Новости — всегда ли «тонус» в радость?

Симптомы: как понять, что у ребенка кривошея?

При двусторонней патологии головка малыша может быть прижата к груди или запрокинута, при этом движения шейного отдела ограничены.

Если у ребенка остеогенная форма, зрительно заметен изгиб в одну сторону, укорочение. Голова низко посажена, ее движения ограничены.

В случае нейрогенной патологии скелетные мышцы имеют повышенный тонус с одной стороны, а с другой – пониженный. На стороне, где дефект, нога согнута, рука сжата, при этом голова свободно двигается.

Развитие по времени

При ранней форме проблемы заметны в первые дни, при поздней – на второй неделе от рождения. Ребенок держит голову набок, на ощупь чувствуется уплотнение. Спустя 2-3 месяца дефект проявляется в неправильном положении головы, гипертонусе шейных мышц и спины. На ногах асимметричные складки.

Уже к 4-5 месяцам, при наличии кривошеи, у ребенка медленнее растут зубы, он хуже реагирует на звуки. К 7 месяцам становится заметно косоглазие, гипертонус проявляется и в нижней части тела.

К 12 месяцам диагностируется искривление позвоночника, малыш отстает в развитии, снижается зрение и слух. Черты лица изменяются – глаз и ухо на наклоненной стороне располагаются ниже. Малыши плохо держат равновесие, позже начитают сидеть и ходить, асимметрично ползают.

К 5-6 годам асимметрия лица ярко выражена. На стороне дефекта щека более плоская, заметны нарушения в развитии челюстей. При врожденном заболевании выявляют сопутствующую дисплазию тазобедренных суставов, заячью губу, неправильный прикус, короткую уздечку. Проблемы с шеей провоцируют нарушения слуха и зрения с одной стороны, косоглазие, головные боли.

Диагностика миопатии

Болезнь выражается:

  • нарастающей симптоматикой;
  • отсутствием судорог и неврологических проявлений;
  • избирательной локализацией;
  • характерной «утиной» походкой.

Для точной диагностики в первую очередь собирается анамнез, выясняется, были ли случаи этого недуга в семье. Затем проводится осмотр неврологом, в ходе которого врач оценивает мышечный тонус, распространение слабости, наличие истончения мускулов, степень деформации тела, выраженность рефлексов, походку, просит ребенка сесть из положения лежа и встать из положения сидя.

Лабораторная диагностика включает:

  • клинический анализ крови;
  • биопсию мышц;
  • проверку уровня гормонов щитовидной железы.

Также проводится генетическое обследование ребенка и близких родственников.

Разновидности патологии

  • Мышечная – нарушения коснулись кивательной и трапециевидной мышцы. Причинами могут быть: недостаточное кровоснабжение, надрыв волокон, недоразвитие. Нередко дефект усугубляется родовой травмой.
  • Костная и суставная деформация появляется при сращении позвонков, наличии клиновидных и добавочных позвонков. Заболевание может развиться при вывихе и подвывихе срединного сустава, переломе позвонков, а также деформациях, вызванных туберкулезом, опухолевым образованием, остеомиелитом.
  • Нейрогенная – провоцируется внутриутробной инфекцией, гипоксией, дистонией мышц. Приобретенное заболевание развивается при наличии ДЦП, перенесенного энцефалита, полиомиелита, опухолевых образований ЦНС.
  • Дермо-десмогенная – наблюдается при боковых складках на шее. Заболевание может развиться при травмах, ожогах, воспалительных процессах в лимфоузлах, при наличии рубцов, которые формируют патологический наклон.
  • Компенсаторная – приобретенная патология, обычно вызвана проблемами с глазами: астигматизмом, косоглазием. Причиной может быть тугоухость. У практически здоровых детей встречается кривошея из-за неправильного укладывания в кроватку, ношения на руках одной стороной к себе, выкладывания игрушек с одной стороны.

Преимущества обращения в «СМ-Клиника»

В нашей клинике работают одни из лучших детских неврологов Санкт-Петербурга, врачи высоких категорий, обладающие внушительным опытом. Ваш ребенок сможет пройти диагностику на современном оборудовании, сдать лабораторные анализы без очередей и в комфортных условиях. Специалисты «СМ-Клиника» разработают оптимальный план лечения в короткие сроки с учетом индивидуальных особенностей пациента и формы его заболевания.

Позвоните нам, чтобы задать дополнительные вопросы и записаться на прием.

  1. Команцев В.Н., Скрипченко Н.В., Сосина Е.С., Климкин А.В. Полинейропатия и миопатия критических состояний у взрослых и детей: диагностика, клинические проявления, прогноз, лечение // Современные проблемы науки и образования, 2012, № 5.
  2. Recessive mutations in MSTO1 cause mitochondrial dynamics impairment, leading to myopathy and ataxia Hum Mutat. 2017 Aug; 38(8): 970–977.

Автор статьи

Врач высшей квалификационной категории

Специальность: невролог

Стаж: 24 года

Показатели нормы лимфатических узлов:

  • диаметр примерно до 5 мм;
  • мягкая консистенция;
  • единичное расположение, то есть отсутствие соединения между собой либо с кожей;
  • отсутствие боли при пальпации (прощупывании);
  • подвижность.

Причины увеличения и основные группы лимфоузлов

Группа лимфатических узлов

Типичные причины увеличения

Околоушная

Пиодермия (воспаление волосистой части головы, сопровождаемое гноем), воспаление наружного либо среднего уха, наличие вшей, атопический дерматит, экзема.

Затылочная

Различные воспаления в волосистой части головы, грибковые заболевания, краснуха и др.

Подбородочная

Абсцесс челюсти, воспаление нижней губы, поражение передних зубов, стоматит.

Подчелюстная

Гингивит, стоматит, поражение зубов.

Шейная (по направлению мышц в задней части шеи)

Ангина, хронический тонзиллит, туберкулез миндалин, аденоиды, мононуклеоз инфекционной формы.

Шейная (срединная)

Скарлатина, ангина, «болезнь кошачьей царапины», ходжкинская либо неходжкинская лимфома (важно – это злокачественные онкологические процессы!), токсоплазмоз.

Шейная (боковая)

Опухоли, туберкулез лимфоузлов, инфекции носоглотки.

Локтевая

Инфекции предплечья или кисти.

Подмышечная

Инфекции плеча или руки, реакция на вакцину, «болезнь кошачьей царапины».

Паховая

Инфекции кожи, костей и мышц нижних конечностей, воспаление суставов, дерматит, воспалительные процессы в половых органах, реакция на вакцину, введенную в бедренную зону.

Особенности работы мышц у новорожденного

Находясь в материнской утробе, ребенку необходимо чувствовать свое положение, и все эти ощущения младенец получает, благодаря сокращению мышц. Когда ребенок родился, мышечный тонус помогает его психическому и физическому развитию: за счет него малыш учится удерживать голову, пытается схватить игрушку, делает перевороты на животик и на бок, позже — учится сидеть, ползать и ходить. Чтобы все эти умения осуществлялись поочередно и вовремя, необходим физиологичный тонус мышц — небольшое напряжение в мышцах скелета даже в состоянии полного расслабления.

В разном возрасте тонус мышц у новорожденного проявляется по-разному, а особенно он выражен в первые месяцы жизни. Это происходит оттого, что в течение целых 9 месяцев ребенок развивался и жил в тесном пространстве — матке, где у него не было возможности проявлять высокую активность. Поэтому к моменту рождения все мышцы младенца крайне напряжены — находятся в гипертонусе. Гипертонус распределен по группам мышц неравномерно — этим и объясняется типичное положение грудничка: голова запрокинута назад, а руки и ноги прижаты к телу. Особенно высоким тонусом у грудничка обладают мышцы бедер: если вы попробуете развести его ножки, то ощущите сопротивление. Такой
гипертонус мышц у грудничка будет держаться около 4 месяцев, постепенно снижаясь к двум годам: в этом возрасте тонус мышц ребенка и взрослого примерно одинаковы.

Кроветворная система

Внутриутроно у плода образуется фетальный гемоглобин (плодовый), а эритроциты, которые его содержат, быстро разрушаются после рождения. Однако незрелый костный мозг не успевает восполнить убыль эритроцитов, поэтому часто развивается ранняя анемия недоношенных. 

Кроме того, у недоношенного малыша низкий уровень витамина К (участвует в синтезе белков, ответственных за свертывание крови), некоторых факторов свертываемости крови (например, протромбина), понижена способность тромбоцитов к склеиванию. Поэтому присутствует высокий риск развития кровотечения с первых минут жизни. 

Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во сколько?

Если Ваш младенец, ребенок не держит голову, дежит голову на бок (набок), перестал держать, плохо держит голову (тяжело держать), не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит, запрокидывает голову, стоит на цыпочках (ципочках), обязательно как можно быстрее обратитесь к врачу (запись по телефону +78452407040). Не теряйте драгоценное время. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются утраченные функции. Мы ответим на все Ваши вопросы: «Когда начинают держать голову хорошо?» «Когда ребенок (мальчик, девочка) начинает держать голову, почему слабая шея, все так просиходит?» «Во сколько начинают держать голову?» «Когда малыш, грудничок, ребенок, младенец, новорожденный начинает держать голову, в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 или 10 месяцев (мес)?» «Как научить держать голову?» «Нужны ли упражнения?»

СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ГИПЕРТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) — это очень плохо.

Консультация врача по теме нарушение тонуса мышц у ребенка

Вопрос: как рано можно начинать массаж?

Ответ: массаж в виде поглаживания и растирания начинается с первых двух недель, позже делается уже более интенсивный массаж и добавляются специальные упражнения зарядки.

Вопрос: какой массаж может мама делать сама?

Ответ: начинается массаж с пальчиков стопы, с мизинчиков  — нажимаем, перебираем, поглаживаем, покручиваем и оттягиваем. Переходим на стопу – нажимаем под пальчиками – пальчики сжимаются, нажимаем на пяточку – пальчики – разжимаются. Рисуем восьмерку на стопе малыша. Делаем выемку на каждой стопе в свою сторону. Проводим от пяточки к каждому  пальчику. Накручиваем стопу на палец массажиста. Берем ножки в руки и имитируем бег – топаем по столику, рисуем пяточкой восьмерку. Гладим ножки от стопы вверх к суставам. Делаем разминающие, легкие движения, круговые движения вокруг коленного и тазобедренного сустава. Делаем разведение тазобедренных суставов, зафиксировав руками коленки – упражнение «книжечка». Переходим на животик и делаем поглаживающие движения по часовой стрелке, нажимаем пальцами вокруг пупка и закручиваем – «звоночек» для укрепления мышц брюшной стенки. Берем пальчики руки – поглаживаем их, далее поглаживаем вверх, вокруг плечика.

Внутренние поверхности не массажируются. Стимулируем хватательный рефлекс, приподнимаем ребенка. Переворачиваем  на животик и поглаживаем мышцы спины, вдоль позвоночника, пощипываем и разминаем попку. При повышенном тонусе постукивания и похлопывания делать нельзя. Берем малыша на руки прижимаем к себе спинкой и имитируем тренажер – наклоняем ребенка вперед – он пытается удержать спину. С более старшими можно даже играть – подними игрушку со стола.

Мама может научиться такому общему  массажу и проводить его дома. Но в зависимости от мешечного тонуса могут добавляться специальные движения и приемы. Чтобы не навредить ребенку сначала нужно его показать врачу, посетить профессионального массажиста, а дома повторять необходимые движения.

Вопрос: может ли массаж повредить?

Ответ: может. При неправильном проведении массажа можно еще больше увеличить тонус спазмированных мышц  и расслабить итак вялые мышцы, нарушить движения в суставах.

Вопрос: что такое симптом «вялого ребенка»?

Ответ: термин «синдром вялого ребенка» объединяет  случаи мышечной гипотонии у детей первого года жизни – нарушение фиксации головы (голова свисает), поза «лягушки» в положении лежа на спине. Мышечная гипотония может быть обусловлена поражением центральной и периферической нервной системы, в том числе головного и спинного мозга, периферических нервов, нервно – мышечного синапса, патологией мышц и системными заболеваниями – гипотиреоз, синдром Дауна. Чаще всего – это атонический тип детского церебрального паралича. Синдром «вялого ребенка» может быть проявлением дегенеративных болезней, например, болезнь Тея-Сакса, болезнь Краббе, лейкодистрофии. При поперечном предлежании плода может возникнуть поперечное поражение спинного мозга. У новорожденного сначала будет гипотония и слабость ниже уровня поражения, а со временем перейдет в спастическое напряжение. Еще один страшный вариант – полиомиелит – вирусная инфекция, поражающая мотонейроны спинного мозга. Диагностика заболевания – дело детского невролога. Профилактика – соблюдение календаря прививок! Заниматься самодиагностикой  и самолечением недопустимо.

Гипотонус, обусловленный полиомиелитом

Врач невролог Кобзева С.В

30 мая Массаж при гипертонусе

Posted at 15:49h
in Статьи по педиатрии
by

Мышечный гипертонус – это ограничение спонтанной произвольной двигательной активности ребенка.

Повышенный тонус мышц у грудничка может свидетельствовать как о норме для данного возраста, так и о патологии нервной системы.

У ребенка до 3-х месяцев имеется физиологический тонус мышц сгибателей. Это связано с тем, что в животе у мамы ребенок находится в позе эмбриона: ножки согнуты в коленях и прижаты к животику, а ручки согнуты и прижаты к груди. К 3-м месяцам тонус постепенно начинает снижаться и приходит в состояние нормы.

Определить нормальный гипертонус у ребенка или патологический может только врач (педиатр, невролог) и при необходимости назначить лечение.

Патологический мышечный гипертонус – это не самостоятельное заболевание, а симптом который может свидетельствовать о патологии нервной системы.

При патологическом гипертонусе врач назначает ребенку расслабляющий массаж с элементами лечебной физкультуры, плаванье, физиотерапевтическое лечение и медикаментозное лечение.

Причины патологического мышечного гипертонуса у детей:

– Гипоксия плода (кислородное голодание) при родовых травмах и патологиях внутриутробного развития;

– Воздействие токсических инфекционных факторов на внутриутробном этапе, в период родов или в раннем послеродовом периоде.

Чем опасен патологический гипертонус? Патологический мышечный гипертонус может отрицательно влиять на дальнейшее физическое развитие ребенка. Кроме того, гипертонус может быть симптомом довольно грозных неврологических проблем, таких как детский церебральный паралич, аномалии развития головного мозга, обменных заболеваний.

На что маме следует обратить внимание:

– ребенок лежит, а его тельце изогнуто дугой;

– ребенок до месяца “хорошо” держит голову (это является признаком гипертонуса);

-голова всегда наклонена в одну сторону или повернута в одну сторону;

– у ребенка в возрасте до 3-х месяцев кисти всегда сжаты в кулачки и прижаты к туловищу;

– ребенок делает переворот только в одну сторону;

– когда ребенок в старшем возрасте уже начинает становиться на ножки, опора идёт не на всю стопу, а на носок;

– также должна насторожить любая ассиметрия в движениях.

Массаж при данной патологии проводится только квалифицированным специалистом с медицинским образованием.

Существуют основные принципы массажа и гимнастики у детей:

– нельзя заниматься гимнастикой натощак и сразу после еды;

– проводить занятия нужно в хорошо проветренном помещение;

– массаж хорошо чередовать с гимнастикой.

Примерный комплекс массажа и гимнастики ребенку 3-4 месяцев.

Исходное положение – ребенок лежит на спине

– расслабляющие поглаживания и растирания рук и ног.

– поглаживания живота по часовой стрелке начиная от пупка, увеличивая окружность.

поглаживания косых мышц живота.

– поглаживания груди.

Исходное положение – ребенок лежит на животе

– расслабляющее нежное поглаживания мышц спины и ягодиц.

Гимнастика

Исходное положение – ребенок лежит на спине

– скрещивание рук на груди с лёгкой вибрацией

– упражнение ” бокс”

– “скользящие шаги” с вибрацией

– сгибание разгибание ног в коленях поочередно создавая лёгкую вибрацию

– повороты на живот

– прогибание позвоночника, при положении ребенка на боку

– приподнимание головы и туловища

– расслабляющие покачивания на мяче в различных направлениях

Как проходит лечение?

В некоторых случаях невозможно полностью избавиться от проблемы, тогда лечебные мероприятия направляют на укрепление мышц шеи и недопущение развития деформации.

Лечение начинают после постановки диагноза. Главное – придать правильное положение. Для этого стимулируют повороты головы в разные стороны, применяют специальные укладки, контролируют правильное ношение на руках.

Что делать, когда у ребенка кривошея, а консервативное лечение малоэффективно? В такой ситуации при наличии показаний проводят хирургическую коррекцию с помощью рассечения и удлинения мышцы. Такие процедуры можно проводить с 1,5-2 лет.

При врожденной костно-суставной патологии назначают корригирующую иммобилизацию в несколько этапов. Чтобы вылечить заболевание, используют гипсовую повязку, пластиковый держатель для головы, воротник Шанца. Приспособления подбирают с учетом тяжести дефекта и возраста малыша.

Если подвывих вправить невозможно, рекомендуют спондилодез позвоночника (операцию, при которой позвонки обездвиживаются путем сращивания) в шейном отделе. При диагностировании нейрогенной патологии назначают фармакотерапию для снижения повышенного тонуса мышц, снятия возбудимости нервной системы. Хорошо помогает массаж. Дермо-десмогенную кривошею лечат иссечением рубцов, кожной пластикой.

Необходимо понимать, что на скорость лечения влияет возраст – проблемы у грудничка 2 месяцев решаются быстрее, чем у малыша 8 месяцев. Чем раньше начали лечение, тем больше вероятность быстрого и полного выздоровления.

Массаж в домашних условиях

Массаж рекомендуют выполнять три раза в день по шесть минут. Движения должны быть мягкими. Во время процедуры поглаживают ноги, руки, грудь, мышцы со стороны деформации и здоровую щеку.

Затем переходят к массированию боковой стороны туловища, живота, шеи, стоп. Ребенка выкладывают на живот и проходят массажными движениями по спине и шее. Переворачивают с одного на другой бок, заканчивают процедуру разминанием стоп.

Упражнения для малышей

  • Положите ребенка на здоровый бок, голова должна выходить за пределы стола. Один родитель держит малыша, другой придерживает голову, периодически ослабевая поддержку. Упражнение нужно выполнять 4-8 раз.
  • Положите малыша на спину, голова – за пределами стола. Наклоняйте голову к плечам в соотношении 1:3 – один раз к больному, три к здоровому.
  • Возьмите ребенка на руки в вертикальном положении, удерживая голову со спины. Постепенно уменьшайте поддержку. Как только голова достигнет груди, повторите упражнение.

Физкультура в воде

Как лечить кривошею в домашних условиях? Выполняйте простые упражнения в воде. Наберите в ванну, используйте специальный надувной круг, который нужно надеть малышу на голову. Благотворное влияние теплой воды и поддержки способствует расслаблению мышц.

Приступайте к гимнастике, она поможет расслабить тело и убрать патологию. Малыша можно положить на спину, придерживая рукой. Нужно двигать головой в одну и другую сторону. Переверните на живот и ведите по ходу воды, придерживая за подбородок. При этом больное место нужно удерживать в воде.

Правильное положение тела

Внимательно следите за тем, как лежит ребенок. Создавайте условия, чтобы малыш поворачивал голову в разные стороны, наблюдая за игрушками. Перед укладыванием положите кроху сначала на здоровый бок. За спиной поставьте светильник или подвесьте игрушку, чтобы вызвать интерес, спровоцировать поворот головы.

Для малыша лучше купить матрас средней жесткости. Хорошо помогает ортопедическая подушка. Ее можно использовать только с разрешения врача и при достижении 6 месяцев. Предлагаем взять обычную пеленку и сложить ее, чтобы использовать вместо подушки.

Когда вы носите ребенка, держите его в вертикальном положении, контролируйте, чтобы плечи были на одном уровне. Чаще выкладывайте малыша на живот, чтобы улучшить состояние шейных мышц.

Эндокринная система

Кора надпочечников незрелая, поэтому она быстро истощается, что приводит к замедленной выработке гормонов — развивается временная надпочечниковая недостаточность.

Между тем, например, кортизол необходим для обеспечения реакции на стресс (роды) и адаптации к внеутробным условиям жизни. Проявляется надпочечниковая недостаточность ухудшением общего состояния крохи: уменьшается количество мочи, резко падает артериальное давление, понижается температура тела, учащается пульс и другие признаки.    

У недоношенного ребенка временно понижена функция щитовидной железы. Состояние проявляется затянувшейся желтухой новорожденных, склонностью к отекам, нарушением ритма и глубины дыхания, замедленным нарастанием массы тела и другими признаками.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость

При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос

На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь

Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха

Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.

Классификация асфиксии по шкале Апгар

Чтобы поставить оценку степени тяжести асфиксии новорожденного, используют шкалу Апгар. С ее помощью врач оценивает частоту пульса, дыхание, мышечный тонус, окрас кожи и рефлексы, после чего определяет степень тяжести патологического состояния.

Чтобы поставить оценку, каждый из пяти признаков врач оценивает в 0, 1 или 2 балла. Соответственно, максимальная и самая лучшая оценка – 10 баллов. Оценку определяют с учетом таких критериев:

Признак 0 баллов 1 балл 2 балла
Пульс, ударов в минуту Нет До 100 От 100 и выше
Дыхание Нет Нерегулярное, слабое Активное, ребенок кричит и плачет
Тонус мышц Руки и ноги свисают Слабое сгибание рук, ног Активные движения
Рефлексы Нет Слабые Присутствуют, хорошо выражены
Цвет кожи Бледный, синюшный Тело – розовое, руки и ноги — синюшные Розовое тело, конечности

Состояние оценивают на первой и пятой минутах жизни. Соответственно, ребенок получает две оценки: например, 8/10. Если оценка составляет 7 и ниже, состояние малыша оценивают дополнительно на 10-й, 15-й и 20-й минутах.

В зависимости от оценки по шкале Апгар, определяют степень асфиксии:

  • 1-3 балла – тяжелая;
  • 4-5 баллов – средняя;
  • 6-7 баллов – легкая, или умеренная.

Оценка Апгар не отличается высокой степенью чувствительности. Поэтому если у ребенка присутствуют отклонения, для оценки асфиксии необходима дополнительная диагностика.

Причины заболевания

  • Аномальное развитие мышц.
  • Рубцы в области шеи.
  • Патологическое развитие позвонков.
  • Хронические и острые воспаления мышечной ткани.
  • Длительное протекание болезней глаз, ушей, слюнных желез.
  • Изменения костной ткани.

В зависимости от причин, вызвавших заболевание, различают врожденную и приобретенную форму. Ребенок может родиться с патологией, если у матери был тяжелый токсикоз, маловодие, угроза самопроизвольного прерывания беременности. Среди распространенных причин – многоплодие, аномальное положение и травмирование плода. С врожденным наклоном головы могут рождаться, если было обвитие пуповиной, тазовое или поперечное предлежание, родовая травма. Приобретенная патология может проявиться в любом возрасте. Среди причин – миозит и саркома. Различают право-, лево- и двустороннюю кривошею.

Чтобы понять, как исправить кривошею у ребенка, нужно определить механизм, который способствовал развитию деформации. Различают мышечную, суставную, костную, нейрогенную, дермо-десмогенную и компенсаторную патологию.

Лечение

Клинические рекомендации при асфиксии предусматривают первоочередное предоставление первой помощи новорожденному. Это самый ответственный шаг, который при условии грамотного проведения снижает тяжесть последствий патологического состояния и риск развития осложнений. Ключевая цель реанимационных мероприятий при асфиксии – достичь максимально высокой оценки по шкале Апгар к 5-20 минутам жизни новорожденного.

  • Принцип А («airway») – обеспечить свободную проходимость дыхательных путей на первом этапе реанимации. Для этого нужно создать правильное положение: запрокинуть голову, приспустить ее на 15 градусов. После этого – отсосать слизь, околоплодные воды из носа, рта, трахеи, нижних отделов дыхательных путей.
  • Принцип B («breath») – создать вентиляцию, обеспечить дыхание. Для этого создают струйный кислородный поток – проводят искусственную вентиляцию легких с помощью реанимационного мешка. Если ребенок не кричит – добавляют тактильную стимуляцию: поглаживание вдоль спины, похлопывание по стопам.
  • Принцип С («cordial») – восстановить работу сердца. В этом помогает непрямой массаж сердца. При необходимости – вводят адреналин, глюкозу, гидрокортизон и другие препараты. При этом нельзя прекращать вспомогательную вентиляцию из предыдущего этапа.

Уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию, проводится в условиях роддома. Малышей с легкой формой размещают в специальную палатку с высоким содержанием кислорода. При средней или тяжелой форме асфиксии младенцев размещают в кувез – специальный бокс, куда подается кислород. При необходимости проводят повторную очистку дыхательных путей, освобождают их от слизи.

Схему дальнейшего лечения, восстановления и ухода определяет лечащий врач. Общие рекомендации по уходу предусматривают:

В ходе реабилитации следить за состоянием ребенка помогает регулярный мониторинг:

  • веса малыша (два раза в день);
  • неврологического и соматического статуса;
  • объема употребляемой жидкости;
  • состава питания;
  • основных жизненных показателей: пульса, артериального давления, сатурации, частоты дыхательных движений;
  • лабораторных характеристик крови, мочи;
  • рентгенограммы грудной клетки, брюшной полости;
  • ультразвукового исследования брюшной полости;
  • нейросонографии;
  • электрокардиограммы, эхокардиограммы.

После выписки малыша нужно регулярно наблюдать у педиатра, невропатолога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector