Заикание
Содержание:
- Классификация и причины расстройства
- Преимущества лечения логоневроза в нашей клинике
- Причины и факторы заикания
- Логофобия и социофобия
- Признаки, что нужна помощь профессионалов
- Discount up to 30 % for children under 14
- Лечение заболевания
- Мальчиков больше
- Причины заикания у подростков
- Прогноз и профилактика заикания у детей
- Мы предлагаем несколько вариантов работы:
- Преимущества лечения в реабилитационном центре
Классификация и причины расстройства
Заикание может классифицироваться по разным критериям. В первую очередь разделяют лалоневроз:
- клонический;
- тонический;
- смешанный.
В основе клонического лалоневроза лежат клонические судороги мышц речедвигательного аппарата. Они характеризуются мелкими мышечными подергиваниями, в результате чего человек монотонно повторяет один и тот же звук либо слог, слово. Например, о-к-к-к-кно.
Для тонических судорог характерен длительный спазм мускулатуры. При этом мышца застывает в одном положении и как бы деревенеет. В этом случае проявлением расстройства станет длительная пауза в слове или в речи: ко…..рова. Больному речь дается с большим трудом.
Смешанная форма совмещает в себе признаки обоих предыдущих форм.
По локализации логоневроз делят на:
- артикуляционный – сопровождается спазмами мышц лица, губ, неба;
- голосовой – спазм происходит во время произношения гласных звуков. При этом больной может издавать невнятные звуки вместо слова или «распевает» гласную. В крайней степени человек вообще не может ничего произнести по причине смыкания голосовых связок;
- дыхательный – затрудненный вдох или выдох мешает больному беспрепятственно говорить, образуя паузы в речи.
Но самая значимая классификация разделяет расстройство на невротическое и неврозоподобное.
Неврозоподобный лалоневроз возникает при наличии конкретной физиологической патологии. У таких детей отмечается отклонение показателей на ЭЭГ, обнаруживаются мозговые расстройства, нарушения моторики, повышенное внутричерепное давление, спазмофилия. Причины данной формы заикания:
- внутриутробные, родовые травмы;
- отягощенная беременность матери;
- инфекционные заболевания.
Обычно неврозоподобное заикание проявляется в 3-4 года и нарастает постепенно. Его характер не имеет ситуационной зависимости. Дети начинают говорить с опозданием. Характерны нервные тики, ритуальные движения, выраженные дефекты речи.
Мальчик, 8 лет. Беременность матери протекала тяжело. В родах у ребенка наблюдалась асфиксия. Впоследствии он находился на учете у невролога по поводу перинатального поражения нервной системы. Получал лечение. Мальчик отличался повышенной возбудимостью и двигательной активностью с рождения. Заикание проявилось в 3 года спонтанно, без причины, обострялось на фоне простудных заболеваний.
Невротический лалоневроз возникает без физиологических нарушений нервной системы. Изначально для ребенка характерно нормальное и даже раннее речевое развитие. Как правило, можно проследить конкретную причину, которая вызвала расстройство. Оно может вовсе отсутствовать в спокойной обстановке и обостряться под влиянием стрессовых факторов. К его возникновению предрасполагают следующие факторы:
- перегруз нервной системы ребенка по причине завышенных требований родителей;
- раннее изучение иностранных языков;
- сильный испуг или стрессовая ситуация;
- подражание заикающимся членам семьи;
- напряженная обстановка в семье, ссоры, конфликты;
- неправильная модель воспитания: гипер- или гипоопека;
- раннее речевое развитие;
- издержки обучения, скудный словарный запас.
Заикание также существует в 3 степенях своего развития:
- легкая – дефект проявляется периодически, под воздействием травмирующей ситуации;
- средняя – речь нарушается при беспокойстве, эмоциональном напряжении;
- тяжелая – заикание присутствует у больного постоянно.
Преимущества лечения логоневроза в нашей клинике
-
«Тибет» – клиническая база ФГАОУ ВО Первый МГМУ
имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет). - Лечение в «Тибете» проводят более 30 врачей с высшим медицинским образованием, в совершенстве владеющих методами восточной медицины. Наши специалисты
- Клиника «Тибет» работает 10 лет. За это время более 5 500 пациентов прошли у нас успешное лечение.
- Эффективность наших методик подтверждается фактами. Позитивные результаты при лечении логоневроза достигаются в 95-98% случаев.
- В «Тибете» действует уникальная система контроля качества лечения.
- Клиника «Тибет» — лауреат престижной европейской премии «Aurora Beauty&Health», победитель в номинации «Лучшая клиника восточной медицины».
Причины и факторы заикания
Основной возраст формирования дефекта начинается с 2 лет до 7. Именно в этом возрасте могут наблюдаться нарушения речи. Если этот этап прошел с нормально, то ждать заикания уже не стоит.
Бытует мнение, что нарушение возникает на фоне испуга или сильного стресса. Этот факт прав лишь отчасти. Ведь много детей испытывают страх, но не все становятся заиками. Нервное напряжения является «спусковым механизмом» для начала заболевания. Если предрасположенности и предпосылок нет, то дефекта не возникнет.
Причины заикания:
- Наследственная передача – проводилось достаточно много исследований, и точного ответа о генетическом программировании недуга нет. Но предаваться могут слабости речевого центра мозга, особенности психики, неврологические нарушения.
- Нарушение развития речи – заикание может возникнуть из-за слишком бурного начала. Желание говорить не совпадает с возможностями речевого аппарата, ребенок пытается говорить быстро, часто, что ведет к запинкам. Но верно и обратное – длительная задержка в речи также может приводить к заиканию.
- Особенности психики – «подвижная» нервная система наиболее восприимчива к стрессам. Агрессивная окружающая среда вокруг такого ребенка нередко приводит к дефекту, особенно на фоне эмоциональных переживаний (ссоры родителей, проблемы в саду или школе).
- Травмы или заболевания – нарушение может возникнуть на фоне органических повреждений мозга. Причем этот фактор может привести к заиканию даже во взрослом возрасте. Наиболее распространенными причинами являются ДЦП, черепно-мозговая травма, инсульт и родовая травма.
Недуг связан с процессами в правом «эмоциональном» полушарии. Поэтому часто речевые нарушения возникают при переучивании левшей.
Интересный факт: близнецы всегда страдают заиканием одновременно, в то время как двойняшки могут «болеть» по одиночке.
Логофобия и социофобия
При формировании и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.
Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет. Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип. Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).
Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.
Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее. Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности. Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.
Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то. В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования. Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.
Признаки, что нужна помощь профессионалов
Встречаются разные степени заикания. Бывает легкая форма, когда трудности с произношением возникают в некоторых словах и нерегулярно. В более тяжелых случаях ребенку сложно произносить большинство слов, причем это отражается еще и на мышцах лица — речь нарушается из-за их постоянных сокращений. Если у ребенка проявляются симптомы хронического заикания, нужно срочно обратиться за помощью к специалисту. Какие это симптомы?
6 симптомов хронического заикания
Некоммерческая организация «The stuttering foundation» уже шестьдесят лет занимается проблемой заикания у детей. На сайте организации указаны симптомы хронического заболевания, и мы хотим ими поделиться.
- Вы заметили, что заикание появилось у ребенка в возрасте трех с половиной лет;
- Проблемы с речью продолжаются уже около шести месяцев;
- У ребенка есть другие проблемы с произношением звуков, ему сложно выговаривать некоторые буквы;
- Речевые навыки ребенка развиваются с явной задержкой и нарушениями;
- Кто-то из членов семьи заикался в детстве;
- Ваш ребенок — мальчик. Хроническое заикание в дошкольном возрасте больше распространено среди мальчиков.
Но если вы не заметили у ребенка серьезных осложнений, то помочь ему избавиться от заикания можно в домашних условиях. И мы поделимся несколькими простыми советами и упражнениями.
7 способов избавиться от заикания в домашних условиях
Разговаривайте с ребенком в неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.
Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме
Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели, когда отвечает на поставленные вопросы.
Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают
Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощённые и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.
Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: «Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также». Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.
Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.
Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.
Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.
Помните, что заикание — это недостаток речи, который исправляется
Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость
Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте
Главное, чаще общайтесь с ребенком и вместе обсуждайте речевой недостаток. Дайте ему понять, что здесь нечего стесняться. Не существует идеальных людей. А такой недостаток, как заикание можно исправить, приложив немного усилий.
Удачи вам!
Метки: навыки ребенка
Discount up to 30 % for children under 14
It is easier to get rid of stuttering in childhood , because unlike adults, a child’s stupor reaction has not yet become so firmly entrenched in consciousness.
For children up to 14 years of age, who will also be supervised by their parents during the course, a discount on the cost of any course is from 20 to 50%. Discount is determined after diagnosis.
Diagnostics includes: — defining the depth of the problem and the amount of work needed to overcome it. — taking into account the possible level of involvement of parents in the speech rehabilitation process. Diagnostics is free. Duration — up to 1 hour. If deeper analysis is needed, audio and video recordings of the child’s conversation with other people can also be sent.
Лечение заболевания
В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.
В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:
- Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
- Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.
Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:
- Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
- Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
- Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
- Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.
Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.
Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.
Применяется перечень упражнений:
- Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
- Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
- Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.
Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.
Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.
Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:
Находить время на общение с ребенком;
Отдать малыша в развивающие кружки;
Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка
В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.. При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат
Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия
Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача
При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.
Синдром дефицита внимания у детей проявляется разными симптомами. Если выявить заболевание на начальных стадиях, то его можно быстро излечить даже при отсутствии препаратов. В такой ситуации залогом для победы над заболеванием являются терпение и настойчивость родителей в воспитательных моментах.
Мальчиков больше
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Надежда Дмитриевна, может ли заикание возникнуть у взрослого или это все же детская проблема, а запинки в речи у взрослых — не долеченный в детстве дефект?
Надежда Семенова: У взрослых заикание возникает редко, в основном в детстве. Но здесь есть такой психологический момент: порой заикание, которое было с детства, во взрослом возрасте человеку становится необходимым, становится его частью. И если человек тревожный, не любит выступать на публике, то он может «прикрываться» своим речевым дефектом, пользоваться им, ему становится удобно заикаться. Также в конфликтной ситуации часто заикание играет на руку. Человек начинает заикаться, и вторая сторона конфликта часто уходит от спора, потому что очень сложно ругаться с заикающимся человеком.
— Есть какие-то определенные части речи, которые заикающемуся человеку сложнее всего выговорить?
Статья по теме
Спасительный крик. Какое «оружие» ребенка самое главное?
— Нет, это не зависит от того, существительное это или прилагательное. Дело в наборе звуков в слове, в зависимости от того, где формируются судороги — в губах, гортани, на языке, те звуки человеку и сложнее выговорить. Например, при «б» — судорога в губах, при «к» — в корне языка. Бывает, что судороги случаются одновременно и в языке, и в гортани, это говорит опять же о тяжести заболевания и прежде всего о сложности коррекционной работы. Чем легче дефект, чем проще его лечить.
— А бывает, что человек заикается и на согласных, и на гласных?
— Судороги речевого аппарата при заикании бывают тонические и клонические. Тонические, когда ребенок тянет звуки, и здесь участвует гортань. Бывает смешанная форма, когда и тонические, и клонические, в этом случае запинки возникают и на согласных, и на гласных.
— Заикающихся людей становится больше, или, наоборот, этот дефект речи встречается все реже?
— Не скажу, что становится больше. Так, среди детей с речевой патологией заикающихся детей около 2%. Однако мальчиков больше. Они от природы более подверженные различным заболеваниям. Девочки же более крепкие. В женщине природой заложена биологическая агрессивность, которая дает силы ей выживать, переносить все невзгоды, потому что она по природе мать, ей нужно выносить, родить, вырастить и защитить своего ребенка.
Причины заикания у подростков
В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.
В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:
- генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
- неврологическая патология;
- наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
- непростые отношения в семье, школе, компании;
- конфликты, стрессы;
- непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
- неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
- противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
- травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
- инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
- судорожные реакции.
Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.
Прогноз и профилактика заикания у детей
Без проведения обследования трудно определить прогноз болезни. Это связано с тем, что к заиканию могут приводить разные факторы, но не каждый, к сожалению, можно легко устранить. Прогноз заикания во многом зависит от формы заболевания и возраста пациента. Обычно детям, которым начали лечить заикание в раннем возрасте, избавиться от патологии легче. У детей с врожденными патологиями речевого аппарата прогноз не такой благоприятный. Прогноз зависит также от разновидности заикания. Так дыхательные судороги легче вылечить, чем тонические. Наилучшего эффекта в лечении можно добиться в 3-5 летнем возрасте. Уже в 12-17 лет расстройство тяжело поддается коррекции. Бывают случаи, когда из-за психологического фактора у ребенка возникает рецидив заболевания.
Чтобы избежать заикания, нужно осознать то, что здоровые дети растут у неконфликтных родителей. Не рассказывайте страшные истории ребенку на ночь и не давайте ему просматривать страшные мультфильмы, не пугайте его и не оставляйте одного в темных помещениях. Любите своего малыша и больше общайтесь с ним, не будьте слишком строгими и требовательными, оберегайте от психических травм. Спокойные дети, которым хватает родительской любви, и заботы, практически никогда не сталкиваются с данным заболеванием.
Мы предлагаем несколько вариантов работы:
1. Оnline или в центре (с обязательной дистанционной поддержкой)
2. Индивидуально, в мини-группе (3-5 человек) или в группе большей наполняемостью (6-8 человек)
3. В рабочее время (в будни с 10.00 по 17.00) или с возможностью выбора времени (в том числе в вечернее время с 17.00 до 21.00 и в выходные дни по договоренности с логопедом).
Исключение составляет Основной курс, который организуется только в рабочие часы.
4. С авторами методики (только индивидуально и только в режиме онлайн) или со специалистами центра (этот вариант возможен в группе и индивидуально; в центре и online).
От выбранных Вами условий зависят:
стоимость полного курса,
количество затраченных часов,
выбранное время занятий,
но НЕ ЗАВИСИТ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ!
Важно только Ваше желание и ответственное отношение к рекомендациям специалистов.
ПРОГРАММА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ начинается с подробной длительной семейной консультации (продолжительность, примерно, 1,5-2 часа), на которой человек, страдающий заиканием и его близкие получают исчерпывающую информацию о методике лечения заикания, о том, как подготовиться к занятиям, а также ответы на все вопросы.
Программа по преодолению заикания рассчитана на 2,5–3 года, из которых, примерно, первые 1,5 года отводятся на активную речевую работу и еще от 1-1,5 лет – на продолжение самостоятельных занятий и закрепление полученных результатов.
Преимущества лечения в реабилитационном центре
Самостоятельно справиться с проблемой почти невозможно. Нужен комплексный подход. Чем раньше начато лечение, тем легче добиться положительных устойчивых результатов. Если терапию начали в дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу 70 % детей избавляется от заикания. Для сравнения, у школьников полностью недуг проходит примерно в 20 – 30 % случаев, у остальных отмечается положительная динамика.
Несмотря на то, что терапия у детей проходит быстрее и эффективнее, чем у взрослых, лечить нужно в любом случае. Квалифицированные врачи медицинского центра выявят причину заикания у взрослого или ребенка, разработают индивидуальный план лечения в каждом случае.
Преимущества лечения заикания в центре:
Опытные врачи разной специализации – неврологи, педиатры, логопеды, нейрохирурги, психологи, физиотерапевты, массажисты.
Занятия проходят индивидуально и в группе. Ребенок видит других детей с такой же проблемой, замечает их успехи и лучше сам справляется с поставленными задачами.
Внимательное и доброжелательное отношение к пациенту
Для хорошего результата важно, чтобы пациент не был в напряжении. Родители и окружающие должны всячески поддерживать, подбадривать его, не ругать и не повышать голос при неудачах.
Использование в работе современных методик и аппаратуры.
Помощь предоставляется взрослым и детям.
При усилиях со стороны окружения и ребенка, настойчивом желании избавиться от проблемы персонал реабилитационного центра добивается значительных успехов. Человек приобретает навыки контролировать речь, обретает уверенность, возвращается к полноценной жизни в обществе.
Консультации по телефонам:+7 (812) 371-08-90+7 (812) 371-48-46