Адаптация: понятие, виды, признаки

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Социальная адаптация включает:

  1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
  2. успешное общение и адекватные отношения с окружающими;
  3. способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха;
  4. способность к самообслуживанию и самоорганизации;
  5. изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

Толковый словарь по психологии. 2013.

  • https://studwood.ru/675093/psihologiya/urovni_vidy_protsessa_adaptatsii
  • https://psychologist.tips/849-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-rebenka-k-shkole-vidy-i-urovni-adaptatsii.html
  • https://studopedia.ru/9_221824_ponyatie-i-osobennosti-adaptatsii.html
  • https://psychology_dictionary.academic.ru/8614/уровень_адаптации

Виды адаптации

Как было упомянуто выше, адаптация – это приспособление человека к среде.

Современная наука выделяет 5 видов рассматриваемого явления:

  1. Биологическая – приспособление к внешним условиям в процессе эволюции (что это?) путем изменения обмена веществ и функций органов. Например, древнейшие люди, жившие в условиях дикой природы, имели головной мозг объемом около 550 кв.см.

    Для сравнения – у современного индивида объем мозга достигает 1800 кв.см. Можно сказать, что человек умнел на протяжении многих миллионов лет, благодаря прогрессу: мозг рос вместе с развитием цивилизации.

    » alt=»»>

  2. Физиологическая адаптация – перестройка органических функций в соответствии с изменениями окружающей среды. В пример можно привести зрительную адаптацию: если вы выключите свет в ночное время суток, то первые несколько минут не будете ничего видеть.

    Затем глаза привыкнут к темноте, и вы начнете различать окружающую вас мебель и предметы. Сюда же можно приписать акклиматизацию, о которой речь велась выше.

  3. Социально-психологическая – включение личности в социум (семью, класс, коллектив, сообщество и т.д.). В процессе адаптивного поведения индивид подстраивается под общественные нормы и правила, перенимает ценности и морально нравственные принципы, гармонично вливается в новое пространство.

    Здесь примером может служить ситуация, когда ребенка устраивают в детский сад. Сначала мама приходит с малышом в группу на пару часов, потом оставляет его с детьми на это же время одного, далее время пребывания в саду увеличивается.

    Так, постепенно ребенок приучается быть в коллективе без мамы, привыкает к установленным правилам.

  4. Профессиональная адаптация – примыкание личности к профессии (трудовой деятельности), установление гармоничных отношений с деятельностью и коллегами. Однако в процессе приспособления может наступить адаптационный кризис, который связан с несоответствием ожиданий и реальности.

    В этом случае человеку может понадобиться помощь психолога или наставника, чтобы войти в профессиональную среду более комфортно.

  5. Адаптация персонала – знакомство новых работников с условиями, нормами, правилами и задачами труда, вливание в сформированный коллектив.

    Это важная стадия, которую необходимо учитывать всем работодателям: новый сотрудник может показывать низкую производительность не по причине нехватки знаний, а из-за испытываемого стресса в связи с новой для него ситуацией.

Что это такое

Еще в Древней Греции люди пытались понять, как именно работает механизм приспособляемости. Над этим размышляли Гиппократ и Демокрит. Они пришли к выводу, что от условий жизни меняется внешний вид человека. В дальнейшем подобные идеи поддержал Ламарк, позже и Дарвин.

Изначально господствовала идея, что понятие адаптации связано только с физиологическим уровнем. Все изменилось с появлением теории Г. Селье.

Определение в психологии

Г. Селье смог ввести новое понятие – психологическая адаптация. Он также выделил три этапа развития процесса: тревога, сопротивление, истощение. Его идею дополнил физиолог Н. Фомин: с одной стороны, в организме происходят изменения, с другой – все системы стараются работать по-старому. Именно это противоречие порождает адаптацию.

А. Маслоу под этим термином понимал взаимодействие человека  и окружающей среды, в результате которого появляется духовное здоровье. В случае несоответствия моральных ценностей и ситуации происходит конфликт, который индивид стремится быстро решить.

Адаптация термин в психологии, который рассматривается с разных точек зрения. Р. Ласаруса имел следующее мнение по этому вопросу: в процессе познания мира человек получает информацию, которая не всегда соответствует его установкам. В итоге происходит конфликт. От адаптированности зависит то, насколько быстро индивид решит противоречие.

Адаптация – это в психологии ключевое понятие. Под ней в психоанализе понимают работу защитных механизмов личности. Они работают для того, чтобы человек решал конфликтные ситуации с  наименьшими потерями для психики.

Адаптация – это в психологии неоднозначное определение. У многих ученых были свои мнения на его значение. И. Милославский считал, что, благодаря приспособляемости, человек усваивает принятые модели поведения.

Жмет руку

Впервые термин рассматривался еще в древнем мире. За это время взгляды ученых уже не раз сменились.

Подходы к пониманию адаптации в современной психологической науке

Изучению адаптационных процессов в обществе посвящены работы:

  • Н.Е. Введенского;
  • И.П. Павлова;
  • И.В. Давыдовского;
  • Л.М. Сеченова и др.

В их основе — теория о единстве среды и организма, которую выдвинул И.М. Сеченов.

В трудах Ухтомского развиваются идеи И.П. Павлова по выработке условного и безусловного рефлексов.

Основополагающими моментами являются позиции теории Л.С. Выготского, которая характеризуется, как культурно-историческая. Автор утверждает, что во время исторического развития человек способен менять свой характер, усовершенствовать способы поведения, чем приспосабливаться к новым условиям жизни.

А.Н. Леонтьев утверждает, что окружающие социальные объекты не даны человеку от рождения. Попадая в незнакомый мир, человек осуществляет практическую (познавательную) деятельность, используя при этом свой психический потенциал.

Существует еще одна модель адаптации. Ее основа — в системном анализе, который демонстрирует принцип динамического равновесия. Такая теория была выдвинута Л. фон Берталанфи.

Типы адаптации

Генетическая мутация и рекомбинация

Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК, – это молекула, которая несет информацию, необходимую для создания и поддержания жизни. ДНК состоит из ряда нуклеотидов, 4 небольших химических вещества, которые соединяются вместе. Последовательность э��их химических веществ может быть прочитана специализированными ферментами и органеллами в клетках, чтобы произвести новые белки. Эти белки имеют различные функции, и определяют, как клетка функционирует в своей среде.

Поскольку первые белки и клеточные составляющие агрегировали, образуя первую самореплицирующуюся клетку, взаимодействие между ДНК и окружающей средой стимулировало адаптацию. Одноклеточные организмы полагаются исключительно на молекулярную адаптацию, поскольку их базовая структура препятствует сложному характеру развития новых конечностей и других структур. Вместо этого адаптация в прокариот происходит от полезных мутаций в их ДНК, которые создают новые белки или изменяют эффекты существующих белков. Химические реакции, обеспечиваемые этими белками, позволяют организмам более эффективно собирать питательные вещества, расти и делиться. Адаптация будет сохраняться в популяции до тех пор, пока она повышает приспособленность и воспроизводство.

У эукариот и многоклеточных вид, процесс мутация также управляет адаптацией. Как и у прокариот, ДНК контролируется системой белков, которая взаимодействует с окружающей средой, известной как эпигеном. У эукариот сложность этой системы возросла. Адаптация может повлиять на организм на любом уровне, от создания другого способа репликации ДНК до разработки совершенно новых органелл и структур организма. Исследования показали, что мутации часто вредны или не адаптируют организм к окружающей среде. Эти мутации обычно не считаются адаптациями, потому что они не сохраняются в популяции на высоких уровнях. Однако, по мере изменения окружающей среды, плохо адаптированные черты могут стать полезными и сохраняться как адаптация к новому сценарию.

Изменения в окружающей среде

Изменения в окружающей среде являются второй основной категорией адаптации. Во многих случаях эпигеном так же или более важен, чем сама ДНК. Большие изменения в окружающей среде, такие как изменение температуры или кислотности океана, могут затронуть большое количество видов. По мере изменения окружающей среды белки организмов начинают функционировать по-разному. Изменения ДНК или того, как эпигеном взаимодействует с новой средой, могут привести к новой адаптации. Например, жизнь на Земле в настоящее время зависит от системы кислорода и углекислого газа, которую ее организмы используют для энергии и дыхания. Ученые подсчитали, что такой среды не было, пока фотосинтезирующие организмы не начали создавать кислород и откладывать его в атмосферу. Новые химические вещества в атмосфере начали волну адаптации, которая привела к нынешнему биому, который мы имеем сейчас.

По мере того, как все больше и больше видов становились дифференцированными, их взаимодействие друг с другом начало стимулировать адаптацию так же, как и простой состав атмосферы. Обширные пищевые сети развивались и разваливались на протяжении миллиардов лет жизни. Эти события были частично обусловлены способностью организмов быстро формировать адаптацию к ситуации и продолжать воспроизводство. Тем не менее, во время многих из этих событий, до 90 процентов видов не пережили резких изменений. Хотя адаптация может сделать организмы более конкурентоспособными в окружающей среде, она также может сделать их менее гибкими для выживания в изменяющейся среде.

Сложные взаимодействия между животными также привели к различным формам отбора, которые влияют и формируют адаптацию среди вовлеченных организмов. Например, при половом отборе различия и стратегии адаптации между полами не обязательно определяются окружающей средой, а просто странными предпочтениями в выборе людей, пытающихся размножаться. Многие птицы демонстрируют очень окрашенных самцов, отобранных для тусклых самок. Адаптация цвета у мужчин является характеристикой, используемой для привлечения большего числа женщин. Адаптация женщин тусклого цвета, с другой стороны, является результатом более Направленный выбор из хищная добыча, Менее яркие самки с меньшей вероятностью будут замечены хищниками. Хотя эти две адаптивные черты противоречат друг другу, они сохраняются, поскольку приносят пользу мужчинам и женщинам по-разному.

Три подхода

1. «Оптический» подход обычно выражается в словах «начинайте работать, мы на вас посмотрим, а там будем обсуждать оплату и полномочия». Как правило, такие работодатели считают, что рынок рабочей силы перенасыщен специалистами любой квалификации и любого специалиста можно легко заменить. «Оптический» подход дает кандидату ощущение несерьезности организации и отсутствия заинтересованности в его работе.

2. «Армейский» подход заключается в выражении «трудно в учении, легко в бою». На протяжении испытательного срока новому сотруднику создаются дополнительные трудности в виде особо сложных и ответственных заданий. При этом его не знакомят с существующими наработками и не дают никаких объяснений. Иногда организации, исповедующие такой подход, ограничивают период работы с каждым сотрудником испытательным сроком, а затем принимают на работу нового работника.

Чаще всего это не жесткая «потогонная» система, а действительно попытка отобрать самых лучших работников, которая в конечном итоге может привести к негативным последствиям. Работник, прошедший испытательный срок в подобной организации, либо расслабляется после прохождения испытания и считает, что уже обеспечил себе спокойное существование, либо будет «мстить» за несправедливое жесткое отношение. Кроме того, в организациях «армейского» типа неизбежна «дедовщина», т.е. жизнь каждого вновь принятого работника будет еще сложнее. В итоге организация может быть вообще отрезана от притока новых сил. Жесткое дисциплинарное отношение к вновь принимаемым работникам имеет смысл только в том случае, если вся политика в области персонала носит такой же характер и сотрудник не заметит окончания испытательного срока.

3. «Партнерский» подход обычно демонстрируют организации, имеющие большой и разнообразный опыт найма сотрудников. По сути этот подход является признаком зрелости организации, осознающей необходимость оперативности в определении соответствия кандидата требованиям должности и соответственно снижения затрат, неизбежных при найме персонала и его адаптации. Зрелый работодатель понимает, что идеальных работников не бывает и что каждый прием на работу — это компромисс между ожиданиями и действительностью.

Виды адаптации, какие существуют, общая характеристика

Ученые выделяют следующие виды психологической адаптации:

  • социальную;
  • социально-психологическую;
  • профессионально-деятельностную;
  • экологическую.

Отдельные теории содержат также интегральный (системный) профессиональный, личностный, досуговый, семейный и т.д. варианты. На практике каждый вид может совмещаться с другим видом, образовывая комплексную психологическую адаптацию.

Определение

Социальная адаптация — активное приспособление индивидуума к существованию в определенном социуме, которое может происходить на физиологическом, психологическим и социальном уровнях.

Механизмы рассматриваемых процессов не так просты, как кажутся на первый взгляд. Кроме того, они могут длиться долго, постепенно переходя из одной фазы в другую. На личность оказывают давление сильные социальные факторы, например, общественное мнение. За несоответствие поступков нового человека установленным правилам в обществе, его могут осуждать, игнорировать в конкретной структуре либо в обществе в целом.

В процессе социальной адаптации человек должен:

  • стать самостоятельным;
  • научиться принимать аргументированные решения;
  • стать ответственным и исполнительным;
  • научиться предвидеть последствия определенных действий.

Выделение в отдельную группу профессиональных адаптационных процессов произошло не зря, поскольку в данном случае на личность воздействуют как внешние, так и внутренние факторы. Человек вживается в новую для себя среду, пытается научиться с ней взаимодействовать. Внутренние факторы управляются адаптационным потенциалом. Внешние представляют собой особое «поле», служащее площадкой для самореализации. При этом перед личностью практически всегда стоят следующие задачи:

  • приспособиться к устоявшемуся ритму нового места работы;
    понять цели и задачи своей деятельности;
  • научиться справляться с поставленными задачами, соблюдая необходимую производственную дисциплину;
  • освоить свою роль и получить заслуженный профессиональный статус.

Примечание

При этом можно столкнуться с новыми для себя политическими, правовыми, этническими, религиозными, культурными, языковыми и другими практиками. Понятно, что не каждой личности это дается быстро и легко. Требуется грамотная адаптационная политика, в основе которой лежат особенности новой сферы труда.

Особым методом выработки адекватного отношения к внешнему миру является экологическая адаптация. Именно посредством нее человек приспосабливается к новым условиям окружающей среды, которая часто сильно разнится. Теоретические заключения по этой тематике свидетельствуют, что такие процессы могут затрагивать биолого-генетический уровень, а также деятельность высшей нервной системы. Здесь имеет значение также гендерная идентичность и психологический пол. Вопрос экологической адаптации настолько серьезен, что привычка жизни в новых условиях может не выработаться никогда, несмотря на инверсию и другие механизмы.

Биологическая адаптация — Стр 2

Депре́ссия (от лат.deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии сниженасамооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или инымипсихотропными веществами.

Как психическое расстройствоявляется нарушениемаффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает каждый десятый ввозрастестарше 40 лет, две трети из них —женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5 %детейиподростковв возрасте 10—16 лет. По даннымВсемирной организации здравоохранения, депрессия является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. Общая распространённость депрессии (всех разновидностей) вюношеском возрасте составляет от 15 до 40 %. Во многих работах подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройствв этом возрасте соответствует и бо́льшая частотасуицидов.

Неврастени́я — психическое расстройствоиз группыневрозов, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению. Впервые описана американским врачомГеоргом Бирдомв1869 году. Неврастения возникает обычно при сочетании психической травмы с чрезмерно напряжённой работой и физиологическими лишениями (хроническое недосыпание, отсутствие отдыха и т. п.).

Возникновению неврастении способствуют ослабляющие организм инфекции и интоксикации (алкоголь,курение), эндокринные расстройства, недостаточное питание и др.

Разновидности и методы адаптации персонала

Принято выделять следующие виды адаптации:

  • профессиональная – новичок осваивается, применяет свои знания, согласно новым задачам;
  • производственная – ориентируясь непосредственно на свое новое рабочее место, работник привыкает к новым нормам и правилам, знакомится с документацией, регламентом, рабочими инструментами и механизмами, другими производственными факторами;
  • социальная – в любом новом коллективе нужно научиться правильно взаимодействовать с другими членами команды, стать «своим»;
  • психофизиологическая – освоение нового режима, графика работы, спецодежды и прочего;
  • финансовая – здесь нужно учитывать как новые источники и факторы дохода, так и появившиеся расходы (как пример, затраты на проезд).

Каждый из видов адаптации может использоваться отдельно или в комплексе. Также существует еще одна классификация адаптации персонала в организации – первичная и вторичная. Первый вид используется, когда молодой специалист приступает к своим обязанностям без какого-либо профессионального опыта, а второй – при смене новым работником рабочего места и/или профессии.

В адаптационной системе есть не только виды, но и несколько методов. Каждый из них считается эффективным, но максимальный результат они дают в комплексе.

Внедряя на предприятии адаптацию персонала, можно использовать такие методы:

  1. Наставничество. Опытный сотрудник помогает новичку влиться в коллектив, вводит в курс всех дел, консультирует на начальных этапах работы.
  2. Беседа. Руководитель, менеджер по персоналу и другие специалисты при необходимости проводят с новым сотрудником личную беседу, отвечают на возникшие вопросы новичка, развеивают его возможные сомнения.
  3. Ознакомительная экскурсия. Новичку показывают территорию предприятия, все его структурные подразделения, знакомят с сотрудниками, коротко рассказывают историю компании, ее корпоративную культуру. 
  4. Анкетирование. После завершения адаптационного периода и испытательного срока, новичку дают заполнить анкету, что позволяет получить обратную связь и усовершенствовать систему в будущем.
  5. Тренинги и семинары. Проводятся для развития у специалиста определенных навыков. Например, ораторское искусство, развитие стрессоустойчивости, решение конфликтных ситуаций и другие.
  6. Прочие методы. Сюда можно также отнести обучение персонала, тестирование, аттестацию, корпоративные мероприятия и прочее.

Также важно контролировать индивидуальную коммуникацию новичка и руководителя. Специалист всегда должен знать, что думает начальник о его работе

Важно, чтобы коммуникация в данном случае работала в двух направлениях. Сотрудник со своей стороны должен правильно реагировать на замечания, прислушиваться к ним, не бояться задавать уточняющие вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector