Люди, подверженные данному расстройству, предпочитают не посещать праздничные мероприятия, концерты, кинотеатры и стараются не выходить на улицу.

Город – самый серьёзный источник сильных, неподвластных человеческому контролю шумов.

Акустикофоб с опаской относится ко всем усиливающим звук приспособлениям (динамики, микрофон, рупор). Можно заметить, что при включении проигрывающего музыку устройства, человек первым делом снижает показатели уровня звука до нуля, затем постепенно увеличивает громкость музыки до комфортного для себя звучания.

Не подающееся логическому объяснению беспокойство может возникать при разговоре по телефону, при нахождении в помещении с сильным акустическим эффектом. Умеренный, но длительный по продолжительности звук также может вызвать напряжение и страх. Заставляют человека искать безопасное место разговоры на повышенных тонах и ссоры.

Для акустикофобов характерно такое защитное поведение, как избегание. Человек просто старается не попадать в ситуации, способные вызвать приступы иррационального страха. В связи с этим у страдающих акустикофобией людей сильно ухудшается качество жизни.

Иногда реакцией на неприятный звук может быть не только страх, но и необоснованная агрессия. Как только раздражающий шум стихает, эмоциональное состояние человека нормализуется.

Помимо характерных для любой фобии симптомов ответом на сильный звуковой раздражитель могут быть судороги.

Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок

В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.

Когда у новорожденного ребенка дрожит подбородок – это практически всегда говорит о повышенном возбуждении нервной системы. Если подбородок дрожит часто или постоянно – значит, возбуждение в центральной нервной системе ребенка существенно доминирует над торможением. А это, в свою очередь, может говорить о перенесенном повреждении мозга: внутриутробной инфекции, внутриутробной и/или родовой гипоксии, родовой травме, повышении внутричерепного давления и др. При этом подбородок у ребенка трясется во время плача или спонтанно. Также могут проявляться и другие неврологические симптомы. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса, у малыша не формируются правильные рефлексы, присущие новорожденным: хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный, ладонно-ротовой, опорный рефлексы. А также возможны другие неврологические знаки, говорящие о том, что нервная система была чем-то повреждена. В более серьезных случаях возможно нарушение раннего развития.

С чего начать и к кому обращаться? Если у ребенка часто возникает дрожание подбородка, в первую очередь, ему стоит получить очную консультацию детского невролога. Врач осмотрит малыша и, при необходимости, назначит УЗИ головного мозга, УЗИ мозговых сосудов, чтобы посмотреть на ситуацию с внутричерепным давлением и мозговым кровообращением. В случае подозрений на  предмет эпилепсии целесообразно проведение энцефалографии (ЭЭГ). Как правило, наиболее актуальный возраст для исследований и определений причин этой проблемы – до полугода, так как большинство последствий внутриутробных и родовых повреждений нервной системы хорошо восстанавливаются в течение первых 6-12 месяцев жизни (так называемое «терапевтическое окно»). Именно в этот момент следует приложить максимум усилий, чтобы поврежденные функции полностью восстановились и продолжали свое развитие в нормальном режиме.

Как вовремя понять, что у малыша развивается тугоухость

Каждый родитель знает своего ребенка как никто другой и способен подметить нюансы в поведении, по которым окружающие просто не поймут, что что-то не так. Главное – не убеждать себя, что показалось.

  • Малыш часто дергает свои уши, закрывает их, ковыряет, расчесывает.
  • Постоянно переспрашивает обращенную к нему речь (взрослые могут возмущаться, что ребенок невнимательный), делает телевизор погромче, сам начинает громче говорить, старается повернуть голову к источнику звука, инстинктивно прикладывает к ушам сложенную ладонь, как усилитель звука.
  • Страдает длительными насморками, аденоидами, частыми отитами, постоянно простужается.

Жизненный опыт как причина страха

Со временем страх шума, заложенный природой, может усугубиться другими причинами, такими как:

  1. Слишком эмоциональная реакция родственников на поступки ребенка. Громкие окрики и испуганные вскрики мамы или бабушки могут спровоцировать стресс, к которому психика малыша не готова.
  2. Неожиданный хлопок или взрыв, петарды, салюты. Одни дети благополучно забывают о пережитом, а у других развивается устойчивый страх.
  3. Увиденный эпизод из «ужастика». Подобные фильмы могут пощекотать нервы даже взрослым, что уж и говорить о детях. У малыша ухудшается сон и может возникнуть устойчивый страх.
  4. Неудачный опыт надувания или игры с воздушным шаром. Если шар лопается с оглушительным звуком, ребенок может начать бояться и других громких хлопков.
  5. Шум работающего перфоратора, дрели или других строительных инструментов. Однако дети, которые постоянно слышат такие звуки, обычно привыкают к ним.
  6. Отдельные бытовые приборы издают довольно неприятные звуки. Пылесос, электрическая мясорубка или будильник могут вызывать неблагоприятную реакцию у малыша.
  7. Музыкальные игрушки с громкими или агрессивными мелодиями. Развивающие игрушки должны быть только со спокойной музыкой, так что нужно внимательнее выбирать такие товары.

Практически все дети не любят тревожные звуки: громкие голоса, крики, резкие сигналы автомобиля, звуки заводящегося мотора или мотоцикла, салюты и петарды, шум миксера или пылесоса, резкие звуки от падающих предметов, гром, собачий лай и голоса других животных, жужжание насекомых, некоторые музыкальные игрушки.

Патологические причины вздрагиваний

Периодические повторяющиеся вздрагивания и вскидывания с плачем и нарушением мышечного тонуса – признаки патологий. С такими жалобами нужно обратиться к врачу. Причинами могут быть нарушения обмена веществ и метаболизма нервной системы с формированием судорог, спазмов мышц. Это возможно при нерациональном вскармливании с дефицитом или избытком определенных веществ – нехватки кальция и витамина Д с развитием рахита, нарушения работы паращитовидных желез с провокацией спазмофилии.

Возможны плохой сон и вздрагивания при повышении внутричерепного давления, которое формируется из-за родовых травм или врожденных аномалий строения мозга.

Резкие вздрагивания типичны для повышенной нервной возбудимости. Это бывает при гипоксии в родах или внутриутробно, после перенесенной травмы.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

1, всего, сегодня

(53 голос., средний: 4,62 из 5)

Как младенцы реагируют на звуки

Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.

Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector