Как бороться с ленью ребёнка: практические рекомендации для заботливых родителей

Содержание:

Типичные стереотипы

1. Толстый ребенок – здоровый ребенок, худой ребенок – больной (или заболеет).

Этот стереотип пришел к нам из советского прошлого. Крепкий краснощекий малыш смотрел на родителей с плакатов в детской поликлинике, он отражался в гневных взорах бабушек, меряющих здоровье детей только килограммами. В поликлиниках до сих пор сверяют здоровье всех детей по одной таблице. Таблицы давно устарели, их нормативы прописаны для советских детей, которых кормили манной кашей с трех месяцев. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1178 Здесь можно ознакомиться с современными нормативами для детей от 0 до 2 лет.

Специалисты различают худобу патологическую и здоровую. При патологической худобе, если она явилась следствием заболевания, у ребенка наблюдается нарушение термобаланса («мерзлявость»), вялость, сонный взгляд, отсутствие интереса к активной жизни. Недобор веса не лечат увеличением количества пищи. При патологиях нужно лечить болезнь. Если лечить нечего, значит, у ребенка генетическая предрасположенность к стройности. Своя собственная индивидуальная стройность, которая не является проблемой. Если ребенок не вялый, активно развивается и редко болеет простудными заболеваниями – значит, он получает качественное питание. И он имеет полное право быть стройным.

2. Все, что полезно для взрослого – полезно и для ребенка.

Это одно из самых вредных заблуждений. Органы пищеварения, печень и почки ребенка еще недостаточно развиты. Взрослому человеку, питающемуся в течение дня не очень правильно, обязательно нужно пить кефир, чаще налегать на фрукты. Его микрофлора УЖЕ подпорчена несбалансированным питанием. Органы ребенка развиваются по программе, заданной природой. Ей не нужно мешать. Не нужно давать кефирчик пораньше и побольше «для пользы» — микрофлора ребенка не нуждается в таком количестве молочнокислых бактерий. Не надо перекармливать малоешку фруктами — витамины не откладываются про запас, кроме одного-двух.

3. Весь день ничего не ел – пусть хоть что-нибудь съест.

Это самый опасный стереотип. Кидать в пустой желудок горсть печенья категорически нельзя, эта неожиданная для желудка пища вызовет раздражение слизистых. Нужно четко определить для себя: кормите ли вы ребенка полезной пищей, или вы рисуете для себя картинку «ребенок – ест». «Мне так спокойнее!» — говорят мамы. Убийственная позиция. Через год-два она убьет здоровье, а пока что перекусы мало-помалу точат иммунитет.

Детские диетологи приходят к общему мнению: приучать к правильной еде нужно не детей, а их родителей.

Дети как раз знают, чего они хотят, они чутко прислушиваются к природным импульсам внутри себя. Родители большей частью руководствуются стереотипами. Мамам нравится изображать Мам с большой буквы, их попытки насильно закормить ребенка иногда превращаются в позёрство: мол, смотрите, какая я настоящая Мама, я все силы вкладываю в борьбу за питание! Под вечер настоящая мама падает в изнеможении, испытывая удовлетворение от своих мук. Ребенку все это не надо, но кто же ее пожалеет, если она не будет страдать? Маме тоже порою не хватает внимания, и она «вымогает» его, преувеличивая свой неблагодарный труд на поприще воспитания малоешки.

Непростительные ошибки

Педиатр просит сдать анализы, на руках талон, время поджимает, а собрать мочу никак не получается. Знакомая ситуация?

Даже в этом случае не следует совершать таких ошибок:

  • собирать материал в течение дня, хранить его до утра, а потом нести в лабораторию. Понятно, что анализ мочи у грудничка будет недостоверным и его придется повторить;
  • использовать для сбора образца подручные средства, совершенно для этого не подходящие, например, выжимать жидкость с пеленки или переливать в баночку из тарелки. Этот образец изначально будет не качественным, поскольку в нем волокно, пыль и прочее;
  • пусть даже в небольших количествах отпаивать ребенка водой или соком, для новорожденных это совершенно недопустимо. Кормить грудным молоком и смесью чаще обычного для обильного мочеиспускания – это максимум;
  • не подмывать ребенка, а сразу приступать к процессу.

Для сбора мочи есть масса вариантов, нужно лишь выбрать тот, что подходит маме и ее дочери, будь то детский мочеприемник или стеклянная банка. Главное — не бояться и не нервничать при первой же неудаче. Со временем, по мере накопления опыта, сделать это будет проще.

Как без проблем собрать мочу на анализ у ребенка

https://youtube.com/watch?v=UE3WR9YkxFE

Судя по количеству людей, мучающихся этой проблемой, производители педиатрических мочеприемников не смогли составить грамотной инструкции к своему продукту. Действительно, число мам и пап, штудирующих интернет накануне предстоящей сдачи анализов у малыша превышает разумное число. И не удивительно. Например, инструкция к мочеприемнику, который купила я, начинается со следующих слов (дословно): “приклейте нижнюю часть клеевой пластины…”

Я испортила несколько штук, пока разобралась где у этой клеевой пластины верх, а где низ. Возможно, вы окажетесь догадливее меня и вам понадобится всего один, но на всякий случай ниже приведена подробная инструкция что и куда надо приклеить для того, чтобы собрать у новорожденного мочу с помощью педиатрического мочеприемника 🙂

Если нет особых инструкций педиатра, для простого общего анализа мочи собирать лучше утреннюю мочу (бывают разные типы анализов, когда, например, собирают суточную мочу).

Количество мочи для анализа

Будет достаточно, если небольшая банка (размером, как банка от детского питания), в которую вы перельете мочу, будет заполнена на сантиметр. Тару нужно предварительно тщательно вымыть с моющим средством и простерилизовать (или хотя бы сполоснуть кипятком).

1. Имеем вот такой запечатанный стерильный педиатрический мочеприемник.
2. Моем руки с мылом. Вскрываем наружный пакет. Достаем стерильный мешочек.Выглядит он так:
3. Отрываем бумажку от липкой ленты.

4. Теперь наш мочеприемник готов к тому, чтобы его прилепили.

Положите ребенка на спину, раздвиньте ножки (предварительно тщательно его подмыв). Убедитесь, что промежность сухая.

5. Кликните на картинку, чтобы увеличить ее.

Желтый крестик- тот самый низ клеевой пластины. Он должен оказаться между анусом и половым органом (это делают для того, чтобы каки не попали в анализ мочи).

1. Мальчику- вставляем пенис в отверстие в липкой пластине и плотно прижимаем клеевую часть к коже.

2. Девочке – начинаем клеить с желтого крестика, приклеиваем крестик к участку кожи, расположенному между половыми губами и анальным отверстием. Затем приклеиваем всю липкую полосу, двигаясь от крестика к лобковой зоне.

6. Приклеили и ждем-с 🙂

Ребенка можно аккуратно одеть в свободную одежду или завернуть в одеяло, чтобы не замерз.

Чтобы не испортить диван, подстелите под малыша что-нибудь.

Для убыстрения процесса – покормите грудью, дайте попить водички, включите кран с водой.

Хороших вам анализов!

Помогла статья? Нажмите лайк или оставьте комментарий на сайте:

Что делать родителям, если ребенок не ест в саду

Хотя главная роль в детском саду отводится воспитателю, решать возникающие проблемы с питанием нужно родителям. Вот несколько советов: 

  1. Установите режим питания. Так голод будет возникать примерно в одно и то же время, что особенно удобно в садике или школе, ведь там детей кормят «по часам». Откажитесь от углеводных и жировых перекусов – оставьте только овощи и фрукты. 
  2. Не предлагайте плотный завтрак перед садиком и не приносите сладости, когда приходите, иначе необходимости поесть в саду просто не возникнет. 
  3. Если малыш не ест в садике в период адаптации, не переживайте. Чаще всего проблема уходит сама собой, когда он расслабится, приобретет друзей и поймет, что ему комфортно в новых условиях. Как можно чаще говорите о том, что вы доверяете работникам сада и поварам, что все блюда приготовлены с заботой – так же, как дома. 
  4. По возможности незадолго до первого посещения детского сада начните готовить схожие блюда. Главное правило: вся еда должна быть простая, без специй и экзотических ингредиентов. 
  5. Вместе с «малоежкой» находите в дневном меню (его, как правило, вывешивают перед входом в группу) какие-то продукты, которые ему могут понравиться сегодня. Хвалите за достижения и постепенно расширяйте список привычной еды. 
  6. Не ругайте ребенка, если он отказывается есть, не применяйте никаких санкций и не манипулируйте детским аппетитом. Мало того, что это входит в привычку, это еще и провоцирует возникновение негативных ассоциаций с едой. 
  7. Если отказ от еды возникает из-за большого количества детей вокруг, периодически устраивайте семейные обеды, ходите в гости, посещайте кафе. Так ребенок привыкнет к тому, что есть в обществе – нормально. 
  8. Учите есть самостоятельно. Выберите вместе новые столовые приборы и заведите ребенку персональную тарелку и чашку. Не торопите и будьте готовы к тому, что после обеда вокруг будет разбросана еда. Если ребенок пока слишком мал, предупредите воспитателя, что малышу нужна помощь. 
  9. Не делайте из отказа от еды проблему. Отказ от еды из-за волнения близких – распространенное явление, и оно будет возникать снова и снова, лишь бы вы уделяли как можно больше внимания малышу, возможно, забирали из садика раньше.

Станьте примером для ребенка дома, и тогда проблема отказа от еды в садике просто не возникнет. 

Какие еще приемы помогут сформировать здоровые привычки?

Совместные приемы пищи всей семьей благоприятно на развитии ребенка. Главное — не забывать: малыш запоминает все, что делают и едят родители за столом. Он перенимает их привычки и предпочтения, в том числе в еде. Так что на столе всегда должен быть выбор разнообразной, здоровой, богатой питательными веществами еды. Семейные приемы пищи — это время, когда родители помогают детям установить отношения с едой. Путь не всегда бывает простым — ребенок может держать ложку вверх дном (в лучшем случае) или размазать еду по столу, лицу, волосам и вообще по всему, что попадается ему на глаза. Но этот ранний опыт взаимодействия с едой необходим — так ребенок устанавливает с ней свои собственные отношения. Родители же в это время смогут следить за подсказками в поведении малыша, которые указывают на его голод или сытость.

Причины плохого аппетита

Когда ребенок не ест определенные блюда, нельзя слишком настаивать. Лучше спустя время предложить ему их снова, украсив или оформив по-новому. Не стоит тревожиться, если годовалый малыш кушает немного, но при этом бодр и здоров. Если же ребенок не хочет есть и плохо себя чувствует, нужно обязательно обратиться к педиатру для исключения возможного заболевания. Причинами отсутствия аппетита являются:

  • болезнь и плохое самочувствие;
  • несбалансированный рацион;
  • малышу не по вкусу предложенное блюдо;
  • прорезывание молочных зубов;
  • кроху заставляют или уговаривают;
  • биоритмы (ребенок может отказываться от еды утром, но с удовольствием кушать ближе к вечеру);
  • непривычный вкус еды;
  • наличие перекусов;
  • отсутствует режим дня, расписание употребления пищи.

Чего хочет детский организм?

Консультирует Зайцева Надежда Евгеньевна, к.м.н., врач высшей категории, заведующая Киевским детским городским гастроэнтерологическим центром. (www.deti-gastro.org.ua)

Белки. Это главный строительный материал для растущего организма. В пищевом рационе  рекомендуется сочетать белки растительные (каши, хлеб) и животные (мясо, рыба, молоко, творог) — это гарантирует полный набор необходимых аминокислот. Важнейшие источники белка (по убывающей): соя, сыры, мясо, горох, фасоль, рыба,. яйца, хлеб, молоко, картофель.

Углеводы – это энергия. Основные источники углеводов (по убывающей): сахар, рис, манная крупа, гречка, хлеб пшеничный, ржаной, картофель, виноград, яблоки, свекла, арбуз, морковь, капуста белокочанная.

Жиры. Имеют высокоэнергетическую ценность, особенно для детей с плохим аппетитом. Ни в коем случае не следует давать ребенку жирную пищу вечером.

Минеральные вещества. Ребенок должен получать продукты, содержащие кальций, фосфор и магний. Источники кальция — сыр, творог, коровье молоко, капуста, хлеб, картофель. Фосфор: сыр, фасоль, горох, овсянка, гречка, различные сорта мяса, хлеб, творог, коровье молоко, картофель. Магний (по убывающей): фасоль, овсянка, гречка, горох, хлеб ржаной и пшеничный, лук, картофель, коровье молоко. Соединения железа незаменимы в процессе кроветворения. Сложный белок, содержащийся в эритроцитах — гемоглобин, содержит в себе железо. Источники железа: (по убывающей): печень говяжья, персики, дыня, яблоки, сливы, мясо, ржаной хлеб, цветная капуста, картофель. Йод входит в состав тироксина — гормона щитовидной железы. При недостатке йода в организме происходит снижение функции щитовидной железы, что ведет к снижению интенсивности многих обменных процессов. Больше всего йода содержится в морской капусте. Нужно  использовать йодированную соль, а также пищевой рацион включать морскую или океаническую рыбу.

Хитрости для родителей капризных малышей

Существуют и другие уловки, которые могут помочь в решении проблемы отказа от еды. Необходимо сделать так, чтобы малыш заинтересовался процессом. Некоторые советы, которые опробовали многие родители:

  1. Можно пообещать малышу что-то интересное в качестве награды. Это может быть просмотр мультика, покупка игрушки, да даже та самая конфетка — ребенок захочет побыстрее получить желаемое и съест все без остатка!
  2. Тарелки должны быть красиво оформленными. Желательно с каким-либо рисунком на донышке. Тогда можно заинтриговать ребенка таким способом. Спросить, что же там нарисовано. Малышу станет интересно, и он съест всю кашу или суп для того, чтобы добраться до заветного донышка.
  3. Еда обязательно должна быть выложена на тарелку красиво. Даже обычная манная каша, украшенная в виде солнышка или симпатичного личика, принесет ребенку небывалую радость. Оформить красиво можно и бутерброд, и гречневую кашу, рис, картофельное пюре, овощи и фрукты. В продаже есть фигурные макароны — машинки, буквы, звездочки и цветочки. Можно даже обычную морковь для супа красиво нарезать. Малышу будет намного приятнее есть такую еду.
  4. Ребенку можно объяснить, что еда обязательна для того, чтобы вырасти большим. Можно упомянуть любимого героя мультфильма или, например, папу. Каждый малыш захочет стать таким же большим и сильным, как его кумир.
  5. Еще один способ заставить ребенка поесть — обхитрить. Приготовить что-то одно, а подать под видом совершенно другого. Когда ребенок поймет, что в тарелке на самом деле не растопленное мороженое, а манная каша, нужно просто сказать, что он не распробовал. Малыш продолжит пробовать и съест абсолютно все!

Как накормить ребенка без стульчика для кормления

Стульчик для кормления ассоциируется у детей с приемом пищи. Его рекомендуют использовать до 3 лет. Что делать, если без стульчика малыш не сидит на одном месте и его невозможно накормить?

Наши рекомендации:

  • Убедитесь, что ребенку комфортно сидеть за столом без стула
  • Уберите посторонние игрушки, чтобы малыш не отвлекался
  • Введите правило — во время кормления сидим на одном месте. Если ребенок убегает, заканчивайте обед
  • Если малыш еще маленький и вы вынуждены кормить его без стульчика, посадите его к себе на колени полубоком лицом к вам — так он будет видеть ложку с едой, а вы — его рот.

В каких ситуациях вам сложно накормить ребенка? Идете на какие-то хитрости?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 7

Как понять, достаточно ли ест ребенок?

Следует помнить, что потребность в еде индивидуальна даже для малышей одного возраста, а детям нужно меньшее количество пищи, чем взрослым

Главное, на что стоит обратить внимание родителям – рацион должен быть сбалансированным, обогащенным витаминами и минералами. Калорийность суточного рациона ребенка, в зависимости от возраста, представлена в таблице

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие витамины лучше подойдут для повышения аппетита у детей?

Возраст Калорийность пищи в сутки (калорий) Объем еды (грамм) Количество приемов пищи
12 – 24 месяца 1300 1000 – 1400 5
3–4 года 1600 1500 – 1800 5
5–6 лет 2300 2000 – 2400 4

Особенности иммунной системы у детей

В детском возрасте многие системы организма ещё недостаточно зрелые, поэтому ребёнка на протяжении первых четырёх недель жизни защищает материнский иммунитет. Но постепенно эти антитела разрушаются. Если малыш находится на грудном вскармливании, то его защита продолжается до 6 месяцев. Иммуноглобулины поступают в детский организм с молоком матери. Поэтому дети до полугода редко болеют инфекционными заболеваниями. Но ближе к годику сопротивляемость организма резко снижается, т.к. материнской защиты УЖЕ нет, а собственной — ЕЩЕ нет. К тому же из-за незрелости иммунной системы знакомство с новыми продуктами питания может приводить к первым проявлениям пищевой аллергии и еще большему иммунному сбою.
К трём годам резко возрастает активность малышей. Любознательность и стремление к самостоятельности сочетается с низкими гигиеническими навыками. Ребенок тесно контактирует с бактериями и вирусами, которые его окружают повсеместно. Возраст 3 года – это один из критических этапов в формировании иммунитета ребенка. В этот период вилочковая железа достигает полного развития. Но если этот процесс нарушен, что часто наблюдается при несбалансированном питании, то повышается вероятность вялотекущих хронических инфекций.

Как заставить ребенка есть Комаровский. Рекомендации Комаровского матерям

Как утверждает известный доктор, плохой аппетит не является бедой самого ребенка. Скорее это проблема психологического комфорта родителей. В первую очередь – матери. У женщин природой заложен инстинкт обязательного вскармливания потомства. Решение любой ценой заставить малыша покушать диктует подсознание.

Роль отца – добытчик. Его задача исполнена, если в доме достаточно еды. Заботы папочки на этом заканчиваются. И вряд ли он станет волноваться, что дети плохо едят. Не хотят? Покушают, когда станут голодными! У мамочек от таких слов голова кругом. Предназначение женщины – кормить, согревать, обеспечивать комфорт. Кто же прав в данной ситуации? Как ни парадоксально – мужчина. Заставлять ребенка кушать только потому, что пришло время – нецелесообразно. Другое дело, что мама чувствует угрызения совести. Ведь ее инстинкт неудовлетворен.

Евгений Комаровский считает, что в большинстве случаев мама может самостоятельно определить причину отсутствия аппетита у ребенка:

  • занят игрой и не хочет отвлекаться на еду;
  • набегался и кушать не хочется из-за переутомления;
  • не желает употреблять пищу конкретно в данный момент;
  • не успел опомниться после сна.

Если вышеперечисленные причины исключены, но ребенок все равно отказывается пообедать – ему это просто не нужно. Потребность организма в калориях равна его энергетическим затратам. Ребенок обязательно почувствует голод, когда запасы энергии иссякнут. А до тех пор, пока не возникнет желания, пичкать его едой не стоит.

Самая полезная пища – это съеденная с удовольствием. Нет идеальной схемы потребления продуктов. Отсутствие аппетита – не всегда является признаком болезни и поводом для беспокойства родителей.

Чем обусловлено отсутствие аппетита

Аппетит – это естественный позыв к употреблению пищи. Он может возрастать в периоды активного роста ребенка. Такие ситуации эпизодические. Гормоны роста активизируются, кроха начинает лучше питаться. Зависит желание покушать и от того, насколько активно прошел день. Режим прогулок также играет свою роль. Имеет влияние сезон, погодные условия. Например, в жару сытные блюда ни к чему.

В жаркое время года главная задача родителей не допускать обезвоживания организма. Первостепенная задача – достаточное потребление жидкости. Еда отходит на второй план.

Многие факторы сказываются на аппетите. Большинство из них – временные явления. Но есть и серьезные причины:

  • проблемы работы ЖКТ, запоры, кишечная непроходимость;
  • ферментативная недостаточность (желудок не в состоянии переваривать тот объем пищи, который в него поступает);
  • замедленный обмен веществ;
  • различные заболевания (отсутствие аппетита биологически обусловлено).

Заподозрив неладное, не откладывайте визит к врачу. Если причина явная, например, простуда или ОРЗ, ситуация ясна. Все наладится, как только симптомы отступят. Когда затрудняетесь самостоятельно определить этимологию проблемы, есть повод обратиться за медицинской помощью.

Категорически нельзя заставлять ребенка кушать в период болезни. Это не принесет ожидаемой пользы. Бороться нужно с самим заболеванием, а не преодолевать отсутствие аппетита.

Вкусные и полезные рецепты для малышей

Если еда ребенку нравится, уговаривать его не придется. Многие мамы считают, что здоровая пища не может быть вкусной, поэтому нужно заставить чадо есть. Однако это не так. Рыба, приготовленная на пару, запеченный со специями картофель и запеканки могут прийтись по вкусу всему семейству. Потому стоит поэкспериментировать и готовить пищу в соответствии со вкусами малыша. Несколько рецептов:

  • Годовалому малышу придется по вкусу крем-суп из овощей. Отварить два картофеля и 400 г тыквы вместе с зубчиком чеснока. Последний изъять, а овощи вместе с бульоном пюрировать в блендере, добавить сливочное масло и соль по вкусу.
  • Борщ с индейкой. Из мяса птицы сделать фарш и сформировать шарики, сварить бульончик и добавить нарезанный картофель. Свеклу, морковь, лук мелко нарезать или натереть, пассеровать с небольшим количеством растительного масла. Варить до готовности.
  • Сырники. В 350 г творога добавить яйцо, 3 столовых ложки сахара и 5 ложек муки. Скатать шарики, придать форму, обвалять в муке и выложить на противень, предварительно смазанный маслом и застеленный пергаментом. Выпекать до золотистого цвета при 200 °С.
  • Очень вкусные котлетки: цуккини натереть на терке, добавить яйцо, куриный фарш, специи. Сформировать котлетки и запечь в мультиварке или духовке.
  • Печеные яблоки. Лучше всего выбрать твердые зеленые сорта яблок. Фрукты помыть, вырезать небольшое углубление в каждом, наполнить начинкой из творога, смешанного с ванилью, сахаром и изюмом. Запекать в духовке около 20 – 30 минут.
  • Деткам очень нравятся банановые кексы. Взбить яйцо с 100 г кисломолочного продукта, добавить 20 г растопленного сливочного масла, кашицу из одного банана, немного разрыхлителя, предварительно смешанного с 140 г муки. Заполнить формы, выпекать полчаса при 180 °C.

Аппетит — что это такое?

Слово «аппетит» имеет латинское происхождение и переводится как «потребность» или «желание». Мозг получает сигнал от организма о том, что питательные вещества исчерпались, аналогичная реакция возникает и при виде вкусного блюда.


Помимо желания съесть что-нибудь, аппетит говорит о готовности организма принять и переварить еду. С медицинской точки зрения это указывает на опорожнение тонкого кишечника, процесс выработки слюны, желудочного и кишечного сока, готовность печени и поджелудочной железы вновь приступить к работе.

Что же происходит в организме, если аппетита нет, а ребенка заставляют кушать? Однозначно, значительная часть принятой пищи не переварится и не усвоится должным образом. Получается, что пищеварительный тракт малыша перегружен, а его кормят вновь, при этом жалуясь, что он не хочет есть.

Почему ребенок плохо ест? На аппетит у детей влияют как физиологические, так и психологические факторы. При этом у совершенно здоровых малышей аппетит может меняться на протяжении дня. Обусловлено это индивидуальной потребностью ребенка в еде в определенный момент.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Правила питания для детей

1. Научите ребенка чувствовать потребности своего тела.

Очень часто родители заставляют малыша доесть все до последней крошки, съесть ложечку за папу, за маму, хотя ребенок говорит, что уже наелся. Таким образом взрослый показывает ребенку, что он не знает сам, голоден или нет, а взрослый знает. То же самое происходит, когда родители контролируют размер порций. 

Поэтому важно доверять своему малышу. Задача родителей не заставлять есть, а беседовать детьми о значении еды

Объясняйте ребенку, в чем  важность различных продуктов для его организма, для чего он кушает: «Когда ты  бегаешь и прыгаешь, то быстрее всего ты можешь подзарядиться куском хлеба, потому что хлеб — источник быстрой энергии. Но при этом у нашего организма есть и другие потребности. Нам нужен жир, например, сливочное масло, для того, чтобы в твоей голове рос мозг.  Белок — те кирпичики, из которого строятся мышцы. Мясо, рыба, курица помогают тебе вырасти больше и быстрее.  

Когда вы рассказываете о значении продуктов ребенку, ему гораздо интереснее и понятнее, зачем их есть. 

2. Сделайте полезную еду доступной для ребенка.

Для этого пересмотрите, какая еда находится сейчас в доступности у малыша. В отсутствии здоровых вариантов ребенок не научится есть ту еду, которая полезна. Если малыш дотягивается до нижних ящиков шкафов, и там лежит печенье и конфеты, он и будет их просить. 

Убедитесь, что еду малышу легко кушать. Например, дети любят резаную морковь, огурцы, сельдерей, болгарский перец, кусочки яблок и мандарин. Храните эти овощи и фрукты порезанными на нижней полке холодильника, на столе, где ребенок сможет к ним сам дотянуться. Если достаточно рано предлагать эти продукты, ребенок будет их есть. У него появится привычка кушать овощи и фрукты, а не сушки, печенье и конфеты. Постепенно ограничивайте сладкое, предлагая ребенку более полезные альтернативы. 

3. Правильно предлагайте новый продукт.

У вас может уйти до 15 попыток прежде, чем ребенок согласится попробовать новое блюдо или продукт и привыкнет к нему. Это нормально. Ваша задача — дать малышу возможность сформировать собственное вкусовое мнение.  Ребенок имеет право любить или нет какую-то определенную еду. При этом продукт, который вы хотите предложить малышу, должен быть регулярно на вашей кухне.

4. Используйте разную подачу одних и тех же блюд.

Курица может быть подана кусочками, волокнами, суфле или нафарширована. Овощи добавляйте в смузи, например, шпинат. Готовьте запеканки из творога или ленивые вареники, если малыш не ест обычный творог. Для детей важен не только вкус, но и цвет, запах и текстура пищи. Используйте эти факторы в приготовлении еды. 

5. Подавайте личный пример:

  • в вашей тарелке тоже должны быть полезные продукты, которые вы хотите, чтобы ел ребенок. 
  • следите за своей собственной реакцией на еду. 
  • демонстрируйте интерес к еде и радость, когда вы предлагаете новый фрукт, овощ или новое блюдо. 

6. Убедитесь, что ежедневный рацион ребенка разнообразен.

В нем должно быть достаточно еды, которая вкусна и приносит удовольствие. 

Если ребенок отказывается есть какой-то продукт, не стоит уговаривать, договариваться или спорить. Очень скоро малыш не будет есть не потому, что эта еда ему не нравится, а потому что он борется с вами на эту тему.  

Если мы говорим ребенку: «Я лучше знаю, что ты любишь есть, бери и ешь!» — мы запрещаем ребенку слушать собственное тело и, что оно ему говорит. С другой стороны получается, что за него думает и принимает решение взрослый, и сопротивление со стороны малыша усиливается. 

Почему ребенок не ест в садике

Прежде чем идти к педиатру или писать отказ от детского сада из-за отказа от еды, нужно понять причину возникновения этого явления. Самые распространенные: 

  1. Адаптационный период. В период привыкания к садику возникает сильный стресс из-за смены обстановки, новых людей, отсутствия рядом родителей. Из-за сильной тревоги он может отказываться от еды. 

  1. Непривычная еда. Меню в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего. Дети дошкольного возраста – большие консерваторы, поэтому пробовать новые блюда, да еще и в незнакомой обстановке, им достаточно сложно. 

  1. Избирательность в еде. Часто малыш и дома ест только определенные продукты или долго перебирает готовое блюдо, прежде чем его съесть. В садике такой ребенок не ест вообще или питается только хлебом. Особенно часто возникает такая проблема в возрасте пяти-шести лет. 

  1. Недостаточно проголодался. Дети едят, когда чувствуют голод. Если до обеда движения было мало, а на прогулку не выходили, они могут просто не хотеть есть. 

  1. Негативные ассоциации. Часто ребенок не ест в садике из-за негативного опыта. Если дома его попрекают из-за медлительности, ставят в угол за отказ от еды или кормят насильно, в саду от будет просто бояться употреблять пищу – вдруг ситуация повторится. 

  1. Неумение есть самостоятельно. Если до садика родители не научили держать ложку и вилку, ребенок может отказываться от еды вне дома в принципе. Поскольку дети в саду едят одновременно, воспитатель физически не может накормить «с ложечки» всех, поэтому кто-то может оставаться голодным. 

  1. Плохое самочувствие. Часто дети интуитивно отказываются от еды, когда видимых признаков заболевания еще нет. Вялость, капризность и отсутствие аппетита, особенно если ранее таких проблем не было, могут стать признаками начинающейся простуды. Также дискомфорт малышу может доставлять воспаление во рту, заложенный нос или вздутие живота. 

  1. Попытка манипулировать взрослыми. Дети в возрасте пяти-шести лет уже умеют добиваться своей цели разными способами. Один из них – отказ от еды в саду, поскольку родители и воспитатели редко оставляют эту ситуацию без внимания. Связь «я не ем – меня забирают раньше/кормят перед садиком вкусной едой/уделяют больше внимания» прослеживается очень легко, поэтому отказ от еды быстро становится способом манипуляции. 

Иногда дети не едят в садике из-за погоды. Кто-то зимой начинает есть больше, а кто-то, напротив, почти ничего не ест и мало двигается. Та же ситуация и летом: кто-то в жару почти не двигается и ничего не ест, а только пьет, а кто-то, напротив, готов есть каждый час. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector