Важно знать: как научить ребенка разговаривать в 2 года

Игры для детей 2 – 3 лет на развитие речи

«Во дворе». Для этой игры Вам понадобятся игрушечные петушок, курочка, уточка, кошка и корова. Выразительно прочитайте малышу стихотворение А. Барто «Ку-ка-ре-ку» Кур стерегу…», показывая ребенку соответствующие игрушки. Затем задайте малышу вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как курочка крякает?». Это игра развивает речевой слух и способность к звукоподражанию.

«Собачка лает». Возьмите двух игрушечных собачек. Познакомьте с ними малыша, покажите, как лает маленькая собачка (тихонько «Аф-аф») и большая (громко, широко раскрывая рот «Гав-гав!»). Ребенок вместе с Вами, а потом и самостоятельно должен повторить, как лают собачки. Затем обе или одна собачка начинает совершать какие-либо неправильные действия: пытается залезть в шапку или ящик стола, прыгает, «крадет» конфеты. Вам необходимо погрозить собаке пальцем и грозно сказать «Фу-фу, нельзя!». Когда собачка снова «совершает» свои действия, повторите запрет вместе с малышом и предоставьте ему возможность сказать «фу» самому. Эта игра укрепляет артикуляционный и голосовой аппарат малыша, обучает контролю за громкостью голоса, закрепляет произношение трудного для детей звука «ф».

«Расскажи сказку». Для этой игры понадобится книга с хорошо знакомой ребенку сказкой, например, «Репка» или «Колобок». Попробуйте вместе с малышом пересказать сказку начиная с конца или рассказывайте сказку, прерывая ее вопросами. «А Колобок что запел? – Песенку. – Только начал он петь, а лиса его… Что? – Ам! – Ам! И съела!». Интересны малышу будут книги, где текст прерывается рисунком, например: «Заяц сидел под (рисунок елочки). Мимо бежит (изображение волка)» и т.д. Такие тексты можно изготовить самостоятельно или с помощью ребенка.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Полезные советы родителям

Учите ребенка не просто новым словам, а связывайте предмет-действие, то есть «положи книгу», «возьми ложку» и др. Это стимулирует мышление и формирует двигательные навыки

Комментируйте все, что делаете, акцентируя внимание на деталях

Если мальчик говорит о себе в женском роде, не пугайтесь, это может быть связано с тем, что он большую часть времени проводит с мамой. Со временем он поймет разницу. Избегайте гиперопеки чада, если у него не будет необходимости что-либо просить, он будет молчать. Рекомендации для родителей:

  • ограничьте просмотр телевизора;
  • обзаведитесь дидактическим материалом: кубиками, карточками, вкладышами;
  • читайте ребенку вслух;
  • пойте детские песенки;
  • изучайте окружающий мир по картинкам.

Чтобы занятие приносило удовольствие обоим, большое значение имеет эмоциональный настрой.

Чего нельзя делать:

  • сравнивать ребенка с его сверстниками и критиковать;
  • игнорировать задержку речи;
  • перегружать и зацикливаться на ожидании успеха.

Каждый день должен быть разным на события, утро начинайте с массажа пальчиков. Одновременно можно рассказывать потешки или забавные стишки. Кроме гимнастики для развития артикуляционных мышц, разработки органов дыхания, складывайте башни и замки из кубиков, завязывайте шнурки, делайте аппликации. Катайте шарики из пластилина, вдавливая в них фасоль, пуговицы, оставляйте отпечатки пальцев – проявляйте фантазию. Рисовать можно не только пальчиками, но и обводить предметы. Если кроха играет с водой, но не хочет рисовать, ничего страшного, не настаивайте. Методом практики вы подберете ему занятие по интересам.

Читайте с выражением, изменяя голос, так развивается воображение и фантазия. После того как повторите одну сказку несколько раз, можно попросить ребенка описать главного героя.

Не торопитесь с походом к логопеду, каждый ребенок развивается индивидуальным образом. За 10-12 месяцев он, скорее всего, разговорится и догонит сверстников. Если в семье мама и папа спокойного склада характера, то и малыш будет обладать похожим темпераментом, ориентируясь на их линию поведения. Внимательно наблюдайте за его психоэмоциональным развитием, основой здоровья также является благополучие в семье.

Как создать потребность в речевом общении

  • никогда не кричите на ребенка и не кричите в его присутствии на членов семьи. Малыш должен слышать только ласковые слова, мягкую размеренную речь. Пусть он видит, что домашние обмениваются информацией, эмоциями и получают от этого удовольствие;
  • создайте потребность в назывании предметов. Малыш вполне успешно общается и без слов – мама, папа, бабушки и дедушки его прекрасно понимают. У ребенка не появится стимула к говорению, его все время отвечать за него и понимать его с полувзгляда.

  • звуковое окружение ребенка должно быть насыщено речью. Проговаривайте каждое свое действие и действие малыша. При этом старайтесь пользоваться простыми фразами: «Миша идет на прогулку», «Маша кушает суп», «Мама моет посуду».
  • разговаривайте с малышом на те темы, которые находят у него живой отклик и будут ему интересны.
  • будьте внимательны и предоставляйте ребенку возможность что-то сказать, если заметите такую потребность.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Причины упорного молчания

Мамы двухлетних «молчунов» часто жалуются, что вот, мол: «Растет малыш в любви и ласке, общительный и сообразительный, а ни «мама» ни «папа» не говорит, а только «ыкает» и жестами объясняется. И что делать? К врачу водили, уши проверяли, врач говорит, что нормально все, а ребенок мычит и все тут»! Беспокойство родителей понятно, ведь малыш, если у него все нормально с физическим и психическим здоровьем, обычно начинает говорить уже после года и к двум годам вполне умеет складывать простые предложения из 3-4 слов.

Специалисты утверждают, что при правильном воспитательном подходе и отсутствии проблем со здоровьем ребенок к трем годам имеет словарный запас в 300-500 слов.

Причинами же нежелания (неумения) ребенка выразить свои эмоции и мысли словами могут стать:

  • социальные или внешние факторы, когда ребенка не мотивируют на развитие речи или он растет в семье, где родители говорят на разных языках;
  • физиологические или внутренние проблемы, обусловленные наследственностью или неврологическими факторами.

Некоторые врачи считают, что если к двум годам ребенок разговаривает на непонятном для взрослых языке, но понимает все, что от него требуют, то причин для большого беспокойства нет. А вот если он в три года не умеет произносить внятно слова и связать несколько слов в одно предложение – стоит бить тревогу. Но давайте подробнее разберем каждую причину, которая мешает ребенку начать говорить в два года.

  1. Малыша слишком опекают и предугадывают все его желания, не давая стимула к самостоятельности, а значит и к развитию речи.
  2. Если с ребенком все время разговаривают, коверкая слова и называя предметы в уменьшительно-ласкательном варианте (проще говоря – сюсюкаются), то говорить такой ребенок начнет однозначно позже обычного срока и невнятно.
  3. Когда обстановка в семье, мягко сказать, некомфортная для малыша и родители мало с ним говорят и общаются, то и ребенок будет расти молчуном с небольшим запасом слов. А частые скандалы в семье способны так напугать кроху, что он, испытав стресс, и вовсе надолго замолчит. Тут уже стоит обратиться за советом не к логопеду, а к детскому психологу.
  4. Наследственный фактор также играет немалую роль в развитии речи. Если мама или папа, дедушки или бабушки в детстве были «немтырями» и начали разговаривать поздно, то и малыш, скорее всего, будет им под стать. Считается даже, что такая проблема только еще больше усугубляется от поколения к поколению.
  5. Неврологические патологии, связанные с проблемой дефектов и новообразований в головном мозге, выявляются только с помощью специально назначенного МРТ и после обследования у специалиста.
  6. О проблеме речи в билингвальных (двуязычных) семьях мы уже упоминали. В такой семье маленькому ребенку просто трудно подобрать звуковые комбинации для сложения правильного слова, и кроха вынужден или молчать, или выдумывать свой собственный язык, который, естественно, не будет понятен его родителям.
  7. В некоторых случаях расстройство экспрессивной речи случается из-за врожденных или приобретенных в раннем возрасте психических заболеваний.
  8. Причины иногда кроются и в физическом недостатке – короткой языковой уздечке или сниженном тонусе мышц нижней части лица.

Но иногда, примерно в 10%, выяснить проблему молчания никак не удается, и если ребенок вдруг внезапно начинает чисто и внятно говорить, то все списывают на индивидуальный характер малыша, мол, он просто молчун.

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т

д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием. Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность

Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?
  • Почему дети плохо спят?

Двойняшки или тройняшки

Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?

Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое «улюканье» они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?

Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: «уточка плавает», «куп-куп», «мыть», «водичка» и так далее. Потом меняем детей местами — хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.

Психологические причины

Отсутствие необходимости говорить

Взрослые предвосхищают все желания ребенка, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлятьо своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начатьстимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желаниечада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.

Стресс или испуг

Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс, например разлуку с матерью,переезд или болезнь сделать шаг назад в речевом развитии.

Отсутствие внимания

Родители проводят мало времени с детьми, мало общаются,не побуждают к разговорам и совместной развивающей деятельности

Основные ошибки молодых родителей

Итак, основные ошибки родителей:

  1. Некоторые родители, основываясь на предположении о том, что до достижения одного года малыш ничего не понимает, не считают нужным говорить с ним осмысленными фразами. Это, безусловно, ошибка, так как хотя смысл сказанного ребенку еще не понятен, но уже в один месяц им различаются интонации, и формируется первый словарный запас (пока еще пассивный).
  2. Самый популярный способ успокоить малыша – это дать ему пустышку. Именно злоупотребление этой привычкой может послужить причиной задержки развития детской речи, а в будущем – неправильной артикуляции.
  3. От изобилия чувств родители переходят в общении с ребенком на коверканье слов и «сюсюканье». Этого делать не нужно, потому что ваше чадо освоит именно этот вариант произношения и позже вам предстоит долгий процесс переучивания.
  4. Из-за сумасшедшего ритма мамочки очень скоро начинают уставать. Поэтому часто, чтобы положительно повлиять на разговорчивость энергичного ребенка, ему включают телевизор. Просмотр телепередач не только не скажется на повышении навыков речи, но и может стать причиной неврозов и проблем со сном у детей.
  5. Когда же ребенок начинает говорить свои первые осмысленные слова, совершенно естественным есть то, что не всегда произношения являются правильными. Вот тогда родитель включает режим «навязчивого учителя». Подолгу указывая ребенку на его ошибки и добиваясь правильного произношения, можно напрочь отбить желание учиться говорить. Замечания при обучении важны, но в умеренном количестве и тактичной форме.

Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:

  • внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
  • заболевания неврологического характера;
  • снижение слуха или глухота;
  • интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
  • умственные нарушения и задержка развития;
  • расстройства аутического типа;
  • педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
  • психологические травмы.

Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:

  1. ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
  2. Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
  3. Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
  4. Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.

Основные рекомендации при диагностике нарушения:

  • медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
  • ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
  • больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
  • проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
  • не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.

Ребенок не говорит в два годика. Причины. Как можно научить разговаривать?

Малышу два годика, а он все не хочет говорить? Почему такое бывает? Как его можно этому научить? Эти вопросы волнуют молодых родителей.

Разобраться помогут специалисты, которые изучают основные причины неразговорчивости малышей:

  1. Наследственность. Если родители крохи не спешили разговаривать
  2. Лень. Малыш лениться, а родители еще ему в этом и потакают
  3. Скопление информации. Ребенок накапливает долгое время, а потом говорит уже фразами.

Есть еще и физиологические отклонения: травмы при рождении, перенесенные заболевания, отсутствие слуха.

Малыша научить говорить можно, главное не отчаиваться и регулярно с ребенком заниматься. Сотворить в доме благоприятную языковую среду, побуждать малыша к языку. Первым делом берем картинки на любую тематику – фрукты, овощи, звери, машины, планеты и т.д.

Или же книги с большим количеством иллюстраций. Развешиваем на стенах, шкафчиках, холодильнике, на уровне детских глаз. Заодно с крохой обговаривайте, что изображено на картинке.

Картинки нужно менять каждую неделю. Игра обязана быть веселой, приносить малышу хорошее настроение. Если ребенку будет не интересно, ничего с этого не получится.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Как ребенка научить разговаривать в 2 года?

Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.

Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день

Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными

Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.

Установление эмоционального контакта

Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:

  • проводить занятия в веселой игровой форме;
  • проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
  • обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
  • помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
  • рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.

Правила проведения занятий

Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:

  • создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
  • важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
  • у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
  • в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
  • в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
  • употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
  • прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
  • на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.

Эффективные упражнения и игры

Игровые занятия лучше проводить, включив комплекс действий, чтобы малыш не потерял интерес, и разнообразить сам процесс.

  • Для дыхания и разработки артикуляционного аппарата:

    • снежинка. Из тонкой белой бумаги (хорошо подойдет однослойная салфетка) вырезать снежинку и положить на раскрытую ладошку. Попросить малыша подуть на нее, чтобы она полетела. Можно включить песенку или рассказать про нее историю;
    • артикуляционная гимнастика. Например, повторяем стишок:
  • Мелкая моторика с элементами самомассажа. Стишок, сопровождаемый действиями:
  • Звукоподражание:

Советы логопеда

Специалисты дают несколько универсальных советов для обучения двухлетнего ребенка говорению:

  • разговаривайте с малышом везде. Комментируйте его и свои действия, обсуждайте все вокруг, провоцируйте на общение;
  • подражайте звукам, которые слышите вокруг, делайте это весело и просите повторить;
  • поощряйте игры, которые развивают мелкую моторику. Например, во время готовки еды насыпьте мисочку фасоли или гороха, и дайте две баночки с разным диаметром горлышка, чтобы туда складывать зерна;
  • читайте вместе, устраивайте кукольные спектакли, театры теней;
  • помогайте в общении с другими детьми, подсказывайте фразы для начала разговора.

Если вы видите, что ребенок сильно отстает от представленных выше норм и его не получается разговорить самостоятельно, стоит обратиться к логопеду.

Подведем итоги

Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет. Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.

Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.

Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель. Когда и что делать, если ребёнок не говорит? Рассказывает доктор Комаровский.

голоса

Рейтинг статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector