Дислексия. виды, причины, лечение

Коррекция и лечение дислексии

Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы.

Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия.

Коррекция по видам дислексии:

  • Фонематическая дислексия. Корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов.
  • Семантическая. Устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм.
  • Аграмматическая. Логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов.
  • Мнестическая. Устранение строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
  • Зрительная. Дефекты исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа.
  • Тактильная. Корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий.

Рональд Д. Дейвис в своей книге «Дар дислексии» рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.

Лечение

В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка.

Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов.

Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят.

Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины дислексии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Симптомы дислексии


Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.

Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):

Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)

Проблемы со вниманием и концентрацией
Плохая память
Изменения буквенного порядка при составлении слов
Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
Отказ от чтения вслух и написания сочинений
Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
Проблемы с выполнением элементарных указаний
Трудности в освоении правописания и принципов чтения

Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:

  • Запоздалое развитие речи
  • Трудности в изучении и произношении слов
  • Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
  • Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
  • Путаница в расположении букв и слов
  • Проблемы в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:

  • Трудности с распознаванием слов
  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
  • Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
  • Разворот букв при написании
  • Путаница в арифметических знаках
  • Неловкость и импульсивность в поведении
  • Трудности с запоминанием фактов
  • Нарушения координации движений
  • Замедленное освоение новых навыков

Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:

  • Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
  • Отказ читать вслух и писать
  • Плохая память
  • Нечитаемый почерк
  • Неправильное написание и произношение слов
  • Трудности с восприятием языка тела и мимики
  • Трудности в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:

  • Плохо развитый навык письма
  • Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
  • Ошибки в произношении слов
  • Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
  • Плохая память
  • Слишком медленная скорость работы
  • Трудности в адаптации к любым изменениям

Симптомы дислексии во взрослом возрасте:

  • Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
  • Труднопонимаемое произношение слов
  • Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
  • Путаница в последовательности слов и чисел
  • Рассеянность и невнимательность
  • Плохая память
  • Трудности с организацией и планированием своего времени

Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

Анализы и диагностика

Диагностика дислексии базируется на данных анамнеза и логопедического обследования, включающего характеристики уровня чтения, письма и сформированности устной речи, проведение онлайн теста на дислексию: «Рядоговорение», «Кулак – ребро – ладонь», «Ритмы», «Повторение цифр» и др. Сбор анамнеза предполагает беседу с ребенком/родителями, выяснение наличия осложнений беременности/болезней матери в этот период, чем переболел ребенок, выявление особенностей формирования речи, оценка успеваемости ребенка в школе и др.

Логопедическое обследование включает:

  • Диагностику устной речи (звукопроизношение, фонематическое развитие, сформированность слоговой структуры слова/связной речи, состояние речевой моторики и артикуляционного аппарата).
  • Диагностику письменной речи (оценка работы с письмом: написание текста на слух, списывание с текста, самостоятельное написание; оценка правильности написания ребенком текста и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическую диагностику, включающую выяснение уровня интеллекта, памяти, способность к анализу/синтезу, оптико-пространственному ориентированию и др.
  • Обследование ребенка отоларингологом/офтальмологом с целью определения и оценки состояния слуховой/зрительной функции.

Причины дислексии и методы ее диагностирования

Уже в конце XIX века, когда начались первые исследования дислексии, многие специалисты указывали на наследственные причины появления нарушения. Дислексия возникает в результате генетических особенностей формирования мозга, структура и функциональные особенности которого не позволяют в полной мере овладеть навыком чтения.

В целом, неспособность дислексиков к обучению чтению является относительной. Необходимо сопоставить результаты обучения другим дисциплинам и выяснить, насколько трудно ребенку овладеть навыками письма, чтобы получить более полную картину нарушения. Если, при наличии у школьника нормально развитого интеллекта, слуха и зрения и отсутствии неврологических и психологических проблем, он испытывает трудности с обучением, то это является поводом проверить ребенка на дислексию. Следует отметить, что трудности в обучении могут носить специфический характер и зависеть от культурных особенностей, с которыми школьник встречается, и от языка, на котором он учится читать.

Симптомы дислексии

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так.

При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  • имеют широкий кругозор;
  • любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  • имеют отличное воображение;
  • обладают развитой интуицией;
  • могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Дислексия у взрослых

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Причины

Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева.

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %). Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии.

Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.

Как выглядит дисграфия

Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):

Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.

Профилактика дислексии и дисграфии (практические приемы)

С раннего возраста рекомендуется заниматься специальными упражнениями с ребенком для освоения устной речи и письма. Профилактические занятия должны основываться на развивающих занятиях. Специализированные игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить образно и делать выводы основываясь на анализе. Примеры упражнений ниже:

Дидактические игры для ребенка

«Исправь ошибку»

Игра для развития фонематического восприятия, слухового внимания
Ребенку бросают мяч, говорят слово, при этом заменяя в нем какой–либо звук на оппозиционный.
Задача ребенка — поймать мяч и исправить слово.«Найди букву»
Игра на развитие буквенных знаний, внимания и быстроту реакции.
Детям дается возможность помочь вымышленному герою найти как можно больше необходимых букв и зачеркнуть их.«Найди звук»
Игра на развитие фонематического восприятия. Рисуется схема слова, логопед/родитель его зачитывает и называет звук, который ребенку необходимо найти и показать на схеме.

Благодаря дидактическим играм ребенок научится правильно и читать, и писать, ведь в раннем возрасте у детей память очень развита. Возможных упражнений может быть очень много, допускается поощрение ребенка за правильные ответы.

Для жителей районов ЗАО и ЮЗАО занятия проводятся по адресу: Ленинский проспект 64/2.Время начала занятий: по предварительной записи.

Форма занятий: индивидуальная.

Коррекционные занятия по исправлению специфических отклонений и полному лечению дислексии у детей проводятся опытными специалистами-дефектологами, логопедами и другими специалистами, имеющими большой опыт работы и применяющими в своей работе передовые методики и новейшие развивающие программы.

КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ?

Почему так важно своевременно выявить и начать лечение дислексии у детей?

Для начала стоит отметить, что люди, страдающие от дислексии, могут добиться существенных успехов в своей жизни. Чтобы вы убедились в этом, достаточно перечислить имена нескольких известных во всем мире дислектиков – Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс-Христиан Андерсен и Генри Форд, Квентин Тарантино и Мэрилин Монро.

Большинство детей с дислексией – это любознательные малыши с богатой фантазией, они активны и талантливы, часто проявляют выдающиеся способности в каких-то конкретных отраслях. Тем не менее, увидев первые признаки дислексии у детей, необходимо сразу задуматься о коррекции данного нарушения, поскольку, игнорируя его, можно в ближайшем будущем столкнуться с такими проблемами, как:

  • низкая успеваемость в школе;
  • развитие комплекса неполноценности у ребенка – как реакция на насмешки со стороны сверстников.

Ответ на вопрос, как помочь ребёнку с дислексией, помогут найти невролог, логопед, психолог. Для каждого малыша подбирается та методика (в первую очередь специальные фонетические методы), которая позволит овладеть техниками чтения с учетом особенностей его формы дислексии. С этой целью применяются прямое и непрямое обучение.

Общество и культура

Как и в случае с любым расстройством, общество часто делает оценку на основе неполной информации. До 1980-х годов дислексия считалась следствием образования, а не неврологической инвалидностью. В результате общество часто неверно оценивает людей с расстройством. Иногда также наблюдается стигма на рабочем месте и негативное отношение к людям с дислексией. Если у инструкторов человека с дислексией отсутствует необходимая подготовка для поддержки ребенка с этим заболеванием, часто наблюдается отрицательное влияние на участие ученика в обучении.

По крайней мере, с 1960-х годов в Великобритании дети с диагнозом дислексия развития постоянно принадлежали к привилегированным семьям. Хотя половина заключенных в Великобритании испытывает серьезные трудности с чтением, очень немногие из них когда-либо проходили обследование на дислексию. Доступ к некоторым специальным образовательным ресурсам и финансированию зависит от диагноза дислексии. В результате, когда Стаффордшир и Уорикшир предложили в 2018 году обучать чтению всех детей с трудностями чтения, используя методы, которые оказались успешными для большинства детей с диагнозом дислексия, без предварительного получения семьями официального диагноза, выступают за дислексию и родители детей с дислексией опасались, что они теряют привилегированный статус.

Профилактика

Третьим крупным направлением научного исследования, начатого в 2002, является изучение эффективности превентивных интервенций.

Примерно с 160 детьми пятилетнего возраста, у которых один родитель страдал дислексией, работали в университетах трех городов с целью дать им преимущество до перехода в 3-й класс (обязательное школьное обучение начинается в Нидерландах в возрасте 4-х лет – прим. перев.). С ними работали по-разному: студенты или родители, были разные предложения помощи: традиционные — с личным контактом — или с использованием компьютера, с акцентом на назывании предметов, различении букв, произнесении звуков или наращивании словаря из простых слов.

В конце второго года обучения (6 лет), оказалось, что дети во всех проектах показывали лучшие результаты в письме и фонетике, чем контрольная группа, которая не получала подобной поддержки. Проблемы сохранялись лишь со скоростью называния слов.

»К сожалению, этот эффект сохранялся на протяжении многих лет, » – отмечает проф. ортопедагогики Амстердамского университета Aryan van der Leij. »Мы были удивлены, что весь этот дополнительный багаж не помогал, когда ребенок действительно начинал учиться читать».

Это была не единственная неожиданность. Исследования головного мозга этой группы детей показывают, что мозг детей из группы риска (один из родителей страдает дислексией), у которых не развилась дислексия, все-таки отличается от »нормального» мозга. Van der Leij: »Эта группа занимает своего рода промежуточную позицию, и то очень знаменательно». Другой важный результат заключается в том, что дети из группы риска в 3-ем классе справлялись с заданиями достаточно хорошо, но к концу 4-го класса минимум 31% показывали худшие показатели по чтению, а в середине 5-го класса – 42%. Van der Leij: »Это значит, что в области языка проблемы чтения проявляются позже. По мере ускорения темпа чтения эти дети выпадают». На основании полученных результатов Van der Leij считает, что вмешательство должно осуществляться на 3-м и 4-м году обучения (т.е. в возрасте 6-7 лет).

Самый интригующий вопрос всего исследования заключается в том, как ребенок с риском дислексии будет развиваться дальше. Почему у одного проявляется дислексия, а у другого – нет? »Складывается впечатление, что в головном мозге есть определенный компенсаторный механизм, » – говорит профессор Natasha Maurits, председатель Группы по изучению дислексии. »Это следует изучать дальше».

Что поможет человеку с расстройствами обучения

В первую очередь необходимо научиться самоадвокации — способности отстаивать собственные интересы. Если вы оказались на новой работе или учебе, нужно уметь сообщать другим о своих особенностях и потребностях таким образом, чтобы достигать максимального взаимопонимания.

Например, на задания, для выполнения которых требуется применить навыки чтения и письма, человеку с дислексией и дисграфией должно выделяться больше времени. На учебе можно попросить у преподавателя его конспект. В образовательных учреждениях западных стран существуют специальные программы для людей с такими расстройствами.

При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.

«Большинство людей, взрослея, адаптируется к тем дефицитам, которые у них есть. Если человек понимает, что у него что-то не получается, он учится делать это по-другому — например, использует только те слова, в написании которых уверен», — считает Ирина Пасечник.

С возрастом у нас снижается пластичность мозга. Поэтому, по словам Пасечник, коррекция расстройств обучения уже не будет такой эффективной, как в детстве, но всё же улучшения возможны. Психолог рекомендует активности вроде единоборств и йоги: «Такие занятия требуют сложной координации, благодаря чему развивают взаимодействие различных зон мозга и очень помогают не только телу, но и, как ни странно, голове».

Физическая активность действительно может быть полезна. Дислексию часто связывают с мозжечком — областью мозга, как раз отвечающей за координацию движений. В Великобритании в рамках исследования провели эксперимент, в ходе которого участники (дети) на протяжении месяцев выполняли простые физические упражнения. В результате испытуемые улучшили не только моторные навыки, но и языковые способности и добились прогресса в чтении.

Некоторые ученые, например профессор Йельского университета Салли Шайвитц, считают, что физические упражнения не способны вылечить дислексию, но помогают людям с такой проблемой чувствовать себя увереннее и бороться с тревогой.

Самое главное при наличии расстройств обучения — сделать ставку на свои сильные стороны. В чем же нужно искать плюсы и как их использовать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector