Как понять, что у подростка психологическая травма?
Содержание:
- Причины
- Раздвоение личности
- Осложнения
- «Железо» и «софт»
- Диагностика
- Типичные для наркомании психические расстройства
- Проблемы школьной дезадаптации
- Что такое истерика?
- История Питера Уинстона
- Внешняя симптоматика
- ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ НЕВРАСТЕНИИ И ВИДЫ РАССТРОЙСТВА
- Почему люди подвергаются психологическим манипуляциям?
Причины
Много вызывающих доверие данных говорят о том, что душевные болезни возникают и развиваются по многим причинам. Основными специалисты полагают следующие:
- Наследственность. Особенно важен этот фактор, когда речь идет о возникновении заболеваний, связанных с изъянами в тонких механизмах мозговой деятельности, как то, обмен нейромедиаторов, количество и уровень развития связи нейронов и прочее. Особенно долго ученые спорят относительно того, какой тип наследования шизофрении и эпилепсии. Согласно сведениям популяционной генетики и генеалогических исследований, прежде всего, близнецового метода, речь идет о полигенетической наследственности. Важна в этом случае также низкая пенетрантность генов, отвечающих за унаследование душевных болезней, которая дает возможность им накапливаться вопреки естественному отбору.
- Биохимические нарушения, как вызванные наследственностью, так и полученные позднее. Благодаря исследованиям в этой области разработаны комплексы психофармакологических препаратов. Большая часть гипотез делятся на три группы по определению причин патологии:
- нарушение нейромедиаторного обмена (гипотезы дофаминовая и нейротрансмиттерная определяют роль серотонина, ГАМК и МАО, которые обеспечивают обмен медиаторов);
- нарушение обмена нейропептидов-эндорфинов (естественных морфиноморфных веществ);
- нарушение обмена энкефалинов.
- Иммунологические изменения на уровне недостаточности неспецифической гуморальной защиты, пропердина и аутоиммунные отклонения. Особо выделяют изменения в активности Т-лимфоцитов.
- Психические болезни органической природы. К ним приводят травмы и отравления. Были неоднократные попытки описать патолого-анатомию психозов, но закономерностей на клеточном и макроскопическом уровне не выявили.
- Инфекции, проникновение паразитов. Ярким примером служит прогрессивный паралич, являющийся особой формой сифилитического поражения нервной системы.
- Психологические травмы, приводящие к изменению «барьеров психической адаптации» и превышению компенсационных возможностей человека. Теория имеет биологическую и социальную основы.
По большей части, психиатры делят болезни на два типа:
- Эндогенные – порождены внутренними причинами (это шизофрения, маниакально-депрессивный психоз).
- Экзогенные – порождены окружающей средой.
Более очевидны причины болезней второго типа. Но, в любом случае, патогенез большей части душевных недугов – только гипотезы.
Раздвоение личности
Мы воспринимаем личность как целостную систему, с индивидуальным набором качеств, взаимодействующих между собой, помогающих найти собственное место в общественной жизни, сохранить свою неповторимость. С личностью связывают понятие «лицо» как олицетворение целостности.
При диссоциативном расстройстве идентичности больной как будто утрачивает собственное лицо. В нем уживаются сразу несколько личностей, количество которых неограниченно. Субличности отличаются по возрасту, полу, профессии, характеру.
Самым известным человеком с раздвоением идентичности является Билли Миллиган, по мотивам истории которого Дэниелом Кизом написана книга «Множественные умы Билли Миллигана». В мужчине уживалось сразу 24 разных субличности. Данный пример детально объясняет суть патологии.
Ранее заболевание называли одержимостью. Страждущего освобождали от тягостных уз экзорцизмом. Позже болезнь называли истерией.
Каждую из множественных личностных ролей называют Эго-состоянием. Любое из них можно извлечь с помощью гипноза. Изначально считалось, что именно гипноз провоцирует расстройство. Этого мнения придерживался французский психиатр Шарко, принимавший гипноз за патологию. Впоследствии удалось доказать ошибочность данного мнения.
Осложнения
Психические заболевания являются ведущей причиной инвалидности. Невылеченные психические расстройства могут вызвать серьезные эмоциональные, поведенческие и физические проблемы со здоровьем.
Осложнения, связанные с психическими заболеваниями, включают:
- ощущение несчастья и снижение удовольствия от жизни;
- семейные конфликты;
- трудности в отношениях;
- социальная изоляция;
- проблемы с табаком, алкоголем и другими наркотиками;
- проблемы, связанные с работой или учебой;
- юридические и финансовые проблемы;
- бедность и бездомность;
- самоповреждение и причинение вреда другим, включая самоубийство или убийство;
- ослабление иммунной системы и снижение сопротивляемости организма инфекциям;
- болезни сердца и другие заболевания.
«Железо» и «софт»
Психические расстройства — это достаточно широкий спектр состояний, и каждый четвертый человек в течение своей жизни сталкивается с чем-нибудь подобным. По данным ВОЗ от 2012 года, мир в среднем теряет до 76 миллионов часов человеческого труда из-за депрессий, которыми страдают люди, живущие на нашей планете. За это время можно было бы 21 тысячу раз построить Эмпайр-стейт-билдинг. Но мы просто лежим дома, не в состоянии пойти на работу, либо присутствуем на рабочем месте только номинально, не в состоянии эффективно трудиться.
Впрочем, я знаю несколько депрессивных людей, которые фантастически скрывают свою депрессию. Человек может улыбаться, может даже работать без заметного спада продуктивности, и, наблюдая за его бурной деятельностью, вы никогда не догадаетесь, что, пока молчит, он думает: «А не выйти ли мне в окно, потому что ничего не имеет смысла?».
Психика — интересная штука, она дихотомична. С одной стороны, у нас есть что-то вроде «софта», сознание, которое мы субъективно воспринимаем, — наши мысли, наши чувства. С другой стороны, у нас есть мозг, который все эти «психические программы» генерирует.
Диагностика
Человек, обращающийся за помощью к психотерапевту, не размышляет о том, что у него может быть диагностировано расстройство личности. Он лишь постоянно ощущает спектр негативных эмоций и констатирует сложности в отношениях с окружающими. Многие пациенты вообще не могут связать происходящие в их жизни события с собственным поведением.
Можно говорить о том, что критериями в определении расстройства личности являются субъективные переживания человека и/или его социальная дезадаптация. Психотерапевту достаточно 5 встреч, чтобы выявить то или иное нарушение, на помощь ему приходят знания ОПД (Операцианализированной Психодинамической Диагностики) и МКБ (Международного классификатора болезней). Но современная психотерапевтическая практика не предполагает озвучивания пациенту точного диагноза. Во-первых, это связано с тем, что при дальнейших беседах диагноз может уточняться или корректироваться. В практике психотерапии стандартными являются ситуации, когда диагностируются сразу несколько расстройств личности (одно ведущее, и 1-2 сопутствующие), и со временем терапевт может менять их местами, выделяя в ведущее то расстройство, которое изначально причислил к второстепенным. Во-вторых, постановка диагноза и определение особенностей характера как «расстройство личности» создаёт трудности в лечении пациентов. В связи с этим при диагностировании и выстраивании плана работы психотерапевтами используются более общие формулировки и описательные характеристики
При постановке диагноза важно учитывать, что изменения характера не вызваны повреждением мозга или другим психическим заболеванием (биполярным расстройством, шизофренией и т.п.)
Типичные для наркомании психические расстройства
Изменения в центральной нервной системе и функционировании головного мозга на фоне психоэмоциональных расстройств проявляются разными формами:
- Биполярное расстройство (Маниакально-депрессивный психоз), проявляется повышенной активностью, эйфорией и повышенной возбудимости. При этом заболевании у пациентов ухудшается сон и режим дня, формируются признаки апатии, снижается трудоспособность;
- Шизофрения, связанная с изменением личности и бредовыми состояниями, максимально повышенным уровнем тревожности, депрессиями. Трансформация личностных характеристик приводит к изменениям характера, человек становится опасным для себя и окружающих;
- Неврозы, у человека проявляется нарушение сна, повышенный уровень беспокойства и определенной лабильностью, способностью быстрой смены настроения. Вместе с неврозами в жизни человека появляются головные боли, тремор рук и тахикардия, аритмия и потливость;
Депрессия, проявляется тяжелым состоянием подавленности, отказом от привычных действий и ухода за собой, апатичным состоянием и безразличием. В депрессивном состоянии происходит больше всего суицидальных случаев, при этом наркоманы не задумываются о чувствах окружающих.
Международная Антинаркотическая Ассоциация предлагает реабилитационные программы, направленные на восстановление психоэмоционального фона и состояния человека.
Проблемы школьной дезадаптации
Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.
В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.
Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.
Что такое истерика?
Истерика — это особое эмоциональное состояние, связанное с накопившейся негативной энергией, сильным стрессом или нервным перенапряжением, которое выражается рыданиями, смехом, чрезмерной жестикуляцией или приступом буйства. Во время истерики человек дает выход накопившимся эмоциям, себя не контролирует, плохо соображает, находится, что говорится, «не в себе»
Но всеми действиями старается обратить на себя внимание. Подобный взрыв эмоций случается не у всех
Как правило, он свойственен людям эмоциональным, творческим, легковозбудимым. Чаще случаются у женщин и детей, реже – у мужчин.
Истеричность как качество личности – склонность периодически находиться в крайне возбужденном, болезненно-страстном, беспокойном состоянии, заводящем окружающих подобными эмоциями. В современной психопатологии различают два вида людей с истерическими чертами характера: людей с психосоматическим заболеванием или формой невроза (истерия) и тех, для кого истерика – способ манипуляции и получения выгоды (истерическая психопатия). Оба вида демонстрируют истерический тип личности:
Намеренно драматизируют любые события или поступки.
Наигранно-театрально ведут себя в бытовых или рабочих ситуациях.
Стремятся привлечь внимание окружающих и страдают, если это не получается.
Рассказывают о себе в аффективной манере.
Идеализируют или необоснованно критикуют других людей.
Демонстрируют переменчивое настроение и экзальтированное поведение.
Создают дополнительный образ: ярко красятся, вызывающе одеваются.
Однократные «истинные» истерики похожи по внешним проявлениям. Это могут быть приступы судорожного плача иногда переходящего в смех, сопровождающиеся учащенным дыханием, покраснением лица, бессвязной речью. Но неподдельный приступ не сулит никакой выгоды и есть следствием накопленных до критической массы негативных эмоций. Настоящая истерика – редкое явление, причиной которого может стать что угодно и кто угодно.
Термин «истерика» – производное от греческого hystera»-«матка», поскольку подобные состояния объясняли заболеваниями этого органа. Современное понимание слова не имеет ничего общего с его первоначальным значением, но истеричность все же считается прерогативой женщин. Не зря ведь слово «истеричка» используется только в женском роде.
Причины истерик.
Большинство женских истерик относят к своеобразной «женской логике», особенностям воспитания девочек или влиянию гормонов. На самом деле на две женских истерики приходится одна мужская, а истеричность одинаково выглядит у женщин и мужчин. Внезапно защитные механизмы перестают действовать, человек сталкивается с неприглядной реальностью, чувствует себя униженным, обманутым. Все недовольство жизнью обрушивается на того, кто оказывается рядом. В таком состоянии бьется посуда и телефоны, ломается мебель, выбрасываются вещи из окна.
Но поскольку истеричность – признанное женское качество, в мужском исполнении истерика выглядит нелицеприятно. Хотя она может в разы более устрашающей и разрушительной. Зато женские истерики разнообразны и изобретательны. Это целый мир, где все происходит красиво и в красках, но с определенной целью.
История Питера Уинстона
В ходе исследований было установлено, что довольно часто зрелые люди и дети, страдающие шизофренией, до болезни отличались незаурядными способностями, считались одаренными, сверхразвитыми личностями. Ну как здесь не вспомнить фразу: «Гениальность и безумие идут рука об руку». Кажется, ее автором стал великий Чезаре Ломброзо.
История юного шахматиста Питера Уинстона – яркий тому пример. Питер родился в Нью-Йорке в 1958 году. Его отец преподавал химию в Колумбийском университете, а мать была магистром Педагогического колледжа.
В 1 год и 6 месяцев Питер уже знал алфавит и читал Британскую энциклопедию. В 6 лет его отдали в школу для одаренных детей, где его характеризовали как остроумного и энергичного мальчугана, но с вычурной манерой поведения.
Шахматами он увлекся еще в начальных классах, причем обучился им сам, с подачи отца. Он повторял партии известных шахматистов. Очевидцы рассказывали, что на турнирах во время игры он как будто впадал в транс, а если проигрывал, то впадал в ярость. Его называли гениальным мальчиком. Будучи подростком, он даже получил предложение от известного издательства написать книгу о шахматах.
Проучившись год в престижной школе Линкольна, он забросил ее. Аргументировал это тем, что устал от этого занудства и «дерьма». Поступил в альтернативную школу, где дети самостоятельно контролировали учебный процесс. Но, когда его любимый учитель уволился, Питер также перестал посещать школу.
В 1972 году в возрасте 14 лет Питер Уинстон сыграл шахматную партию с гроссмейстером Уолтером Шоном Брауном, который носил титул чемпиона Австралии и трехкратного чемпиона США. Питер разгромил оппонента за 37 ходов. Это событие произвело фурор. Впоследствии партию называли просто «Игра».
На юниорском чемпионате США он разделил первое место с фаворитом того сезона, затем на чемпионате мира занял 6 место.
В 17 лет он поступил в колледж, увлекся политикой, а через полгода попал в психиатрическую больницу с психологическим кризом. Здесь ему и был поставлен диагноз шизофрения. В больнице он провел целый год. Его друг утверждал, что не мог узнать Питера. Уинстон твердил, что лекарства нарушают его способность игры в шахматы.
После выписки Питер продолжал участвовать в шахматных турнирах, но проигрывал все партии. Очевидцы говорили, что у него было много выигрышных ходов, но он их пропускал. Из-за его неопрятного вида, несоблюдения гигиены (матери его друга пришлось даже дезинфицировать постельное белье после того, как Питер у них ночевал) некоторые говорили о том, что парень употребляет наркотики. Хотя это мнение было ошибочным.
Друг, посещавший его квартиру, говорил, что Питер жил в ужасных условиях. Сам он выглядел так, как будто не спал несколько ночей, не мылся и не ел. Взгляд был блуждающим. Было видно, что в квартире засиживаются допоздна, играют в карты и шахматы на деньги.
Последний раз Питера видели, когда он посещал семью своего знакомого. Он был не в себе: беспокоен, собирался поехать в Техас на встречу с Уолтером Корном – одним из родоначальников шахмат. Называл его Богом. Затем он ушел, и его больше никто не видел.
Питер Уинстон пропал без вести в 1978 году в возрасте 20 лет. Его так и не нашли. Выдвигается несколько версий его исчезновения, которые, однако, не имеют официального подтверждения. Волшебное исчезновение Питера Уинстона считается одним из таинственных и резонансных событий шахматного мира.
Начальные симптомы шизофрении расплывчаты и неточны. Они становятся не только ее признаками, но и других психических расстройств. Однако альянс апатии, аутизма, странностей поведения, депрессии и патологического мышления дает повод обратиться к специалисту, чтобы не пропустить зарождение болезни.
Внешняя симптоматика
Врачи оценивают выражение лица больного, которому нужно поставить диагноз. Они отвечают для себя на вопрос, насколько постоянно выражение лица. Это помогает определить доминирующий аффект. Если пациент гневается или находится в состоянии возбуждения, происходит смена аффективных реакций, это должно насторожить специалиста.
При расстройствах ориентировки человек рассеянный, он выглядит недоуменно. Врачу может задавать вопросы о том, где он находится в данный момент, как куда-то пройти или проехать. Больной может оглядываться по сторонам с беспомощным видом. При расстройствах мышления нарушена речь. Но, если расстройства негрубые, их очень тяжело выявить, с этим может справиться только опытный специалист.
Бред проявляется как в речи, так и в движениях. Движения способствуют реализации определенных бредовых идей. К примеру, пациент может думать, что его хотят убить. Тогда он будет делать всё, чтобы остаться в безопасности. Он может сесть в угол, чтобы иметь широкое поле обозрения. Он может взять в руки что-либо тяжелое для обороны и т. д. Если человек находится не в клинике, а свободно действует и передвигается, он может обращаться в милицию. Специалисту нужно помнить, что в таких случаях никакое разубеждение с логическими доводами не поможет. Реакцией на споры может быть обида пациента, а также его агрессия, направленная на вас.
При расстройствах восприятия человек прислушивается к любым звукам, может внимательно наблюдать за средой вокруг. Жесты и мимика выдают то, что человек слышит и видит у себя «в голове». Если человеку представляются страшные образы наяву, он будет бежать, плакать или кричать от страха и т.п. Пациенты, которые слышат звуки, могут затыкать уши или искать в помещении, откуда же этот звук исходит (мелодия или речь, в разных случаях по-разному). Нужно учитывать, что галлюцинации не являются изолированными, это проявление психоза.
Опасны для окружающих такие лица:
- больные с императивными галлюцинациями
- мужчины в пожилом возрасте, у которых есть параноидный бред
- больные с опасным поведением на фоне депрессивного или маниакального аффекта
- пациенты с бредом ревности
- люди с нарушениями влечения
- алкоголизм, в том числе состояние абстиненции и др.
Агрессия — это поведение, которым человек причиняет вред или оскорбляет другого человека или животное, не желающих подобных действий и/или обращений в свою сторону. Некоторые специалисты считают, что агрессией стоит считать также подобное поведение, направленное на неживую природу. Примером агрессии может быть такая ситуация: на остановке вечером стоит девушка с ярким макияжем и в кротком платье; мимо проходит психические больной мужчина, который видит ее и считает, что может пригласить к себе домой, и она согласится; он подходит к девушке, она ему отказывает, вызывая у больного мужчины агрессию. Этот пример является неагрессивной провокацией со стороны объекта, на который направлена агрессия.
Агрессивное поведение человека может также спровоцировать агрессивную реакцию больного. Но агрессия может быть вызвана и внутренним состоянием больного, которое, как кажется, не зависит от внешних причин. Агрессия может быть сексуального характера. При этом, чем больше сопротивляется жертва, тем больше возбуждается насильник. В большинстве случаев запугивание жертвы не является целью насильника. Для серийных агрессоров сексуального характера типична стереотипность в действиях.
Жертва может понять сама, что перед ней находится именно серийный насильник. Он предъявляет требования последовательно, причем они могут казаться странными. Насильник предпринимает попытки обезличивания того, на кого он напал. Некоторые исследователи считают, что стереотипные действия больные реализуют в трансовом состоянии.
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ НЕВРАСТЕНИИ И ВИДЫ РАССТРОЙСТВА
Факторы, способные стать причиной развития неврастении, делят на несколько групп:
- биологические. В эту категорию входит наследственность, сложная беременность и роды, индивидуальные особенности психики, ослабленный организм и наличие физиологических проблем;
- психологические. Психологические травмы, пережитые человеком в детстве, в том числе насилие в семье, а также стрессы и необходимость выполнять неприятную рутинную работу в течение длительного времени;
- социальные. Сложные взаимоотношения внутри семьи, трудное детство, неудовлетворенность жизнью. В эту группу также можно включить общение с лицами, имеющими отрицательный взгляд на окружающую действительность.
Специалисты выделяют две формы неврастении: гипостеническая и гиперстеническая. В первом случае у пациента отмечается снижение работоспособности, сонливость и истощаемость, повышенная утомляемость. Во втором – человек становится вспыльчивым, возбудимым, ему трудно засыпать, наблюдается повышенная реактивность.
Неврастения может затрагивать различные физиологические сферы. Исходя из этого, ее делят на виды. Так различают мозговую, сердечную, желудочно-кишечную и половую неврастению. Как понятно из названия, в каждом из данных видов наблюдается сбой функционирования определенной системы организма или отдельного органа. В большинстве случаев у пациентов наблюдается сразу несколько видов неврастений, поэтому такое деление является довольно условным.
Почему люди подвергаются психологическим манипуляциям?
В свое время проводилось огромное количество исследований, направленных на то, чтобы выяснить индивидуальные характеристики людей, особенно восприимчивых к манипуляциям. Однако на данный момент можно с уверенностью сказать лишь то, что манипуляциям подвержены все, а эффективность манипуляции зависит всегда от конкретной ситуации, фигуры манипулятора и множества дополнительных факторов.
Наш мозг устроен таким образом, что мы вынуждены воспринимать информацию субъективно и не всегда адекватно, и лишь наша интуиция и жизненный опыт помогают корректировать эту информацию. Данные механизмы в определенных обстоятельствах могут перестать работать, и тогда мы можем стать жертвами контроля со стороны других людей. Часто это связано с ситуациями, когда мы не обладаем полной информацией. Если это произошло из-за простого обмана, то нам достаточно лишь узнать истинные факты, чтобы достроить правильную картину. В случае с психологической манипуляцией ложная картина может быть крайне устойчивой, и появление правильных фактов в совокупности с железной логикой не всегда способны ее разрушить. Есть предположение, что люди с определенным мировосприятием менее доверчивы и более подготовлены ко встречам с манипуляторами. Однако в то же время это является и их ахиллесовой пятой, так как недоверчивостью тоже можно манипулировать.
Очень часто психологические манипуляции можно встретить в общественной и политической жизни. Хороший пример манипуляций общественным сознанием – это пропаганда позиции государства по федеральным телевизионным каналам во всех передачах: от новостей до вечерних развлекательных шоу. Что касается психологических манипуляций в рекламе, здесь целью контроля становится не убеждения и взгляды людей, а их деньги. В рекламе, как и в политике, для управления людьми используют ложные аргументы, эмоциональное убеждение, и иногда даже угрозы. Например, в рекламе могут сделать акцент на отсутствии какого-то компонента, который и не должен там содержаться, а о наличии более вредного компонента в составе умолчать
Так рекламодатель уводит внимание потенциальных покупателей от действительно важной проблемы продукта. Также пример ложной аргументации можно видеть в рекламе, где говорится о наличии некоего преимущества, которого, на самом деле, нет. К примеру, изготовление продуктов на основе «старинных рецептов» в современном массовом производстве практически невозможно реализовать
К примеру, изготовление продуктов на основе «старинных рецептов» в современном массовом производстве практически невозможно реализовать.