Потешки

Малые жанры фольклора

Всем известно, что слово обладает большой магической силой. Многие народы с уважением относились к нему. Корни фольклорных произведений лежат в языческом прошлом. Большинство сказок, песен, потешек и прибауток изначально имели обрядовое значение. Играя с ребенком, мама старалась защитить его от воздействия разных негативных сил, например болезней, смерти.

Постепенно фольклорные произведения утратили свое обрядовое значение и стали использоваться для развития детей. В этом нет ничего удивительного. Легкий стиль изложения повествования, занимательный сюжет и небольшой объем делают малые жанры фольклора очень доступными для детского восприятия. В зависимости от возрастной группы ребенка используются разные произведения. Потешки и прибаутки назначение имеют разное. Самыми первыми произведениями, с которыми знакомится ребенок, являются прибаутки. По своему содержанию они более сложные, чем потешки.

Что такое прибаутки? Это короткие по объему произведения, предназначенные для детей. Если потешки имеют прикладное значение, то у прибауток нет ничего общего с игрой. В них присутствует небольшой сюжет, который по своему содержанию напоминает сказку в стихотворной форме. В центре повествования находится какое-либо событие

Быстрое развитие сюжетной линии привлекает внимание малыша. Кроме этого особенный ритм данного жанра содержит парные рифмы, а также повторы фраз и элементы звукоподражания. Использование прибауток очень полезно для детей раннего возраста

Использование прибауток очень полезно для детей раннего возраста

Они позволяют развивать фонематический слух, что очень важно для правильного речевого развития. Помимо этого, они расширяют фантазию, воображение и дают первые представления об окружающем мире

Народный фольклор для детей

Особенностью творений всех фольклорных жанров народной педагогики для самых маленьких является незатейливость по содержанию и простота формы. Но в них таятся внушительные дидактические (от греческого didaktikys — «поучающий»), а также эстетические достоинства

Простые рифмы, повторы сочетаний звуков и слов, восклицания, вопросы и эмоциональные обращения в них призваны заставлять малыша прислушаться, замереть и сконцентрировать свое внимание на лице говорящего. Особенно ценны подобные фольклорные творения в тот период, когда у ребенка еще не сформировались произвольные движения, внимание, ответная реакция на слова

Развитие ребенка до трех лет

Известно, что раннее детство делится на микропериоды, приблизительно по три месяца. Это, например, время от рождения до трех месяцев, от трех месяцев до шести, от шести до девяти, от девяти до года. В это время ребенок интенсивно осваивает окружающий мир, узнает те азы, которые в дальнейшем помогут ему стать полноправным членом общества

Если вы хотите узнать, что такое потешка, определение которой может быть разным, вам надо обратить внимание на произведения, придуманные для детей в возрасте от рождения до трех лет. Это огромный пласт литературы

В это время дети внимательно слушают не только потешки, но и прибаутки, пестушки, скороговорки, другие виды фольклора. Вот один пример.

По синю морю корабль бежит,

Сервый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит,

Заюшка кораблик за веревку ведет,

Лисичка из-за кустика хитро глядит:

Хочет зайку украсть

И веревку забрать.

Зимние потешки

Как по снегу , по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

***

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали —
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

***

Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.

***

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

***

Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!

Потешки для зимней прогулки

Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки —
Самокаточки.

***

Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

***

Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

***

Хорошеньким — хорошок.
Пригоженъким — пригожок. 
Стройненьким — стройнячок, 
А родненьким — родняшок.

***
Расти, Маша, выше, 
До хором, до крыши. 
Расти, не балуй, 
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины 
Да с дом вышины.

***
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до
пяточек) 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) 
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают
кулачки) 
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!

***
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детя порастушеньки,
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая.
Расти, сынок,
словно крепкий дубок.

***
Потягуни — потягушечки, 
От носочков до макушечки, 
Мы потянемся-потянемся, 
Маленькими не останемся. 
Вот уже растем, 
Растем, 
Растем!

Вышли шутки-прибаутки, отозвались сразу дудки

Потешки и прибаутки для детей 3 лет

***

Вышли шутки-прибаутки, Отозвались сразу дудки, Отозвались дудари — Шуткой, что ни говори! Дударики-сударики, Сударики-дударики! Раз, два, три, четыре, пять, Шутки копятся опять… А. Прокофьев

***

— Ку-ка-ре-ку! Курицы, Хорошо ль на улице? Ку-ка-ре-ку! Десять раз — Беспокоюсь я за вас, Беспокоюсь, хлопочу, Громко крыльями стучу, Я горланю во весь дух, Потому что я петух. — Брось горланить! Ко-ко-ко… Все мы здесь… Недалеко… А. Прокофьев

***

Шёл кот-скороход По лесной дорожке. С ним коза-дереза, Беленькие рожки; Беленькие рожки, Светлые сапожки. А. Прокофьев

***

Журавли не протрубили, Зайцы дров не нарубили, Белки печи не топили, Пирогов не напекли, Ветры лес не подмели. Через день, через два Выйдут зайцы по дрова, Впятером С топором, Молодец к молодцу, Будет им по леденцу, Будет им по прянику, По цветку-невянику! А. Прокофьев

Какие функции выполняют потешки

Многие лишь поверхностно представляют, что такое потешка. Определение для нее не будет полным, если не учитывать такой фактор: она учат маленьких детей пониманию речи, помогает формировать фонематический слух. Дети учатся различию разных типов интонации, учатся делать свою речь выразительной.

Другая важная функция этих стихов — это помощь физическому развитию ребенка. Ребенок изучает жесты, движения, развивает мелкую моторику пальцев.

Задача взрослого человека — помочь ребенку овладеть родной речью с помощью потешек

Особенно важно это для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Изучение потешек является на этом пути важным способом помочь ребенку овладеть его родной речью, освоить духовное богатство, которое народ накопил годами

Устное народное творчество становится основой для развития интеллекта, подготавливает ребенка к освоению богатств художественной литературы и художественной культуры вообще.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Умываемся с потешками

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся.

Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.

Зарядка

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Зарядка с Буратино

Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.)

Знакомство с пальчиками

(Поочерёдно загибаем пальчики) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел.

Знакомимся с телом

Паучок, паучок, Аню хвать за бочок. Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко. Олени, олени, Аню хвать за колени. Песик, песик, Аню хвать за носик. Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот. Оса, оса, Аню хвать за волоса. Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Купаемся

Кто тут будет куп-куп, По водичке – хлюп-хлюп? В ванну быстро – прыг, прыг, В ванне ножкой – дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется.

Массаж ладошек и стоп с потешкой

Ручку ручкою погладим, 
Пальчик пальчиком потрём, 
Отдохнём совсем немножко, 
А потом опять начнём.

***
Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с
помощью пощипывания или покалывания) 
Вот тебе крошки 
На моей ладошке.

***
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями
гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики,
начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке — 
воробью — синичке
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки
стопы)
кому в зобок, 
кому в лапочку»

***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Пестушки

Пестушки — это еще один огромный пласт в русском наследии. Они очень похожи на потешки, но обязательным их условием считается эмоциональное взаимодействие с ребенком, ласковые прикосновения, массаж, проводимые в игровой форме. В древности именно такие действия назывались пестованием, которые давали чувство защищенности ребенку, уверенность в том, что он любим, что формировали его правильное самосознание и самооценку. Именно пестушки предшествуют потешкам и прибауткам, которых уже сменяют считалки и заклички. Можно сказать, что первое познание мира малыша идет через пестушки, когда мир для него состоит целиком из мамы, которая знакомит его терпеливо и любя с окружающим миром.

Вот, например, пестушка на просыпание, когда мама нежно и ласково поглаживает своего малыша, при этом приговаривая:

Потягунюшки,Порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки — ходунюшки,А в ручки — хватунюшки, А в роток — говорок, А в головку — разумок.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные
    . Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые
    . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные
    . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк ».

Пример целовальной игры:

Селезень

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки ». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями

Важно использовать их тогда, когда малыш не устал и готов к активному восприятию

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Вернуться в раздел детские стихи. <�хедер>Для самых маленьких

  • Для малышей
  • Потешки и пестушки для малышей
  • Цикл Игрушки Агнии Барто
  • Добрые стихи Берестова для самых маленьких
  • Для самых маленьких

Детские классики

  • Агния Барто
  • Самуил Маршак
  • Борис Заходер
  • Сергей Михалков
  • Ирина Токмакова

Обучающие стишки

  • Скороговорки
  • Считалки
  • Потешки
  • Мирилки

Животный мир

  • Стихи про животных
  • Стихи про птиц
  • Стихи про рыб
  • Стихи про насекомых

Природа и времена года

  • Стихи о космосе
  • Стихи про зиму
  • Стихи про весну
  • Стихи про лето
  • Стихи про осень
  • Стихи про цветы
  • Стихи про овощи и фрукты
  • Стихи про грибы
  • Стихи про море

Другие авторы

  • Валентин Берестов
  • Генрих Сапгир
  • Елена Благинина
  • Иван Суриков
  • Надежда Шемякина
  • Татьяна Гусарова
  • Эдуард Успенский
  • Александр Мецгер

Праздники

  • Стихи ко дню Святого Валентина
  • Стихи про 23 февраля
  • Стихи на 8 марта
  • Стихи про Масленицу
  • Стихи к Пасхе
  • Стихи к 9 мая
  • Стихи к 1 сентября
  • Стихи ко Дню учителя
  • Стихи ко Дню матери

Новый год

  • Стихи про Новый год
  • Новогодние стихи для самых маленьких
  • Стихи про Деда Мороза
  • Стихи про снегурочку
  • Стихи про снежинки
  • Стихи про снеговика
  • Стихи про новогоднюю ёлку
  • Стихи на Рождество

Старинная гимнастика

Тушки-татушки, 
испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как
музыкант, играющий на тарелках), 
На окно поставили (руки с определённым усилием
опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — 
Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от
животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к
макушке)

***
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой
стрелке) 
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), 
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 
Улетели (поглаживаем малыша)

Вася

Коми-пермяцкая народная песенка

Вася-непоседа
Вертелся до обеда,
А за стол уселся,
Снова завертелся.
Допрыгался, добился –
Со стулика свалился!

Сто серебряных коней

Коми-пермяцкая народная песенка  
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов

Встану, пряжи напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой сосёнушке
Сплету гнездо воронушке.

У вороны под сосной
Лавка с дверцею резной.
Дверца бархатом обита,
На засовы не закрыта.
А за ней для девочек
Сто коробок ленточек,
Сто коробок пуговок
Да румяных куколок.
 
А для мальчиков за ней
Сто серебряных коней!
Сто серебряных коней –
Нет их краше и чудней.
Сам идёшь – они идут,
Сам бежишь – они бегут,
Верхового носят,
А овса не просят!

Вот что у воронушки
Есть в лесной сторонушке;
Вот за что я с ней дружу
И всегда ей услужу.

Пестушки

Первыми играми в жизни ребенка являются пестушки и потешки. Пестушки (от «пестовать», что означает «нянчить», «холить») — это не что иное, как игровое взаимодействие взрослого с ребенком, при котором взрослый проговаривает стишок и выполняет игровые движения ручками и ножками ребенка согласно проговоренному тексту. Актуальны пестушки в периоды, когда младенцу еще недоступны те или иные действия: повороты тела, контролируемые манипуляции руками, сидение, ползание, вставание у опоры, т. е. в течение 1-го жизненного года. Именно тогда мамы и пестуют младенцев: играют его ручками, поглаживают крошку по спинке или животику, делают ножками «топотушки» и т. д.

Когда ребенок научится хорошо сидеть, отличной игрой для него будут пестушки «на коленках». Задача взрослого — усадить малыша себе на коленки и, выразительно проговаривая пестушку, выполнять нехитрые действия, приводящие, как правило, дитя в восторг:

Едем, едем мы по кочкам (взрослый трясет коленкой, на которой сидит ребенок),По мосточку,Под мосточком -Бух! (ребенок опрокидывается на руку взрослому).

Аналогично «работает» и эта пестушка:

Поехали, приехалиС конфетами, с орехами,Поскакали, прискакалиС ватрушками да калачами!Вприпрыжку, вприскочку,По бугоркам, по кочкам —Бултых в ямку!

Заклички

Заклички
— один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Как придумать потешку или прибаутку

Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.

  • Для потешки важны игровые движения. Возьмите за основу любую пальчиковую игру или известную потешку. Поменяйте в ней персонажей и текст, а движения оставьте. Например: не сорока, а белка, варила не кашу, а суп… И т.д.
  • Вообще потешкой может считаться любой короткий стишок. Главное — сохранить бодрый ритм, лаконичность, упоминать характерных для фольклора персонажей: зверей, птиц, членов семьи и детей с русскими именами.
  • Прибаутку написать еще проще. Главное, чтобы в ней было больше действий, чем описания, и законченный веселый сюжет. Прибаутка может быть и без рифмы (в этом случае хорошо сделать ее в виде диалога).
  • Как достичь комического эффекта? Сочетайте несочетаемое, переверните привычный ход вещей с ног на голову, заставьте героев делать то, что они никогда не делали. Эти приемы у народной прибаутки широко заимствует и детская поэзия («В огороде-то на грядке вырастают шоколадки…»).
  • Частые сюжеты прибауток: звери выполняют работу по хозяйству; все едут на странном транспорте (на курице, на клюке и т.д.); все играют на разных музыкальных инструментах; один персонаж выясняет у другого подробности какой-то странной ситуации.

Tonje

25.09.2020

  
  Стихи, Школа  Другие статьи автора

Текст потешек для умывания

Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Искупаем малыша, Чтоб сияло личико!

***

Буль, буль, буль, Карасики. Моемся мы в тазике. Рядом лягушата, Рыбки и утята.

***

Вода текучая, Дитя растучее, С гуся вода — С дитя худоба. Вода книзу, А дитя кверху.

***

Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

***

От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Таня умывается, Солнцу улыбается!

***

Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.

***

Знаем, знаем — да-да-да! В кране прячется вода! Выходи, водица! Мы пришли умыться! Лейся понемножку Прямо на ладошку! Будет мыло пениться И грязь куда-то денется!

Моем ручке перед едой с потешкой:

Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки.

***

Водичка-водичка, Умой Настено личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настено личико.

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Подробнее по этой теме см. Колыбельная песня.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка

(от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Потешка

Потешка

— элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Примеры

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона, Деткам отдала.(загибают пальчики) Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил? — Зачем воду не носил?

«Сорока»

(вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала.

«Ладушки»

(на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! А что ели? Кашку! А что пили? Бражку! Кашка масленька! Бражка сладенька! (Бабушка добренька!) Попили, поели, ш-у-у-у… Шуууу!!! (Домой) Полетели! На головку сели! («Ладушки» запели) Сели посидели, Дальше (Домой) полетели!!!

Умывание с потешкой

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. 

***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

***
Топики, топики, 
По водичке хлопики, 
Хлопики ладошками,  
Да босыми ножками!

***

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!  

Текст потешек для умывания

Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Искупаем малыша, Чтоб сияло личико!

***

Буль, буль, буль, Карасики. Моемся мы в тазике. Рядом лягушата, Рыбки и утята.

***

Вода текучая, Дитя растучее, С гуся вода — С дитя худоба. Вода книзу, А дитя кверху.

***

Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

***

От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Таня умывается, Солнцу улыбается!

***

Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.

***

Знаем, знаем — да-да-да! В кране прячется вода! Выходи, водица! Мы пришли умыться! Лейся понемножку Прямо на ладошку! Будет мыло пениться И грязь куда-то денется!

Моем ручке перед едой с потешкой:

Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки.

***

Водичка-водичка, Умой Настено личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настено личико.

Что это за жанр?

Если пытаться разобраться, что такое потешка, определение для нее можно найти в литературе, посвященной разбору фольклора и его жанров. Это небольшой веселый стишок, который комментирует действия ребенка и развивает его память и воображение. Их произносят спокойным тоном, можно и спеть.

В этих произведениях отразился многовековой опыт, передаваемый от поколения к поколению. Такие стихи, написанные разными народами, выявляют огромное сходство друг с другом. Эстетическая ценность потешки огромна, и она влияет на формирование художественного вкуса у детей. Все эти жанры дают возможность развития речи для ребенка, он запоминает лексику, правильное употребление словоформ, у ребенка обогащается личный словарь. Слушая их, ребенок готовится к восприятию народной сказки. Зная, что такое потешка, определение для детей вы сможете дать сами. А затем уже можно приступать к изучению других жанров народного фольклора.

Другие виды детского фольклора

Нельзя не упомянуть и другие, не перечисленные выше, жанры народного детского фольклора, такие как всем известные пословицы, скороговорки, считалочки и загадки. Конечно, все они предназначены уже для детей более старшего возраста. Однако и вместе с ними перечень категорий детских произведений будет неполным. Например, немногие знают о существовании такого жанра, как заклички. Закличка как стихотворное обращение к природным явлениям и представителям животного мира, рожденное в язычестве, не утратила своей актуальности и по сей день. Чем как не закличкой является любимое нами в детстве «Солнышко-солнышко, полети на небко»?

А вот закличка, призывающая дождь для хорошего урожая наподобие того, как это было принято делать у наших языческих предков:

Дождик, дождик, лей,Капель не жалей,Припускайся пуще,Я тебе дам гущи,Побегу на речкуИ дам огуречка.Хлеба дам каравай -А ты славно поливай!

Просыпаемся с потешкой

Вместе с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем!

***

Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними!

***

Потянушки — потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!

***

Кто — кто в этом доме живет? Кто — кто вместе с солнцем встает? Это *Имя* проснулась Маме с папой улыбнулась И, откинув одеяло, вдруг сама на ножки встала! Здравствуй солнышко Колоколнышко!

***

Глазки открываются, Глазки просыпаются, Потягушки — ножки, Потягушки — пяточки, Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки! Дай — ка локоточек Мама поцелует! Славный мой сыночек! Как тебя люблю я!

***

Мышка в гости пошла, бантик нацепила (шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка Динь — динь — дона — дона (слегка дергаем за ушко) А Мишаня (имя ребенка) дома?

Расчесывая волосы, рассказываем такие потешки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

***

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,  
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!

Дарики-дарики, 
Злые комарики 
Вились, кружились, 
Да в ушко вцепились — 
Кусь!

Идет коза рогатая, 
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп, 
Кто кашки не ест, 
Кто молока не пьет, 
Того забодает, забодает, заботает!

Где же наши ручки?

— Где же наши ручки? А вот наши ручки! 
Где же наши ножки? А вот наши ножки! 
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос. 
Весь козюльками зарос. 
Ну, а это что? Живот. 
А вот это Светкин рот. 
А вот это глазки, а вот это ушки. 
А вот это щечки — толстые подушки. 
Покажи мне язычок. 
Пощекочем твой бочок.

Ладушки

Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!

С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Рассматривание животных

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации на экране.На экране поочередно появляются: лошадь с жеребенком, корова с теленком, коза с козленком. Вопросы:

Вопросы:

В. — Кто это? (Ответы детей.)

Д. — лошадь

В. — Кто рядом с лошадью?

Д. — жеребенок

В. — Кто это?

Д. — корова (Ответы детей.)

В. — Кто рядом с коровой?

Д. — теленок

В. — Кто это?

Д. — Коза.

-У нас экран волшебный. Он не только животных показывает. Но и потешки рассказывает. Сейчас я прочитаю потешку, а вы ее не только услышите, но и увидите. (на экране картинки соответствующие тексту потешки).

3. Чтение потешки воспитателем

Из-за леса, из- за гор

Едет дедушка Егор

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

4. Вопросы по тексту

-Скажите, на ком ехал дедушка Егор? На ком ехала жена дедушки Егора?

-А разве на корове ездят? Она же молочко дает. А на ком ездят?

-А на ком ехали детки?

-А на ком ехали внуки? А разве на козлятках ездят? Коза дает шерсть, молочко, на ней не ездят. Это же шутка, небылица

5. Повторное чтение потешки и проговаривание отдельных фраз

6. Рефлексия

В:-Ребята, где животные пасутся? (На лугу.)

(Приглашаю детей подойти к ковру. На ковре лежат плоскостные цветы)

-Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть.

Прыгать, бегать и скакать.

(Дети прыгают по лугу изображая животных).

Конспект НОД продуктивной деятельности по теме: «Блинчики — блиночки»

Задачи: учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; включаться в игру, различать предметы круглой формы; учить узнавать желтый цвет, вызвать интерес к работе с красками; развивать мелкую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки по теме, бумага, краска желтого цвета, кисточка, салфетки.

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Пестушки

Эти произведения предназначены для детей в возрасте от рождения до года или двух. Если вы еще не знаете, что такое потешка, определение которой вызывает у вас затруднение, но хотите ее использовать, то вам лучше начать с пестушек.

Они характеризуются тем, что взрослый помогает ребенку выполнять движения, помогает ему двигать ручками и ножками. Мама обнимает ребенка, массирует, говоря ему такие слова, как «потягунючки» и «потягушечки».

С помощью пестушек ребенка учат хлопать в ладошки. Ему говорят: «Ладушки, ладушки, где были — у Аннушки». Потом оказывается, что ладушки были у Микешки и ходили к Трошке есть картошку. И далее в том же роде.

Когда и как использовать потешки

Если вас интересует, что такое потешка, определение для детей, то надо сначала выяснить, в каких жизненных ситуациях они применялись. Эти стихи помогали организовывать жизнь ребенка. И сейчас потешки действенны в тех случаях, когда ребенка надо одеть на прогулку, когда его надо успокоить (например, в случае, если он не хочет идти купаться). Такие произведения народной культуры выполняют важную обучающую функцию, знакомят ребенка с понятиями окружающего мира. Но главная их функция — развлекательная.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками — топ-топ,

Глазками — хлоп-хлоп.

Всему свое время

Говорят, что груднички растут не по дням, а по часам. Да, в таком малыше происходит интенсивная перемена каждые три месяца. И поэтому каждый раз перед ним ставятся новые, все более сложные задачи в освоении двигательных умений, речевых навыков, эмоциональных проявлений, познавательных реакций по отношению к окружающему миру и, конечно же, коммуникативных способностей в общении со взрослыми.

Поэтому принято раннее детство делить на микропериоды (0-3 мес., 3-6 мес., 9-12 мес.). Для каждого из таких периодов, а также и для периодов 2-го и 3-го годов жизни, существуют народные произведения, соответствующие их генетически обусловленным задачам. Все стишки и потешки для малышей, пестушки, прибаутки, небылицы, скороговорки и перевертыши различаются между собой педагогической направленностью и появляются в жизни малыша в определенном возрасте согласно возложенным на них задачам.

СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК

Баю, баюшки-баю Не ложися на краю! Придет серенький волчок И ухватит за бочок, Да утащит во лесок, Под ракитовый кусток. Ты, волчок, к нам не ходи, Наших деток не буди!

Ам! Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету дам, Но сперва за маму нашу Скушай ложку манной каши! Ам! Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам! Скушай-ка за папу ложку, Подрастешь еще немножко! Ам! Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам. И на целую версту С каждой ложки подрасту! Стану я большим совсем, И тогда тебя я съем!

Баю-баю-баючок, Спит давно в лесу волчок, Спит без байканья, Да без люльканья, Без качульканья, Без баюльканья! Баю-баю-байка, Ну-ка, засыпай-ка!

Баю-баю, баю-бай! В дом забрался к нам Бабай! Он забрался под кровать, Хочет деточку забрать. А мы Ваню не дадим, Ваня нужен нам самим. Баю-баю, баю-бай, Уходи от нас Бабай!

Пусть у кошки заболит, У собачки заболит, Будет кошка инвалид И собачка инвалид! А тебе пусть повезет – У тебя вся хворь пройдет!

Раз, два, три, четыре, пять! Негде зайчикам гулять! Всюду ходит волк-волк! Он зубами щелк-щелк!

Заклички

Эти стихотворения являются также интересными и неотъемлемыми произведениями русского народа, которые в последнее время также получили достаточно широкое распространение. Как правило, заклички обращены к природе, природным явлениям, таким как дождь, солнышко, весна, лето и т. д. Эти стихотворения распеваются группой детей и сопровождаются игровыми действиями. Целью их является расширение кругозора детей, их развитие и развлечение.

В древности наши предки верили, что природа их слышит и понимает, вот почему они так часто к ней обращались, просили дождя, тепла и солнца. Именно через заклички ребенок знакомился с природными явлениями, развивал память и бережное отношение к природе. Потешки, заклички, прибаутки очень необходимы современным детям, даже больше, чем новомодные развивающие методики, которые, на самом деле, менее эффективны для русских детей, у которых велика память предков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector