Типы акцентуации характера

Интровертированный тип.

Такие люди оторваны от реальности. Свою силу они черпают в одиночестве и размышлениях. Очень не любят шумные большие компании, быстро утомляются от длительного общения, но общение один на один для них приемлемо, они прекрасные партнеры.  Интроверты довольно сдержанны, всегда придерживаются собственных убеждений. Однако, они слишком настойчивы  и упрямы, их очень сложно переубедить их собственная точка зрения всегда единственно верная для них. Живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько представлениями. Внешние события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. Если разумная степень интровертированности способствует выработке самостоятельного суждения, то сильно интровертированная личность живет большей частью в мире нереальных идей. Излюбленная пища для мышления интровертов — проблемы религии, политики, философии. Малообщителен, держится в стороне, общается по необходимости, любит одиночество; погружен в себя, о себе рассказывает мало, свои переживания не раскрывает. Медлителен и нерешителен в поступках.

Для этого типа характерна опора на свой жизненный опыт. Этот тип не подвержен влиянию различных ситуаций. Степень погружения во внутренний мир приводит человека к отрыву от реальной действительности. Характерна подчеркнутая склонность к раздумьям и слабая готовность к поступкам. 

Можно ли легко выявить тип без теста? Кому интересно обращайтесь к психологам. 

Изменено: 30.04.2019, 19:39

Причины возникновения акцентуаций

Тип акцентуации, свойственный конкретному человеку, определяется в основном генетическими факторами. А вот её дальнейшее развитие и усиление определяются уже всевозможными внешними причинами, среди которых наиболее значимыми являются такие факторы как:

  • Воспитание. Любые крайности, будь то недостаток внимания или гиперопека, могут спровоцировать развитие акцентуации.
  • Количество свободы в детстве. Здесь подразумевается то, как ребенок учится, насколько свободным или авторитарным является процесс образования.
  • Барьеры в общении. Если подросток испытывает проблемы в общении со сверстниками, это может приводить к нервным срывам, из-за которых проявляется акцентуация.
  • Внутренняя дисгармония. Это может быть заниженная самооценка или комплекс неполноценности. Чем больше на человека давят такие переживания, тем сильнее проявляется акцентуация его характера.

Также к усилению и проявлению скрытых акцентуаций характера могут приводить недостаток общения и продолжительное пребывание в одиночестве, неудовлетворенность личных потребностей, различные заболевания центральной нервной системы и хронические болезни.

Характер и черты личности

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется
в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что
придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
(отсюда название «характер»).
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а
не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.
Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может
быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица.
Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность
вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств,
проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный
человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в
деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств
управляется ими.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались
на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и
ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена
немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную
попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э.
Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные
из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении
остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека,
не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять
и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена
на группы.
Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном
на описаниях акцентуаций характера. Одна из них принадлежит известному
отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на
основе наблюдения за подростками.

Истероидный тип

Истероидный тип – характерные черты: беспредельный эгоцентризм;

Ненасыщаемая потребность в сочувствии, восхищении, поклонении;

  • Демонстративность в поведении и эмоциональности (Жириновский);
  • Предпочтение ярких цветов;
  • Эмоциональная депрессивность при отсутствии глубоких чувств (импрессия – переживание; экспрессия – выражение);
  • Эмоциональная экспрессивность – часто средство манипуляции окружающими людьми, эмоциональный шантаж;
  • Склонны к          суицидальному демонстративному           поведению (суицидальность возникает как реакция на жизненные проблемы);
  • Болеют, симулируют (Наташа Ростова; до летального исхода обычно не доводят);
  • Актерские способности – с легкостью вживаются в любые роли (большинство актеров – истероиды);
  • Завышенный уровень притязаний в сочетании с неспособностью к кропотливому труду;
  • Наблюдается несоответствие между «я хочу» и «я могу» (есть желания отсутствуют способности);
  • Умеют «ловить          момент», находчивые;
  • «Вожаки на час» (лидер на время);
  • Склонны к рисовке, позерству, приукрашиванию себя и демагогии;
  • Защитные механизмы: отрицание, вытеснение (забывают неприятные моменты);
  • Форма и образ жизни: «на людях и для людей» (предпочитают дружить либо с известными и популярными людьми, либо с теми, кто создают им «выгодный фон», чтобы выглядеть лучше на невзрачном фоне);

«Слабые места», сложности:

1. Равнодушие и игнорирование со стороны окружающих;

Сложности психотерапевтической работы с истероидами:

Придя к психологу, основной целью их посещения является не излечение, а «светская беседа».

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Ресурсы и ограничения

Естественно, находиться в постоянной тревоге и сомнениях крайне сложно, педант не в силах спокойно уснуть, расслабиться. Он обдумывает прошедший день, ищет вероятные ошибки и пути поиска решений проблем.

Так что вполне естественно, что обычно страдает бессонницей, по утрам встаёт вялый, «разбитый». Организм попросту не успевает восстановить ресурсы, отчего некоторые органы и системы дают сбои в работе.

Например, может возникнуть невроз навязчивых состояний. То есть, человек этого типа акцентуаций по Леонгарду будет мыть по 100 раз на день руки, боясь заразиться какой-то инфекцией.

Обязательно перед сном несколько раз проверит, выключил ли газ, свет, утюг, на все ли замки запер дверь. Несмотря на то, что ни разу в жизни не попадал в такие ситуации, когда по невнимательности оставлял включёнными электроприборы и так далее.

Скрупулёзность сказывается и на здоровье, к которому они начинают относиться со всей серьёзностью, напоминая ипохондриков.

Малейшее недомогание подвергается обследованиям, а если не подвергается, то по причине того, что они считают себя неизлечимо больными и просто боятся услышать от врачей о своём страшном диагнозе.

Но чрезмерная внимательность к своему здоровью приносит и хорошие плоды. Например, они не злоупотребляют алкоголем и не курят, пытаются вести здоровый образ жизни, делая зарядку и употребляя в пищу полезные продукты.

Так что среди данного типа акцентуации характера зависимых от алкоголя и наркотиков крайне мало.

Окружающих могут достать своим занудством, осторожностью. Конфликтов стараются избегать, но при нарушении порядка нередко выходят из себя, раздражаясь, что столько усилий было потрачено зря

Способы лечения различных акцентуаций

Выраженность черт, в отличие от психопатии, можно скорректировать. Более того, в зависимости от жизненных обстоятельств акцентуированные черты характера могут пройти и замениться на другие, так как, по определению, акцентуация – это особенность характера, а не личностная аномалия.

Коррекция предполагает сглаживание выраженности черт, что актуально в том случае, когда акцентуация личности препятствует социальной адаптации. Обычное поведение легко изменить в соответствии с ситуацией, для людей с выраженными чертами такое действие не под силу. Они, наоборот, демонстративно проявляют эти черты, нанося вред и себе, и окружающим.

Хотя акцентуированный характер изменить невозможно, но человек может научиться сдерживать свои негативные проявления. В этом могут помочь работа над собой и психокоррекция.

Самостоятельная коррекция акцентуации

Акцентуанты редко обращаются за помощью к специалисту, надеясь на самостоятельное решение проблемы

Психологи говорят, что самопомощь возможна, если принять во внимание необходимые рекомендации

Для коррекции акцентуированных черт необходимы тренировочные действия, которые намеренно помогают развивать противоположные черты. Одновременно происходит освоение новых тактик поведения, что полезно для достижения гармонии в характере и поведении:

  • Коррекция выраженных акцентуаций характера проводится с помощью упражнений. Пример, для гипертима – «Порядок в мыслях – порядок в жизни», для гипотима –  «Все мои достоинства со мной». Желательно ввести их в распорядок дня.
  • Полезно ежедневно делать краткие записи в дневнике для анализа поведения и настроения.
  • Главный принцип коррекции – целенаправленное совершение активных действий, которым противится акцентуированная черта. Подобные упражнения позволяют сглаживать изъяны характера.

Для сглаживания акцентуации с успехом используются психологические коррекционные приемы, групповые и индивидуальные

Помощь психолога

Если человек не в состоянии самостоятельно влиять на акцентуацию, потребуется пройти психотерапию. Специалисты предлагают эффективные техники, как в группах, так и индивидуально. Презентации многих нетрудно найти на психологических сайтах, особенно актуальны среди них:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • психодрама,
  • когнитивно-поведенческая терапия,
  • арт-терапия,
  • психотренинг.

Акцентуацию называют приобретенным явлением, а не врожденным состоянием. При направленных усилиях на нее можно влиять, меняя стереотипы поведения

Поэтому для достижения позитивных изменений важно правильно подобрать техники для психокоррекции

Работа над собой

Лечение основано на снижении интенсивности проявлений усиленных черт. Однако, не во всех случаях оно необходимо. На самом деле, коррекция нужна, если акцентуация влияет на социальную адаптацию.

Для истероидного типа. Общаться нужно спокойно, речь должна быть тихой. Нужно научиться совершать добрые дела, при этом не показывать и рассказывать о том, что именно Вы совершили данное действие. Находясь в компании людей, необходимо вести себя тихо, спокойно, представить себя невидимкой. Большое значение необходимо уделять аутотренингу, которым нужно заниматься ежедневно

Важно научиться любить себя таким, каким Вас создал Бог, повышать свою самооценку.
Для эпилептоидного типа. Нужно научиться прощать обиды, не держать ни на кого зла

Необходимо позаботиться о развитии терпимости, научиться доброжелательно относиться к другим людям. Важно уметь проявлять щедрость. Желательно стать хорошим слушателем, не перебивать говорящего, уметь поддержать. Нужно научиться ставить себя на место другого человека.
Для шизоидного типа. Необходимо освоить копирование мимики оппонента, научиться понимать, какую эмоцию он переживает в данный момент. Важно быть доброжелательным, к другим людям относиться так, как хотите, чтобы они относились к Вам. Могут понадобиться такие упражнения, как игра в холерика, человек учится говорить быстро, громко и импульсивно.
Для циклонного типа. Нужно завести ежедневник. В нем отмечать, какие задачи Вы планируете, также нужно описывать свои переживания и эмоции в той или иной ситуации. Нужно задумываться над тем, как стоит измениться, чтоб не мешать жизни других людей.
Для параноидального типа. Не нужно верить первому впечатлению, необходимо научиться определять мотивы людей. Нужно постараться вести себя спокойно, не допускать замечаний в сторону другого человека. Нелишним будет посетить тренинг по коммуникативному поведению. Большое значение имеют релаксационные упражнения, можно заняться медитацией или йогой. Необходимо научиться делать людям комплименты, когда они этого заслуживают.
Для неустойчивого типа. Человек должен научиться противостоять собственной лени, делать вещи, которые ему необходимы. Нужно себя мотивировать.
Для лабильного типа. Нужно рационально подходить к проблемам, к их решению. Необходимо завести дневник, в котором отмечать свое настроение, в частности, по каким причинам оно сменяется. Научитесь контролировать эмоции, не позволяйте им управлять Вашими действиями. Аутотренинг поможет найти баланс, нормализовать нервное состояние. Поспособствует избавлению от повышенной чувствительности к ситуациям, которые начинают раздражать, выводить из себя.
Для конформного типа. Нужно научиться развивать критическое мышление. Сталкиваясь с каким-то событием, нужно обдумывать возможные последствия. Если Вам что-то хотят посоветовать или зовут куда-то пойти, Вы должны в ответ тоже кого-то позвать, предложив поступить иным путем. Совершайте нестандартные поступки, учитесь выходить из зоны своего комфорта.
Для астено-невротического типа. Представьте, что являетесь супергероем и Вам все под силу. Постоянно расширяйте круг общения, развивайте свое чувство юмора.
Психастенический тип. Когда появляются какие-то страхи, нужно представить, что объект боязни уже совершенное дело. Не стремитесь всегда соответствовать установленным порядкам, иногда отходите от правил. Делайте зарядку для лица, для того, чтоб расслабить мышцы.
Если у Вас гипертимный тип, то понадобится навести порядок на своем рабочем месте, в шкафу. Это необходимо для систематизации мыслей в голове. Всегда доводите начатые дела до их логического завершения. Заведите ежедневник, указывайте в нем все свои задачи, планируйте действия.
Если у Вас сенситивный тип, то необходимо хвалить себя за каждую победу. Можно сделать специальный плакат, на котором отметить свои достоинства и достижения. Нелишним будет обратиться к чувству юмора, это позволит снизить чувство дискомфорта.

Типы акцентуации характера

Типы акцентуации характера по Леонгарду

  1. Демонстративный. Человек старается произвести благоприятное впечатление у окружающих, обратить на себя внимания. Личность часто нахваливает себя, пытается казаться незаменимым персонажем в каждой ситуации. Большинство сказанного им является только его фантазией или же имеет малую долю правды.
  2. Застревающий. Характерна повышенная устойчивость аффекта, продолжительная эмоциональная реакция, переживания. Такие люди редко когда прощают неуважение и оскорбления в свою сторону. Они долго помнят обиды и при первой же возможности стараются отомстить обидчику.
  3. Педантичный. Такой человек чрезмерно аккуратен, пытается во всем поддерживать порядок, но при этом страдает нерешительностью. Перед принятием решения он будет долго продумывать каждый шаг, взвешивать все за и против. Такая личность боится перемен и брать на себя ответственность.
  4. Гипертимический. Такие люди всегда находятся в хорошем настроении даже без весомых причин. Отмечается повышенная активность, жажда к насыщенной жизни, ярким эмоциям и впечатлениям. Для такого типа характерна общительность, оптимистичность. Жизненные проблемы переживаются без особых трудностей.
  5. Возбудимый. Человек отличается чрезмерной импульсивностью. На его поступки и поведение в большей степени влияют инстинкты, влечения и порывы, а не рациональное понимание своего поведения. Для такого типа не знакомо понятие терпимость.
  6. Дистимический. Личность почти всегда пребывает в мрачном и плохом настроении, мыслит пессимистично, не видит ничего хорошего в жизни. Для дистимиков не свойственно веселье и активность.
  7. Экзальтированный. Основная черта – бурная реакция на случившееся. Такие люди очень восторженные, их радует каждая мелочь. Но также быстро впадают в печаль от плохих новостей.
  8. Циклотимический. Предполагает, что на смену гипертимическому типу приходит дистимический. Такое наблюдается довольно часто. В первом состоянии хорошие новости приводят не только к позитивным эмоциям, но и побуждают к действиям. Во втором состоянии плохие новости не только огорчают, но и приводят к апатии.
  9. Тревожный. Такой тип личности отличается чрезмерной тревожностью касаемо возможных трудностей, волнение за свое будущее. При этом реальные причины для волнения отсутствуют. Человек очень робкий, покорный, не уверен в своих силах.
  10. Интровертированный. Такие люди привыкли руководствоваться личным жизненным опытом. Человек часто копается в себе, погружается во внутренний мир и на время выпадает из реальной жизни. Больше думает, чем делает.
  11. Экстраветрированный. На человека имеет большое влияние мнение окружающих. Он не имеет четкой позиции, постоянно появляются новые мысли и мнения, которые формируются на основе сказанного другими людьми. Такие люди склонны к импульсивным действиям.
  12. Эмотивный. Основная черта личности – повышенная чувствительность. Такая личность очень добрая, мягкотелая, восприимчива, может расплакаться в любой момент, не таит долго обиду, быстро прощает.

Типы акцентуации характера по Личко

  • Явная – крайний вариант нормы. Проблемный характер проявляется на протяжении жизни. Это может быть не только в тяжелых жизненных ситуациях, но и в благополучных. В быту носит название «Психопат».
  • Скрытая – обычный вариант нормы. Проблемный характер проявляется чаще всего только в проблемных ситуациях, во время конфликтов с окружающими, в состоянии депрессии. В благополучных ситуациях это может быть совсем милый и уравновешенный человек.

Факторы, влияющие на формирование акцентуаций характера

  1. Процесс воспитания. Обычно вызвано тем, что родители вовсе не контролируют ребенка или напротив, чрезмерно его опекают. Ребенку может не хватать любви, внимания, общения со сверстниками.
  2. Препятствия в развитии. Речь идет о периоде обучения в школе. Нередко устанавливается авторитарный и принуждающий стиль общения. Ребенок в школе должен чувствовать себя свободно и иметь все возможности для самореализации.
  3. Когнитивный кризис. Нередко при общении с окружающими у подростка возникают внутренние и внешние барьеры, что приводит к нервозным срывам.
  4. Дисгармония с внутренним Я. У человека появляются проблемы с самооценкой, он считает себя недостойным, возникает ощущение неполноценности.

Послесловие

Педантичность становится проблемой, когда выходит за рамки рационального, то есть трансформируется в навязчивые идеи или систематическую нехватку времени. Иррациональный педантизм в свою очередь переходит в синдром навязчивых состояний, например, человек располагает книги строго от высокой к низкой, обувь ставит по одной линии.

Рациональный педантизм не мешает жизни и выступает полезной привычкой. Человек сам для себя решает (дает установку), что, например, на работе будет строго придерживаться всех правил и перепроверять документы. А дома с друзьями тот же человек легко забудет помыть руки или почистить зубы, да и пыль полежит на шкафу еще денек, если рациональный педант очень устал на работе.

Если человек склонен к педантизму (а таких 20 % населения), то проявившаяся проблема не уйдет полностью никогда. Нужно учиться применять себя в соответствующих сферах. Педантизм – не проблема, а особенность личности, которая востребована в дизайне, строительстве, редактуре и т. д.

Посмотрите видео о педантичном типе личности (с 9:26 минуты):

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта! Сегодня мы рассмотрим, что собой представляет педантичный тип личности по Леонгарду. А также узнаем его сильные и слабые стороны, получим рекомендации, как лучше обращаться с ним и в какой сфере деятельности он достигнет больших успехов.

Психопатии и акцентуации характера у подростков

одного из основных исследователей психопатийДиагностическими критериями психопатий являются:

  • тотальность;
  • стойкость;
  • нарушение социальной адаптации.

полового созреванияПоказателями, которые влияют на степень тяжести психопатий, являются:

  • тяжесть, продолжительность и частота декомпенсаций (срывов), фаз;
  • тяжесть социальных нарушений поведения;
  • степень социальной (трудовой, семейной) дезадаптации;
  • степень самооценки (критичности психопата к собственной персоне).

когда личность более или менее адаптированапериоды обострения или срывов

Психопатическое развитие и краевая психопатия

истинныхдефектноеНаиболее частыми типами дефектного воспитания, которые влияют на формировании психопатий, являются:

  • Гипопротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением. При этом гипопротекция не сводится к удовлетворению насущных нужд, то есть дети не ходят раздетыми и голодными. В основном, это касается недостатка внимания, заботы и истинного интереса родителей к делам подростка. Гипопротекция может быть и скрытой, когда контроль за поведением подростка как будто осуществляется, но на самом деле является лишь формализмом. Особенно опасен такой вид воспитания при акцентуации по неустойчивому и конформному типам. Как следствие, подростки оказываются в асоциальных компаниях и быстро перенимают дурной образ жизни. Также отсутствие заботы очень пагубно при гипертимной, эпилептоидной и шизоидной акцентуации.
  • Доминирующая гиперпротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется чрезмерной опекой, мелочным контролем и даже слежкой. Такой постоянный контроль вырастает в целую систему постоянных запретов. В свою очередь, постоянные запреты и отсутствие возможности принимать хоть незначительные собственные решения путают подростка. Очень часто у детей и подростков создается следующая система ценностей – с взрослыми ему все нельзя, а его сверстникам все можно. Такой вид воспитания не позволяет подростку анализировать собственные поступки и учиться самостоятельности. Кроме этого подавляется чувство ответственности и долга, подросток перестает отвечать за собственные поступки. Наиболее опасна гиперпротекция для гипертимных подростков, поскольку она приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Подростки, или даже еще дети, бунтуют против притеснения самыми агрессивными методами.
  • Эмоциональное отторжение. Характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием заботы и привязанности. При этом виде дефектного воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, и что он обуза в жизни родителей. Часто такое дефектное воспитание протекает в рамках скрытого эмоционального отвержения со стороны родителей, когда они не признают истинных тягот с сыном или дочерью. Якобы здравый смысл подавляет в них это отвержение к детям как недостойное. Иногда подобное отвержение переходит в реакцию гиперкомпенсации в виде подчеркнутой заботы и утрированного внимания. Однако такое фальшивое отношение ребенок и особенно подросток хорошо чувствуют. Шизоидной подросток на подобную неискренность реагирует уходом в себя, возводя еще большую стену между собой и семьей. Неустойчивый тип бросается искать отдушину в компаниях друзей.
  • Условия жестоких взаимоотношений. Данный тип дефектного воспитания проявляется открытыми и суровыми расправами за мелкие проступки. При этом очень часто на ребенке просто «срывают зло». Однако жестокие отношения касаются не только ребенка или подростка. Подобная тяжелая и суровая атмосфера господствует во всем окружении. Очень часто жестокие расправы скрыты от посторонних взоров, и семья с виду выглядит «здоровой». Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений очень опасно для эпилептоидного и конформного типов. В данном случае отмечается высокий риск психопатического развития. Однако и на другие типы личностей душевное безразличие и избиения отражаются нездоровым образом. В таких семьях самый высокий риск развития психопатий.

В чем отличие акцентуации от психопатии

Большинство людей путает акцентуализацию характера с психопатией из-за схожих свойств. Главная схожесть – в нестабильности поведения. В то же время у них есть четкое разделение

Это важно знать для правильного общения с акцентуированными личностями

Правильно общаться с акцентуантами поможет знание особенностей их характера

Особенности личностей:

  • У психопатов сложности с адаптацией в обществе, акцентуанты прекрасно социализируются, добиваясь успехов в работе, имеют семью, друзей.
  • Яркая выраженность психопатических черт при акцентуации проявляется только в сложных обстоятельствах, в психопатии они стабильны.
  • Отличительная черта психопатов – неспособность к сопереживанию, оправдание своего неадекватного поведения вместе с требованием уважения к себе.
  • Выстроить гармоничные взаимоотношения с психопатической личностью сложно, с акцентуантом хорошие отношения вполне возможны.

Важно! В психологии психопатию считают врожденной, реже приобретенной из-за психотравмы или пробелов в воспитании, в отличие от акцентуации

Типология Леонгарда

Классификация Леонгарда включает следующие типы акцентированных черт характера:

  1. Застревающий — отличается длительным переживанием эмоций, фиксации на обиде. Застревающий человек любит вынашивать планы мести, окружающие считают его злопамятным и избегают.
  2. Педантичный — стремиться к упорядочиванию всех сфер жизни. Боится перемен, нуждается в тщательном продумывании своих действий. Необходимость принимать решения вызывает панику.
  3. Демонстративный — отличается потребностью быть в центре внимания. Для этого используются все доступные средства: от одежды до асоциальных поступков. Человек постоянно приукрашивает действительность, вознося и прославляя себя.
  4. Возбудимый — подчиняется внутренним импульсам. Руководствуется не рациональным подходом, а сиюминутными желаниями.
  5. Тревожный — отличается повышенным беспокойством. Переживает сильный стресс, боится за свою безопасность. Робкий, покорный, психологически зависимый, избегает высказывать свое мнение.
  6. Эмотивный — испытывает сильные эмоции даже по незначительному поводу. Обладает повышенным уровнем эмпатии, добр и внимателен к окружающим.
  7.  Экзальтированный — бурно реагирует на все события, получая сильные впечатления от любого, даже незначительного, явления.
  8. Циклотимический — зависит от настроения. В приподнятом стремиться к активной деятельности, в подавленном — замирает, не способен сосредоточиться на работе.
  9. Дистимический — ориентирован на негативную сторону жизни, серьезен и постоянен в увлечениях, поведении, общении.
  10. Гипертимический — словоохотливый, доброжелательный, всегда находит позитивные моменты в жизни.
  11. Интровертированный — направлен внутрь себя, не зависит от окружающих. Сосредоточен на собственных мыслях, комфортно чувствует себя в одиночестве.
  12. Экстравертированный — ориентирован на окружающих, не может долго находится наедине с собой. Нуждается в новых впечатлениях, частом общении с разными людьми.

По Леонгарду, в характере одного человека может быть несколько активных акцентуаций одновременно, например, интровертированность часто сочетается с тревожностью, а экстравертированность с гипертимией.

Диагностика акцентуаций характера и психопатий

сокращенный вариант 71Характеристики базисных шкал в тесте MMPI следующие:

  • первая шкала (шкала ипохондрии) измеряет черты астено-невротического типа личности;
  • вторая шкала (шкала депрессии) указывает на гипотимический тип личности;
  • третья шкала (шкала истерии) разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного (истероидного) типа;
  • четвертая шкала (шкала психопатии) — диагностирует социопатический тип личности;
  • пятая шкала – не используется для диагностики типа личности, а применяется для определения мужских или женских черт личности (навязывается обществом);
  • шестая шкала (шкала параноидности) характеризует обидчивость и диагностирует параноидный тип;
  • седьмая шкала (тревоги и психастении) предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности;
  • восьмая шкала (шкала шизофрении и аутизма) определяет степень эмоциональной отчужденности, указывает на шизоидный тип и аутистический спектр;
  • девятая шкала (шкала гипомании) указывает на гипертимный тип личности.

верноневернопсихолог, психотерапевт

Типы акцентуаций Личко

Личко выявил типы акцентуаций характера для подростков:

Гипертимный тип выражается в высокой степени общительности, подвижности и самостоятельности.
Для циклоидного типа нормой является постоянная смена настроения, к примеру, когда подросток только что плакал, а уже через секунду он радуется какой-то мелочи.
Сенситивный характеризуется повышенной тревожностью и осторожностью.
Для лабильного типа также присуща быстрая смена настроения.
Шизоидный тип проявляется противоречивостью чувств.
Мнительность и наличие фобии имеют выраженность при психастеническом типе.
Астеноневротический тип часто раздражается без причины и быстро устает.
Эпилептоидный тип характеризуется гневным состоянием.
Истероидный тип жаждет всеобщей любви и внимания.
Неустойчивый тип не привык жить по правилам, которые такие личности всегда нарушают.
Конформный тип предпочитает смешаться с толпой и ничем не отличаться от окружающих. Такие люди не любят проявлять активность.. Чтобы акцентуации характера не доставляли неудобств в жизни при возникновении некомфортных для человека ситуаций, необходимо учиться управлять своими эмоциями

Обрести такое умение поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект»

Чтобы акцентуации характера не доставляли неудобств в жизни при возникновении некомфортных для человека ситуаций, необходимо учиться управлять своими эмоциями. Обрести такое умение поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Сенситивный тип

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector