Задержка моторного развития
Содержание:
- Если малыш ходит на цыпочках
- Что может привести к проблемам со сном
- Как и во сколько месяцев дети учатся сидеть?
- Как обеспечить ребенку крепкий сон?
- Последствия раннего вставания на ножки
- Меры предосторожности
- Основные этапы развития ребенка от 3 до 8 месяцев
- Задача родителей – обеспечить безопасность
- Как помочь ребенку (упражнения)
- Как помочь малышу освоить навык?
- Со скольких месяцев дети делают первые шаги
- Этапы освоения навыка сидения
- Возможные источники опасности
Если малыш ходит на цыпочках
Иногда возникают ситуации, что ребенок начинает ходить на цыпочках. Он не ставит стопу полностью, а ходит на носочках. Причины такого поведения могут быть различными:
- Чаще всего это может быть связано с повышенным тонусом ног.
Считается, что подобное состояние связано с гипоксией плода во время беременности и родов. Исправляется проблема обычно самостоятельно.
Когда ребенок много двигается, ползает, залезает и слезает с дивана, кровати, кресла, встает, ходит, то его мышцы укрепляются и повышенный тонус уходит. В некоторых случаях помогает массаж и гимнастика;
Ходить на носочках малыш может, чтобы привлечь внимание, стать выше.
Нужно корректировать такую ходьбу, поправляя ребенка;
Ходил ли ваш малыш на цыпочках?
ДаНет
Иногда ребенок ходит на носочках, если учился ходить в ходунках.
В них малыш больше стоит на носочках, чем на всей стопе;
Это может быть связано с заболеваниями нервной системы или опорно-двигательного аппарата, но тогда у ребенка будут и другие нарушения, которые нельзя не заметить.
Педиатр обязательно обратит на них внимание при осмотре ребенка. В любом случае необходимо корректировать походку ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с позвоночником и заболеваний опорно-двигательного аппарата
В любом случае необходимо корректировать походку ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с позвоночником и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
И еще немного о ходунках, они пользуется большим спросом у многих родителей, но все чаще педиатры выступают против этого устройства, утверждая, что оно может препятствовать формированию навыка правильной ходьбы.
Что может привести к проблемам со сном
Отладить режим и детский сон не всегда так просто. Придерживайтесь этих советов для лучших результатов:
-
Кладите ребенка в кроватку до того, как он заснет. Если ребенок будет засыпать исключительно на руках, например от укачивания, то ему будет необходим этот ритуал каждый раз, чтобы уснуть.
-
Не спите с ребенком в одной кровати. Это повышает риск удушения и СВДС. Кроме того, это мешает малышу научиться успокаиваться и засыпать в своей кроватке.
-
Не давайте ребенку засыпать во время кормлений. Привычка засыпать с бутылочкой грудного молока или смеси во рту может привести к развитию кариеса молочных зубов и коренных. Это также увеличивает риск ушных инфекций. Если ребенок привыкнет засыпать во время кормлений, ему будет сложно заснуть иначе.
Что может иногда мешать сну
Ребенок не сможет уснуть или будет просыпаться, если у него грязный подгузник, он голоден, ему слишком жарко, слишком холодно или дискомфортно по каким-то другим причинам.
Кроме того, бывают периоды, когда режим сна малыша меняется на фоне развития.
Причины, почему иногда ребенок не может уснуть или просыпается:
-
Болезнь или боль. Если у малыша ушная инфекция, колики или режутся зубки, то нарушения сна естественны. За советом, как облегчить боль и дискомфорт, обратитесь к педиатру. И помните, что это временные состояния, они пройдут, и малыш со временем снова будет засыпать сам.
-
Индивидуальные особенности. Некоторые дети более чувствительны к шуму, движению, а некоторым сложнее успокоиться. Иногда родителям помогает просто проявить терпение или немного изменить подход. За помощью можно обратиться к педиатру, психологу или к группе поддержки родителей в схожей ситуации.
-
Сепарационная тревога. В возрасте от 6 до 8 месяцев ребенок может начать хуже спать из-за тревоги сепарации, естественного этапа в эмоциональном развитии. Малыш знает, что вы ушли, но еще не понимает, что вы вернетесь. Это будет вызывать тревогу, но со временем он будет помнить, что вы возвращаетесь, и начнет полагаться на прошлый опыт. Лучшие средства в этой ситуации – любовь и последовательность. Сепарационная тревога обычно начинает проходить после того, как ребенку исполняется 2 года. Вот как вы можете помочь малышу, переживающему сепарационную тревогу:
-
Предупреждайте ребенка, когда вам нужно уйти. Даже малышу говорите: «Я сейчас вернусь», если вам нужно на минутку выйти из комнаты.
-
Оставлять малыша лучше с няней, к которой он привык. Если няня новая – лучше, чтобы она пришла к вам заранее, пока малыш не спит, а вы дома, чтобы ребенок привык. Когда вы уходите, отвлеките ребенка: дайте игрушку или попросите няню занять его игрой. Затем попрощайтесь (так, чтобы малыш заметил) и быстро уходите.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
-
В течение какого времени можно давать ребенку «проплакаться»? Старайтесь исключать ситуации, когда новорожденный ребенок долго плачет.
Когда ребенок становится постарше, подождать 5 или чуть больше минут – нормально. Конечно, кроме случаев, когда ваше вмешательство требуется, например если ребенок болен. -
В каком возрасте лучше всего начать приучать ребенка засыпать самостоятельно?Начинать организацию детского сна никогда не рано. К 4-6 месяцам у ребенка уже выработается свой режим и появится способность засыпать самостоятельно. Тогда и стоит начинать приучать ребенка к самостоятельному засыпанию.
Не будьте слишком строги к себе, пытаясь отладить детский сон. Не всегда будет все удаваться. Будут моменты, когда малышу сложнее уснуть и не просыпаться
Будьте последовательны и не забывайте о важности ритуалов. Изменение режима сна – это поступательный процесс, поэтому наберитесь терпения
Перед тем, как укладывать ребенка, обязательно меняйте ему подгузник. Сэкономить, запасаясь подгузниками, можно, покупая их по специальной цене.
Как и во сколько месяцев дети учатся сидеть?
В то время как ты можешь держать своего ребенка в сидячем положении практически с первого дня, он не сможет сидеть самостоятельно, пока он не научится держать голову. Мышцы шеи у малыша развиваются быстро, поэтому примерно в 4 месяца он научится поднимать и удерживать на весу голову, лежа на животе. Затем он выяснит, как опираться на руки, чтобы оторвать грудь от земли (что-то вроде мини-отжимания).
К 5 месяцам малыш на короткое мгновение сможет задержаться в положении сидя без посторонней помощи, однако ты должна быть рядом, чтобы обеспечить ему поддержку и обложить подушками, дабы смягчить возможное падение. Вскоре после этого, он поймет, как сохранить равновесие во время сидения – наклонившись вперед и оперевшись на одну или две руки (поза треножника).
К 7 месяцам грудничок, скорее всего, сможет сидеть без поддержки, что освободит ему руки для изучения окружающего мира. Также он научится переворачиваться, чтобы иметь возможность самостоятельно выходить в сидячее положение.
К тому времени, когда ему исполнится 8 месяцев, он, вероятно, будет хорошо сидеть без поддержки.
Как обеспечить ребенку крепкий сон?
1. Ребенку необходимо спать определенное количество часов в сутки. Так, младенцу нужно около 18-20 часов сна в сутки, а подросшему ребенку уже достаточно около 14 часов на отдых днем и ночью. Ориентируйтесь на табличные нормы — они дадут вам понять, как корректировать режим с учетом возраста и индивидуальных особенностей крохи.
2. Детей легко переутомить и тяжело успокоить, если они сильно перевозбуждены. О чем мы часто забываем. Чем младше ребенок, тем меньше времени он может бодрствовать без накопления усталости.
В этом случае важно следить за признаками усталости у ребенка и проводить последний час перед сном в спокойных играх, которые замедлят его. Здесь поможет работа с мелкой моторикой: (подойдут удалить слово) игры с разными тканями, перебирание крупы или бусин (под присмотром взрослого), лепка, пальчиковое рисование
Не забываем о ритуале перед сном, который настраивает на отдых и помогает малышу расслабиться.
3. Дети сильно реагируют на внешние раздражители, особенно свет и шум
Поэтому важно создавать подходящие условия для отдыха, начиная с рождения
Если в детской светло, ребенку будет тяжело уснуть. И вот почему: гормон мелатонин, от которого зависит то, как мы спим, вырабатывается только в темноте. При этом он легко разрушается под воздействием света, особенно синего спектра. Если малыш спит при свете днем и ночью, это сильно снижает качество его сна, уменьшается выработка мелатонина. Если свет попадает на ребенка, он проходит через родничок напрямую в мозг и разрушает уже накопленный мелатонин
Поэтому важно даже под утро сохранять темноту в комнате.
Также при свете ребенок будет отвлекаться на окружающие его предметы, а не настраиваться на отдых.
Как создать правильную атмосферу:
- Затемняйте комнату темными шторами и убедитесь, что от электроприборов не исходит свет.
- Стоит ли создавать тишину? Лучший вариантом будет использование белого шума, который заглушит посторонние бытовые звуки, когда ребенок спит. Белый шум не вызывает привыкания и является позитивной ассоциацией на засыпание.
4. Биологические ритмы детей работают иначе, чем у взрослых. Для детей физиологичен уход в ночь в промежутке между 18.00 и 20.00 и подъем не позднее 7 утра. Подобный режим позволяет малышу получить необходимое количество качественного ночного сна, так как первую половину ночи сон проходит в основном глубокой фазе. В этот период происходит активное восстановление организма. Раннее укладывание возможно с 4 месяцев и до школьного возраста.
5. Ребенку легче жить по режиму. Следование распорядку дня дает малышу чувство предсказуемости и понятности в течение дня. Режимного ребенка легче уложить спать, так как его внутренние часы настроены на сон в определенное время. Также не следует пропускать дневной сон в надежде, что ребенок будет лучше спать ночью. При отсутствии дневного отдыха малыш труднее уйдет в ночь и будет спать беспокойно из-за переутомления.
6. Подъемы по ночам являются нормой. В первые месяцы жизни частые пробуждения новорожденного малыша обусловлены физиологией.
Но по мере взросления сон становится все более консолидированным и к году ребенок уже способен спать всю ночь без пробуждений. Точнее, ребенок будет просыпаться между циклами сна, но заснет обратно через пару минут. При условии, что он умеет делать это самостоятельно. Малыши, которые не имеют этого базового навыка (а он приобретается, как и умение прикладываться к груди, жевать и ходить) нуждаются в посторонней помощи, чтобы продлить сон. Этими “помощниками” становятся укачивание, грудь, бутылочка, соска, мамино присутствие рядом.
7. Позитивные ассоциации на сон облегчают укладывание. Включение белого шума, использование игрушки-любимки, сон в спальном мешке и ритуал на засыпание и пробуждение приходят на помощь при работе над сном ребенка.
8. У ребенка должно быть постоянное спальное место. Лучше всего, если это будет кроватка. В ней не должно быть ничего, кроме плотного матраса с простыней на резинке. Подушка и одеяло не нужны малышу в первый год жизни — лучше использовать детский спальный мешок. Мягкую игрушку можно класть в кроватку после полугода.
9. Состояние мамы легко передается ребенку. Если вы помогаете успокоиться своему малышу, успокойтесь сами. Дети легко считывают наши эмоции с помощью зеркальных нейронов, которые активно работают у них в первые годы жизни.
Включите в ритуал перед сном объятия. Обнимая ребенка, вы воздействуете на его периферическую нервную систему и успокаиваете его.
Проверьте по таблице, что вы используете помощников сна и избегаете его разрушителей:
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 28
Последствия раннего вставания на ножки
Взрослые не задумываются о том, насколько сложным является стояние на ногах, в то время как для балансировки используются многие мышцы тела, и требуется тонкая их настройка. Малыш должен самостоятельно все освоить, затратив на это определенное количество времени:
- Постуральный контроль. Описывает непроизвольные двигательные и сенсорные процессы, позволяющие ребенку сохранять положение против силы тяжести. Он развивается на протяжении всей ранней жизни, начиная со способности держать головку и до умения уверенно ходить;
- Способность удерживать свой вес на ногах. Когда ребенок лежит, его вес распределяется по всей длине тела. Чтобы научиться стоять, он должен быть в состоянии удерживать свой полный вес на ногах и ступнях;
- Моторные навыки – это те способности, которые задействуют большие мышцы тела и позволяют пинать предметы, поднимать их и ходить. Они требуют мышечного тонуса и силы, а также умения выполнять двигательную функцию.
Важно! Раннее стояние на ножках провоцирует неадекватную для этого возраста нагрузку на позвоночник, а также приводит к проблемам с тазобедренным суставом, который еще находится в стадии развития, вплоть до вывиха головки бедренной кости. Кроме тазобедренного сустава, раннее стояние может вызвать патологии в развитии коленных суставов, стопы, нарушение осанки
Кроме тазобедренного сустава, раннее стояние может вызвать патологии в развитии коленных суставов, стопы, нарушение осанки.
Меры предосторожности
Уважайте естественный процесс развития ребёнка.
Вы никогда не будете давать твёрдую пищу ребёнку до достижения определённого возраста. Точно так же вы никогда не должны заставлять малыша сидеть, прежде чем он достигнет соответствующей вехи развития в своей жизни.
Дети учатся переворачиваться в возрасте четырёх месяцев, и любой шанс на сидение возникнет только после этого момента в его жизни. Более того, тело младенца лучше всего будет готово к сидению только спустя шесть месяцев после рождения. Поэтому, побуждая младенца сидеть до этого возраста, вы получите неудовлетворительные результаты. К тому же это повредит развитию ребёнка.
- будьте рядом с ребёнком, когда он учится сидеть, чтобы избежать любых опасностей;
- положите подушки вокруг ребёнка в качестве поддержки, чтобы он не упал и не ударился о твёрдую поверхность.
Позволять крохе практиковать умение сидеть желательно на полу, используя игровой коврик, а не высокую поверхность или край кровати.
Основные этапы развития ребенка от 3 до 8 месяцев
Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок должен научиться стоять на ножках. Также выясним, какие этапы развития предшествуют этому моменту. Зависимость достижений крохи от количества прожитых месяцев:
- С 3 по 5 месяц большинство малышей учится поднимать верхнюю часть тела, лежа на животе. Они выпрямляют руки и с интересом смотрят по сторонам. Многие начинают переворачиваться со спины на живот, подворачивая под себя руку (рекомендуем прочитать: как можно быстро научить ребенка переворачиваться с живота на спинку?). Некоторые это делают позже.
- В 6 кроха может научиться переворачиваться с живота на спину. Иногда в этот период малыш делает первые попытки ползти.
- В 7 кроха начинает более активно ползать, умеет перекладывать погремушку из руки в руку, а также стремится дотянуться до яркой или шелестящей игрушки.
- В 8 малыш уже не боится вставать, придерживаясь за стул или диван.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда маленький ребенок начинает ползать на четвереньках?
Эти наблюдения условны, некоторые дети не пытаются ползать вообще, другие же не хотят принимать вертикальное положение даже ближе к году
Нужно понимать, что вехи развития индивидуальны, важно лишь поддерживать малыша в его стремлении научиться новому и стимулировать к следующим достижениям
Если малыш не встает на выпрямленные ноги, хотя ему уже скоро исполнится год, следует принять во внимание его предыдущие достижения – например, кроха научился переворачиваться с живота на спину и, наоборот, хотя бы пытается ползать и активно гремит погремушкой. В этой ситуации беспокоиться не о чем
Вероятно, у малыша свой план развития и кроха растет, ориентируясь на него.
Задача родителей – обеспечить безопасность
Когда ребенок впервые принял вертикальное положение, маме желательно удвоить бдительность. Малыш, достигнув определенного уровня, будет стремиться сделать следующий шаг. Например, самое время опустить спальное место в детской кроватке на уровень ниже. Ребенок может подняться в своей кроватке и, наклонившись вниз, перевеситься и упасть.
Когда малыш пробует встать на ножки, он может периодически падать на ягодицы. Хорошо смягчает удар одноразовый подгузник, а также коврик на полу. Иногда ребенок после принятия вертикального положения не знает, как снова опуститься на попу. Именно тогда мама обязана протянуть крохе руку помощи, чтобы он в следующий раз снова попытался сделать это сам.
Вертикальное положение дарит крохе новые возможности: он видит больше предметов в комнате и вполне может попробовать взять в руки то, что ранее было ему недоступно. Следует оценить риски и по возможности оградить малыша от опасности: купить заглушки для розеток, закрыть острые углы столов, спрятать опасные для здоровья предметы.
Как помочь ребенку (упражнения)
В стандарты развития, описанные в многочисленной научно-популярной и медицинской литературе, вписывается далеко не каждый малыш. Конечно, дети сами знают, когда им нужно начать ходить, но это не означает, что родители должны все пустить на самотек. Ребенку можно и нужно помогать.
Подготовка к первым шагам должна идти с первых дней жизни малыша (последовательное укрепление мышц спины, шеи). В этом помогут выкладывания на животик в самом раннем возрасте, помощь в освоении переворотов. Как научить ребёнка ходить самостоятельно.
В возрасте 9-10 месяцев начинается активная подготовка к первым шагам. Для укрепления мышц подойдет несколько упражнений:
- в 9-10 месяцев, если малыш уже встает в кроватке и уверенно держится, можно предложить ему покатать коляску. Руками ребенок должен держаться за ручки коляски, постепенно коляска будет откатываться, малыш за ней потянется, совершая первые шаги. Малыша необходимо придерживать, чтобы он не получил травму;
- с 9 месяцев ребенка можно сажать на корточки (спиной к себе, бедра удерживаются взрослым) и раскачивать вперед-назад, провоцируя встать на ножки. Если кроха не поднимается на ножки, значит, мышцы еще слабые, упражнение нужно повторить позже. Это упражнение помогает научиться самостоятельно стоять;
- в 10-11 месяцев, когда ребенок может вставать при помощи опоры,»подключаем» любимую игрушку. Игрушку стоит передвигать по полу и положить на край кресла или дивана. Ребенок пойдет за любимым предметом, постепенно научится вставать по опоре самостоятельно;
- упражнение с обручем. Можно практиковать с 9 месяцев. Ребенок помещается внутрь обруча, держится ручками за его край. Взрослый придерживает малыша, передвигает обруч в разные стороны, заставляя ребенка переступать ножками;
- учимся переступать через препятствия. Упражнение используется, когда ребенок уверенно ходит по квартире за ручку со взрослым человеком. понадобится шнурок или длинная веревка, которую необходимо натянуть между предметами мебели на уровне коленей малыша. смысл упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился перешагивать препятствия;
Это самые доступные упражнения, которые с легкостью можно использовать в любой квартире. Постоянные тренировки укрепят детские мышцы, помогут малышу зашагать самостоятельно.
Помощь гаджетов
В желании помочь детям и их родителям соревнуются не только бабушки и дедушки. Преуспели в этом и производители современных «устройств», помогающих малышам. Среди таких «приспособлений»ходунки, машинки или коляски с удобными ручками, удерживающее устройство (или вожжи-поводок).
- Ходунки. Вокруг них споры не утихают, но польза для мышц ребенка сомнительна, поскольку в ходунках малыш сидит и отталкивается ногами от пола. ребенок не учится удерживать свое тело, координировать движения.
- Машинка с ручкой. Этот «гаджет» куда полезнее предыдущего, поскольку малыш держится за удобную ручку и сам шагает;
- Вожжи. Выглядят они не очень эстетично. Это ремешки, которые проходят под грудью ребенка, застегиваются на спине и позволяют взрослому человеку поддерживать малыша, помогая ему при ходьбе. Они помогают взрослому координировать движения малыша, поэтому подойдут и детям, которые уже могут ходить самостоятельно, но делают это еще недостаточно уверенно. Несмотря на непривлекательный внешний вид, вожжи могут стать настоящим спасением для бабушек, поскольку за ребенком не нужно будет постоянно нагибаться.
Как помочь малышу освоить навык?
Упражнение, которое доступно крохе буквально с первых недель жизни — выкладывание на живот. С 3-4 месяцев его желательно выполнять на полу, на котором нужно предварительно расстелить одеяло.
Рядом можно поместить яркие игрушки или любые другие предметы, которыми кроха явно интересуется. Со временем грудничок будет предпринимать все более успешные попытки добраться до желаемого и научится ползать. А этот навык для ребенка гораздо более полезный, чем положение сидя.
Упражнения
Ребенок начинает сидеть, когда его мышцы становятся достаточно крепкими для этого.
Приведем несколько упражнений, которые можно выполнять, чтобы освоить навык быстрее:
- качаем пресс. Исходное положение: ребенок лежит на ногах у взрослого, лицом к нему. Задача: аккуратно тянуть малыша за руки вверх, имитируя качание пресса. Похожее упражнение можно выполнять, поместив младенца на кровать. Задача: дать крохе ухватиться за пальцы взрослого, подтянуть вверх, зафиксироваться на 10 секунд, аккуратно опуститься;
- перевороты. Путем привлечения внимания малыша яркими игрушками, необходимо стимулировать изменение положения тела: со спины — на животик, а также наоборот;
- велосипед. Исходное положение: лежа на спинке, ножки подняты вверх. Задача взрослого — имитировать езду на велосипеде, совершая характерные движения нижними конечностями крохи;
- растяжка. Исходное положение: младенец лежит на спинке. Задача: правую ножку аккуратно подтянуть к левой руке, расположив кроху полусидя. Затем повторить для другой стороны. Это упражнение прекрасно тренирует боковые мышцы спины;
- качели. Еще одно замечательное упражнение выполняется, когда кроха лежит на животике. Задача: взять малыша двумя руками, одной поддерживая под грудь, второй — под ножками. Через пару секунд можно вернуться в исходное положение. Повторять несколько раз.
Часто родители, желающие научить ребенка сидеть, приобретают разнообразные приспособления для ускорения освоения навыка. К ним относят: кенгуру, ходунки, прыгунки, детские стульчики и прочее. Специалисты напоминают: пока кроха не научится сидеть сам, пользоваться подобными аксессуарами — нельзя.
Гимнастика на фитболе
Когда проходят занятия на фитболе, кроху нужно держать голеньким. Подстилать на мяч пеленку не рекомендуется.
Последовательность упражнений:
- младенец лежит на мяче, на животе. Взрослый удерживает корпус младенца и раскачивает мяч вперед-назад, постепенно увеличивая амплитуду. На полу можно разместить игрушки, чтобы малыш их хватал. Затем основу можно раскачивать по направлению вправо-влево;
- ребенок лежит на мяче сначала на животе, затем — на спинке. Взрослый совершает движение фитболом по часовой стрелке;
- малыш размещен на мяче на спинке. Взрослый тянет за ручки, дает посидеть пару секунд, возвращает в исходное положение;
- кроха лежит на животе. Задача взрослого: поднять малыша, придерживая за лодыжки так, чтобы он упирался в снаряд вытянутыми ручками. В таком состоянии нужно покачать мяч, чтобы грудничок потренировался держать равновесие;
- ребенок лежит попеременно на животе и на спинке. Двое взрослых перекатывают мяч, при этом один держит кроху за лодыжки, второй — за предплечья.
Заниматься с мячом можно только в те дни, когда малыш здоров и весел. Если кроха плачет и показывает явное недовольство тренировкой, ее лучше прекратить.
Массаж
Существует немало техник, мы расскажем о базовой. Такой массаж особенно полезен перед вечерним купанием крохи.
Последовательность:
- расположить грудничка на спинке;
- погладить, а затем аккуратно растереть кожу на животе;
- покачать пресс, потянув кроху за ручки;
- перевернуть малыша спинкой вверх;
- растереть, погладить (по часовой стрелке и против нее), аккуратно пощипать кожу, “попилить” ребром ладони;
- разместив кроху набок, помассировать позвоночный столб подушечками пальцев;
- уложить малыша на животик, разместив валик под грудью, поднять ягодицы, покачать в стороны;
- потереть, погладить и пощипать кожу на ручках и ягодицах.
Во время такого сеанса с ребенком нужно разговаривать, петь ему песенки или давать слушать полезные и приятные мелодии, например, классическую музыку.
Со скольких месяцев дети делают первые шаги
Во сколько ребенок начинает делать первые шаги, зависит от его индивидуальных особенностей.
Некоторые дети более активные и подвижные начинают вставать месяцев в 5-6, а в 7 месяцев делают первые шаги по кроватке, держась за бортик, а чуть позже уже ходят самостоятельно.
Другие же и в 13-15 месяцев не решаются ходить без поддержки.
Чаще всего навыком самостоятельного хождения малыши овладевают в возрасте от 9 до 16 месяцев. Во многом это зависит от темперамента малыша, его конституции, особенностей развития.
Недоношенный ребенок начинает, как правило, ходить несколько позже сверстников.
Девочки по статистике делают первые шаги раньше, чем мальчики.
Бывает, что ребенок уже сделал первые неуверенные шаги, но потом перестал ходить снова. Значит пока не пришло его время. Необходимо предоставить малышу возможность для обретения устойчивого навыка, заинтересовать его, помочь укрепить мышцы тела.
Активно ползающие дети часто не спешат ходить, ведь они могут перемещаться и на четвереньках. Торопить кроху не нужно. Ползание полезно для здоровья и поможет ребенку подготовить организм к прямохождению. Дайте малышу еще немного времени.
Настал долгожданный момент и ребенок сделал свои первые самостоятельные шаги. Походка малыша сильно отличается от взрослого.
Он широко расставляет ножки, ставит стопы параллельно друг другу.
При ходьбе стопа ребенка не перекатывается с пятки на носок, а становится сразу полностью, поэтому малыш «топает».
Центр тяжести у малыша смещен, поэтому его положение при ходьбе пока не устойчиво, он часто падает. Со временем ребенок научится ходить правильно и уверенно.
Этапы освоения навыка сидения
Попытки принять сидячее положение у ребенка появляются довольно рано в 3-4 месяца. Но освоить этот навык ему не просто. Малыш учится сидеть постепенно, приобретая определенные подготовительные навыки. Этапы освоения умения сидеть не всегда одинаковы. В большинстве случаев это происходит так:
-
- Ребенок пытается поднимать голову и верхнюю часть туловища, стараясь сесть. Если ему дать пальчики, то он ухватывается и поднимается на несколько секунд. Этот этап наступает у детей в разное время приблизительно в 3-5 месяцев.
-
- Малыш в 4-6 месяцев цепляется за опору, встает на колени, пытается садиться, но пока удержаться не может, заваливается на бок или назад;
-
- В 5-6 месяцев ребенок садится с помощью родителя, удерживает спинку несколько минут, может повернуться на бочок и пытаться сесть, опираясь на руку;
-
- В возрасте 6-8 месяцев уверенно сидит, хорошо держит спинку, но часто еще пользуется помощью взрослого, чтобы сесть, хотя некоторые могут садиться и самостоятельно;
- 7-10 месяцев – садится самостоятельно из любого положения, может поворачиваться в сторону, играет игрушками сидя, легко меняет положение: встает, ложится, становится на четвереньки и обратно.
В некоторых случаях ребенок сначала переворачивается на животик, становится на четвереньки и из этого положения садится. Часто дети начинают ползать, а затем уже учатся самостоятельно сидеть.
У некоторых детей получается садиться и сидеть до 6 месяцев, однако специалисты не рекомендуют проводить в сидячем положении много времени в таком возрасте. Лучше, если малыш будет сидеть по 10-15 минут несколько раз в день. Постепенно время можно увеличивать.
Другие же дети наоборот долго не могут научиться садиться или сидеть уверенно. Бывает, что такой навык у них развивается только в 9-11 месяцев. Это тоже норма. Не нужно торопить малыша.
Если ребенок здоров, у него нет физических или неврологических патологий, то он обязательно научиться сидеть раньше или позже сверстников.
Возможные источники опасности
Итак, карапуз уже научился ползать, а родители изучили вещи, находящиеся на уровне его глаз, и постарались обезвредить острые углы, захлопывающиеся двери и провода, лежащие на полу. Сейчас, когда ребенок начинает стоять с опорой, самое время обеспечить ему «мягкую посадку», если неокрепшие ножки устанут поддерживать его в вертикальном положении.
Обычно ножки подкашиваются, и ребенок просто падает назад — иногда садясь на ягодицы, иногда — опрокидываясь. В такие моменты помогает подгузник, смягчающий удар по «пятой точке», и ковёр, не дающий больно стукнуться о пол.
Встающему малышу важно уделять больше родительского внимания, поскольку, становясь более самостоятельным, он открывает себе дорогу в большой мир и не застрахован от его опасностей. Обязательно нужно следить за углами столов и острыми или хрупкими предметами, находящимися на них — ножи, чашки, мелкая бытовая техника
На время можно запереть дверцы шкафов или холодильников или залепить их клейкой лентой, чтобы обезопасить предметы, находящиеся внутри, а также спасти пальчики от защемления.