Как научить ребенка жевать?

Содержание:

Что делать маме

Пожалуй, самые рациональные рекомендации, как научить ребенка жевать, дает именно Комаровский: «Дети повторяют родителей. Невозможно обучить жевать, если малыша не пускают за семейный стол и не дают посмотреть, как едят взрослые

Очень хороший способ освоить жевание: сажаем ребенка рядом во время обеда, выразительно двигаем челюстями и акцентируем его внимание на этом процессе

Научить упрямого ребенка жевать в 2 года, если он упорно отпихивает еду и даже давится ей, может только чувство голода. Когда малыш по-настоящему голоден, ему придется начать осваивать новое для него умение жевать еду. Естественно, обучение начинают с мягкой пищи, например, кусочков вареных овощей. Лучше выбрать продукты, которые ребенок с удовольствием ел раньше в виде пюре. Постепенно увеличивают количество и размер кусочков, добавляют более твердую пищу».

В дополнение к советам Комаровского приведем несколько рекомендаций логопедов, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы малыш старше года умел жевать и глотать твердую пищу:

  • отработка жевательных движений наиболее эффективна на ранее запрещенных мармеладе, зефире или пастиле. Выбирать нужно только натуральные продукты без красителей. Если ребенку поставить условие, что он получит сладость, если будет ее жевать, и показать, как это делать, он будет стараться с удвоенной силой;
  • можно рассказать, что блендер сломался или потерялся, и теперь еду будем измельчать вилкой. Возможно, малышу понадобятся сочувствие, уверение в собственных силах, обещание купить новый блендер (как-нибудь потом). Когда ребенок начал есть раздавленную пищу, степень ее измельчения понемногу уменьшаем;
  • активно общайтесь со сверстниками и детьми немного старше. Пусть малыш видит, что жевать твердую пищу умеют не только взрослые. Совместная еда — отличный стимул учиться.

Современная альтернатива мешочку из марли, в который раньше заворачивали фрукты или хлеб, — ниблер. Это пластиковая сеточка или силиконовый резервуар с дырочками, в которые кладут еду. Для удобства держания ниблер оснащен кольцом или ручкой. Это приспособление позволяет обучить малыша жевать пищу без риска подавиться. Отверстия бывают разного размера, поэтому можно подобрать подходящий ниблер ребенку с 5 месяцев до года.

Почему так важно научиться жевать твердую пищу?

Жевательные навыки крайне важны во взрослой жизни. Трудно представить человека, который питается исключительно жидкой и пюреобразной пищей. Кроме того, если малыши не развивают соответствующую способность, у них появится немало проблем. А именно:

  • сильно пострадают зубы;
  • будут нарушены пищеварительные процессы;
  • возникнут проблемы с грамотным произношением некоторых звуков.

Также обнаружится неправильный прикус. Исправлять все это в реальной жизни намного труднее, чем предотвратить источник проблем. Ребенок в год все еще не жует? Стоит сдать анализы и показать малыша врачу

Но для начала важно понять, когда кроха готов к осваиванию жевательных навыков

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Пережеванная пища лучше усваивается;
Когда еда пережевана, из-за чего происходит слюноотделение, процесс пищеварения проходит правильнее и быстрее.
Когда малыш жует, он чувствует вкус еды, это способствует его интересу к пище и формирует вкусовые привычки.
Вместе с жеванием приходит навык глотания

Это важно для того, чтобы ребенок научился определять, сколько еды он может съесть за один раз.
Жевание можно рассматривать как упражнения для развития челюстно-лицевых мышц, а это способствует развитию речи. Как ни странно, чем больше малыш будет жевать, тем лучше он будет выговаривать слова.

Что делать, если время прошло

Во-первых, не паниковать, и в два года можно начать этому учиться, хотя надеемся, что эту статью вы прочитаете все же раньше. Ведь невозможного ничего не бывает, как во всем, что касается детей – запаситесь терпением и учите. Вам еще предстоит много интересного, например, учить его засыпать самостоятельно, это не менее сложно.

И в любом решении вопроса нужно быть мягкой, но настойчивой, спокойной и последовательной. И вам не лениться, и не позволять этого ребенку (кстати, воспитательные моменты во всех этих физиологических обучения присутствуют, да еще как). И делайте это обязательно, кризис первого года уже пройден, впереди кризис трех лет, до этого капризного периода ребенок должен уже многому научиться.

Причины отказа от твердой пищи

Некоторые мамы и папы вместо того, чтобы стимулировать жевание, продолжают кормить свое чадо протертыми супами и пюре в надежде на то, что процесс наладится сам собой. Если ребенку слишком долгое время дают пищу, которая по своей консистенции уже не подходит для его возраста, в дальнейшем он может отказаться пережевывать твердые кусочки. И виноваты в этом будут только родители.

При употреблении еды исключительно в виде пюре желудочно-кишечный тракт крохи не получает возможности научиться переваривать твердую пищу. Ребенок, не умеющий нормально жевать, будет пытаться заглотить целые кусочки. Это может привести к тому, что кроха поперхнется. Кроме того, такое питание может спровоцировать рвоту, что вызовет отвращение к твердой пище.

Резюме для родителей

Учить ребенка жевать родители должны еще во 2-м полугодии его жизни при своевременном введении прикорма. Если малыш научится жевать мясную котлетку, небольшие кусочки хлеба, то и с твердыми продуктами проблем не будет.

Но если родители не уделяли должного внимания в плане подготовки ко «взрослой пище», то и к 2 годам ребенок не сможет питаться ею. Родителям придется заняться его обучением, чтобы сформировать навыки жевания. Ситуация исправимая, хоть и трудоемкая.

Врач-педиатр Е. О. Комаровский рассказывает, как научить ребенка жевать:

Врач-диетолог С. Г. Макарова рассказывает, когда можно давать ребенку пищу кусочками:

Создание условий для закрепления рефлекса

Для правильного развития и закрепления у ребенка жевательного рефлекса необходимо создать определенные условия.

Выбор подходящего времени. Для того чтобы предложить малышу еду новой для него консистенции, нужно правильно выбрать время. Если кроха проголодался и требует смесь или кашку из бутылочки, не нужно настаивать на кормлении с ложки. Лучше выбрать для этого другой момент, иначе процесс привыкания к твердой пище отложится на неопределенное время.
Не следует пытаться накормить малыша с ложечки и в завершении приема пищи, когда он сыт. Лучшим решением будет предложить ему кашу с ложки через несколько минут после того, как кроха утолил сильный голод, например при помощи молока. Затем можно дать ребенку запить еду оставшимся молоком.

Использование детской ложечки. При первых кормлениях обычная чайная ложка будет слишком велика для крохи. Лучше всего использовать специальную детскую ложечку из пластика. Еду следует набирать понемногу, чтобы малыш смог отправить пищу в рот привычными сосательными движениями. Нельзя пытаться засунуть ложку глубоко в ротик ребенка, от этого он может подавиться и закашляться.

Соблюдение правильной консистенции. При кормлении ребенка растворимыми кашами необходимо точно придерживаться дозировки, установленной производителем, поскольку для каждого возраста подходит определенная консистенция. Можно продолжать некоторое время кормить ребенка любимой готовой кашкой, но со временем она должна становиться все гуще.

Добавление кусочков. Чтобы ребенок привык жевать твердую пищу, нужно постепенно добавлять в рацион блюда с крупными кусочками. Например, можно добавить в суп мякиш хлеба, так малыш сможет ощутить на языке кусочки еды. Кормить кроху следует небольшими порциями, внимательно следя за тем, чтобы он не подавился.

Постепенный переход к твердой пище

Важно действовать постепенно, не вынуждая ребенка резко переходить на новую для него пищу. Это может вызвать стресс, и развитие рефлекса затормозится.

Удобно составлять рацион малыша, ориентируясь на консистенцию пищи, которую предлагают производители готового детского питания

Постепенно однородное пюре заменяется на пюре с небольшими кусочками, далее предлагается однородная густая пища, заключительный этап – густая пища с твердыми кусочками.

Этапы формирования жевательного рефлекса

Многие думают, что навык жевания появляется только к появлению первых зубов. Это не так, жевательный рефлекс вырабатывает раньше и уже в это время нужно приучать малыша к твердой пище. Самое главное — это не пропустить момента, как ребенок начинает все тянуть в рот, у него начинает развиваться жевательный рефлекс. Первый сигнал того, что малыш готов жевать самостоятельно — это зуд десен, который многие приравнивают к прорезыванию. Этот период наступает у детей в разное время, у кого-то в 4 месяца, у некоторых младенцев только к 7.

Условно этапы жевательного рефлекса делятся на три периода:

  1. 6-12 месяцев. В это время вводится прикорм, дети выполняют движение челюстями и губами, вырабатывая жевательный рефлекс. С 8 месяцев разрешено давать блюда с маленькими комочками.
  2. 1-2 года. К началу второго года у детей в среднем 6-8 зубов, а значит, им можно предлагать жевательную пищу. Многие мамы по неопытности думают, что давать ребенку до 12 месяцев твердые продукты не стоит, это неверно и благодаря раннему приучению удастся потренировать жевательный рефлекс.
  3. 2 года. В это время дошкольник должен хорошо пережевывать еду, в том числе и мясо.

Если пропустить это время, то ребенок даже в детском саду будет отказываться от пищи, так как он не привык прилагать усилий. Он, конечно, научится жевать, но это будет очень поздно.

Возможные ошибки родителей

Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.

  • Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
  • Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
  • Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.

Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно
Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость.

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением

Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Нарушения глотания (дисфагии) и боль при глотании, затруднение и страх глотания у ребенка, детей

Нормальный транспорт пищевого комка через глотательный канал зависит от размеров комка, диаметра канала, перистальтического сокращения и состояния глотательного центра, который обеспечивает нормальное расслабление верхнего и нижнего сфинктеров пищевода во время глотания и угнетение стойких сокращений в теле пищевода.

Дисфагия — затруднение или дискомфорт при глотании у ребенка, детей

При поражении пищевода одним из частых симптомов является дисфагия — затруднение или дискомфорт при глотании. Она воспринимается как ощущение «застревания» при прохождении пищи через полость рта, глотку или пищевод. Дисфагия, вызванная слишком большим размером пищевого комка или сужением просвета глотательного канала, называется механической, а дисфагия, обусловленная некоординированными или слабыми перистальтическими сокращениями или угнетением глотательного центра, — двигательной.

Механическая дисфагия у ребенка, детей

Механическая дисфагия может быть вызвана изменением просвета канала (внутренним сужением или наружным сдавлением). У взрослого человека пищевод может растягиваться более чем до 4 см в диаметре благодаря эластичности его стенки. В тех случаях, когда пищевод не в состоянии растянуться до диаметра просвета более 2,5 см, может развиться дисфагия, а когда пищевод не может растянуться до просвета свыше 1,3 см, дисфагия будет обязательно.

Двигательная дисфагия у ребенка, детей

Двигательная дисфагия может возникнуть вследствие затруднений при инициировании глотания или нарушения перистальтики и угнетения центра глотания, обусловленных заболеваниями гладких или скелетных мышц пищевода. Наиболее важными причинами двигательной дисфагии являются диффузный спазм пищевода и связанные с ним нарушения двигательной функции, паралич глотки, ахалазия, связанная с неосуществлением глотательной функции перстневидно-глоточной мышцей и склеродермией пищевода.

Крайней степенью выраженности дисфагии является боль (одинофагия)

Крайней степенью выраженности дисфагии является боль, возникающая при глотании (одинофагия). Часто одинофагия и дисфагия развиваются одновременно. Globus hystericus — это кажущееся ощущение того, что в горле застрял комок. Однако при реальном осуществлении акта глотания не наблюдается никаких затруднений.

Фагофобия — страх глотания у ребенка, детей

Фагофобия — страх глотания, а при заболевании истерией, столбняком (прививка от столбняка детям — поликлиника «Маркушка»), бешенством и параличом глотки может возникнуть обусловленный страхом аспирации отказ от глотания. Некоторые больные могут ощущать прохождение пищи по пищеводу, что не связано с застреванием пищи в пищеводе или с его закупоркой. Для функциональной дисфагии характерным является затруднение при глотании жидкой пищи, воды, тогда как твердая пища проходит свободно.

Диагностика дисфагии, затруднения глотания у ребенка, детей

Наличие длительно существующей изжоги и рефлюкса, предшествующих дисфагии, указывает на пептическую стриктуру. Непродолжительная преходящая дисфагия может быть обусловлена воспалительным процессом. Если у больного наблюдается одинофагия, следует предположить наличие у него кандидозного или герпетического эзофагита.

Затруднения, возникающие при глотании только твердой пищи, указывают на механическую дисфагию, застрявший комок при этом можно протолкнуть через суженный участок пищевода, выпив какую-либо жидкость. При резко выраженном уменьшении просвета глотательного канала дисфагия развивается при употреблении как твердой, так и жидкой пищи. В отличие от этого двигательная дисфагия, обусловленная ахалазией и диффузным спазмом пищевода, вызывается употреблением как твердой, так и жидкой пищи с самого начала заболевания. Регургитация в нос и трахеобронхиальная аспирация при глотании являются признаком паралича мышц глотки или наличия трахеопищеводного свища.

Помощники в формировании жевательного рефлекса

Для своевременного формирования у малыша жевательного рефлекса родителям могут помочь специальные приспособления.

  • Использование прорезывателей. Месяцев с трех родителям необходимо обеспечить кроху безопасными прорезывателями для зубов. Такие приспособления способствуют приливу крови к деснам, что облегчает прохождение зуба через мягкие ткани.

    Прорезыватели требуются ребенку не только для того, чтобы массировать десны, но и для формирования жевательного рефлекса. С их помощью малыш приобретет первоначальные навыки жевания задолго до момента появления первых зубов.

  • Применение ниблера. Начиная с момента введения прикорма можно использовать ниблер – сетчатый контейнер, в который закладываются кусочки твердой пищи. С его помощью можно предлагать малышу овощи, фрукты, хлебные изделия. Сеточка препятствует попаданию крошек в рот младенца, и он не сможет подавиться. Жевание ниблера – отличная тренировка для десен, способствующая развитию здоровой зубной системы.

Как научить жевать и глотать без аппетита?

Если отсутствует аппетит, то приучить его к взрослой пище будет сложнее. И нередко родители бросают все попытки прикорма к взрослому столу, и продолжают кормить детей перетертой едой, лишь бы те поели. Необходимо сначала завлечь ребенка взрослой едой, а потом только развивать у него жевательные навыки. Чтобы улучшить аппетит стоит выполнить следующее:

  1. Вместо сахара добавлять в питье чайную ложку шиповника.
  2. Отказаться от покупных соков, сменив их домашними компотами с семенем укропа.
  3. Проводить много времени на улице, играя в подвижные игры.
  4. Не позволять перекусывать и пить молоко между основными приемами пищи.

Видео

В этом материале мы увидим живой человеческий опыт мамы-блогера, которая рассказывает о своем нелегком опыте приучения ребенка к жевательному процессу.

Капризы выдерживать нелегко, а подобные науки с ними как раз и связаны. Заставить жевать достаточно непросто, но необходимо. Почувствуйте моменты, когда ребенок готов начать учиться этому. Не запускайте этот процесс. Да, вам понадобится ваша сила и выносливость, ну а кто говорил, что будет легко? Зато потом вы сможете уже всю свою семью радовать своими кулинарными талантами и не задумываться о том, когда и как кормить. Поэтому держите в поле зрения результат, которого вы должны достичь, но никак не капризы маленького хитреца. Если малыш будет знать, что вы так просто не сдадитесь, у него все сразу получится. Успеха вам в этом. А нам очень хочется узнать ваш опыт и передать его нашим читательницам

Для нас и для них это очень важно.

Как понять, что ребенок готов к твердой пище?

Достаточно просто наблюдать за поведением своего малыша. Дети, как правило, дают всем своим видом понять¸ что они готовы «переходить на новую ступень развития». Малыши, которые готовы к изучению твердой пищи перестают сосать еду из ложечки. Они больше «захватывают» ее губами и зубками. А после – пережевывать, делая характерные движения ротиками. Также стоит задуматься над рассматриваемым вопросом, если кроха стал проявлять активный интерес ко «взрослой» пище и начинает широко раскрывать рот, когда его кормят. Постоянные пальцы во рту и другие твердые предметы тоже указывают на готовность к изучению твердой еды. Как правило, соответствующий период приходится на 5-8 месяцев жизни ребенка. В это время в качестве прикорма вводят каши и продукты с плотными мелкими частичками.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Так ли важно уметь жевать твердую пищу для ребенка?

Некоторые родители настолько любят своих детей, что не считают нужным заставлять их есть после года твердую пищу и готовы ее измельчать долгое время.

На самом деле умение жевать в 1-2 года заложено природой и способствует формированию:

  1. Правильного прикуса.

Отсутствие нагрузки на десну снижает активность кровообращения, зубы растут слабыми, может сформироваться неправильный прикус и начаться проблемы с зубами в будущем.

  1. Речи.

Как ни странно, именно жевательный рефлекс (как и сосание женской груди) тренируют артикуляцию малыша. Если у ребенка проблемы с приемом твердой пищи, это сказывается и на его речи, он может просто не выговаривать некоторые звуки.

  1. Ферментной системы.

В процессе жевания пища смачивается слюной, которая запускает процесс синтеза ферментов и улучшает пищеварение.

Если малыш получает только мягкие, жидкие продукты, желудок начинает лениться и через определенное время возникают проблемы с пищеварением: гастриты, частые несварения.

Кроме того, дети, не научившиеся жевать вовремя, рискуют вырасти психологическими манипуляторами, им тяжело будет ориентироваться в детском коллективе.

Когда нужно начинать обучение

Ответ простой: с 3 месяцев. Это не значит, что в 3 месяца надо выдать грудничку кусок яблока и приказать его съесть. Просто подготавливать жевательные мышцы нужно уже с этого возраста. С введением прикорма нужно чаще предлагать малышу что-то грызть и жевать. Так вы предупредите его нежелание кушать твердую пищу в дальнейшем.

С 1 года малыша можно попробовать накормить пищей кусочками. В случае неудачи, опыт можно повторить через день, и так до тех пор, пока не получится. Упустив момент в годик, уже в 2-летнем возрасте не исключено появление проблемы с избирательным аппетитом, решить которую можно только ценой слёз ребенка и нервов любящей мамы. Так что в меню ребенка в 1 год уже можно вводить мягкую отварную пищу кусочками.

Новости

29 августа

Короткая уздечка языка: как исправить, пластика или подрезание, почему нужно направление логопеда?

Когда пациенту ставят диагноз короткая уздечка языка, возникают вопросы как исправить длину уздечки языка, что лучше — пластика или подрезание/иссечение уздечки языка, почему нужно направление логопеда или другого специалиста. Ответы на эти вопросы в статье «Короткая уздечка языка — что делать?».

22 августа

Протезирование на имплантах керамикой

В работе «Керамические коронки на имплантах для протезирования зубов» был установлен один новый имплант Astra Tech для восстановления отсутствующего зуба, выполнено протезирование керамической коронкой на импланте, а также заменены металлокерамические коронки на двух имплантах, установленных ранее в другой клинике на коронки из керамики E.max.

11 августа

Командная работа: лечение бруксизма, лечение кариеса, удаление зубов мудрости, исправление прикуса, отбеливание зубов и реставрация передних зубов винирами

Часто, чтобы сделать улыбку красивой недостаточно только выровнять зубы, нужен комплексный подход. Командная работа врачей разных специальностей дает максимальный эстетический результат, который сохраняется на долгие годы. Все этапы комплексного лечения: уколы ботокса от бруксизма, лечение кариеса с микроскопом, удаление зубов мудрости, выравнивание зубов, отбеливание ZOOM 4 и окончательная реставрация передних зубов керамическими винирами подробно рассмотрены в работе «Виниры на передние зубы с ортодонтической подготовкой и лечением бруксизма».

5 августа

Чистые зубы — залог здоровья!

В работе «Профессиональная гигиена с аппаратом Prophylaxis Master при скученности зубов» показан результат чистки зубов профессиональными методами: зубы чистые со всех сторон, очищены самые труднодоступные места, удален зубной камень. Гигиена очень важна для сохранения здоровья как зубов, так и десен!

29 июля

Неровно растут зубы? Для красивой улыбки нужен командный подход!

Когда зубы растут неровно, одного только исправления прикуса часто бывает недостаточно, чтобы вернуть красоту улыбке. В «Диал-Дент» в восстановлении красивых улыбок принимает участие команда врачей: ортодонт, ортопед, терапевт, хирург, гигиенист, а иногда даже и ЛОР, так как только комплексный подход дает долговечный и максимально эстетичный результат. Пример комплексного лечения в работе «Исправление прикуса и протезирование передних зубов».

все новости

Когда следует начинать знакомство с твердой пищей

Принято считать, что большинство малышей готово к знакомству с пищей кусочками в 6–8 месяцев. На самом деле возраст в деле развития навыка жевания не главное. Кроха должен быть готов к введению твердого прикорма как физически (уметь активно работать язычком и правильно прижимать его к нёбу), так и психологически: должен «проснуться» пищевой интерес, желание заглянуть в родительскую тарелку и попробовать то, что едят взрослые.

«Появление первых жевательных движений происходит в 4–5 месяцев, тогда же наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка, — говорит педиатр Юлия Рахимбекова. — И если в этот период не вводить прикорм, а продолжать стимулировать только сосательный рефлекс, то неподкрепленный практикой рефлекс жевания начнет затухать. Еще несколько лет назад малыш до появления первых молочных зубов получал от мамы сушку, сухарик или даже куриную косточку и учился „жевать“ деснами. Сегодня родители часто вводят прикорм после 6 месяцев и позже, когда во рту уже появились 2–4 передних зуба

Но эти зубы служат для откусывания, жевать ими невозможно, и — что важно! — они мешают малышу жевать деснами. Вот так момент бывает упущен

Далее в норме в возрасте 7–12 месяцев у ребенка продолжают укрепляться навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и умение перемещать языком пищу к зубам. Он уже в состоянии есть каши, рубленые фрукты и овощи. Конечно, все индивидуально. Доношенный или недоношенный, здоровый или с проблемами со здоровьем, есть зубки или еще не появились — так или иначе к году кроха должен производить качественные жевательные движения челюстями. Но это произойдет только в том случае, если родители постепенно учили его этому. Не бывает так, чтобы ребенка кормили только грудным молоком, а в годик он сел за стол, взял ложку и стал деловито есть с общего стола».

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу?

  1. Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
  2. Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
  3. Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
  4. Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
  5. Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.

Откусывание, кусание и жевание пищи

В процессе фракционирования пищи можно выделить разные функции. Откусывание пищи предназначено для отделения куска еды. Кусание является первичной латеральной функцией (боковое кусание — при помощи коренных зубов), которая приводит к переходу твердого куска пищи в пережеванный комок, который можно проглатывать. Мы откусываем только ту пищу, которую мы не можем измельчить языком о твердое небо — вот с чем маленькие дети сталкиваются в начале. Жевание является наиболее трудной, за исключением функции речи, функцией в системе работы ротового аппарата. Оно требует максимальной координации мышц и самого большого времени обработки пищи. Жевание предназначается только для тех продуктов, откусывания которых не достаточно (например, мясо, мясная нарезка)

Мы должны помнить, что индивидуальное полное развитие сенсомоторной системы ребенка в отношении данных функций жизненно важно. Развитие зависит от индивидуальных факторов, истории вскармливания и питания ребенка

Стоит активно участвовать в обучении вашего ребенка этим навыкам, предлагая описанные ниже действия, поощряя, но не заставляя его делать их, поскольку мы не хотим вызвать у ребенка страх или боязнь, в особенности, удушья или эмоциональную травму. Будьте терпеливы и не спешите с этим процессом.

Когда у малыша должен уже быть навык жевания твердой пищи?

Молочные зубы вырастают у каждого малыша в разное время, так как развитие каждого ребенка проходит сугубо индивидуально. Умение жевать формируется в зависимости от характера получаемой пищи. При организации родителями правильного питания навык жевания появляется у крохи после 6 месяцев с появлением первых молочных резцов.

А в год уже практически каждый ребенок может пережевывать небольшие кусочки овощей, хлеба, фруктов, мясных котлет. Только некоторые продукты могут составлять для него трудность. В 2 года малыш при правильном развитии должен обязательно уметь самостоятельно жевать и глотать твердые продукты. Но если время упущено и в 2 года у ребенка такой способности нет, паниковать не следует. Все еще можно исправить, нужно проконсультироваться с врачом и воспользоваться его рекомендациями.

Значение жевательного рефлекса

Ответственным родителям крайне важно научить малыша пережевывать и глотать твердую пищу, поскольку данный рефлекс имеет огромное значение

  • Прежде всего, он сказывается на пищеварительном процессе в целом, ведь жевание стимулирует выработку слюны, которая принимает участие в образовании пищеварительных ферментов и желудочного сока. Если же кроха не пережевывает пищу, а лишь проглатывает ее, то в более зрелом возрасте велик риск заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  • Своевременное обучение жеванию благоприятным образом скажется на формировании контура лица ребенка и его прикуса.
  • Без умения жевать ребенок не сможет иметь красивые крепкие зубы. При отсутствии регулярных тренировок челюсти ребенка будут развиваться с медленной скоростью, ухудшится кровоснабжение в деснах, отчего зубы будут формироваться некрепкими.
  • Имеет прямую взаимосвязь с развитием речи, поскольку за счет жевательных движений язык становится более подвижным, его проще поставить в правильное положение для четкого произнесения звуков. Также жевание стимулирует развитие мышц ротовой полости.

Родителям очень важно не упустить момент и своевременно обучить ребенка навыкам пережевывания твердых кусочков

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом

Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Вид расстройства

характеристики

               ЗПР

                УО

Характер

Обратимый

Необратимый

Вид нарушения

Замедление темпа психического развития

Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций

Масштабность

Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже

Тотальность – страдают практически все функции

Первичный дефект

Частичное повреждение базальных структур

Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности

Как развивается

Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.

Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.

Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.

Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector