Развитие ребенка до года
Содержание:
- Бодики
- Физические характеристики девочек до года
- С каким запасом лучше покупать одежду для новорожденного?
- Возможные отклонения в развитии
- Третий месяц
- Развитие малыша в 5 месяцев
- Пять ключевых моментов в воспитании детей для родителей
- 2 месяца
- Развитие ребенка в 9 месяцев
- Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей
- Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка
- Какой он, идеальный рост?
- Пятый месяц
- Игрушки для ребенка до 1 года
- Масса тела
- Развитие ребенка в 11 месяцев
- Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
- Развитие ребенка в 4 месяца
- Второй месяц
- Развитие ребенка в 6 месяцев
- Что из игрушек стоит покупать
- Таблица ключевых моментов развития ребёнка от 0 до 1 года
- Популярные методики воспитания ребенка до года
- Особенности физического развития
Бодики
Это очень удобная одежда для новорождённых, она представляет собой кофточки с трусиками или шортиками. Всё это соединяется по типу «комбинезон».
- Это американский вид одежды, которая не стесняет малыша в его движениях;
- Шьётся из эластичных мягких тканей, имеет много моделей и фасончиков;
Безусловно, у такого типа одежды есть ряд существенных преимуществ:
- возможность быстрой смены подгузника;
- не сбивается в складки, то есть очень удобно носятся.
Что понадобится из детского гардероба новорождённому при выписке из роддома?
Нужны будут:
- комбинезон;
- тёплые удобные штанишки;
- кофточка;
- шапочка с завязочками;
- конверт для новорождённого;
- одеяльце.
Физические характеристики девочек до года
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) |
1 месяц | 50,3 – 56,1 | 3,6 – 4,7 | 35 – 38,1 | 34 – 38,1 |
2 месяца | 53,5 – 59,3 | 4,2-5,5 | 36,7 – 39,8 | 35,6 – 39,9 |
3 месяца | 56,2 – 61,8 | 4,8 – 6,3 | 38 – 42,1 | 37,3 – 41,4 |
4 месяца | 58,4-64 | 5,4-7 | 39,1-42,2 | 38,9-43 |
5 месяцев | 60,8-66 | 5,9-7,7 | 40,3-43,2 | 40,3-44,5 |
полгода | 62,5-68,8 | 6,4-8,3 | 41,5 – 44,2 | 41,6-45,8 |
7 месяцев | 62,7-71,9 | 6-9 | 40,2-45,5 | 42-47 |
8 месяцев | 64-73,5 | 6,3-10,2 | 40,7-46 | 43-48 |
9 месяцев | 65,3-75 | 6,5-10,5 | 41,2-46,5 | 44,5-49,3 |
10 месяцев | 66,5-76,4 | 6,7-10,9 | 41,5-46,9 | 45-48 |
11 месяцев | 66,7-77,8 | 6,9-11,2 | 41,9-47,3 | 46-50,5 |
1 год | 68,9-79,2 | 7-11,5 | 42,2-47,6 | 46,3-51,4 |
С каким запасом лучше покупать одежду для новорожденного?
Мое мнение, что +1-2 размера для вещей, которые будут в ежедневной носке:
- Ползунки;
- Бодики;
- Слипы;
- Кофточки.
И +2 размера для вещей на вырост. Все равно в запасе желательно иметь новую одежду, чтобы быстро нарядиться на какой-нибудь выход, встречу гостей.
Дети быстро растут и сколько бы одежды вы не купили – часть все равно останется невостребованной. Ничего страшного, можно продать ее на материнских форумах, на Авито, или оставить для своего следующего крохи.
- Список вещей для новорожденных на первое время
- Уход за новорожденным ребенком
- Почему нельзя показывать новорожденного 40 дней
Возможные отклонения в развитии
В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:
- не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
- не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
- не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
- не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.
Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.
Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.
Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»
(1
оценок; рейтинг статьи 2.0)
Третий месяц
Для этого периода характерно осмысленное выражение эмоций, проявляются индивидуальные интонации голоса, начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок может узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху. Кроме того, в этом возрасте формируется взаимосвязь между слухом и зрением.
Ребенок к трем месяцам должен научиться делать следующее:
- Управлять собственными руками;
- Брать и удерживать игрушки в руках, подносить предметы к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
- Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
- Приподниматься на локтях, лежа на животе;
- Уверенно держать голову, лежа на животе;
- Смеяться в голос;
- Фиксировать взгляд на игрушке, мелких предметах и крупном узоре, следить за движением крупных объектов;
- Замечать предмет в положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
- Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
- Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д..
Увеличиваются рост и вес ребенка. Наблюдается повышение массы тела на 700-800 грамм, рост увеличивается на 3-3,5 сантиметра. Движения рук и ног младенца становятся более координированными, а сами малыши – более подвижными. Они легко переворачиваются со спины на живот и обратно.
Развитие малыша в 5 месяцев
Рост ребенка пятого месяца жизни в среднем составляет от 63 до 65 см, вес от 6,5 до 7,5 кг плюс, минус 1 кг, а прибавка в весе до 700 грамм.
Ребенок в 5 месяцев должен спать примерно 15 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночное время и 5 часов на дневное время.
Если ребенок находится на искусственном вскармливании в 5 месяцев рекомендуют вводить прикорм. На грудном вскармливании главной пищей остается грудное молоко. Количество съеденного должно составлять примерно 1,7 от массы тела (210 мл молока за один прием). Количество кормлений можно сокращать с шести кормлений до пяти.
Что умеет ребенок в 5 месяцев:
- может сидеть (с поддержкой) или сам садится подтягиваясь ручкой за опору;
- умеет схватить предмет который движется
- У некоторых детей начинают резаться зубки
- Лепет малыша становится разборчивей
- умеет различать интонацию голоса родителей (строгую, добрую)
- начинает играть самостоятельно
Пять ключевых моментов в воспитании детей для родителей
Подытожив статью, выделим моменты, которые в процессе воспитания имеют крайне большое значение:
Систематичность – если вы решили придерживаться одну из методик воспитания, то её методы должны быть использованы в практике ежедневно. Один раз ничего не изменит, для кардинальных перемен важна последовательность и регулярность занятий.
Заинтересованность обоих родителей – если в формировании правильного воспитания задействованы и мама, и папа, то результаты не заставят себя долго ждать
Настрой семьи и её идейные принципы лежат в основе любого воспитания.
Незыблемость режима – режим приучает с младенчества кроху к систематичности, а также позволяет маме выделить несколько свободных часов для себя.
Психологическое состояние мамы – воспитать спокойного, послушного ребенка с устойчивой психикой можно только на собственном примере.
Самостоятельность – ребенку важно с самого рождения давать возможность побыть наедине с самим собой. Время, которое малыш провел один в игре, в рисовании или любом другом занятии по собственной инициативе, воспитывает в нём чувство личной ответственности и самодисциплину.
Какими бы рекомендациями не воспользовались родители, итог один – семья решает самостоятельно, что подходит для их ребенка. Никто не знает малыша лучше, чем его родные мама и папа. Воспитание крохи должно быть основано, прежде всего, на знаниях о нём самом.
2 месяца
Во внешности ребенка произошли разительные перемены: он больше не напоминает инопланетное существо, его личико обрело милые черты, в целом малыш стал гораздо спокойнее, его движения уже не такие резкие и хаотичные. Спит кроха около 19 часов в сутки. Сон становится более крепким. Малыш умеет фокусировать взгляд не только на неподвижных предметах, но и на перемещающейся по квартире маме.
При выкладывании на животик кроха удерживает головку около 15-20 секунд. Если положить его на бок, он самостоятельно на спинку. Многие малыши в 2 месяца начинают осознанно улыбаться во весь рот людям, которых они хорошо знают (маме, папе). Карапуз забавно гулит, распевая гласные. Он научился определять, откуда идет звук и поворачивать головку в этом направлении.
Развитие ребенка в 9 месяцев
Вес детей в 9 месяцев в среднем от 9,3 до 9,9 кг, рост от 71 до 73 см прибавка в весе в среднем 600 грамм, объем головы 44 — 46 см.
Малыш в 9 месяцев пытается копировать поведение взрослых, пытается есть прикорм ложечкой самостоятельно. Наберитесь терпения, хотя вся еда оказывается на полу, главное, что ребенок учится есть сам. В этом возрасте можно попробовать давать ребенку пищу не только в виде пюре, а просто измельченную (суп, каша манная, отварные или тушенные овощи, печенье, булочку и т.д.).
В 9 месяцев интервалы между кормлениями составляют 4 — 4,5 часа, ест малыш в среднем 5 раз в день.
Малыш уже может освоить следующий шаг к самостоятельности, начинать учиться одеваться (точнее раздеваться). Научите его стаскивать с себя вещи (носочки, шапочку), вынимать руку из рукава расстёгнутой кофточки. Одевая ребенка просите его дать вам ручку или ножку, подставлять головку, сжимать руку перед тем как просунуть ее в рукав.
Если ваш ребенок не ползает нет причины для паники, некоторые дети сразу становятся на ноги и пропускают этот этап. Все дети очень разные и каждый самостоятельно вырабатывает свой собственный способ передвижения.
Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей
Каждый родитель хочет научиться:
- понимать своего ребенка;
- быть с ним терпеливым;
- не идти на поводу эмоций в непростых моментах воспитания.
Иногда это трудно сделать в силу неопытности и нехватки знаний. Что же делать в ситуации, когда чадо в очередной разбушевалось, а все известные методы исчерпали себя? Можно ждать, когда малыш перерастет свой “кризис” и все вернется на свои места. А можно обратиться к профессионалам-авторам и почерпнуть знания из книг о детском воспитании.
Перед вами рейтинг изданий, которые после прочтения помогут вам взглянуть на воспитание своего ребенка по-новому.
” Общаться с ребенком. Как?” – Юлия Гиппенрейтер
Книга о том, как часто необдуманные слова приносят ребенку боль и сомнения в родительской любви. На примерах приведены фразы, которые способны сделать ребенка замкнутым, трудным или “с характером”. Но исправить ситуацию не поздно никогда! Здесь вы найдете не только универсальные советы, но и анализы реальных историй, а также практические задания. Это одно из лучших изданий, которое рассчитано на широкий круг читателей: будущих родителей, состоявшихся отцов и матерей с детьми от 0 до года и старше, для тех, кто имеет проблемы с детьми и тех, кто считает, что в семье все хорошо.
” Растет дочка, растет сын” – Ирина Ханхасаева
Автор книги (к слову, мама четверых детей) помогает решить родителям такие простые, но важные вопросы о воспитании ребенка с первых дней жизни. О чем и как разговаривать с новорожденным; что делать с раскапризничавшимся грудничком; как понять, что малыш готов к яслям и детскому саду – все эти темы раскрыты в издании И.Ханхасаевой.
” Когда ваш ребенок сводит вас с ума” – Эда Ле Шан
Издание написано для родителей, которые считают поведение своего ребенка откровенно нестерпимым. Автор предлагает взглянуть на ситуацию с другой стороны, а точнее – разобраться в себе, вернувшись в воспоминания собственного детства. Книга поможет мамам избежать желания сделать “шлепок”, поможет понять, почему иногда (или часто) раздражают действия своего ребенка, и как можно с этим справиться.
” После трёх уже поздно” – Ибуки Мосару
Труд японского автора убеждает читателей в том, что их ребенок наделен безграничными потенциальными возможностями, которые даны ему самой природой
Есть они у каждого, и важно правильно раскрыть эти возможности (читай – способности), окружив ребенка правильной средой развития. Почему до трёх лет? Именно с рождения до трехлетнего рубежа мозг малыша способен схватывать все “на лету”, новые знания усваиваются очень быстро
Книга рекомендуется парам, ожидающим пополнения, а также родителям детей возрастом до 3 лет.
“Мы и наши дети” – Борис и Елена Никитины
В книге собраны идеи и опыт семьи Никитиных, вырастивших семерых детей, и предлагающих уникальные методы воспитания с раннего детства. Главная идея издания в том, что не стоит “перегибать палку” в заботе о ребенке: она не должна быть чрезмерной. На страницах вы встретите множество советов о том, как вырастить крепкое, здоровое чадо и с момента рождения приучать его к выносливости и закаливанию.
Также кроме списка книг хотим поделиться с вами опытом молодой мамы, которая рассказывает о занятиях, играх и развитии детей до годика:
Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка
Как правило, быстрее разговаривать начинают девочки. По разным исследованиям, мальчики полноценно говорят на 4-6 месяцев позднее девочек. Но это не значит, что они отстают в развитии или у них какие-то патологии.
Существует несколько теорий, которые объясняют подобный феномен:
- Биохимическая. Многие учёные придерживаются именно этой версии. Согласно ей, у мальчиков ещё в утробе появляется больше гормона тестостерона (показатели превышают показатели девочек в несколько раз). Данный гормон участвует в формировании центральной нервной системы и влияет на развитие речевых функций.
- Психологически-генетическая. Согласно этой версии, коммуникативные навыки издавна были более необходимы женскому полу. Они использовались в повседневной жизни для общения в племенах и при воспитании потомства. Мужчины были заняты охотой и другими видами деятельности, не предполагающими активного речевого общения. Получается, задержка речевого развития у мальчиков – нечто вроде архаизма.
- Физиологическая. Согласно исследованиям, у девочек более развита тактильность и мелкая моторика — она благоприятно влияет на развитие речевых центров.
Говорить о правдивости той или другой теории нельзя, как и полностью отрицать их. Но опыт многих родителей говорит о том, что мальчики действительно начинают говорить немного позднее.
Хотя, если ребёнок, независимо от пола, говорит позднее сверстников, но во всём остальном развивается нормально, переживать по этому поводу не стоит. Можно просто продолжать заниматься с малышом, пополняя его словарный запас. Нередки случаи, когда дети, накопив достаточное количество слов, начинают вполне связно говорить всего на несколько месяцев позднее своих сверстников, но уже не допуская их ошибок.
Какой он, идеальный рост?
Конечно, вам хочется, чтобы малыш рос «правильно»: все параметры были как «по книжке», но случаются и исключения из правил. Так, в таблице ВОЗ по росту новорожденного ребенка указано, что если рост девочки при рождении меньше 43,6 см, а мальчика – 44,2 см, то это очень низкие показатели. Слишком «высокие» девочки рождаются не менее 54,7 см, а мальчишки – 55,6 см. Не нужно впадать в панику. Для подобных исключений есть объективные причины.
Знайте! Как правило, ситуации, требующие усиленного внимания, берутся под контроль специалистов-медиков, которые самостоятельно отслеживают динамику сантиметров «нестандартного» ребенка.
Да и вы сами можете наблюдать за своим ребенком на ежемесячных приемах у педиатра, когда деток взвешивают и измеряют. Для этого просто можно взять готовую таблицу, в которой указан рост младенца по месяцам и сравнить с показателями своего ребенка.
Пятый месяц
Месяц оттачивания физических навыков. Малыш хорошо переворачивается, пытается сидеть, ползать, подниматься на ноги. Отлично отличает своих от чужих, может расплакаться при виде посторонних людей. Учится капризничать, когда ему не хватает внимания и становится скучно.
Достижения пятого месяца:
- прибавка в весе – 700 граммов;
- прибавка в росте – 2,5 см;
- попытки к сидению: полулежит на одном бедре, опирается о поверхность одноименной с бедром ручкой;
- может дотянуться до стоп, берет их в рот, сосет;
- играет с игрушками (бросает их, стучит ими, облизывает);
- рассматривает книжки с крупными картинками; хорошо, если они будут из плотного картона (его трудно порвать, зато можно взять в рот);
- с интересом слушает мамино чтение простых стишков;
- может повторять простые слова: «мама», «папа», «баба»;
- хорошо умеет заливисто хохотать или, наоборот, грустить.
Игрушки для ребенка до 1 года
Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.
Хорошая игрушка должна быть:
- легкая и эластичная;
- без острых углов;
- привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
- разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
- без сменных и хрупких деталей;
- достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
- без резких пугающих звуков;
- простая в уходе.
Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.
Нельзя давать ребенку все игрушки за раз
Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм
Масса тела
Особенностями этого показателя являются:
Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня
Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.
Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий
Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.
Как правильно провести измерения
Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.
Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies, комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности. Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики. И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.
Как оценить полученный результат взвешивания:
можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;
2 месяц — 800 грамм;
3 месяц — 800 грамм;
4 месяц — 750 грамм;
5 месяц — 700 грамм;
6 месяц — 650 грамм;
7 месяц — 600 грамм;
8 месяц — 550 грамм;
9 месяц — 500 грамм;
10 месяц — 450 грамм;
11 месяц — 400 грамм;
12 месяц — 350 грамм.
Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;
второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25—50—75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0—3—10% или 90—97—100%) — есть повод обсудить это с педиатром.
Развитие ребенка в 11 месяцев
Вес ребенка в 11 месяцев в среднем от 9,8 до 10,5 кг, рост от 74 до 76 см прибавка в весе в среднем 600 грамм, объем головы 46 — 48 см.
Рацион ребенка в 11 месяцев, как и взрослое диетическое меню должно состоять из каш, овощей, не жирного мяса, кисломолочных продуктов, хлеба, булочек, фруктов. Нежелательные продукты в этом возрасте, цитрусовые, могут вызвать аллергию, орехи, цельное жирное молоко, рыба. Нельзя давать жареную, копченную и острую пищу. Это может привести к гастриту.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
- Давайте ребенку ложку пусть малыш пробует есть сам
- Ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги без опоры
- В 11 месяцев малышу по силам надеть кольцо на кеглю или собрать пирамидкуребенок собирает кубики в башню, а если при этом вы будете называть буквы изображенные на кубиках, то к двум годам ребенок будет знать алфавит.
- Понимает слова типа дай, открой, ку-ку.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать
Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции
Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.
Развитие ребенка в 4 месяца
Вес ребенка на четвертом месяце жизни составляет в среднем от 6 до 7 кг, рост от 60 до 63 см и в весе за 4-й месяц набирает до 750 грамм.
Спит ребенок примерно 16 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночной сон и 6 часов на дневной (3 раза по 2 часа).
Основной пищей ребенка который находится на грудном вскармливании по-прежнему остается грудное молоко. Детям которые находятся на искусственном вскармливании, разрешается в 4,5 месяца вводить прикорм (не всем и не всегда). Считается, что в этом возрасте ребенок съедает от 180 до 200 мл молока за одно кормление.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца
Рассмотрим физическое развитие ребенка в 4 месяца. Итак, он уже должен уметь:
- Переворачиваться со спинки на бочек и обратно
- Должен уверенно держать головку
- Ладошки в этом возрасте почти постоянно открыты
- Умеет удерживать предметы в руке и трясти их
- Умеет целенаправленно засовывать ручку в рот
- Во время кормления начинает держать мамину грудь рукой
- Малыш начинает реагировать на свое имя
- Появляются новые эмоции (обида, страх, любопытство)
- Некоторые малыши начинают произносить звуки (ба, ма)
- Появляется интерес к собственному телу
- Узнает своих родных, реагирует на незнакомых людей
- Узнает родителей по голосу
- Выделяет любимые и нелюбимые игрушки
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.
У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.
- В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
- Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
- Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
- Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
- Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
- Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
- Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
- В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>
Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!
Развитие ребенка в 6 месяцев
С каждым месяцем подвижность ребенка увеличивается: в 6 месяцев вовсю переворачиваются со спины на бок, а потом на живот, а некоторые малыши начинают ползать. Пусть и неуверенно, но дети уже способны передвигаться самостоятельно. Родителям теперь не стоит оставлять малыша надолго одного, особенно в местах, где существует опасность упасть или наткнуться на острый/горячий предмет.
Полугодовалые малыши обычно могут стоять и сидеть, используя руки взрослых как опору. Пока это длится недолго, но с каждым днем скелет и мышцы ребенка крепнут, позволяя ему чувствовать себя более уверенно.
В 6 месяцев малыши могут держать в руках игрушки разного размера, трясти и ощупывать их, а также пробовать на вкус. Их поведение становится все более осмысленным: теперь родителям легче понимать желания ребенка и его эмоции.
Огромный объем информации малыши сейчас получают через свои глаза и уши
Важно объяснять им все, что происходит вокруг, давать названия объектам и действиям. Пусть у ребенка будут игрушки разных цветов и размеров, издающие звуки и молчащие, гладкие и шероховатые
Чем больше впечатлений будет получать дитя, тем интенсивнее будет его развитие.
Что из игрушек стоит покупать
После рождения детей все родственники и друзья приносят новорожденному массу игрушек. Конечно, они хотят сделать как лучше, но далеко не все подарки можно использовать
В первый год жизни подходить к выбору игрушек нужно с особой осторожностью, в первую очередь ориентируясь на их безопасность
Именно поэтому игрушки должны:
- отвечать возрасту крохи;
- изготавливаться из качественного сырья;
- иметь в составе безопасные красители;
- быть цельными, без мелких деталей;
- издавать негромкие и нерезкие звуки.
Идеально — покупать в аптеках или специализированных магазинах, где гарантированно качественный товар.
Возраст | Допустимые игрушки |
1 месяц | Погремушки-браслеты или подвесные, так как малыш пока не умеет держать их. Желательно, чтобы погремушка издавала приятные звуки. Игрушка должна быть простой, но яркой. |
2 месяца | Игрушки-мобили. В продаже есть разные варианты: с подсветкой, музыкой, простые механические и т. п. Погремушки остаются такими же актуальными. Игрушки-кольца из разнофактурных материалов. |
3 месяца | Можно покупать первые книжки с толстыми страницами. Музыкальные игрушки. Малышу будет интересен развивающий коврик, но при условии, что он из материалов, разных по цвету и фактуре.
Хорошо подойдет набор Мир на ладошке. |
4 месяца | Лучшая идея для подарка малышу — музыкальная игрушка. Чтобы развивать моторику, можно дать ребёнку небольшой мячик или специальные бусы. |
5 месяцев | Мягкие кубики и мячики, коврики с пришитыми деталями — пуговицами, шнурками, кармашками, липучками. Игрушки для купания. |
6 месяцев | Подойдут игрушки-вкладыши, фигурки животных, простые куклы-пупсы, игрушки-прорезыватели, чтобы дети могли их жевать, когда прорезаются зубы. |
7 месяцев | Кубики, пирамидки, движущиеся игрушки, чтобы малышам было интереснее учиться передвигаться. |
8 месяцев | Детям понравятся игрушечные копии музыкальных инструментов, например небольшие пианино, барабаны и т. п. Они развивают моторику и музыкальный слух. |
9 месяцев | Малыши могут играть с ведёрками, совочками, формами и т. п. Выбираются по прочности и яркости, так как крохи часто могут по ним стучать, бросать и совершать другие манипуляции. |
10 месяцев | Можно попробовать приобщить кроху к рисованию с помощью специальных детских красок. Игрушки-вкладыши тоже подойдут. Можно выбирать модели с разноформатными прорезями. |
11 месяцев | Всё, что движется: машинки, каталки, мячики. |
12 месяцев | Наборы для ролевых игр (во врача, повара), рабочие инструменты и т. п. |
Таблица ключевых моментов развития ребёнка от 0 до 1 года
Развитие ребёнка касается не только физических показателей. Несмотря на то что малыш ещё совсем крохотный, он должен многое успеть и выучить. Причём это предопределено показателями развития детей.
Таблица демонстрирует, что должен уметь ребёнок в каждом месяце на каждой возрастной стадии.
Возраст | Уровень речевого развития | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1–1,5 месяца | Тихо гулит | Проявляет первые попытки приподнять головку | Может кратковременно проследить взглядом за предметом (обычно за яркой игрушкой) |
2 месяца | Если настроение хорошее, гулит. Звуки становятся громче и немного увереннее. Гуление систематическое и краткосрочное | Координация движений становится лучше | Может дольше удерживать взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Гуление становится продолжительным | Уверенно поднимает и держит головку | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Постоянно двигает руками и ногами, без проблем прослеживает глазами движущиеся предметы | Может отличить маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет активно. Образует первые слоги вроде «ма», «па» | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Различает голоса родных и чужих людей. Услышав незнакомый голос, настораживается |
6 месяцев | Активный лепет дополняется всё большим количеством простых слогов | Ползает по-пластунски | Расширяет эмоциональную сферу эмоциями вроде радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов «та», «на», «да» и др. | Может сесть с помощью взрослого и сидит, опершись на что-нибудь. Ползает вперед | Понимает интонации. Разбирается, когда ему что-то запрещают, и отличает слово «нет» |
8 месяцев | Первые односложные слова | Сидеть и вставать может самостоятельно. Может стоять возле опоры и понемногу начинает ходить, держась за что-нибудь | Расширение диапазона эмоций продолжается. В копилке ребенка появляются эмоции вроде удивления, настойчивости |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Без проблем стоит и передвигается возле опоры. Ползает активно | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Наделяет предметы названиями вроде «ля-ля», «ав-ав» | Может сесть из стоячего положения. Может пытаться сделать первые шаги | Копирует мимику взрослых |
11 месяцев | Выражает желания: «на», «дай» | Может поднять предмет из положения стоя. Приседает и поднимается | По просьбе может показать на знакомые предметы или части тела у себя и других |
12 месяцев | Появляется осознанное определение близких людей. Говорит «мама», «баба» | Передвижение становится всё более активным | Понимает большинство сказанного взрослыми. Если что-то попросят, старается выполнить |
Как уже говорилось, девочки и мальчики развиваются немного по-разному. Обычно девочки быстрее начинают ходить и разговаривать, поэтому данные нормы достаточно условны. Добиться лучшего результата можно, если с ребёнком заниматься. А вот малыши, предоставленные сами себе, обычно развиваются медленнее, так как у них нет положительного примера
Именно поэтому так важно не просто вовремя кормить малыша и переодевать его, но и вывозить на прогулку, много с ним разговаривать, покупать развивающие игрушки и т. п
Популярные методики воспитания ребенка до года
Многие родители думают, что воспитание ребенка заключается в элементарном ежедневном уходе и не требует усилий. Но практика показывает, что дети, которыми активно занимались в первые 12 месяцев, показывают лучшие результаты в развитии по сравнению с малышами, что росли “сами по себе”.
Чтобы мамам и папам было проще выработать для себя план воспитательных моментов, можно обратиться к существующим методикам воспитания:
- метод Монтессори;
- воспитание по Глену Доману;
- Вальдорфская методика.
Они включают в себя проверенные педагогические и психологические методы, которые учат детей расти самостоятельными и уверенными в себе.
Всестороннее воспитание – методика Монтессори
Данная методика успешно используется семьями всего мира на протяжении пары десятилетий. Педагоги Монтессори придерживается правила – детям нельзя ничего навязывать; ребенок сам решит, во что ему интересно играть в данный момент. “Детей учит то, что их окружает” – пожалуй, главный девиз методики. Идея самовоспитания позволяет ребенку самому черпать знания из окружающего мира.
Подробнее о методике на видео:
Развитие по карточкам – методика Глена Домана
Глен Доман создал уникальную методику, позволяющую воспитывать в детях безграничное воображение и стимулировать умственное развитие практически с пеленок. За основу взяты простейшие карточки с изображениями и словами, которые должны окружать ребенка повседневно. Систематические занятия с карточками развивают младенца буквально с “головы до пят”, включая двигательную активность, любознательность и развитие речи.
Воспитание через подражание – Вальдорфская школа
У воспитанников данной школы развития каждый день наполнен событиями – вчера было рисование, сегодня театрализованное представление, а завтра – сенсорика и работа с природными материалами. Все занятия проходят в формате сюжетно-ролевых игр
Индивидуальность детей здесь главное, и этому фактору уделяется особое внимание, и никакой “зубрежки”. Воспитание детей происходит через познавание мира и регулярную творческую деятельность
Интересный факт! Сторонники данной методики, как ни странно, против раннего интеллектуального развития детей. Письмо и чтение педагоги Вальдорфской школы рекомендуют изучать не ранее 10 лет.
Особенности физического развития
В первую неделю жизни малыша не стоит ждать от него каких-либо особых «достижений»: процесс рождения отнимает много сил не только у матери, но и у ребенка, поэтому сон и питание – единственное, что ему нужно больше всего. Но уже со второй недели развитие новорожденного становится достаточно активным. С каждым днем он «взрослеет» и выглядит это примерно следующим образом:
- У ребенка формируется определенный режим дня и питания – он нуждается в кормлении порядка 6–9 раз в сутки, а все остальное время у него занимает сон. К концу первого месяца периоды бодрствования могут составлять 15–30 минут в течение каждого цикла сон − кормление.
- Держать голову малыш научится чуть позже – уверенно поднимать голову вместе с плечевым поясом он начнет в 3–4 месяца. Но уже к концу первого месяца он делает попытки «контролировать ситуацию» – отворачивает лицо в сторону при ярком освещении или подается назад при нежелании брать грудь или соску. Если 2–3-недельного малыша уложить на живот, то он уже пытается приподнимать голову, реагируя на звуки материнского голоса или поглаживание по щеке.
- Ребенок прибавляет в росте в среднем 3–4 см, а вес увеличивается примерно на 700 г в течение первого месяца. Но эти значения очень примерны. Диапазон прибавки в весе варьируется от 400 до 1300 г и обусловлен весом ребенка при рождении, особенностями родов, качеством грудного молока матери, состоянием здоровья малыша и множеством других факторов.