Развитие ребенка от 3 лет
Содержание:
- Медицинское наблюдение в 3 месяца
- Что должен уметь малыш в 3 месяца?
- Как развивать ребенка в 3 месяца
- Новый режим
- Режим дня ребенка в 3 месяца
- 6 месяцев
- Что должен уметь ребенок
- В чем опасность травмирования головы?
- Режим дня и сна
- Как поддерживать развитие ребенка
- Режим дня в 3 месяца
- Третий месяц жизни. Что нужно знать родителям
- Развитие ребенка в 3 месяца (что должен уметь)
- Заключение
Медицинское наблюдение в 3 месяца
В три месяца врач должен внимательно осмотреть ребенка и оценить развитие органов и систем. Малыш приподнимается на локтях, удерживает головку, оживляется при приближении к нему. Отчетливо сосредотачивается, прислушиваясь, гулит. Кроха захватывает кисти и подолгу рассматривает свои руки. Если к окончанию третьего месяца малыш не интересуется своими руками — сообщите об этом педиатру – это повод провести дополнительные исследования.
Врач осматривает соответствие развития, дает рекомендации, при необходимости направляет к другим специалистам. Обсуждается проведение прививок и лечебно-оздоровительных мероприятий (массажа, упражнений). Если вы по каким-то причинам не можете посетить врача (например, из-за болезни), врач может сам прийти к вам и провести необходимые измерения.
Что должен уметь малыш в 3 месяца?
Молодых родителей, которые только постигают азы материнства и отцовства, волнует вопрос: что умеет ребенок в 3 месяца? Пытаясь соответствовать норме, они сравнивают навыки и достижения своего крохи. Все индивидуально, и все же большинство детей развиваются одинаково. С точки зрения физического и эмоционального состояния ребенок должен уметь в 3 месяца:
- уверенно держать головку;
- рассматривать предметы, расположенные неподалеку;
- стараться ухватить их;
- пробовать предметы «на зуб»;
- делать активные попытки перевернуться со спины на животик;
- оживляться, когда видит знакомое лицо;
- произносить звуки нараспев, общаясь с близкими;
- к живым людям проявлять больший интерес, чем к вещам.
Как развивать ребенка в 3 месяца?
Чтобы ребенок быстрее постигал мир, полезно проводить с ним обучающие занятия в форме игр и упражнений. Некоторые действия ребенок может совершать самостоятельно, когда находится в кроватке. Для этого в зоне видимости развешиваются яркие погремушки, в досягаемости располагают крохотный турник-палочку, до которого малыш способен дотянуться. Это поможет ему скорее научиться сидеть. Полезен и развивающий коврик, с помощью которого совершенствуются не только зрение, но и осязание.
Ребенок слишком мал, но родители должны выделять время на занятия с малышом, 3 месяца – хорошее время для начала чтения сказок, диалога, пояснений (во время прогулок каждый увиденный предмет нужно называть своими именами). Это поможет заложить лексический словарь, к тому же малышу просто приятно слышать голос мамы. Делать привычную гимнастику можно в звуковом сопровождении: петь ребенку песенки, читать стишки.
Игрушки для малышей 3 месяца
Лучшие игрушки для данного периода: яркие погремушки, резиновые фигурки (зверей и людей), пупсы, развивающие коврики. Они должны быть приятными на ощупь
Обилие цветов и фактур, издаваемые звуки помогут привлечь внимание ребенка, помочь формированию тактильных, слуховых и зрительных ощущений. Малыш в 3 месяца нуждается в поддержании диалога со взрослыми, поэтому хорошо, если игры сопровождаются комментариями родителей
Когда ребенку позволяется играть самостоятельно, важно убедиться, что предметы в его доступе чистые и не травмоопасны (без острых краев, легкие)
Когда ребенку позволяется играть самостоятельно, важно убедиться, что предметы в его доступе чистые и не травмоопасны (без острых краев, легкие)
3 месяца – массаж ребенку
Педиатры рекомендуют для полноценного развития каждый день делать ребенку массаж, проводимый совместно с играми. Особенно такие процедуры важны для недоношенных детей и имеющих проблемы с мышцами шеи (тяжело удерживают голову). Главная цель массажа – развить и укрепить мышечный каркас, опорно-двигательную систему, моторику рук. Дети в 3 месяца пытаются научиться переворачиваться со спины на живот, зарядка поможет им в этом. На сеанс массажа следует уделять 10-20 минут в день, дополнять его купанием, занятиями с мячом (фитболом).
Рекомендации по проведению массажа:
- Начинать процедуру в хорошем настроении (и взрослого, и ребенка).
- По возможности проводить манипуляции чистыми сухими руками (без кремов и присыпок).
- Сопровождать массаж разговорами, рассказывать стихи, потешки.
- Первые движение (они же завершающие) – легкие поглаживания, успокаивающие ребенка.
- Поочередно разминаются и массируются руки (от плеч до пальчиков) со сведением и разведением, потом животик, ножки и спинка.
- Коленки растирать строго не рекомендуется. А стопы обрабатываются очень аккуратно – от пяточек к пальцам, без резких движений.
- Спинка разминается снизу вверх – от ягодиц к плечам.
Гимнастика для малышей 3 месяца
Гимнастика – полезная процедура, которую стоит практиковать ежедневно. Трехмесячный малыш действует в соответствии с рефлексами. Если поднять его, аккуратно поддерживая руками за грудку, и удерживать горизонтально, ребенок прогнется, поднимет головку и ножки. Это упражнение полезно для развития мышц. А если лежащего малыша взять за коленку и подтянуть ее к противоположному боку, он начнет переворачиваться всем телом вслед за ножкой. Так он быстрее сможет освоить переворот на животик.
https://youtube.com/watch?v=V-TSMxvgs2U%250D
Комплекс мер по правильному уходу за малышом включает правильное питание (молоко или смесь), полноценный отдых, чередуемый с нагрузкой. Полезны не только прогулки на свежем воздухе, но и зарядка дома, массаж, развивающие упражнения и игры. Все занятия с малышом не отнимут у родителей много сил и времени. Но благодаря им ребенок в 3 месяца сможет освоить все необходимые навыки, чтобы гармонично развиваться и не отставать от сверстников.
Как развивать ребенка в 3 месяца
Развивай у ребенка интерес к игрушкам и картинкам. Вырежь, нарисуй или купи изображения животных, забавных рожиц, фигурок и показывай ребенку. Рассматривая детали, малыш учится сосредотачиваться на определенном предмете. Объясняй ребенку – что нарисовано на картинке. Он, конечно, тебя еще не поймет, но общение, в любом случае, принесет ему пользу, а мамин голос – радость и успокоение. Кроме визуальных впечатлений важны и тактильные. Вырежь небольшие кусочки разных типов ткани – шелк, вельвет, шерсть, и давай потрогать малышу. Можешь повесить такие тканевые полоски над кроваткой ребенка, пусть он хватает их, тем самым тренируя пальчики
Чтобы ножки малыша привыкали к движению, осторожно возьми их и двигай наподобие движений велосипедиста. Смотри ребенку в глаза, рассказывай стишки, целуй его и почаще бери на руки.
Малыш воспринимает эмоции
Убедится в этом просто. Попробуй поиграть с малышом в такую вот игру. Мама должна сесть на стул у кроватки малыша так, чтобы ребенок не видел ее. А вот сама мама должна хорошо видеть лицо крохи. Убери все предметы, которые могут отвлекать ребенка. Дальше тебе стоит немного напеть грустную мелодию и понаблюдать за малышом. Услышав такое пение, обычно ребенок прекращает движения, лежит тихо, прислушивается к мелодии. Но потом его лицо может стать обиженным, плаксивым и даже грустным. Не доводи малыша до слез, смени грустную мелодию на веселую. Исполняй мелодии с одинаковой громкостью. Посмотри: при исполнении веселой песенки лицо крохи станет сосредоточенным. Он может начать двигать руками и ногами, улыбаться. Поиграйте еще так с ним несколько минут.
Исследуем маму
Когда ты кормишь малыша, его руки должны быть свободны
Важно, чтобы ребенок мог «исследовать» маму, касаться ее. Помоги крохе ощупать твое лицо, нос, волосы
Говори ему при этом ласковые слова.
Зеркало
После купания поднеси кроху к большому зеркалу. Ему будет интересно смотреть на свое отражение. Пощекочи ему животик. Пусть засмеется. Да и вообще все ваши занятия и упражнения должны доставлять малышу радость.
Меняем пеленки
При этом также можно играть. Положи ребенка на спину и дотронься до различных частей его тела. Говори: «шлеп» при каждом прикосновении. Кроха будет улыбаться и ждать каждого твоего нового прикосновения. Называй части тела, к которым ты прикасаешься.
Кукла для малыша
Сделай для малыша куклу из бумажной тарелки. Пусть вместо ручки у нее будет палочка. Нарисуй веселую рожицу на одной стороне, а на другой — печальную. Поворачивай тарелку перед глазками ребенка с разных сторон. Ты скоро заметишь, что крошке нравится смотреть на игрушку. Он может даже начать с ней разговаривать.
Что мы рассматриваем?
Чаще гуляй с малышом на руках
Обращайте вместе внимание на предметы яркого цвета или загадочной необычной формы. Это должно заинтересовать малыша
Кстати, когда он в кроватке, ему также необходимо что-то разглядывать. И вот тут-то и пригождаются всевозможные мобиле. Если раньше они радовали скорее маму, то теперь ребенок действительно заинтересуется подвешенными игрушками, двигающимися под музыку.
Новый режим
Трехмесячный человечек понимает, что сидя на руках взрослого, он имеет большие возможности для изучения окружающего мира. К тому же так безопаснее и уютнее. Поэтому уставшей маме придется смириться с тем, что ребенок будет постоянно проситься на руки.
Некоторые родители уже вводят прикорм, предлагая малышу попробовать новые продукты. Обычно удается лишь размазать питание вокруг рта ребенка, так как понять, чего от него хотят родители, малыш не может.
Хотя бы в силу возраста. Если вес и рост малютки стремительно набирается, то прикорм можно отложить на более подходящий период. Даже 4-х месячный ребенок воспримет подобный уход с большим энтузиазмом.
«Свои правила» карапуз устанавливает и в распорядке дня. Чем строже он будет, тем лучше ребенку и родителю. Если режим до сих пор не установлен – присмотритесь к малютке в течение дня.
Когда он просит есть, хочет играть, засыпает? В последующие дни повторяйте последовательность примерно в это же время. 3-х месячный малыш склонен к последовательным действиям, ритуалам. Воспользуйтесь этим, чтобы ввести режим дня. Как это делать?
Пример: ежедневно перед сном купайте кроху, кормите и рассказывайте короткую сказку. Спустя три дня уже в ванночке карапуз будет понимать, что скоро его ждет сон.
Соответствующий настрой приведет к тому, что маленький человечек будет уже на последнем «этапе» укладывания (во время чтения сказки) сладко засыпать. А вы сможете суметь постепенно отрегулировать время ночного отдыха (с 23 до 21 часа, например).
Режим дня ребенка в 3 месяца
После третьего месяца малыш уже живет по режиму дня и бодрствования, спит 16 — 17 часов в сутки, дневной сон 4 раза по 1,5 — 2 часа. Количество кормлений остается прежним — 6 — 7 раз в сутки. Ребенок должен много времени проводить на свежем воздухе — 5- 6 часов в день с ним необходимо гулять на улице. За исключением морозов выше 10 градусов.
Солнечные лучи укрепляют организм и в нем вырабатывается витамин Д, который просто необходим для повышения иммунитета и профилактики рахита и анемии. В крайнем случае, выносите коляску на балкон или лоджию, только следите, чтобы не попадали прямые солнечные лучи или дождь. Особенно тщательно предохраняйте малыша от сквозняков.
6 месяцев
К шести месяцам малыш начинает присаживаться или готовится сесть, и его спина выпрямляется. Это радостное и волнующее время для ребенка, и ему оно нравится!
К 6 месяцам малыш скорее всего:
Громко смеется, улыбается и взвизгивает.
«Играет» с вами, бросая и роняя вещи и издавая громкие звуки, чтобы привлечь ваше внимание. Понимает идеи пространства и исчезновения.
Подтягивается, держась за мебель или свою кроватку, чтобы встать.
Может перекладывать вещи из одной руки в другую.
Тянет все в рот.
Все время лопочет.
Уже имеет один или несколько зубов.
Поворачивается на звук.
Сосет большой палец, пустышку или перекатывается, чтобы успокоиться.
Переворачивается с живота на спину
Начинает подозрительно относиться к незнакомцам и понимает, кто «свой», а кто нет.. И как только вы решите, что снова можете контролировать своего малыша, он преподнесет вам новый сюрприз — поползет! Настанет время подумать о безопасности ребенка в доме
А как только малыш начнет есть твердую пищу, необходимо следить за тем, чтобы он не подавился
И как только вы решите, что снова можете контролировать своего малыша, он преподнесет вам новый сюрприз — поползет! Настанет время подумать о безопасности ребенка в доме. А как только малыш начнет есть твердую пищу, необходимо следить за тем, чтобы он не подавился.
Что должен уметь ребенок
Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.
Что еще умеет ребенок в 2 месяца:
- следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
- ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
- чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
- замечать детали предметов и мамины черты лица;
- реагировать не только плачем, но и мимикой;
- пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.
Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.
Зрение
В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.
Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны
В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут
Слух
Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.
https://youtube.com/watch?v=d_pwOTAOpOQ
Двигательная активность и эмоциональное развитие
Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.
Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:
- удерживать голову на весу (непродолжительно);
- подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
- отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
- удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
- поворачивать голову на голоса, звуки;
- на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.
Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.
Поведение
В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.
Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании
Как общается двухмесячный малыш
Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.
В чем опасность травмирования головы?
Если травма тяжелая, последствия будут обязательно. Они зависят от поврежденного участка мозга, проявляются в том, что нарушаются определенные функции организма. Наиболее опасными считают проблемы, связанные с дыханием либо глотанием. В таких случаях лечение будет проводиться в реанимации с подключением к аппарату искусственного дыхания. Питание в это время через зонд либо внутривенно. В особо тяжелых случаях даже такие меры не помогут, и пациент может умереть.
После перенесения тяжелой черепно-мозговой травмы у ребенка могут диагностировать посттравматическую энцефалопатию. Проявления заболевания зависят от степени его тяжести, в частности, проблемы со сном, судороги, психозы, снижение интеллекта и др. Нередко развивается эпилепсия. При таких состояниях назначается противосудорожное лечение, которое будет проводиться постоянно.
Вследствие менее тяжелых травм могут нарушиться двигательные или когнитивные функции. Ребенок может перестать говорить, снижаются интеллектуальные способности. Успех выздоровления во многом зависит от правильности выбора реабилитационных мероприятий.
Иногда последствия травмирования головы проявляются даже через несколько лет. Учитывая то, что лобные доли головного мозга развиваются до 16-летнего возраста, когда в раннем возрасте ребенок получает ЧМТ, через достаточно большой промежуток времени могут появиться проблемы с функциями речи и мелкой моторикой.
Независимо от того, какими будут последствия полученной травмы головы, нельзя отказываться от наблюдения у невролога, который должен контролировать, как развивается ребенок, чтобы своевременно выявить отклонения от нормы
Это очень важно, чтобы своевременно подобрать корректирующие методы
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Как поддерживать развитие ребенка
Так как в этом возрасте грудничок уже меньше спит, чем в первые два месяца жизни. Во время бодрствования малыша можно играть с ним в развивающие игры.
Зарядка
Утро лучше начать с зарядки
Осторожно делайте сгибательно-разгибательные движения для ручек и ножек. Это укрепит связки малыша
Также можно делать легкий массаж всего тела. Это улучшает кровообращение и общее самочувствие грудничка. Нужно начать с поглаживаний всего тела, легких растираний. Завершить процедуру разминанием суставов.
Закаливание
В три месяца можно обтирать кроху холодной водой для закаливания. Утром и вечером проводить воздушные ванны минут на 10-15. Ребенку полезно спать на свежем воздухе, так что гулять с ним нужно 2-3 раза в день.
Учим переворачиваться
Чтобы малыш быстрее научился переворачиваться, можно делать с ним упражнения. Когда грудничок лежит на спине, левую ножку поверните направо, как бы перекидывая ее через корпус. Повторите несколько раз, затем с другой ножкой. Это сложное движение, из-за него малышам сложно переворачиваться, так что упражнение тренирует этот навык. Чтобы малыш быстрее научился приподнимать голову лежа на животе, с опорой на предплечья рекомендуется выкладывать его на животик, раскладывая интересные игрушки. Или можно приобрести развивающий коврик.
Хватательные навыки
Для улучшения хватательных навыков нужно вкладывать в ладошки разные предметы. Кроха будет изучать их ощупывая. Предметы должны быть разного размера и текстуры, чтобы стимулировать тактильную чувствительность. Можно подвесить над кроваткой подвеску со звенящими погремушками.
Общение
Во время упражнений и массажа разговаривайте с малышом, пойте песенки или потешки, называйте его по имени. Говорите внятно, с паузами, чтобы малыш смог гулить в ответ.
Подносите малыша к зеркалу, разговаривайте с ним, показывайте книжки с большими картинками. Для развития слуха нужно включать малышу классическую, современную музыку, детские песенки. Утром лучше поставить, что-то ритмичное, веселое, слушая мелодии похлопывать в ладоши. Вечером что-то спокойное, убаюкивающее.
Играть можно и во время купания. Кроха уже радуется ярким мячикам или уточкам в ванне, пытается их поймать.
Режим дня в 3 месяца
Режим сна
В этом возрасте у малыша 3 дневных сна, общей продолжительностью порядка 6 часов и длительный ночной сон с перерывами на кормления. В 3 месяца благодаря планомерным процедурам и режиму сон у малыша должен быть крепким и спокойным.
Питание
В течение суток малышу в 3 месяца требуется 4 дневных кормления и 3 ночных. Если малыш капризничает и хочет чаще прикладываться к груди возможно его что-то беспокоит или он просто соскучился по маме. В этом случае стоит просто поносить его на ручках, покачать, выложить к себе на живот. Перекармливать малыша не стоит!
Прогулка
В хорошую погоду стоит как можно больше времени проводить на улице (порядка 4 — 5 часов), сон на свежем воздухе гораздо крепче, но не стоит забывать, что прогулка это элемент развития и познания окружающего мира, ведь малыш уже смотрит по сторонам и изучает окружающий мир. А значит ему будет очень интересно смотреть по сторонам.
В прохладный период времени длительность прогулки стоит сократить в 2 — 2,5 раза, но главное, правильно одеть малыша, чтобы ему было комфортно, не холодно и не жарко.
Третий месяц жизни. Что нужно знать родителям
- набрать около 800 гр.;
- подрасти на 3 см.;
- завершить формирование желудочно-кишечного тракта, оставив позади колики;
- усовершенствовать нервную систему;
- научиться играть руками;
- усовершенствовать умение хватать, трясти и многое другое.
Обильное слюнотечение
- специальные гели для уменьшения боли. Проконсультируйтесь с педиатром перед применением;
- игрушки-прорезыватели. В детских отделах можно найти специальные резиновые приспособления, наполненные гелем. Перед использованием их держат в холодильнике и предлагают малышу в период бодрствования;
- частое прикладывание к груди. Материнское молоко имеет обезболивающее действие, а сам процесс успокаивает кроху.
Развитие ребенка в 3 месяца (что должен уметь)
Кроме рассматривания своих ручек, в этом возрасте малыши открывают их и с другой стороны – они сжимают и разжимают пальчики, наблюдают за движением руки. Он начинает осознавать, что это его собственная рука, и он может ею управлять. Он трогает, хватает, удерживает погремушки, шарики, колечки и пытается подносить их ко рту. Все вещи в руках он воспринимает как продолжение тела, а не как отдельные предметы и не беспокоится, когда они выпадают из руки. Попытки все трогать означают развитие тактильных ощущений, укрепление пальчиков, познавательный интерес.
Также он меняет способ сосания – теперь он способен вертеть головкой в поисках соска, затем ухватывает его губами. Все что оказывается него во рту, он начинает сосать — собственный пальчик, мамину одежду, пеленку или погремушку. Но для малыша очевидна разница — утоление голода или простые сосательные движения. Он охотно сосет пустышку в сытом виде, но выплевывает ее, если голоден. В возрасте 3 месяца малыши начинают контролировать движения головы, хорошо держат головку на руках у взрослых, слегка поворачивают ее в стороны. Лежа в кроватке, они переворачиваются с боку на бок, пытаются сгибать колени – первые попытки ползания.
Малыш легко поднимает над головой ручки. Большинство детей этого возраста осознают то, что они слышат и видят. Например, они поворачиваются на звук колокольчика, чтобы увидеть его. Зрительные и слуховые способности продолжают совершенствоваться. При возникновении незнакомых звуков он сначала замирает, но потом начинает двигаться. Он различает телефонные звонки, шорох при движении, даже шелест занавесок. Ладошками он исследует окружающие вещи, замечая разницу между твердым и мягким предметом. Ему нравится, если в ладонь попадает что-то мягкое. Так постепенно накапливается информация об окружающем мире.
Заключение
Нельзя относиться к жизни самого близкого человечка невнимательно и безалаберно. Если своевременно не заметить отклонения и пропустить момент, когда решить проблему можно эффективно и быстро, последствия могут быть печальными. Регулярно посещайте педиатра и ежедневно занимайтесь, играйте с ребенком. Не делайте самостоятельных скоропостижных выводов, не паникуйте. На этом этапе большинство отклонений поддаются коррекции.
Информацию о том, что же должны уметь дети в 3 месяца, можно найти в специальных таблицах (не забывайте, что точных данных не существует) или посмотреть видеоролик.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 3 месяца: что он должен уметь?