Когнитивный диссонанс

Использование в повседневной жизни

Обладая информацией о существующих (классифицированных на сегодняшний день) когнитивных искажениях, вы сможете более рационально оценивать окружающую вас информацию, возникающие ситуации, людей и себя. Анализируйте восприятие вышеперечисленного через призму этих знаний. Надеемся, это поможет вам «отделить зерна от плевел» в соответствующих ситуациях и будет способствовать принятию правильных решений. Изучайте себя, развивайте свои умственные способности.

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — психология, ориентированная на эксперименте и математическое моделирование мышления

Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики

Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования, а также при построении систем искусственного интеллекта.

Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский.

Стресс и здоровье

Стресс — здоровая реакция человека на изменения, и в малых дозах он даже полезен

Во время стресса происходит выброс адреналина и норадреналина, которые вместе мобилизует силы организма: временно улучшается внимание, координация движений и скорость мышления. Всё это позволяет легче и быстрее справиться со стрессовой ситуацией

Также повышается уровень кортизола: учащается сердцебиение, расширяются кровеносные сосуды, в кровь поступает больше глюкозы (энергии). Организм активирует все свои ресурсы, чтобы быть готовым к борьбе с угрозой или бегству от врага.

В повседневных ситуациях, например, при завершении проекта или сдаче теста, стресс служит источником мотивации. Однако хронический стресс негативно влияет на все системы организма и может привести к таким нарушениям здоровья, как ожирение, депрессия и развитие сердечно-сосудистых заболеваний.

Многие признаки стресса легко не заметить или ошибочно принять за симптомы других распространенных заболеваний

Поэтому в случае плохого самочувствия важно вспомнить, не подвергали ли вы себя чрезмерной психоэмоциональной и физической нагрузке в последнее время.    

Формы познания[ | ]

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное[источник не указан 454 дня

Научное

Основная статья: Научный метод

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей константной действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология и этика. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Когнитивная лингвистика на случай важных переговоров

— В когнитивных исследованиях есть примеры анализа политических, бытовых, художественных текстов. А кто-нибудь когда-нибудь анализировал с позиций когнитивной лингвистики бизнес-дискурс?

Автор сравнивал схемы их писем и при определенном сходстве обнаружил любопытные культурно-специфические различия. В частности, британцы сразу берут быка за рога, они уже в первой строке задают цель своего письма. А китайские бизнесмены подводят к теме постепенно, стараются сначала затянуть автора в свои задачи, расположить его к себе несколькими ходами, а потом уже сообщать о своем предложении.

Я на протяжении 20 лет рассказываю об этом нашим московским студентам и прошу их представить себя бизнесменом, пишущим деловое письмо партнерам. Кем вы себя представите, китайцем или британцем? Двадцать лет назад почти единодушно студенты выбирали китайский способ, но за это время произошло очень сильное западное влияние, и сейчас уже более половины склоняются к англосаксонскому варианту, когда нужно сразу прямо сказать, а уж читатель сам решит — выбросить в корзину или читать дальше. Это мое мини-исследование показывает тенденцию, которая увязывает характеристики делового дискурса с культурными стереотипами.

— Это непростой вопрос… Был такой случай — один знакомый психолог пригласил меня выступить с лекцией перед сотрудниками компании, которая занимается рекламой. Я пришел, но сразу почувствовал, что мои знания на практике не очень применимы напрямую к их области…

Дело в том, что когнитивная лингвистика все-таки скорее относится к теоретическим, чем к прикладным наукам, поэтому прямых и однозначных инструкций от нее ждать не стоит. Но вместе с тем те же исследования в области мультимодальности могут иметь огромное количество практических аспектов, в том числе и для прикладных задач, которые рождаются в новых областях — и для робототехники, и для криминалистики, и для бизнеса. Я вполне допускаю, что в будущем к нашему коллективу кто-то обратится с запросом о продолжении этих разработок для практических целей, но пока таких запросов не было.

Примеры когнитивного диссонанса

Чтобы лучше понять значение такого явления, стоит привести жизненный пример. Бывает, что человек неосознанно или специально нарушает определённые правила (в редких случаях совершает преступления)

При этом ему очень важно найти оправдание для себя самого и для общества. В результате он начинает придумывать или искать факторы, способные смягчить его вину

Это позволяет ослабить внутренний дискомфорт.

На заметку! Нередко подобное столкновение понятий происходит не только у одного человека, а у целого коллектива.

Есть и другие примеры когнитивного диссонанса, которые понятно рисуют представление о психологическом дискомфорте человека.

Пример 1

Так, нередко в жизни возникают ситуации, связанные с катастрофами, взрывами, террористическими актами. Все они сопровождаются гибелью людей. Человек понимает, что это неправильно. Но при этом ему необходимо найти некое объяснение или оправдание такой ситуации, чтобы смириться с положением дел. Каждый ищет своё понимание. Например, некоторые объясняют это судьбой или странным стечением обстоятельств. Другие – рассуждают о несчастных случаях и т.д.

Пример 2

Вот другой пример. Жизненная ситуация складывается так, что человек получает предложение о работе, которая не соответствует его моральным ценностям и устоям. Но при этом за такой труд предлагается высокая оплата. Тут возникает состояние когнитивного диссонанса. Получается, что можно выполнить работу и получить вознаграждение за неё. Тогда материальная сторона перевешивает. Но ощущать себя меркантильным не хочется. В такой ситуации человек начинает придумывать себе оправдания. Он убеждает себя в том, что это только разовое проявление меркантильности, которое вызвано непредвиденными обстоятельствами и нуждой в деньгах.

Но в такой жизненной ситуации есть другой выбор. Например, человек может отказаться от подобной работы. Соответственно, материального вознаграждения он не получит. Казалось бы, всё сделано правильно! Но обычно человек начинает изводить себя мыслью о том, что он упустил выгоду. Снова возникает необходимость погашения внутреннего диссонанса. Как это может протекать? Обычно человек убеждает себя в том, что он порядочный, честный, некорыстный, а денежное вознаграждение – незначительное.

Пример 3

Есть и другие иллюстрации когнитивного диссонанса. Например, в коллективе появляется человек, который вам неприятен. Ваши взгляды на рабочий процесс и жизненные устои полярны. Но по правилам хорошего тона нельзя игнорировать коллегу или вступать с ним в открытый конфликт. Приходится проявлять вежливость, здороваться, улыбаться и пожимать руку. При этом такой человек вызывает массу негативных эмоций, это раздражение хочется проявить открыто.

Такая жизненная ситуация не является редкостью, она наглядно демонстрирует возникновение конфликта между ощущениями личности и её знаниями. В результате возникает выбор. Можно выйти в открытый конфликт. Обычно в такой ситуации находится оправдание такого плана: я должен отстаивать свои интересы, убеждения и моральные ценности.

Второй вариант – придерживаться принятых в обществе правил хорошего тона. Опять же здесь человек находит себе оправдание. Он убеждает себя в том, что хорошо воспитан, и именно так ведут себя люди в цивилизованном обществе.

Пример 4

Также примером возникновения когнитивного диссонанса можно назвать оправдания людей своим вредным привычкам. Кто-то ест по ночам, но находит тому объяснение – иначе он не может заснуть. Другие курят, но утверждают, что это позволяет им избавиться от стресса. Алкоголики, наркоманы и т. д. тоже в глубине душе осознают, что поступают неправильно, но у них в запасе всегда есть несколько версий, объясняющих подобное поведение.

Примеры когнитивного диссонанса из жизни

Опишем простыми словами феномен когнитивного диссонанса на примерах. Приходилось ли вам говорить: «Я знаю, как нужно поступить, но я не хочу это делать»? Например:

  1. Родственники решили устроить большой семейный обед, но вы в силу личных причин (воспоминания, детские обиды и другое) не хотите туда идти.
  2. Вы что-то скрываете от близкого человека и понимаете, что лучше обо всем рассказать, но боитесь.
  3. Вы работаете 2/2 на ненавистной, но стабильной работе, отказываясь от своих истинных желаний и талантов.
  4. Девушка делится со своей подругой переживаниями: «Сама не понимаю, почему меня к нему тянет. Изменяет, внимания не уделяет, оскорбляет. Ведь и внешне в нем ничего особенного. А я все равно без него не могу».

Все это примеры когнитивного диссонанса. Их можно продолжать бесконечно. Это группа бытовых, жизненных противоречий.

Теперь рассмотрим другую группу когнитивных расхождений. В работе и обучении люди часто сталкиваются с феноменом диссонанса:

  1. Вы решаете математическую задачу или что-то изобретаете, используете формулы, просчитываете алгоритмы. Вроде бы все так, но ничего не выходит: изобретение не работает, ответ в задаче неверный. Вы не понимаете в чем дело и снова оказываетесь в состоянии когнитивного диссонанса.
  2. Студент, тщательно готовящийся к экзамену, вытянув билет, не смог ответить ни на один вопрос. Все, что он смог потом проговорить: «Как так? Я же все знал».

Обратите внимание! Когнитивную рассогласованность сложно не заметить. Как правило, это «взрывает мозг», лишает сна, «бесит» и т.д

Человека разрывает на две части. И это ощущается не только психологически, но и физически.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

  1. знаний;
  2. мнений;
  3. убеждений.

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?)возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Примечания

  1. Adapted from Miller, George A (2003). «The cognitive revolution: a historical perspective». Trends in Cognitive Sciences7 .
  2. И. П. Меркулов. Когнитивная Наука // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 364-365. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  3. Антти Ревонсуо. Глава 2. Исторические основы науки о сознании // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — С. 89-90. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01116-6.
  4. Adriana Alcaraz. Cognitive.cat(неопр.) (недоступная ссылка).Cognitive.cat . Cognitive.cat (25.08.2015). Дата обращения 30 октября 2020. Архивировано 4 марта 2020 года.
  5. Embodied Cognition // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Robert A. Wilson and Lucia Foglia

Десять когнитивных искажений, которые усложняют нашу жизнь.

К сожалению, мозг чаще использует когнитивные уловки для усиления негатива. К примеру, мы упрекаем себя «У меня никогда ничего не получается». Это пример черно-белого размышления – при таком сбое мы мыслим категориями крайностей «всегда» или «никогда». Или думаем «я так плохо выгляжу, что на меня все оглядываются». Это пример чрезмерного обобщения – такое когнитивное расстройство обобщает действия одного человека на всех.

Известных науке когнитивных искажений существует немало, в практике любого психотерапевта найдется достаточно примеров. При этом некоторые эффекты пересекаются друг с другом, а единой общепринятой классификации пока не существует. Перебрать все невозможно. Но можно рассмотреть 10 самых популярных. О них стоит помнить и практиковаться, отлавливая системные ошибки мозга.

  1. Предвзятое подтверждение. Мы тяготеем только к той информации, что доказывает наши убеждения, а не к той, что их опровергает. В результате продолжаем поиски в одном направлении, приходим к ложным выводам.
  2. Фильтрация. Мы подчеркиваем отрицательные и одновременно игнорируем положительные стороны ситуации. В итоге «зависаем» на неприятной детали, перестаем размышлять непредвзято.
  3. Ошибка выжившего. Мы сосредотачиваемся только на историях людей, добившихся успеха. В итоге оказываемся не готовыми к ошибкам и поражениям, теряем веру в себя.
  4. Поспешные выводы. Мы убеждены, что умеем читать чужие мысли, поэтому додумываем за другого, приписываем несуществующие качества, делаем выводы, объясняем его поступки. В результате получаем неожиданную реакцию. Обратное искажение – иллюзия прозрачности – когда мы переоцениваем способность других людей понимать нас.
  5. Обвинение. Мы уверяем, что другой человек способен быть ответственным за наши переживания, болезненные ощущения или негативные эмоции. Мы говорим «ты вынуждаешь меня считать себя ничтожеством». В итоге перекладываем ответственность за свои поступки на другого человека, лишаем себя инициативы.
  6. Нагнетание. Мы живем в ожидании катастрофы, которая должна случиться в ближайший момент. При этом настолько погружаемся в свои переживания, что не замечаем объективную реальность. В итоге зацикливаемся на своих проблемах, болезнях, страхах и упускаем возможности.
  7. Сохранение усилий. Мы предпочитаем завершать начатое, если уже вложили в него усилия, деньги, время. В результате держимся за бесперспективные проекты, отношения, работу. Даже если находим достаточно причин, чтобы этого не делать.
  8. Дополнение пробелов. Имея только часть необходимой информации, мы дополняем пробелы догадками, предположениями на основании своих стереотипов и прошлого опыта. Потом уже сами не помним, какие части паззла были реальными, а какие мы придумали сами.
  9. Эффект неоднозначности. Мы предпочитаем простые и понятные варианты выбора более сложным и неопределенным. Из-за этого страдает принятие решения, которое при недостатке информации может оказаться неверным.
  10. Иллюзия контроля. Мы верим в то, что можем повлиять на события, которые объективно от нас не зависят. Это объясняет наше увлечение лотерейными билетами, азартными играми, верой в приметы.

Когнитивные нарушения – всего лишь инструмент нашего мозга, который может использоваться с пользой или во вред нам самим. Но без них мозг обходиться не умеет. Чтобы выжить он должен усвоить и увязать полученную информацию с имеющимся багажом. Правда, объективность восприятия от этого пострадает.

Пройти тест на тип личности

Как улучшить умственные способности

Улучшению познавательных функций человека способствуют такие занятия, как физические тренировки и обучение, когда он регулярно приобретает какие-либо новые знания и умения. А также на деятельность мозга влияет питание и соблюдение распорядка дня. Кроме того, нужны полноценный отдых и общение, связанное с позитивными эмоциями. А еще существует ряд препаратов, способных улучшить когнитивную деятельность.

Рыбий жир

О пользе этого продукта каждый знает с детства, несмотря на популярную поговорку о том, что «ничто так не пугает мир, как ненавистный рыбий жир». Присутствующие в нём полиненасыщенные жирные кислоты, такие как докозагексаеновая и эйкозапентаеновая, благотворно воздействуют на сердце, сосуды и нервную систему. А также они позволяют уравновесить давление и предотвратить образование тромбов. Кроме того, эти ферменты способны влиять на баланс триглицеридов, повышенное содержание которых влечет за собой развитие диабета.

Прием средств на основе рыбьего жира принесёт пользу в любом возрасте. Для недоношенного младенца или маленького ребёнка позитивное влияние заключается в улучшении остроты зрения, повышении познавательных способностей и нормальном развитии мозга. У пожилых пациентов приём рыбьего жира и иных составов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты, снижает риск возникновения старческого слабоумия.

Комплекс витаминов группы В

Формулировка «витамины группы B» объединяет ряд элементов, оказывающих позитивное воздействие на человеческий организм. Без этих ферментов нормальное функционирование его невозможно. В результате приёма комплексов возникает ряд положительных эффектов, которые обеспечиваются указанными микроэлементами.

Узнаем об этом больше:

  • улучшается память за счет повышения уровня тиамина (В1) в крови;
  • восстанавливаются показатели артериального давления, нормализуется свертываемость крови за счёт содержания в витаминных комплексах пиридоксина (В6);
  • нормализуется холестериновый и триглицеридовый балансы, активизируется выработка кислот омега-3, снижается риск сосудистых заболеваний благодаря ниацину (В3);
  • замедляются деградационные процессы и снижается выраженность нарушений памяти благодаря кобаламину (B12);
  • уменьшается количество гомоцистеина в крови — это белок, повышенное содержание которого влечет за собой атеросклероз и сердечно-сосудистые заболевания, а также расстройства памяти, такой эффект обеспечивает фолиевая кислота (В9).

Лецитин и холин

Многие ошибочно считают лецитин и холин одним и тем же веществом. На самом деле это ферменты близкородственные, оказывающие влияние на состояние печени и нервной системы.

Лецитин является жировым соединением, которое вырабатывается человеческим организмом. Но можно получить этот фермент и из продуктов питания, животных и растительных. Его содержат печень, яйца, соевые изделия, арахис и пшеничные зародыши. А еще этот компонент встречается в составе мороженого, майонезных соусов, шоколада и маргарина.

Холином называют компонент ацетилхолина, который присутствует в головном мозге. Он необходим для адекватного функционирования памяти и мышечной активности. Получить этот фермент из продуктов питания можно, употребляя в пищу печень, яичные желтки, сою, виноградный сок, капусту и арахис.

Лецитин и холин входят в состав многих витаминных комплексов, как группы В, так и иных многокомпонентных добавок.

Растительные экстракты

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии — это должно стать одной из важных задач родителей

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме

Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector