Чем занять ребенка в 3 месяца

Содержание:

Возможные проблемы

Недобор веса

Обычно младенец на естественном вскармливании прибавляет за 4 недели от 500 до 2 килограмм. Если показатели ниже нормы, то  педиатр назначат докорм молочной смесью. Конечно, в три месяца ребенок чаще отвлекается от груди, более активен, но это не причина для плохой прибавки в весе. С причинами должен разобраться врач.

Беспокойный дневной сон

В три месяца все еще идет формирование ЦНС ребенка. Он быстро устает, поэтому иногда может спать урывками по 20-30 минут. Чтобы это исправить, родители должны правильно организовать малышу режим сна и бодрствования. Малыш должен быть активным не дольше двух часов, иначе наступает перегрузка нервной системы.

Прививки

В этом возрасте грудничок получает первые серьезные прививки, на которые его организм может среагировать негативно. Обычно повышается температура, появляется отечность и краснота на месте прививки. В некоторых случаях малыш может потерять аппетит, быть плаксивым. Такие изменения происходят в первые два-три дня после введения вакцины. Если у малыша очень высокая температура, появились другие тревожные симптомы, нужно немедленно обратиться к педиатру.

Головной мозг и нервная система — «ключи» к познанию окружающего мира

Сейчас ни для кого не секрет, что малыш, находясь еще в утробе, реагирует на эмоциональное состояние матери и звуки, поступающие извне. Ведущая роль в этом механизме отводится головному мозгу и нервной системе, которые обеспечивают взаимодействие крохи с окружающими как внутриутробно, так и сразу после рождения. При этом головной мозг воспринимает сигналы, поступающие извне и анализирует — формируются четкие связи, оказывающие влияние на развитие малыша.

И если какая-то связь используется часто, она становится постоянной и устойчивой. Между тем, когда связь редко или совсем не применятся, шансы на сохранение у нее невелики.

К примеру, когда кроха с самого рождения слышит вокруг речь, с большей вероятностью он быстрее научится говорить. Тогда как если с ребенком ранних лет мало говорили, редко или не читали для него, скорее всего, ему трудно будет овладеть навыком речи.    

Поэтому для того, чтобы головной мозг превратился в мыслительный и эмоциональный орган, необходимо давать ему «пищу» — яркие впечатления и положительные эмоции.

Имеется три основных момента в обучении человека:

  • Зависимость от генетически обусловленных способностей и воспитания (стимулирование обучения, поощрение и забота).
  • Особенности мозга детей первых лет жизни: из любого опыта и правильного обучения они извлекают большую пользу.
  • Процесс приобретения новых знаний продолжается всю человеческую жизнь.

Однако в стремлении дать ребенку самое лучше, как и в любом другом деле, важно не переусердствовать. И самый лучший способ — наблюдать за крохой, чтобы определить его предпочтения

Поэтому окружите свое чадо заботой, родительским вниманием и лаской

При этом помните, что малыш ощущает потребность в исследовании, которое необходимо поощрять разговором, улыбкой, физическим контактом (например, поглаживанием или поцелуями), пением и так далее. Иначе кроха быстро потеряет интерес и желание познавать неизведанное.

Итак, давайте знакомить малютку с окружающим миром, полным новых ощущений и интересных занятий.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Бытует мнение, что новорожденные видят мир в черно-белых тонах. На самом деле это заблуждение учеными уже опровергнуто. Действительно, зрение малыша до 3 месяцев еще очень несовершенно, и черно-белые изображения он различает гораздо лучше. Однако и остальные цвета он, хоть и хуже, но видит.

Если вы когда-нибудь показывали малышу черно-белые картинки, то, наверно, замечали, что они буквально приковывают его внимание. Это происходит потому, что малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении

Все вышесказанное не означает, что окружающее пространство малыша нужно ограничить по цвету, но демонстрировать ему контрастные черно-белые картинки в первые 3 месяца жизни чрезвычайно полезно.  Это способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах.

Как включить черно-белые картинки в жизнь малыша?

  • Картинки можно развесить в кроватке (изображения желательно менять время от времени).
  • Можно сделать черно-белые кубики и закрепить их на мобиле или развивающем коврике (СКАЧАТЬ развертки кубиков для печати).

Черно-белые картинки можно расставлять перед малышом в любом месте, где он бодрствует.

На просторах интернета можно найти огромное количество черно-белых картинок для скачивания, хотя бы вот здесь. Но можно посмотреть и готовые варианты карточек (Ozon, My-shop, KoroBoom), как правило, они выполнены из плотного картона, что бесспорно является плюсом, ведь, подрастая, ребенок с удовольствием начинает хватать карточки.

Когда начинать показывать?

Картинки можно показывать с самого рождения. Сначала ребенку больше всего понравятся геометрические формы и простые узоры. Попозже, примерно с 1,5 месяцев, будет интересно смотреть картинки с силуэтами животных и разных предметов.

Начиная с 1,5 месяцев, я показывала и называла черно-белые карточки с изображениями разных предметов, опираясь на рекомендации методики Домана. То есть брала комплект из 10 карточек и прокручивала их перед сыночком, озвучивая названия. Потом, спустя некоторое количество показов, заменяла в комплекте старые карточки на новые (по одной). Не буду сейчас утверждать, что малыш все запомнил (т.к. проверить это вряд ли возможно ), но то, что он смотрел всегда с огромной заинтересованностью и порой визжал от восторга при их появлении – это факт!

После 3 месяцев специалисты рекомендуют показывать уже яркие цветные картинки. Они также должны быть контрастными и с минимальным количеством деталей.

Игры от 0 до 3 месяцев

В первый квартал жизни ребёнок не отличается высокой активностью. Особенно это относится к новорождённым малышам.

Однако и для этого возрастного периода можно подобрать полезные и эффективные развивающие занятия.

Первый месяц

Игрушки по большому счёту в этот период не особо нужны. Для ребёнка важна мама, которая кормит его грудью и успокаивает. Но поскольку психика новорождённого представляет собой чистый лист, каждая манипуляция родителей уже способна простимулировать детское развитие.

Развить новорождённых помогут самые простые упражнения:

громко-тихо. При приближении к малышу начинайте с ним разговаривать. Меняя подгузник, обмывая кожу, говорите всегда. При этом нужно изменять интонацию и высоту голоса. Тихое шептание убаюкает, а громкие слова, наоборот, заставят насторожиться.

материнское лицо

Фокусировка на лице – важное достижение для новорождённого. Матери необходимо медленно двигаться вправо-влево, чтобы малыш поворачивал головку и отслеживал перемещения;

наблюдение

В период новорождённости дети лучше видят чёрно-белые предметы, поэтому нужно взять, к примеру, игрушечную зебру и водить ею в различные стороны. Игрушку нужно держать на расстоянии в 25 см и менять направление после того, как кроха передохнёт;

мамин голос. Чтобы детский слух смог развиваться, почаще зовите кроху по имени из разных уголков комнаты. Так ребёнок сможет отслеживать направление шума и совершенствовать слуховое восприятие.

В первый месяц жизни у ребёнка лучше всего развито осязание, вот почему прикосновения матери – это лучший тренажёр для интеллекта. Кроме того, мамины руки – это залог уверенности и безопасности. Поэтому специалисты рекомендуют регулярно делать массаж новорождённому.

Второй месяц

Период новорождённости заканчивается появлением комплекса оживления, который заметен при приближении матери

Кроме того, ребёнок дольше концентрирует внимание, поэтому и игры с ним будут более серьёзными и продолжительными

  • колокольный звон. Положите кроху на животик, пошумите перед ним колокольчиком и подвесьте бубенец на краешек постели. В следующий раз, заслышав звон, ребёнок станет поворачиваться в сторону интересного звука;
  • нежные пальчики. Когда ребёнок бодрствует, можно гладить его ладони и пальчики различными материалами. Это может быть трикотаж, шёлковый платок, меховушка, грубая вязка. Подобные действия совершенствуют осязание;
  • попрыгушка. Небольшую мягкую игрушку нужно оснастить резинкой и подвесить над постелью. Младенец станет разглядывать перемещения предмета. Также можно приобрести специальный мобиль – более совершенный вид подвесок;
  • потешки. Всем известные коротенькие стихотворения на каждое действие малыша – великолепный вариант развивающей игры. Мама может проговаривать потешки во время массажа, кормления, купания, поглаживания.

Плавание в ванне – не только приятная забава, но и корригирующее занятие, если у ребёнка имеется гипертонус мышц. Сначала малыша можно просто купать, а потом, заботливо придерживая, стоит выполнить просто упражнение – «восьмёрку».

Третий месяц

Ребёнок быстро прогрессирует и уже способен держать головку, держать в ладошках небольшие предметы, гулить, наблюдать за собственными ручками. Также дети пытаются переворачиваться, поскольку им хочется исследовать весь мир.

Подобную любознательность удовлетворят следующие игры:

фитбол. Поскольку малыш способен провести около 10 минуток лёжа на животе, можно придумать весёлую игру с фитболом

Ребёнка кладут на надувной мячик, который начинают осторожно покачивать в разные стороны, придерживая при этом маленького «пассажира»;

погремушки. Ребёнок опять же лежит на животе, а перед ним размещаются несколько ярких погремушек

Как только младенец потянется к одной из них, следует создать опору для его стоп, чтобы ребёнок попытался оттолкнуться. Это упражнение полезно для ползания;

танцы. Развивающие игры до года невозможно представить без музыкального сопровождения. Смело включайте любимую детскую песенку и «приглашайте» кроху на танец. Достаточно просто медленно кружиться, похлопывать в ладони в такт музыке;

звучащий браслетик. На полоску из трикотажа нашейте несколько бубенчиков. Такой «браслет» нужно надеть на любую детскую конечность. При шевелении ребёнок будет слышать звон и станет определять его направление, в результате чего произойдёт активное изучение рук-ног.

Актуальными остаются игры с мобилем, чтение потешек, а также массаж. Не следует забывать и про плавание в ванной.

Погремушки — первые игрушки малыша, которые можно использовать даже в возрасте новорождённости. Читайте об этих игровых приспособлениях в статье психолога.

Молодые родители: Как побороть недосып

Скучаете по тем временам, когда у вас еще не было ребенка и можно было спать сколько хочешь? Все молодые родители страдают от недосыпа. Понятно, что вам хочется отдавать малышу все силы, но с недосыпом это легче не становится. Лучше всего работать в команде – объедините усилия с партнером, бабушкой или дедушкой, няней. Составьте список задач, определите, какие из них действительно важные, а какие можно отложить.

Чтобы избежать недосыпа, можно подстроиться под цикл сна ребенка. Это значит, что задачу укладывать малыша можно доверить кому-то еще, пока вы наслаждаетесь заслуженным отдыхом. Это полезно и для самого ребенка – так он научится засыпать в разных обстоятельствах, и ему не будет требоваться ваше присутствие, чтобы заснуть.

Также лучше высыпаться помогут следующие советы:

  • Попросите партнера, бабушку, дедушку или няню иногда покормить ребенка ночью.

  • Питайтесь полноценно и пейте много воды.

  • Ложитесь спать тогда, когда спит малыш, а домашние дела подождут

  • Двигайтесь – можно погулять вместе с малышом или самостоятельно куда-то сходить.

Какие навыки развиваются у младенца в 4-5 месяцев?

Развитие мелкой моторики и координации

К четырем-пяти месяцам малыши продолжают активнее всего развиваться физически. В этом возрасте появляются первые хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре и объеме предметов.

Развитие зрительной памяти и внимания

Младенцы четырех-пяти месяцев уже осознанно улыбаются, когда видят маму или папу, радостно лепечут и выражают эмоции. Кроха может сфокусировать взгляд, начинает различать близкие и далекие объекты, находить знакомые.

Развитие речи

В этом же возрасте у детей активно начинают развиваться слуховое восприятие и речь. Малыш поворачивает голову в направлении голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть.

Малыш пробует лепетать: в отличие от «агукания» лепет – уже более сложный вид речи, который готовит вашего ребенка к произнесению первых осознанных звуков и слогов.

Учимся ползать

Отдельно хочется обратить внимание на такое упражнение, как «грудничковое ползание». Или его еще называют рефлекторное ползание

Глен Доман в своей книге не раз подчеркивает, насколько полезно это упражнение для развития ребенка (да-да, его методика состоит не из одних только карточек, как это принято считать :), физическому развитию уделяется ничуть не меньше внимания).

Если младенцу первых месяцев жизни, лежащему на животе, приставить к ступням ладонь, то можно заметить, что он постарается от нее рефлекторно оттолкнуться и тем самым продвинется вперед. Глен Доман предлагал смастерить для ребенка узкий трек с бортиками, от которых он будет отталкиваться и потихоньку перемещаться по треку. Тем самым, ребенок будет учиться ползать.

Однако, чтобы освоить с ребенком это упражнение, делать такую дорожку совсем необязательно! Можно положить ребенка на любую ровную поверхность, и подставляя руки к его ступням в качестве опоры, помогать ему перемещаться. То есть сначала необходимо поджать ножки ребенка к попке, как у лягушонка, уперев ступни в свои ладони. Когда ребенок оттолкнется и выпрямит ноги, вновь пододвинуть ножки к тазу и повторить упражнение.

Таким образом, ребенок потихоньку будет толчками перемещаться по поверхности. Поначалу у него это будет не очень хорошо получаться, и за раз он, возможно, осилит не более одного толчка, но если делать упражнение регулярно, ребенок здорово натренирует ножки и сможет активно двигаться.

Начинать делать такое упражнение можно уже с 3 недель. Если сомневаетесь, можно начать и немного позже, главное сделать это в течение первых трех месяцев, пока рефлекс еще активен.

Такое упражнение полезно делать не только в рамках комплекса гимнастики, но и просто в течение дня. Оно готовит малыша к обычному ползанию, укрепляет мышцы ног и спины, да и в целом оказывает благотворное влияние на физическое развитие малыша. Дети, с которыми регулярно выполняют такое упражнение, более подвижны и легче осваивают остальные двигательные навыки.

Такое упражнение мы практиковали с сыночком, в результате он начал ползать очень рано – когда ему даже не исполнилось 5 месяцев.

Играем с самыми маленькими: 6 рекомендаций психолога

Как разнообразить свое общение с малышом так, чтобы оно было ему полезно, а вам не доставляло массу дополнительных хлопот?

Мы подобрали шесть простых, но эффективных, игр, которые легко совмещать с повседневными обязанностями молодых родителей.

1. Передвигайте предметы

Цель игры заключается в развитии у малыша фокусировку на одном предмете.

Передвигайте в поле зрения ребенка какой-нибудь предмет, чтобы он мог отследить его взглядом. При этом полезно, чтобы у ребенка был опыт наблюдения и отслеживания из разных позиций: положите его на спину, на живот, удерживайте в вертикальном состоянии в руках.

Двигайте предметы симметрично в разные стороны, чтобы у малыша не развилась кривошея.

2. Играйте интонациями

Цель игры – развить слуховое восприятие.

Займите малыша голосовой игрой, когда взрослый перемещается по комнате и эмоционально рассказывает о том, чем он сейчас занимается. Возможно, выходит из поля зрения младенца, но в пределах того пространства, в котором ребенок может услышать взрослого.

Родителям важно не только рассказывать или напевать что-то малышу, но и повторять за ним его первые звуки, чтобы малыш больше вовлекался в общение

3. Комментируйте свои действия

Цель игры – в развитии простейших навыков коммуникации.

Сопровождайте большинство своих действий с ребенком комментариями. Меняете ли вы подгузник или купаете малыша – не бойтесь выглядеть глупо, описывая свои самые простые действия. Подумайте, что бы ребенок мог вам ответить?

Старайтесь комментировать действия, но не давать им оценок.

4. Играйте в игрушки над детской кроваткой

Цель игры заключается в развитии моторики и хватательных реакций.

Мобиль с игрушками над кроваткой или манежем есть практически у каждого малыша. Ребенка в этом возрасте необходимо обучать играть с ними. Перемещая игрушки перед ребенком, время от времени издавайте ими звуки, приближайте и удаляйте.

По мере развития малыша перевешивайте игрушки выше или дальше, чтобы он мог целенаправленно тянуться к ним.

Игрушки не должны издавать слишком резких и сильных звуков. Это может напугать маленького исследователя.

5. Стройте гримасы и показывайте лица людей

Цель игры заключается в развитии эмоциональных реакций.

Дети в возрасте двух-трех месяцев уделяют массу внимания выражению человеческих лиц: малышу очень понравятся разные гримасы, которые «строят» знакомые ему персонажи. Наклоняйтесь над малышом, чтобы он мог изучить и рассмотреть ваши лица.

Трехмесячному крохе будет интересно посмотреть вместе с вами семейные фотоальбомы: возможно, вы хотите познакомить малыша с далеко живущими родственниками?

Ребенок гораздо лучше запомнит человека на фотографии, если тот будет улыбаться.

6. Украсьте комнату яркими вещами

Цель игры – в развитии фокусировки на разных предметах.

Постарайтесь разнообразить интерьер комнаты, где живет ребенок, а не только ближайшее окружение – кроватку или манеж. Совсем не обязательно, чтобы это были игрушки. Подойдут и другие яркие объекты.

В моменты бодрствования малыш заинтересуется тем или иным предметом, и у вас появится новая история взамен еще одного рассказа про бабочек и птичек над кроваткой.

Обратите внимание на безопасность предметов интерьера в вашем доме. Что для вас значат идеальные отношения с ребенком?

Что для вас значат идеальные отношения с ребенком?

Ирина Григорьева
Психолог, психотерапевт. Магистр психологии.
Стаж работ психологом более 5 лет.
Основная специализация: экстремальный психолог, педагог-психолог, коррекционный психолог.
Сертифицированный специалист в области экстремальной психологии, арт-терапии, рилив-терапии, тренинговой работы.
Консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
Эксперт портала «Я-родитель»

Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon, KoroBoom, My-shop). Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.

Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия. А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Вот что можно попробовать делать вместе с малышом:

  • Обнимашки. Почаще берите малыша на ручки – так вы только укрепите вашу с ним связь! Специалисты утверждают, что чем быстрее и чаще мама берет плачущего малыша на руки в первые 6 месяцев, тем самостоятельнее он будет в более старшем возрасте.

  • Визуальная стимуляция. На этом этапе ребенку нравится смотреть на предметы с узором из прямых линий, например с полосками или клеткой. Подарите ему несколько игрушек ярких контрастных цветов или с узорами – малыш не сможет оторвать глаз от такого визуального развлечения!

  • Тактильные игрушки. Осязание – это еще один важный канал познания мира. Выбирайте игрушки с различной текстурой, разной формы и размеров.

  • Беседа с ребенком. Чаще говорите с ребенком. Пусть он скажет вам что-то гулением или улыбкой, а вы в ответ произносите слова, звуки и меняйте выражение лица. Со временем малыш сможет имитировать вас, поэтому эти ранние «беседы» так важны для его развития.

  • Физические игры. Аккуратно двигайте ручки малыша влево-вправо, будто хлопая в ладоши. Играйте с ножками ребенка в «велосипедик» и чаще кладите его на животик. Все эти занятия укрепляют мышцы и способствуют двигательной активности.

  • Укрепление привязанности. Чувство безопасности и доверия крайне важны для здорового развития ребенка.

Есть много вариантов, как вы можете поиграть с малышом. Но учтите, что маленькие дети не могут воспринимать большие объемы информации. Следите за состоянием ребенка. Когда он устал, он отворачивается или плачет. В этом случае дайте ему отдохнуть.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

В этот период для малышей особенно интересны игрушки, которые издают различные звуки. К ним относятся традиционные погремушки. Изделия должны быть простой формы, которую малыш сможет самостоятельно держать в руках.

Тяжелые погремушки с обилием крутящихся элементов малыш сможет держать в более старшем возрасте.

А вот такие игрушки, как растяжки и мобили, придутся кстати. Они не только развлекут ребенка, но и побудят его тянуться к ним ручками

Можно привлекать внимание малыша, чтобы он следил за источником звука, перемещая игрушку в разные стороны

Можно поиграть с ребенком, спрятав погремушку за спину, и наблюдать за его реакцией. Когда он начнет искать источник звука, то следует достать игрушку и показать ему. Слишком близко к глазам ребенка подносить ее не рекомендуется, достаточно и 40 сантиметров. Игрушки следует выбирать достаточно крупные. Тогда малыш сможет наблюдать за ними.

Психоэмоциональное развитие

Кроме двигательных навыков, важную роль на этом этапе играют развитие отделов головного мозга, отвечающих за обработку информации от органов чувств, и дальнейшее совершенствование нервной системы.

Освоив первичные приемы обработки информации, поступающей от глаз, ушей, рук, носа и рта, карапуз стремительно учится полученные данные увязывать в прочные цепочки. На первое место в этом процессе выходит звуко-зрительное, зрительно-сенсорное и звуко-двигательное развитие. Малыш учится ассоциировать услышанное с предметом, самостоятельно извлекать звуки при помощи простых движений, произносить первые буквы, различать звучание различных по текстуре вещей. Пока это простое изучение. Но на его базе в будущем будут развиваться мышление, логика, речь и многие другие сложные умения.

Звуки и речевое развитие

Уже сейчас можно заметить, как выросло количество звуков, произносимых крохой. К гласным стали добавляться согласные, образуя первичные слоговые цепочки. На четвертом месяце жизни большинство детей вслед за мамой могут сказать «агу» или «гу».

Рефлексы

Врожденные рефлексы практически исчезли. Им на смену постепенно приходят условное поведение или освоенные движения. Теперь малыш двигает телом осознанно, с определенной целью. В норме к концу третьего месяца жизни полностью должен исчезнуть рефлекс ходьбы. Если поставить кроху на ножки он не будет пытаться ими передвигать, а просто будет висеть на руках. Рефлекс ползанья становится едва различимым. Если положить кроху на живот и дать его ножкам опору, он постарается ползти, если будет видеть перед собой интересный предмет.

Практически все движения малыша зависят от ситуации. Даже видя мамину грудь, малыш будет двигаться в ее направлении не под действием рефлекса, а анализируя зрительную информацию. Поэтому в этом возрасте многие дети, когда не хотят есть, даже приложенные к груди не открывают рот.

Улыбка и смех малыша становятся осознанными. Их вызывают приятные вещи: лицо мамы, игры, знакомые игрушки. Между 3 и 4 месяцами многие малыши начинают проявлять предпочтение определенным предметам.

Собирать грибы/ягоды

Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

Уход за собой

Повесила небольшие зеркала на уровне ребёнка в прихожей и на комоде, поставила стульчики. В прихожей добавила крючки для верхней одежды на уровне детского роста, обувь сына стоит на отдельной полке общей обувницы.

А это ящик сына с одеждой: все элементы разложены по секциям, на каждой своя наклейка — футболки, кофты, трусы, носки, штаны.

Горшок у нас уже стоял в санузле, а не кочевал по квартире

Это важно, чтобы ребёнок ходил в туалет туда же, куда ходят взрослые

И на следующий день мы начали — сняли подгузник и стали получать обратную связь от среды в виде мокрых трусиков, луж на полу, переодеваний, подмываний. Это оказалось не так ужасно, как я представляла, и даже были удачные попытки без луж. Правда, сын растерзал лоток с салфетками и туалетной бумагой, поэтому временно убрала из доступа, предложу позже.

Также убрала лишние предметы с бортика раковины, добавила небольшое зеркало на уровне ребёнка.

Тёма старается сам чистить зубы, и с каждым днём у него получается всё лучше

Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно»

Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики

Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это «Бабочки» (как на фото чуть выше), «Машинки». Из пластиковых — «Веселые пуговки».

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Читаем книжки

Чтение книг, как известно, обогащает внутренний мир ребенка. И не стоит думать, то малыш первого года жизни еще слишком мал для книжек и ничего в них не понимает. Примерно с 3-4 месяцев он уже может фокусироваться на картинках, а слушать текст и того раньше.

Для первого чтения отлично подойдут короткие ритмичные стихи (как у Барто) и сказки с многократными повторениями (такие как «Репка», «Теремок», «Колобок»). По мере проявления бОльшего интереса к книгам, можно вводить стихи и сказки с более «замысловатым» сюжетом.

Для самых маленьких читателей старайтесь выбирать книги с крупными понятными иллюстрациями, не перегруженными деталями. Полную подборку книг, подходящих для малышей до года я ранее публиковала здесь (скоро планирую ее обновить):

На этом все, спасибо за внимание! Очень надеюсь, что вопрос о том, как развивать ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев отпал Ну а если не отпал, то есть еще видео-версия этой статьи

Совсем скоро опубликую еще больше полезностей для малышей до года. Чтобы быть в курсе новых статей, подписывайтесь на обновления в Инстаграм, , !

Искренне ваша, Яна Разначенко

Основные принципы развития младенца

Задача родителей – не изменять естественный рост (физиологический и психологический) ребёнка, а стимулировать заложенное в нём желание познать окружающий мир. Вот почему взрослым необходимо запомнить 5 основных принципов организации развивающих занятий.

Отсутствие инициативы от ребёнка

Именно на родителей возлагается обязанность предлагать малышу соответствующие развлечения, а он, в свою очередь, будет откликаться на подобные инициативы.

Таким образом, младенческие игры значительно отличаются от традиционных забав пятилетних и даже двухлетних детей.

Поэтому не стоит ждать, когда грудничок продемонстрирует как-то взрослым, что хочет с ними поиграть.

Учёт возрастных особенностей

Этот фактор крайне важен для оптимального детского развития, поэтому те родители, которые думают, что малыш совершенно одинаков и в месяц, и в полугодовалом возрасте, заблуждаются.

Развитие ребятишек идёт гигантскими шагами. Как свидетельствуют учёные, за первые 12 месяцев жизни человек получает столько информации, сколько не способен получить за всю оставшуюся жизнь. Причём усваиваются такие знания в годик во много раз эффективнее, нежели впоследствии.

Занимаясь с ребёнком до года, важно помнить, что:

  • игры нужно подбирать в соответствии с возрастом (учитывая каждый месяц);
  • воздействовать нужно на сенсорную сферу: зрение, слух, обоняние, осязание, тактильную сферу;
  • отказ от учёта возрастного фактора чреват физической и психической перегрузкой.

Учёт личностных особенностей

Безусловно, учитывать возраст ребёнка необходимо, но стоит присматриваться и к индивидуальным особенностям. Не секрет, что развитие крохи идёт в своём собственном темпе, поэтому один малыш начинается переворачиваться раньше условной нормы, а второй – несколько позже.

Несмотря на условность нормативных показателей, матери следует следить за тем, как ребёнок выполняет задания, которые рассчитаны на его возрастные показатели. В этом случае можно рано заметить отставание в развитии.

Систематичность занятий

Играть с ребёнком нужно постоянно, по определённой схеме, вводя занятия в детский распорядок дня.

Подобное правило нужно учитывать потому, что младенцы крайне чувствительны к изменению режимных моментов и негативно реагируют на любое вмешательство или изменение.

Специалисты рекомендуют для игр выделить определённое время – например, утром и днём.

Проще всего составить целый игровой курс, в котором будет прописано, во сколько нужно заниматься с малышом и в какие игры лучше всего играть.

Учёт детского интереса

Всё вышеописанные правила работают, если родители учитывают и заинтересованность малыша. Не следует начинать занятия, когда новорождённый или 8-месячный ребёнок:

  • только-только проснулся;
  • недавно покушал;
  • раздражён из-за мокрых или грязных подгузников;
  • мучается коликами, метеоризмом, режущимися зубками, температурит.

Игры с новорождённым малышом должны быть строго регламентированы. Если поначалу хватит и двух минуток, то ближе к 12 месяцам занятия могут длиться уже 10 минут. Естественно, нужно учитывать и заинтересованность ребёнка.

Перегружать малыша нельзя ни в коем случае. В процессе развития младенца принцип «чем больше, тем лучше» точно не работает. Хроническая усталость и переутомление способны существенно навредить психическому развитию грудничка.

Исследуем тактильные игрушки

С того момента, как малыш начинает брать в ручку игрушки и различные предметы (примерно с 4х месяцев), ему уже можно предлагать различные тактильные игрушки. Пробуя на ощупь разные текстуры – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие – малыш будет совершенствовать сенсорное восприятие.

Иногда можно услышать, что лучше всего для этих целей чуть ли не с рождения подходит сенсорное лото. Вынуждена не согласиться с данным утверждением, так как с трудом представляю себе, как 4-месячный ребенок будет правильно захватывать лото-фишку и щупать ее в строго заданном месте.

Для развития сенсорных ощущений в этом возрасте лучше всего подойдут массажные мячики, можжевеловые ежики, шарики и палочки, бигуди-липучки и т.п. Их можно просто раскладывать на пеленочке рядом с малышом, катать их перед ним. И он, лежа на животике, будет пытаться схватить их ручкой. Шероховатые и выпуклые игрушки будут стимулировать рецепторы на пальчиках малыша, для него это будут новые интересные ощущения.

Также с помощью массажного мячика можно делать легкий массаж, прокатывая «колючего ежика» по тельцу малыша. Такой массаж можно сопровождать стишком:

Затем ручку поменяем.

Примерно с 5 месяцев можно предлагать малышам самые простые сенсорные коробки, заполненные помытыми грецкими орехами (в скорлупе) или крупными макаронами (типа каннелонни).

Коробка будет наиболее интересной, если добавить в нее нескольких текстурных элементов. Малыш будет с удовольствием брать предметы ручкой. А саму коробку желательно придерживать, чтобы он ее не перевернул за раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector