Причины того, что грудничок мотает из стороны в сторону головой

Причины мотания головой

Если вы обратитесь к профессиональному неврологу и пожалуетесь на то, что ребенок мотает головой из стороны в сторону, он, скорее всего, расскажет вам про феномен яктации.

Этот феномен выявили специалисты, которые наблюдали за маленькими детьми-сиротами.

Малыши в детских домах, лишенные маминой любви, ласки и внимания, раскачивались или мотали головой, пытаясь успокоиться. По сути, это самоукачивание, с помощью которого ребёнок борется с психологическим дискомфортом.

Важно! Ошибочно думать, что малыши, которые растут в обычных семьях, не могут страдать от недостатка внимания или тактильного контакта. К тому же, на состояние ребёнка может влиять атмосфера в семье

Частые ссоры и скандалы вызывают эмоциональное напряжение малыша

К тому же, на состояние ребёнка может влиять атмосфера в семье. Частые ссоры и скандалы вызывают эмоциональное напряжение малыша.

О своих ощущениях он рассказать ещё не может, и инстинктивно пытается успокоиться доступным способом — мотает головой. В таком случае, это своего рода разрядка. Так грудничок выплескивает свои эмоции.

Читайте важную статью Ссоры родителей и их влияние на ребенка>>>

Учёные выяснили, что есть категория детей, которые уже с рождения отличаются повышенной потребностью в сенсорной стимуляции. Это их особенность:

  • они много времени проводят на руках;
  • любят укачивания;
  • засыпают под «белый шум» или приятные мелодии.

В возрасте 5–8 месяцев у таких детей могут наблюдаться мерные раскачивания всем телом или мотание головой во время бодрствования или сна.

О мягком уходе, воспитании и развитии ребенка до года смотрите интернет-курс Мой любимый малыш>>>

Какие еще могут быть причины того, почему ребенок мотает головой:

  1. Причина может быть связана с повышенным внутричерепным давлением у малыша.

Если при родах он испытывал кислородное голодание, то впоследствии из-за перепадов атмосферного давления, переутомления у грудничка может болеть голова.

Чтобы справиться с болезненными ощущениями, он будет мотать головой.

  1. Дети могут страдать из-за проблем с ушками.

Обратите внимание! Если малыш мотает головой перед тем, как взять грудь или бутылочку, или начинает сосать и останавливается, скорее всего, у него действительно болят уши. Слегка надавите на козелок

Если ребёнок заплачет и отстранится, консультация ЛОР-врача обязательна!

Слегка надавите на козелок. Если ребёнок заплачет и отстранится, консультация ЛОР-врача обязательна!

  1. Причиной такого поведения может быть и прорезывание зубов. Малыш чувствует дискомфорт и пытается его устранить, отвлечься. Подробнее о прорезывании зубов у детей>>>
  2. Если ребёнок мотает головой во сне, возможно, ему снится что-то плохое или он испытывает дискомфорт, связанный с духотой в комнате, жаждой, мокрым подгузником.

Как наладить сон ребенка смотрите в интернет-курсе Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяцев>>>

Важно! Если причины, по которым ваши сынок или дочка крутят головой, связаны с болевыми ощущениями в деснах, ушах, то дети будут беспокойными, плаксивыми, нарушатся сон и аппетит

Головой мотал: «Нельзя так!»

Через эту свою беду Игорь и пришел к вере. Тогда по телевизору шла передача «Слово пастыря». Посмотрел он ее раз, два… И поверил в Бога. Так тоже бывает.

Когда еще мог говорить, попросил, чтобы напротив его кровати повесили икону Божией Матери. Молился, как умел. А потом, когда и речь исчезла, просто смотрел. И жили, лучились глаза. О чем он думал? Этого никто и никогда уже не узнает.

Игорь никогда не роптал. По крайней мере, никто этого не слышал. Хотя, наверное, он часто думал, почему все так случилось.

Роптала его мама, Анастасия Федоровна. Спрашивала сына:

— Как можешь ты в Бога своего верить, если Он такое допустил? Что это за Бог такой?

— Мама, не говори так! — просил ее Игорь.

Чем хуже ему становилось, тем больше злилась мать на «этого Бога» и кричала в небо страшные проклятья.

— Иногда это у нее до настоящего кощунства доходило, до хулы, — рассказывал мне отец Анатолий. — А парень, когда уже молчал, головой мотал, как будто сказать хотел: «Нельзя так! Нельзя!» — «Ты что ж, на Бога не в обиде? Ты же никогда ничего плохого никому не сделал?» — удивлялась мать. А Игорь опять из последних сил головой мотал: «Нет!»

Иногда Игорь плакал — когда мама подавала ему утку и мыла его. Хотел быть помощником, а вон как получилось.

Но тут же улыбался, как будто поддерживал. Как будто, как раньше, говорил: «Сядь, мамочка, отдохни, я сам».

Но сам он уже не мог. Опять плакал — наверное, жалел мать. А она опять проклинала Бога.

Отец Анатолий познакомился с этой семьей, когда они из города переехали в их село — из-за Игоря. Тут хотя бы на веранду можно сына вытащить с его аппаратом воздухом подышать. Анастасия Федоровна за сыном ухаживала, отец, Андрей Сергеевич, работал, хозяйством и пчелами занимался. И однажды он зашел в храм — просто поставить свечку. Так он и познакомился с батюшкой, рассказал ему о сыне.

Посещать храм у Игоря возможности не было. Поэтому отец Анатолий сам приходил к ним домой. Сначала — один. Потом — с детьми из воскресной школы.

Мальчишки и девчонки очень полюбили этого неподвижного человека с живыми лучистыми глазами. Они рассказывали ему разные истории из своей жизни, обкладывали своими нехитрыми подарками. А он смотрел, слушал и улыбался.

Иногда отец Анатолий исповедовал Игоря, насколько у них это получалось. Причащал — совсем крохотной частичкой. Это было сложно — парень почти не глотал.

— И всегда после причастия было явно видно, как он становился еще более мирным, одухотворенным.

Соматические проблемы

Соматические проблемы — это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения — необходимо проконсультироваться с педиатром.

Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна — только на период обострения.

Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни — это рахит — нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д. На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше — с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.

Неврологические проблемы

Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.

Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Ночной энурез (у детей с 4 лет)
  • Снохождение, сноговорение
  • Ночные кошмары

Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.

В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

«Ребят, вы что? Я же свой!»

Хоронил он как-то свое духовное чадо. Ну как чадо. Когда они встретились, Игорь (так его звали) уже не говорил. Лежал, головой из стороны в сторону двигал и глазами мог что-то показать.

— Удивительный это был человек, — рассказывал мне батюшка. — Таких редко и встретишь. Как из жития святых.

Рос Игорь в самой обычной советской неверующей семье. Папа, мама и он. В школу ходил, дружил, хулиганил иногда, как все мальчишки. Но без злобы. Крепышом был и не трусом. Но когда драки пацанские начинались, старался кулаками поменьше махать — чтобы не покалечить никого. Больше блоки ставил и повторял: «Ну ребят, хорош!»

Родителей своих очень любил. Они хотели девочку, помощницу, но родился мальчик. Но о мальчике таком можно было только мечтать:

— Сядь, мамочка, отдохни, я сам все сделаю, — говорил Игорь.

И готовил, убирал, в магазин бегал. Отцу в его мужских делах первой опорой был. Высшего образования не получил, но на работу устроился. Тоже помощь семье.

А когда Игорю было около двадцати лет, на него напали. Прямо рядом с его домом. Шел он вечером, вдруг сзади кто-то его схватил и нож к горлу приставил. Он сначала подумал, что знакомые его какие-нибудь подшутить так жестоко решили.

— Ребят, вы что? Я же свой!

Те даже опешили. Развернули Игоря лицом к себе — что за свой такой? Он понял, что не шутки это. Настоящие бандиты. Да и те, наверное, испугались, что увидел он их лица. Заявление написать может, и чем это все закончится — непонятно.

Игорь рванул к дому, они — за ним. Заскочил в подъезд, потом в квартиру. А грабители всю входную дверь ножом исполосовали.

Вроде все закончилось благополучно. Но пережитый стресс ударил парню по здоровью.

Сначала перестали слушаться руки и ноги, а потом Игоря вообще парализовало. Слег парень и, не вставая, лежал 16 лет. К концу даже говорить не мог.

Родители его сиднем не сидели. Боролись за сына, как могли, по больницам его возили. Но врачи только руками разводили.

А Игорю становилось все хуже. Не мог жевать, глотать. К какому-то аппарату его подключили дома. И из-за него родители не могли Игоря даже на улицу вынести.

Существует 6 типов головных болей:

  1. Мышечного напряжения
  2. Сосудистая
  3. Невралгическая
  4. Ликвородинамическая
  5. Функциональная или психалгия
  6. Смешанная

Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.

Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.

Возраст/

Нозология

0-1 год

1-3 года

4-7 лет

8-10 лет

11-14 лет

15-17 лет

Головные боли неуточненные

7%

9%

16%

18%

Головные боли напряженного типа

3%

12%

18%

24%

Сосудистая головная боль

0.3%

0.8%

2%

10%

18%

Мигрень

1%

1%

1%

1%

Функциональная, в том числе

на фоне церебрастении

2%

4%

6%

9%

2. Сосудистая головная боль 

это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.

3.Невралгическая головная боль 

возникает при давлении на ствол нерва, его веточку или узел, а вслед за компрессией возникает ишемия и болезненность. Причиной этого может служить посттравматический или воспалительный отек по ходу нерва, а так же любое объёмное образование. Невралгическая головная боль может быть и центрального генеза, в результате нарушения функции ноцицептивной и антиноцицептивной системы головного мозга.

4. В возникновении ликвородинамической головной боли 

основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.

6. Смешанная форма, имеет смешанное происхождение.

Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.

Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.

В детском корпусе клиники вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.

Информацию для Вас подготовила:

Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.

Процедура укладывания

Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания. Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть «Спокойной ночи малыши», чистить зубы — этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон. Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать «доброго сна». Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.

При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное — монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном — и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.

Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.

Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко

Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.

Почему возникают нервные тики

В медицине до сих пор не выявлено точного механизма развития нервных тиков. По одной из гипотез, патологию вызывают сбои в обмене нейромедиаторов, то есть веществ, которые передают информацию по нервным клеткам. Чаще всего проблема носит наследственный характер, и для появления тика просто нужен толчок.

  1. Испуг, стрессовая ситуация.
  2. Длительное психическое перенапряжение. К примеру, у малыша проблемы в отношениях с воспитателем, сверстниками в детском саду или неблагоприятная обстановка в семье (нехватка внимания либо чрезмерная строгость родителей).
  3. Поступление в школу (синдром первоклассника). Новая обстановка, правила, ограничения для многих детей являются сильным эмоциональным потрясением.
  4. Переутомление, систематическое недосыпание, увлеченность гаджетами.
  5. Перенесенная инфекция (ОРВИ и пр.).
  6. Неправильное питание, провоцирующее в растущем организме дефицит кальция и магния. Это может вызвать судорожную активность мускулатуры. Также тик может вызвать злоупотребление психостимулирующими напитками (чай, кола).

Каждый их этих факторов может спровоцировать нервный тик головы у ребенка. Причины, указанные выше, приводят к развитию первичного гиперкинеза. Вторичный же тик вызывают опухолевые образования мозга, нарушенное кровообращение в этом органе, энцефалит, психические заболевания, вегетососудистая дистония и пр.

Разновидности тиков головы

Нервные тики в области головы бывают моторными и вокальными. В первом случае это повторение одинаковых движений носом, губами, веком, лбом. Голосовые же тики — это навязчивое фырканье, шипение, покашливание, вздохи, сопение носом. Ребенок может тянуть гласные звуки, издавать короткие писки.

Также гиперкинезы (тики) у детей классифицируются в медицине как локальные и множественные — затрагивается отдельная мышца либо несколько мускулов сразу.

Согласно изначальному состоянию нервной системы ребенка различаются первичный и вторичный тики. Первичный является единственным расстройством, вторичный же провоцируют уже имеющиеся дисфункции головного мозга.

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей — он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках

Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту

Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе — это самое физиологически правильное положение

Когда стоит обратиться за консультацией?

В отдельных случаях переживания родителей могут быть обоснованными. Вы должны быть настороже и обратиться к врачу, если у ребёнка помимо мотания головой есть и другие симптомы:

  1. Ребёнок активно потеет во время кормления и сна, отстаёт в развитии от сверстников, плохо спит и ест, у него лысеет затылок. Это могут быть первые признаки рахита. Подробнее в статье Признаки рахита у грудничков>>>
  2. Ребёнок начинает мотать головой сильнее, если волнуется, не реагирует на звуки, не фокусирует взгляд, царапает или кусает себя. Это признаки расстройства аутического спектра.

Во всех остальных случаях переживать не следует, если ребёнок мотает головой из стороны в сторону в год, или ему всего несколько месяцев

Просто отложите все дела и уделите ему внимание. Малыши очень быстро растут

Насладитесь временем, проведенным вместе.

Счастливого материнства!

  • Пупочная грыжа у новорожденного
  • Прибавка в весе у новорожденных по месяцам
  • Гипертонус у новорожденного: причины и способы решения проблемы
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector