Ребенок не хочет идти в школу, что делать? отвечает психолог

Развитие через движение

Ребенок развивается через движение.

Основное развитие головного мозга, межполушарных связей, если мы хотим, чтобы ребенок был успешен в учебе, чтобы ему легко давались письмо и чтение, чтобы у него был красивый и четкий почерк — это все движение.

Поэтому для ребенка очень важно много ходить, бегать, учится спрыгивать, залезать, подниматься по лестнице. Если он еще не хочет ходить, то ему нужно давать возможность много ползать, потому что ползание — это прекрасный тренажер межполушарных связей

Этот период нельзя торопить, нельзя стараться ускорить, пускай он ползает столько, столько ему требуется

Если он еще не хочет ходить, то ему нужно давать возможность много ползать, потому что ползание — это прекрасный тренажер межполушарных связей. Этот период нельзя торопить, нельзя стараться ускорить, пускай он ползает столько, столько ему требуется.

Как помочь малышу быстрее поползти и об особенностях его развития до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Кто может проконтролировать директора?

— Мы каждый день заполняем форму от Минского областного института развития образования. Так делают все школы минской области. В специальной табличке нужно указать, сколько всего детей в школе, сколько присутствуют на уроках. И причины отсутствия — например, ОРИ или другие причины.

Проверить, верно ли заполнена эта форма, у всех ли детей есть уважительная причина для отсутствия на уроках, может, к примеру, санстанция, говорит Вероника.

— Они объезжают школы, проверяют, например, организована ли комната временного содержания учащихся с признаками острой респираторной инфекции. Они могут проверить и справки детей.

Предлагаемые меры

Итак, что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик, проявляя свой протест в самых различных формах.

Выяснение причин

  1. Поговорить с ребёнком. Забирая его из садика, обязательно спрашивайте, как у него прошёл день. В таком разговоре он может рассказать, кто его обижает из детей или что воспитатель слишком громко кричит. В 80% случаев этого достаточно, чтобы выявить причины, почему он не хочет туда ходить.
  2. Поговорить с воспитателем: спокойно, вежливо, без повышенных тонов и претензий. Так вы узнаете мнение взрослого человека, на попечении которого находится ваш малыш в садике. Выслушаете советы с его стороны и сделаете свои выводы по поводу роли воспитателя в жизни вашего ребёнка.
  3. Поговорить с родителями: если у большей части группы по утрам наблюдаются истерики и слёзы по поводу садика, пора созывать родительское собрание и выяснять причины такого поведения детей.
  4. Попросить ребёнка нарисовать садик. Если картинка будет живой, яркой и радостной, настоящая причина его истерик лежит вне садика: скорее всего, дома, в отношениях с родителями. Если же на рисунке преобладают тёмные тона, кто-то плачет, ссорится или ругается, пора навестить воспитателя или показать рисунки психологу.
  5. Попросить у воспитателя результаты занятий, которые проводятся в садике. Если у малыша не получается лепить или рисовать, читать или что-то мастерить, нужно будет позаниматься с ним дополнительно дома, чтобы он не чувствовал себя ущербно по сравнению с остальными детками.

Устранение причин

  1. Если ваш ребёнок с трудом сходится с другими детьми, выходите с ним чаще на улицу, старайтесь разорвать круг его замкнутости, социализировать его всеми доступными методами. Учите его жить в коллективе, социуме, обществе.
  2. Перестаньте потакать ему и баловать его.
  3. Режим дня ребёнка дома и в садике должны максимально совпадать по времени приёма пищи и дневному сну.
  4. Воспитывайте своё чадо так, чтобы он слушался старших, понимал субординацию с малых лет.
  5. Если причина, почему ваш ребёнок не хочет ходить в садик, — в некомпетентности воспитателя, которая касается всех детей в группе, нужно высказывать своё неудовольствие руководству садика и добиваться переназначения.
  6. Если это личный конфликт ребёнка и воспитателя, с последним нужно поговорить. В случае нерешения проблемы путём беседы придётся менять детский сад.
  7. Если есть такая возможность, постарайтесь хоть один день провести вместе с ребёнком в садике. Объективную картину, конечно, вы не увидите, так как тот же воспитатель при вас будет вести себя по-иному. И всё-таки вы сможете уловить, что именно не устраивает вашего кроху в группе.

Устранение патологий

  1. Исправляйте дефекты речи своего ребёнка, которые мешают его социализации и занятиям в садике. Запишитесь к логопеду, если есть такая необходимость.
  2. При наличии каких-то патологий (ДЦП, олигофрения, аутизм, синдром Дауна, проблемы со слухом или зрением и т. д.) не нужно настаивать на пребывании в детском саду для обычных детей. Если в городе имеются специализированные детские дошкольные учреждения, работающими с такими детками, как у вас, лучше отдать своего кроху туда.
  3. Если ваш малыш очень чувствителен и эмоционален, и именно поэтому не хочет ходить в садик, потому что ему там некомфортно, ему нужна спокойная обстановка, дружелюбная атмосфера. Запишите его на приём к психологу, который подскажет, что делать в той или иной ситуации. Слушайте с ним по вечерам классическую музыку, оберегайте его от стрессов.

И ещё несколько советов

  1. Старайтесь не менять садик, если ребёнок хочет его посещать и ему там нравится.
  2. Если малыш начал устраивать истерики по поводу того, что он не хочет ходить в детский сад, не следует на него срываться. Напротив: если родители ведут себя спокойно, то и он перестанет нервничать.
  3. Не позволяйте ребёнку становиться свидетелем ссор взрослых. Развод родителей никак не должен его коснуться.

Так что, если ребёнок не хочет ходить в детский сад, нужен полноценный, комплексный анализ того, что происходит с ним в группе, как к нему относятся другие дети и воспитатель. Но не всегда причиной такого поведения малыша становится его окружение и внешние факторы. Зачастую проблема кроется либо в нём самом, либо в обстановке дома. Поэтому родители не всегда объективно оценивают ситуацию. Чтобы такого не случилось, самый оптимальный вариант — обратиться за помощью к детскому психологу, который посоветует, что нужно сделать для решения этой актуальной проблемы.

Правильная обувь

Если ребенок будет носить правильную обувь, ему будет легче научиться ходить. Конечно, в удобной обуви проще передвигаться любому человеку.

Как бы странно это ни звучало, но в конце дня нога немножко увеличивается в размерах. Поэтому за первой парой обуви лучше отправиться вечером, чем в первой половине дня. Пусть малыш немного походит по магазину, помогите ему в этом. Убедитесь, что обувь нигде не жмет, не вызывает раздражения и покраснений. У выбранной вами обуви обязательно должна быть высокая, достаточно твердая пятка, упругая подошва с супинатором и удобная застежка.

Дома можно обходиться без обуви. Ходьба босиком полезна, закаляет малыша. Если вы боитесь, что ребенок может простудиться, купите ему специальные носочки, у которых есть прорезиненная подошва. Она не даст малышу поскользнуться и упасть.

Как научить ребёнка вовремя ложиться

Как правило, дети идут в кровать неохотно. Даже если они устали, им хочется как можно больше времени провести за любимыми занятиями, поиграть в видеоигры или посидеть в соцсетях. 

Если ребёнок привык засиживаться допоздна, не стоит просто загонять его в постель на два-три часа раньше. Такая резкая смена режима сна может привести к бессоннице, снижению общего тонуса и росту нервного напряжения. Время отхода ко сну нужно корректировать постепенно, по десять-пятнадцать минут в два-три дня. 

Сформировав у ребёнка режим, постарайтесь более не отступать от него. Конечно, в выходные можно позволить засидеться попозже и подольше поспать, однако проследите, чтобы школьник не слишком сильно выбивался из графика, иначе процесс адаптации к раннему пробуждению придётся начинать сначала.

Кроме того, нужно создать условия, которые позволят организму ребёнка подготовиться ко сну:

  • Обеспечьте ребёнку комфортные условия для сна. У вашего школьника должно быть удобное спальное место в помещении с хорошей свето- и звукоизоляцией. В тёплое время года желательно оставлять окно открытым на всю ночь, чтобы в комнату поступал свежий воздух.
  • Сбалансируйте физическую и психическую нагрузку в течение дня. Если ребёнок весь день просидел за компьютером с уроками, а затем посетил два кружка — то устал только его мозг, в то время как тело ещё полно энергии. Из-за этого могут возникать трудности с засыпанием. Небольшая физическая нагрузка за три-четыре часа до сна поможет расслабиться вечером.
  • Следите за питанием ребёнка. Плотный ужин непосредственно перед сном, особенно если в нём преобладает жирная и острая пища, может не только помешать ребёнку выспаться, но и повредить систему пищеварения. Лучше кормить ребёнка ужином за два-три часа до сна, а перед сном угостить фруктами, йогуртом или зерновыми хлопьями.
  • Приглушите свет за час-полтора до сна. Биологические часы человека во многом зависят от уровня освещения. Постепенное снижение яркости света запустит механизм отхода ко сну. 
  • Постарайтесь убедить ребёнка не пользоваться перед сном гаджетами. Лучше проведите это время вместе. Совместное чтение или прослушивание расслабляющей музыки поможет ребёнку сформировать привычку, полезную для засыпания. 
  • Многим подготовиться ко сну помогает тёплый душ, под его воздействием вырабатывается расслабляющий гормон — мелатонин. 
  • Приучите ребёнка готовить все дела с вечера. Чем меньше нужно будет сделать утром — тем дольше можно спать. Объясните ребёнку, что сделанные вечером уроки, собранная сумка и подготовленная одежда позволят сэкономить драгоценные минуты утреннего сна и избавят от утренней суеты.

Соблюдение этих несложных правил поможет вашему сыну или дочери лучше высыпаться и набираться сил. Теперь поговорим о том, как облегчить процесс пробуждения.

Ребёнок не ходит сам: диагноз или нежелание

В освоении навыков ходьбы есть нюансы, которые влияют на желание самостоятельно передвигаться. Чаще всего проблема не является следствием какой-либо патологии. Имеют значение индивидуальные особенности малыша. Например, недоношенные дети обычно на 2–3 месяца позже сверстников начинают ходить. Иногда причину стоит искать в поведении родителей и психологическом климате семьи. Но нужно удостовериться в том, что хождению без поддержки не мешают серьёзные заболевания. Консультация специалистов поможет разобраться в этом вопросе.

Доктор Комаровский утверждает: обычно задержка связана не с тем, что ребёнок не может ходить, а с отсутствием желания это делать. И лучшая помощь в таком случае — оставить малыша в покое и подождать, пока он захочет самостоятельно передвигаться.

Почему ребёнок не хочет ходить: причины — таблица

Причина Описание
Серьёзные заболевания (самая опасная)
  • недостаточное развитие моторных навыков;
  • мышечная дистония или гипертонус мышц;
  • другие заболевания.

В этом случае позже проявляются и другие двигательные навыки.

Слабость мышц (самая распространённая) Мышцы недостаточно развиты, чтобы удерживать малыша в вертикальном состоянии без поддержки.
Боязнь падения Если нет заболеваний, мышцы крепкие, то ребёнок просто боится упасть. Причиной страха может быть неудачный первый опыт.
Лень Некоторым детям проще топать, ухватившись за мамину руку. Также есть приспособления для малышей, например, ходунки, в которых легче передвигаться, чем ходить ножками. И дети этим часто пользуются.

К каким врачам обращаться за помощью, если в год и 6 месяцев малыш всё ещё не пошёл

Нежелание ребёнка ходить без поддержки после полутора лет — повод обратиться к врачам. С такой проблемой стоит посетить:

  • педиатра — для общего осмотра и получения направления к другим специалистам;
  • хирурга — для оценки состояния мышц, костей, суставов;
  • ортопеда — обычно к нему направляют малыша после осмотра другие врачи;
  • невролога — чтобы убедиться в нормальном психомоторном развитии и правильной реакции на раздражители;
  • детского психолога — чтобы получить рекомендации как себя вести родителям, если малыш ленится, боится или по другим причинам не желает делать первые шаги.

После осмотра обычно ставят один из диагнозов:

  • мышечная дистония (когда тонусы мышц правой и левой половины тела отличаются);
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • постоянное напряжение мышц (гипертонус).

В качестве лечения, как правило, назначают массаж, плавание, лечебную гимнастику.

Почему ребёнок, которому исполнился год, боится самостоятельно ходить

Все дети абсолютно разные, и существует немало причины, по которым у малышей возникает страх ходить самостоятельно:

возможно, всё кроется в ходунках, которые так излюблены взрослыми

Родителям весело и задорно наблюдать, как их ребёнок носится по дому в этом приспособлении, но они не обращают внимание на обратную сторону. Когда приходит время с ними прощаться, кроха попросту не понимает, как теперь можно бежать на своих ножках без помощи, ведь он надеялся на опору;
боязнь падения — если ребёнок при первом и последующем шаге упал и поранился, то он интуитивно сползёт на четвереньки, ведь ему так и привычнее, и быстрее;
лень — некоторые малыши просто не считают нужным напрягаться

Особенно часто такое поведение наблюдается у деток с массой тела выше средней.

Иногда явных причин для отказа от хождения нет, малыш здоров и отклонений не имеет. В такой ситуации понаблюдайте за ним, попробуйте понять, чем вызвано нежелание самостоятельно передвигаться.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

Наиболее распространенный источник напряжения — это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило — он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям — поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой — небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей — как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа — это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком — к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) — то и является для него источником стихийной психотерапии.

Общие советы при обучении ходьбе

Ниже приведенные рекомендации не только помогут понять, как научить ребенка ходить самостоятельно, но и сильно поспособствуют в этом деле.

  • Занимайтесь физическим развитием ребенка. Дети, которых водили на массаж или приучили делать зарядку, намного быстрее начинают вставать на ножки.
  • Хвалите ребенка. Любому человеку будет приятно услышать ласковое слово в свой адрес, а уж для ребенка похвала тем более является мощным двигателем.
  • Расширьте границы передвижения. Дети, в распоряжении которых есть только манеж, ходунки или маленькая квартира, либо теряют интерес к ходьбе, либо начинают бояться передвигаться на более просторных территориях.
  • Покажите других детей как пример. Если вы ищете ответ на вопрос, как быстро научить ребенка ходить, то просто как можно чаще выводите его на прогулку, на детскую площадку. Малыши в этом возрасте все повторяют за всеми. Поэтому, если ребенок увидит, как другие дети бегают и ходят, то тоже захочет делать сам так, как они.

Это не все советы, которые могут вам помочь научить ребенка ходить. Есть еще несколько конкретных рекомендаций, которые каждому родителю стоит взять на вооружение.

Когда должен сидеть ребенок? Психическое и моторное развитие ребенка – важный показатель здоровья!

В 5 месяцев у мальчиков и девочек исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Дети ровно стоят при поддержке, отлично переворачиваются со спины на живот. В 6 месячном возрасте у ребенка отмечается оптическая реакция опоры на руки. В 6 месяцев ребенок учится сидеть. В 7 месяцев ребенок уже самостоятельно сидит, а также встает на четвереньки. Он рассматривает игрушки, перекладывает их в руках, стучит игрушками по кровати и полу, может бросать игрушками обеими руками. В 8 месяцев ребенок уверенно самостоятельно сидит, без помощи матери или отца сам встает на колени и ползает на четвереньках. Он самостоятельно встает, держится за опору, переступает ножками. В 9 месяцев ребенок хорошо ходит у любой опоры, переступает при поддержке за обе руки, берет мелкие предметы двумя пальчиками, уже начинает складывать пирамидки. По просьбе родителей что-то принести, выполняет просьбы, отыскивает знакомые предметы. В 10 месяцев ребенок очень хорошо стоит и ходит у опоры, держится за опору одной рукой, спускается и поднимается с невысокой лестнички с опорой. Мальчики и девочки повторяют за взрослыми новые слоги, произносит первые слова: папа, деда, мама, баба. В 11 месяцев ребенок уверенно отлично самостоятельно стоит, ходит, при этом слегка придерживается за опору, делает 3 – 6 шагов без опоры. В год дети делают первые самостоятельные шаги без поддержки и, конечно, могут спокойно сидеть. Таким образом, 7 месяцев ребенок в норме должен самостоятельно сидеть. 7-месяцный ребенок должен сидеть самостоятельно без поддержки один и должен сам садиться.
 

Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно?

Правило №1. Способствуйте нормальному физическому развитию вашего малыша. То есть утренняя зарядка и активные игры должны быть неотъемлемой частью дневного режима вашего ребенка

Регулярная физическая активность помогает укрепить мышцы, а внимание и забота родителей придают сил и уверенности крохе. Специалисты отмечают, что целебным воздействием на способность ходить обладает массаж, при этом его могут проводить, как профессионалы, так и родители самостоятельно

Интенсивные, но при этом достаточно аккуратные растирания можно объединить с утренней гимнастикой, а в вечернее время можно выполнять легкий расслабляющий массаж.

Правило №2. Чаще пытайтесь стимулировать ребенка отрываться от опоры. Для этого интересующие малыша вещи (любимая или новая яркая игрушка и т.п.) кладите повыше, а еще лучше в месте, где нет опоры. Тогда крохе придется пытаться самостоятельно, ни на что не опираясь, вставать на ножки.

Правило №3. Совместные игры с ребенком также способствуют более быстрому усвоению ходьбы. Наиболее продуктивная в этом плане игра: когда малышу нужно сделать буквально один-два шага от папы к маме (от дедушки к бабушке) и обратно. При этом все участники игры улыбаются, целуют и обнимают ребенка, хваля его за успехи. Помните, что положительные эмоции – залог успеха в любом деле, в том числе и в освоении самостоятельной ходьбы.

Правило №4. Старайтесь «заразить» ребенка своим примером. Показывайте ему дома и на прогулках, как это здорово и весело бегать и ходить.

Если ребенок отказывается ходить?

При отказе малыша ходить самостоятельно, надо проконсультироваться со специалистами. Если у него нет проблем с опорно-двигательным аппаратом, а ребенок просто ленится, то родителям надо проводить интересные занятия, позволяющее крохе быстрее овладеть новым для него навыком. В ходе такого обучения он быстрее справится с этим заданием.

Папы и мамы всегда хотят, чтобы их дети пораньше начали ходить. Но раннее хождение не всегда является поводом радоваться, ведь детские мышцы еще слабые. А если малыш еще и пухленький, то это может привести к искривлению ног и неправильному формированию стоп.

Даже если ребенку уже исполнилось 1,5 года, а он еще не пошел, не стоит волноваться, важно обратить внимание на его общее состояние. Если он веселый и активный, то он сам начнет ходить, когда будет готов

Питание

Детям в этом возрасте нравится находиться за общим столом в компании мамы и папы. Старайтесь чаще устраивать «семейные» приемы пищи: подражая взрослым, ребенок быстрее учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и «взрослой» посудой. Для безопасности и удобства малыша, обязательно сажайте его на специальный стульчик.

Темпы роста детей к полутора годам замедляются, что может привести к снижению аппетита и интереса к новой пище. Могут измениться и вкусовые предпочтения вашего малыша, о чем он вполне убедительно сообщит вам жестами и мимикой. Не стоит игнорировать его пожелания. Если какие-либо продукты и блюда ему совсем не по вкусу, попробуйте заменить их другими, содержащими те же витамины и полезные вещества. Детские предпочтения в еде могут меняться. Если в год ребенок отказывался даже попробовать рыбу, то в полтора рыбные котлеты могут стать его любимым лакомством.

На втором году жизни дети могут есть практически любую взрослую пищу, однако, ее обязательно нужно измельчать. Домашнюю еду можно сочетать с детским питанием промышленного производства. По возможности, продолжайте грудное вскармливание. Материнское молоко помогает пищеварительной системе малыша.

Подвижных детей нельзя ограничивать в питье. Для утоления жажды отлично подойдет кипяченая вода или некрепкий чай. Травяные чаи, например, из фенхеля или ромашки, успокаивают и способствуют нормализации пищеварения.

Чтобы предотвратить появление аллергии, ограничивайте количество натуральных специй в пище малыша и избегайте искусственных добавок. Какао или другие напитки на основе шоколада включать в рацион ребенка пока рано. Булочки, печенья, пироги из дрожжевого теста, вафли и мороженное также не лучшее угощение для детей младше 18 месяцев. Идеальный десерт для маленького сластены – фруктовый салат, заправленный йогуртом, или мусс на основе манной крупы с фруктами и ягодами.

Конфликты с одноклассниками

Травля со стороны сверстников или просто неблагоприятные отношения и агрессия в классе — одна из частых причин, по которой ребенок не хочет ходить в школу. И даже ненавидеть ее.

Как понять, есть ли у ребенка проблемы в школьном коллективе?

  • Ребенок не участвует во внешкольных тусовках и общении. Дети после школы обычно гуляют, приглашают друг друга на дни рождения, встречаются на выходных. Если ваш ребенок никогда этого не делает, ему как минимум некомфортно в классе.
  • Ребенок отказывается от участия в школьных экскурсиях и мероприятиях, где сверстники могут свободно пообщаться вне уроков. 
  • У ребенка в школе “теряются” или “портятся” вещи, хотя по жизни он не такой уж безалаберный и рассеянный.
  • На школьной одежде ребенка появляются неожиданные пятна, она может быть испорчена жевачкой или порвана. Хотя опять же обычно на нем “вещи не горят”.
  • У ребенка появляются травмы и ссадины, о происхождении которых он внятно рассказать не может. А на вопросы отвечает уклончиво или завирается.
  • У ребенка явно “глаза на мокром месте”, когда вы начинаете разговор об одноклассниках.

Что делать, если вы заподозрили школьную травлю? Прежде всего, помнить, что резкие движения тут могут навредить ребенку. Скажем, если вы накинетесь на других детей с обвинениями, это явно не сделает вашего ребенка более популярным.

Начните с визита к независимому психологу, который не знает вашу школу и впервые видит вашего ребенка, с запросом разобраться в том, какая помощь нужна, чтобы ребенок смог общаться с ровесниками. Вполне возможно, что вы, любя своего ребенка, не замечаете, что у него действительно есть какие-то особенности поведения, которые стоит скорректировать. Например, его нужно научить реагировать на обидное прозвище — и ситуация нормализуется.

Также нужно иметь в виду, что, если травля и правда имеет место, то педагогический коллектив по какой-то причине ее игнорирует или даже провоцирует. Поэтому удивление по поводу вашего визита в школу будет весьма неискренним, а желание помочь — весьма формальным. И часто не очень эффективным.

Если в школе есть психологическая служба, обратитесь и к ней. Сформулируйте запрос: понять, почему ребенок воспринимает отношения с одноклассниками как неблагоприятные. Не требуйте вмешательства, попросите их предъявить свой взгляд на ситуацию. Если школьная система встанет в защитную позицию “у нас все хорошо — проблема в вашем ребенке или его восприятии”, стоит задуматься о смене школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector