Методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса: разбираемся в плюсах и минусах

Содержание:

Причины тревоги

За появление тревоги отвечают серотонин и миндалевидное тело (амигдала) — зона мозга, которая руководит эмоциями и реакцией на стресс. Серотонин передает импульсы между нервными клетками, чтобы разные части головного мозга могли одновременно обрабатывать информацию, получаемую как в самом теле, так и извне. Это позволяет быстро и адекватно реагировать на происходящее. Если серотонина недостаточно, тревога и чувство страха появляются тогда, когда это совершенно не нужно. 

Первоначально ситуацию анализирует префронтальная кора: она определяет опасна реальность или нет. Далее вердикт префронтальной коры записывается в связанный с памятью гиппокамп. Если ситуация была оценена как опасная, гиппокамп и другие структуры головного мозга влияют на миндалевидное тело, в результате чего возникают физиологическая и поведенческая возбудимость: высвобождается адреналин, учащается сердцебиение, дыхание становится поверхностным — человек готов бить или бежать.

Если по какой-то причине во время развития мозга миндалевидное тело и связанная с ним тревожная система применялись слишком часто или слишком интенсивно, они становятся гиперчувствительными и видят опасность даже в самых безопасных ситуациях.  

Точные причины чрезмерной чувствительности этой системы неизвестны, но чаще всего, такое состояние — последствия серьезного стресса. Однако стоит помнить, что у разных людей стресс могут вызывать совершенно разные вещи и ситуации.

К общим причинам беспокойства относят:

  • финансовые проблемы,

  • проблемы в отношениях,

  • развод или утрату близкого,

  • переживания в связи с предстоящим родительством или опекунством, 

  • переезд или смену работы,

  • потерю памяти,

  • наличие хронического заболевания, такого как рассеянный склероз, диабет, рак.

Тревога как адаптационная реакция есть у всех людей, но не у каждого возникают тревожные расстройства. Исследователи Национального института психического здоровья полагают, что определенную роль в развитии заболевания играет комбинация генетических факторов и факторов окружающей среды. 

Часто тревожные расстройства развиваются параллельно с депрессией или другими заболеваниями психики. Поэтому стоит внимательно относиться к своему эмоциональному состоянию, а в случае проблем сразу обращаться к психотерапевту. Попытки облегчить симптомы тревоги с помощью алкоголя, никотина, кофеина или других психоактивных веществ только усугубляют тревожное расстройство. 

Паническое расстройство

Характеризуется повторяющимися приступами панических атак. 

Паническая атака — это приступ сильного страха, который сопровождается различными негативными психоэмоциональными и соматическими симптомами. При этом от приступа до приступа человек живет в тревожном ожидании повторения ужасающего опыта. 

Триггером к панической атаке может быть работа, скопление людей, определенные ситуации. Люди с паническим расстройством стремятся избегать всего, что может спровоцировать приступ. Нередко панические атаки сочетаются с агорафобией (боязнью общественных мест) или клаустрофобией (страхом замкнутых пространств).

Влияние школы на развитие

Для ребёнка школьного возраста учёба является ключевым аспектом жизни. Она занимает большую часть его времени, с ней связаны основные воспитательные, образовательные и развивающие процессы.

От выстроенности повседневной деятельности школьника, благополучия его общего состояния зависит успешность формирования всесторонне развитой личности, способной успешно устроить свою жизнь в будущем.

Важно следить за психологией восприятия школьником окружающей действительности. Чрезмерное давление внешних факторов, неустойчивость формирующегося мировоззрения могут спровоцировать развитие негативных психологических и эмоциональных состояний, среди которых особое место занимает тревожность

Биман Н

Филлипс, осознавая важность этого явления, разработал и сформулировал методику оценки школьной тревожности. Событие произошло в 70-е годы XX века

Что делать, если вы подозреваете у себя тревожное расстройство?

Повышенная тревожность и тревожное расстройство отличаются уровнем дезадаптации человека. Когда из-за тревоги невозможно строить отношения с людьми, работать, совершать поездки, речь идет о тревожном расстройстве, и нужно обращаться за помощью.

Предварительно уровень тревожности можно выяснить с помощью шкалы тревоги Бека. Тест весьма обобщенный, но способен показать, насколько ваши переживания отклоняются (или нет) от средних значений нормы. 

Если вы подозреваете у себя или знакомого нездоровую тревожность, начните с обращения к психотерапевту или психиатру. Это специалисты в сфере психологии, которые имеют также медицинское образование. Они могут ставить клинические диагнозы и самостоятельно работать с патологическими случаями. Психолог же не сможет работать один, он будет привлекать врача-психотерапевта и психиатра для постановки диагноза и дальнейшей работы с клиентом.

Сделать первый шаг и обратиться к специалисту может быть легче, если вас поддерживает близкий человек, поэтому не бойтесь просить или предлагать помощь.

Даже если тревога мучает вас без диагноза, не стоит относиться к такому состоянию как к норме. Постоянное волнение высасывает силы и радость. Хотя бы по этой причине стоит обратиться к психотерапевту. Один из самых эффективных методов работы с тревогой — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Улучшение после сеансов КПТ чувствуют до 70% людей. КПТ помогает человеку осознать, что тревога — это сигнал опасности, в первую очередь связанный с оценкой ситуации, а значит, и с многоуровневой системой мышления, большая часть которой срабатывает в автоматическом режиме. Терапия раскрывает связи между мышлением, переживаниями, физиологией и поведением. Разбирая тревожные ситуации вместе с психотерапевтом, человек учится не катастрофизировать, не выбирать худший сценарий, он пытается использовать логику и другие оптимальные варианты поведения. 

Главным элементом профилактики и работы с тревожностью является здоровый образ жизни

Крайне важно нормально питаться, не злоупотреблять психоактивными веществами, беречь себя от изнурения, как физического, так и психического. В этом случае шансы сохранить ментальное здоровье и жить в гармонии с собой и окружающими значительно повышаются без лишних усилий

Правила проведения

Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.

Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:

  • зачитывание высказываний группе школьников;
  • раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения;
  • зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.

Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.

Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.

В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».

Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.

Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».

В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:

  • «плюс» — ребёнок согласен («да»);
  • «минус» — не согласен («нет»).

Какой тест наиболее информативен в диагностике школьной тревожности?

Существуют несколько достаточно хороших и несложных опросников, помогающих определить уровень тревоги у ребенка. Наибольшей популярностью у школьных психологов пользуется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Эта методика позволяет отследить проявления тревожности сразу по нескольким факторам.

Факторы тревожности, выделяемые опросником

  • уровень общей тревожности, связанной со школой;
  • наличие социального стресса (боязни общения со сверстниками);
  • фрустрация в достижении успеха;
  • боязнь самовыражения, непринятие себя;
  • боязнь ситуации проверки знаний, умений, навыков;
  • страх обмануть ожидания окружающих;
  • проблемы и страхи в отношениях с педагогами и другими взрослыми, работающими в школе.

Процедура и тонкости диагностики с помощью опросника Филлипса

Опросник состоит из 58 вопросов. В инструкции указано, что их можно как предлагать для заполнения в виде бланков, так и зачитывать самому

Обязательно обратите внимание на сдедующие условия применения методики

Также, если у ребенка высокий уровень тревожности, он постесняется обратиться к вам даже не поняв инструкцию или смысл какого-либо вопроса теста.

Автором методики, как можно догадаться из названия, является Биман Н. Филлипс. Этот человек был математиком и физиком, который во второй половине своей карьеры педагога занялся изучением психологии.

Работая в Техасском университете, в его обязанности входило составление программ для школьных психологов. В основе этих программ лежали его собственные исследования, посвященные особенностям переживания стресса школьниками, студентами и преподавателями.

Особенности и ограничения методики

Ведь, согласитесь, американский школьник и русский школьник – это два совершенно разных ученика.

А, значит, и проявления тревожности, у них должны отличаться.

Также при зачитывании вопросов вы должны убедиться в том, что ребенок правильно понимает их смысл, а также готов отвечать честно, не стесняется сказать вам правду.

Сами вопросы, как и ключ к интерпретации данных вы без труда сможете найти в интернете, достаточно просто вбить в поисковике запрос «школьная тревожность Филлипса».

Рекомендации по использованию методики Филлипса: на что обратить внимание

Справедливости ради, необходимо сказать, что идеальных опросников не существует. В любом из них обязательно есть недостатки.

Главным из которых является риторический вопрос: кто и как интерпретирует утверждение тот, кто заполняет опросник. Ведь, имея совершенно разный жизненный опыт, уровень интеллекта и общего кругозора, любой человек при ответе на вопрос может иметь в виду совсем другое, чем подразумевает задание.

  • Диагностика ребенка не должна проводится только с помощью теста-опросника.
  • Результаты, полученные с помощью него, должны быть подтверждены рисуночными тестами или другими арт-терапевтическими методиками, наблюдением, беседами с родителями детей.

Только применяя какой-то опросник вместе с другими методиками, можно с доверием относится к результатам, полученным с его помощью.

А на сегодня все!

Наверное, после прочтения этой статьи, в вас поселилась нотка сомнения, а стоит ли вообще доверять психологическим тестам

На это я могу сказать, что самое важное – это все же родительская интуиция, знание особенностей своего ребенка

Критика метода

В 2016 году коллектив Новосибирского педагогического университета выпустил монографию, в которой детально разбирался SAQ с учётом современных тенденций в школьной психологии.

Новосибирские педагоги разобрали каждое высказывание из теста, сопоставили группы с выделенными типами ШТ. Была также проведена практическая работа по выявлению и анализу ШТ у детей 5 классов.

Итог исследования оказался неутешительным. Авторы научной работы указали на несоответствие результатов тестирования реальному состоянию детей. Педагоги отметили диагностическую несостоятельность методики.

Несмотря на неутешительность результатов исследований педагогов Новосибирска, тест представляет ценность для быстрой, простой и доступной диагностики состояния школьников, а также определения источников развития ШТ.

Описание методики определения уровня школьной тревожности Филлипса

Британский психотерапевт Адам Филлипс в середине ХХ века, проведя несколько десятков наблюдений за школьниками разного возраста в классных коллективах, выдвинул теорию о том, что для формирования раскрепощённой и всесторонне развитой личности необходимо вовремя диагностировать тревожность и снизить её уровень. Состояние психики, при котором человек испытывает сильное волнение по незначительным поводам, наносит существенный урон самооценке и оказывает влияние на все стороны эмоционально-личностного развития. Особую актуальность тест приобретает для ребят младшего школьного возраста и учащихся 5–8 классов, ведь для адекватной социализации в кругу сверстников детям нужно принять и понять себя.

Школьная тревожность препятствует успешному обучению

В качестве стимульного материала автор предложил использовать вопросник, состоящий из 58 пунктов, требующих однозначного ответа: «да» или «нет». По итогам проведённого исследования с помощью методики Филлипса можно сделать вывод о степени тревожности ребёнка и характере её проявлений. Что касается последнего показателя, то тест помогает выявить следующие аспекты:

  • эмоции малыша, которые связаны с разными формами участия в школьной и классной жизни в частности;
  • стресс социального характера — состояние, которое связано с выстраиванием взаимосвязей со сверстниками;
  • индифферентное отношение к личному успеху;
  • боязнь показать свои умения и навыки на уроке, необходимости выступить перед всеми;
  • ожидание негативной оценки со стороны окружающих;
  • неспособность противостоять стрессу, что проявляется в нестандартной реакции на любые раздражающие факторы;
  • неумение и нежелание строить отношения со взрослыми.

Специфика методики

Филлипс — психотерапевт из Великобритании, автор нескольких трудов, посвящённых психологическим и педагогическим проблемам стресса, беспокоящих состояний у школьников, учителей и родителей.

Он не только сформулировал понятие школьной тревожности, но и выделил отдельные её разновидности, которые отличаются исходя из источника формирования беспокоящих состояний. На основе сформулированной методологии были составлены тест и шкала оценки тревожных состояний.

Назначение

  1. Определение уровня школьной тревожности.
  2. Разграничение источников возникновения беспокоящих ситуаций.
  3. Изучение характера переживания тревоги в различных школьных ситуациях.

В рассматриваемой методологии Филлипса школьная тревожность занимает центральное место. Состояние имеет тесную привязку к школе, т. к. пространство обучения является источником его формирования.

По методологии Филлипса школьная тревожность (ШТ) — психологическое состояние ребёнка, выражающееся в переживании неприятных эмоций неопределённости, ожидания наступления нежелательных событий из-за незначительных поводов в школьной жизни, при взаимоотношении со сверстниками и учителями.

ШТ важна для оценки из-за высокой степени своего влияния на состояние ребёнка. Её наличие проявляется в следующих аспектах:

  • физическое, психологическое и эмоциональное состояние;
  • уровень успеваемости;
  • характер общения со сверстниками и учителями;
  • поведение в учебном заведении и за его пределами.

Факторы формирования тревожности

  1. Коммуникация со сверстниками в классе, другими детьми в школе.
  2. Взаимодействие со взрослыми людьми — учителями.
  3. Успешность деятельности в школе. Деятельность может быть учебной, творческой, спортивной и т. д.
  4. Самовыражение, позиционирование своего «Я» в окружении «Я» других детей.
  5. Социальная роль в коллективе.

Возрастная группа

Методика тревожности Филлипса зарекомендовала себя благодаря простоте проведения, проверки и обработки.

По своим функциональным возможностям она предназначена для оценки беспокоящих состояний детей младшего и среднего школьного возраста. Оптимальная возрастная группа для диагностики — дети от 7 до 14 лет.

Интерпретация результатов

После проведения тестирования бланки собираются, проводится их обработка. Для расшифровки результата тестирования используется специальный ключ, который заложен в оценочной шкале, специально разработанной для применения SAQ.

Оценочная шкала выполнена в форме таблицы, где цифрами обозначены высказывания. А рядом с каждой цифрой указаны оптимальные ответы в форме «плюса» или «минуса». Соотношение номера высказывания и ответа служит ключом к расшифровке теста.

Результаты тестирования ребёнка сопоставляют с ключом. Все ответы школьника, которые не соответствуют данным ключа, сигнализируют о наличии тревожности. Совпадение ответа с ключом — норма.

При обработке теста подсчитываются следующие параметры:

  • общее число несовпадений;
  • число несовпадений по каждому типу тревожности в шкале.

Интерпретация результатов:

  1. Повышенная общая тревожность — более 50% общих несовпадений.
  2. Высокий уровень — более 75%.
  3. По аналогичным процентным показателям определяют уровень проявления конкретного типа ШТ.

Описание типов ШТ по SAQ:

  1. Общая тревожность в школе — обусловленный различными ситуациями, происходящими в учебном заведении, комплекс беспокоящих состояний и степень их проявления у ребёнка.
  2. Переживания социального стресса — состояния, вызванные тесным взаимодействием со сверстниками в школе.
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха — состояние, возникающее в результате невозможности достижения успеха.
  4. Страх самовыражения — негативные состояния, которые возникают в моменты необходимости проявления своей индивидуальности, демонстрации возможностей другим людям.
  5. Боязнь проверки знаний — состояние, возникающее в ситуациях публичной проверки знаний (контрольная работа, рассказ у доски, прочтение стихотворения наизусть и т. д.).
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — состояние, преувеличения значимости мнения посторонних людей в отношении своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — состояние неспособности психики адекватно реагировать на школьные стрессовые ситуации, которое проявляется неадекватности, деструктивности реагирования на внешние факторы.
  8. Сложность в отношениях с учителем — негативный эмоциональный фон, присущий взаимоотношениям ребёнка со взрослым человеком в стенах учебного заведения.

Обсессивно-компульсивное расстройство

При ОКР человек одержим навязчивыми мыслями — обсессиями, именно они вызывают сильное беспокойство. Чтобы избавиться от чувства тревоги, больной совершает навязчивые действия — компульсии. Для больных ОКР выполнение ритуалов — вопрос жизни и смерти. Например, человек верит: если он обойдет квартиру трижды перед выходом из дома — обязательно случится что-нибудь плохое. 

Одно из распространенных проявлений ОКР — боязнь загрязнения: больные часто моют руки, причем нередко определенное количество раз (такой ритуал приносит успокоение на некоторое время). При этом часто человек понимает бессмысленность своих действий, но не может от них отказаться. 

Паническая атака:

  • может не иметь определенного триггера;

  • может быть симптомом панического расстройства — диагностируемого состояния;

  • происходит без предупреждения и возможности предотвратить приступ,

  • независимо от того, чувствует человек спокойствие или тревожится;

  • уровень страха несоразмерен реальным событиям. Американская психологическая ассоциация сообщает, что паническая атака часто вообще не связана с происходящей в данный момент ситуацией;

  • физические симптомы и чувство ужаса настолько сильны, что человек боится потерять контроль над собой и/или умереть;

  • паническая атака начинается внезапно и может длиться от нескольких минут до часа;

  • включает физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, ощущение удушья, кома в горле, боль в груди (чаще с левой стороны), головокружение, боль в животе, тошнота, дрожь в руках и ногах, затуманенное зрение. В тяжелых случаях может появиться рвота.

Приступ тревоги и паническая атака могут случиться с кем угодно, и ни одно из этих состояний нельзя оставлять без внимания.

Приступы тревоги в DSM-5 определяют как характерную черту ряда психических расстройств. А наличие более одной панической атаки за два месяца скорее всего будет свидетельствовать о самом распространенном в мире психическом расстройстве — тревожном расстройстве личности.

Статистика показывает, что до 34% всего населения Земли в какой-то момент своей жизни переживает тот или иной вид тревожного расстройства, которое без лечения не позволяет вести нормальную продуктивную жизнь

Однако важно помнить, что отличить зашкаливающую тревогу от панической атаки, диагностировать паническое расстройство и определить лечение может только сертифицированный психиатр. 

По каким факторам можно понять, что у ребенка высокий уровень школьной тревожности?

Я представлю вам полную характеристику признаков, а точнее сфер проявления, по которым вы сможете понять, есть ли синдром школьной тревожности у вашего ребенка. Однако, это не означает, что только все перечисленные признаки должны совпадать. Иногда даже несколько из них могут быть выражены очень ярко.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

В школе таких детей привлекает возможность неформального общения со сверстниками, участие в кружковой и творческой деятельности.

Социальный стресс

Здесь, напротив, контакты с учителями не вызывают тревоги. Но ребенок не имеет друзей среди сверстников, он не умеет контактировать с ними или вовсе становится объектом насмешек.

Низкая стрессоустойчивость

Также этот ребенок будет слишком сильно переживать даже такие изменения окружающей среды, как резкое похолодание, духота в непроветриваемом классе, слишком яркий свет из окна.

Общая тревожность

Этот вид включает в себя все вышеперечисленное. Именно он наиболее труден для коррекции, так как приходится заниматься «сразу всем».

Но это не означает, что школьнику нельзя помочь. Напротив, именно эти дети более других нуждаются в профессиональной помощи специалистов.

Придерживайтесь правильного питания

Когда стресс и тревога нарушают привычный уклад жизни, часто страдает режим питания. Человек начинает либо заедать собственные переживания, либо пропускать приемы пищи, считая, что в данный момент это не самое главное. Так люди собственноручно лишают организм сил. В периоды повышенной психоэмоциональной нагрузки, наоборот,  следует особенно заботиться о своем физическом состоянии. Старайтесь не пропускать приемы пищи и следите, чтобы ваш рацион был достаточно разнообразен и удовлетворял потребности организма в питательных веществах. И не усугубляйте тревожное состояние употреблением алкоголя.

5. Социальное тревожное расстройство

Человеку с таким типом расстройства страшно взаимодействовать с другими людьми, так как он чрезвычайно обеспокоен тем, что о нем подумают окружающие. Сильную тревожность вызывают даже обычные бытовые ситуации. Больные не могут принимать пищу при ком-то, избегают знакомств, необходимость ответить на звонок вызывает у них панику. 

«Если я вошел в помещение и там кто-то засмеялся, значит, засмеялись надо мной», — типичная ошибка интерпретации при социальном тревожном расстройстве. При этом психологический дискомфорт доставляет и само чувство тревоги, так как больные стесняются своего поведения.

Жизнь в постоянном волнении при тревожном расстройстве не является выбором. Навязчивые мысли и чувство беспокойства вызываются не личностью, а болезнью

Важно, чтобы родственники и окружающие не винили больных за их состояние (это только усилит тревожность), а помогли человеку как можно раньше обратиться к психотерапевту или психиатру

Множество обычных людей среди нас страдают от тревожных расстройств, а часть из них уже нашли способ чувствовать себя лучше. Постановка диагноза или даже нескольких диагнозов не означает, что ваша жизнь закончилась. Наоборот, только теперь, понимая, что с вами происходит, вы можете адекватно отнестись к своей ситуации и начать действовать по-новому. Стремление преодолеть трудности вызывает уважение независимо от результатов. Не забывайте об этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector