Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?
Содержание:
- Как научить?
- Что делать, если ребенок отказывается ползать?
- Полезные упражнения
- Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?
- Меры безопасности при обучении
- Что может повлиять на скорость развития двигательных навыков?
- Почему ребенок ползает назад и стоит ли переживать?
- Перекрестное движение
- Как помочь малышу ползти: упражнения от доктора Комаровского
- Чем полезно ползание
- Можно ли обучать детей навыкам?
- Надо ли учить ребенка ползать
Как научить?
Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.
Подготовительный этап
Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет – не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.
Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.
Медленное ползание
Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.
Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.
Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.
- Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
- Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
- Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.
Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.
Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.
Что делать, если ребенок отказывается ползать?
Родители очень сильно расстраиваются и волнуются, если их малыш не начинает ползать и не проявляет к этому интерес, ошибочно считая это отклонением в развитии или даже болезнью. А некоторые и вовсе просто пропускают этот этап, переходя сразу к ходьбе.
Не нужно допускать паники по этому поводу. Необходимо внимательно понаблюдать за малышом. Если он активно играет, лежа в кроватке, и использует при этом каждую из левых и правых конечностей в равной мере, то беспокоиться не следует. Возможно, у ребенка флегматичный темперамент или он редко находится вне кроватки, не зная, что вне ее существует огромный интересный мир. А если мамы и папы изначально чересчур опекают своего новорожденного ребенка и не дают ему совершить что-то самому, то у него может не появиться потребности в передвижении. Лишняя масса тела тоже является препятствием для развития навыка активного передвижения.
Ребенок должен сам захотеть ползать. Поэтому надо простимулировать появление у малыша этого желания: начинать чаще класть его на пол, интересовать и приманивать движущимися предметами или яркими игрушками, хвалить. Вдобавок к этому можно наглядно показать ему каким образом надо правильно ползать. Не нужно забывать следовать расписанию специальной гимнастики и регулярного массажа.
Обратиться к врачу необходимо в следующих случаях:
если девятимесячный малыш даже не пытается переворачиваться на животик, не предпринимает попыток ползать или сесть;
если обращает на себя внимание, что когда ребенок ползает, он волочет одну из конечностей или вовсе ей не двигает, появляются судороги.
Полезные упражнения
Умение малыша ползать появляется только после того, как он научиться самостоятельно переворачиваться вперед и назад. Обычно хорошо кроха осваивает этот навык в 5 месяцев. После этого родителям рекомендуют обязательно выкладывать его на животе на полу или на другой ровной и твердой поверхности. На полу должен лежать коврик или одеяло, чтобы поверхность не была скользкой или чрезмерно мягкой. И то, и другое не будет давать крохе нужной опоры, когда он пытается поползти.
Обычно к такому подготовительному этапу переходят в возрасте 5 месяцев, и если ребенок начинает ползать после 6 – 7 месяцев, это считается достаточно ранним навыком. Значительно чаще малыш начинает активно ползать в возрасте 9 месяцев, когда у него хорошо окрепнут мышцы рук и ног, кроха научится сидеть, так как из этой позы ему удобней всего начать двигаться на четвереньках.
Доктор Комаровский предупреждает, что не нужно принуждать и подталкивать малышей к ползанию, а тем более хождению. Но помочь ребенку укрепить мышцы родители могут. Для этого можно делать с крохой гимнастику.
- Упражнения для ручек. Малыш лежит на спине, а мама держит его за ручки. Она плавно поднимает ручки вверх, а затем также медленно опускает. В следующем ручки разводятся в сторону, а затем скрещиваются на груди. Это укрепляет мышцы не только на руках, но и на спине. В ещё одном за ручки приподнимаем малыша, как бы в положение полусидя, и так же медленно опускаем в положение на спине.
- Упражнения для ног. Ребенок лежит на спине. Мама, взяв в руки его голени, сгибает и разгибает по очереди ножки в коленках. Малыш по-прежнему лежит на спине и мама плавно сгибает его ножки в позу лягушки. Затем помогаем малышу перевернуться из позиции на спине в лежание на животе. Ребенок лежит на животе, и мама дает оттолкнуться согнутыми ножками от своих ладоней. При этом ребенок продвигается вперед.
Последнее упражнение, выполняемое на полу, может помочь малышу начать ползать.
Когда дети начинают ползать и как их этому научить?
Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?
Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.
Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.
Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа
Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве
Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.
К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.
Меры безопасности при обучении
Перед тем, как научить детей ползать в 6 месяцев, родители должны создать безопасные условия для этого. Идеальное место для проведения занятий – большой манеж. Если обучение проводится на полу, перед тем, как учить малыша, родители должны:
- Постелить чистое одеяло и фланелевую пеленку (ситцевые будут скользить и сминаться). Это нужно сделать даже в том случае, если на полу лежит ковер, поскольку пыль от паласа может вызвать аллергическую реакцию;
- Убедиться, что на полу нет мелких предметов, которые карапуз легко может засунуть в рот, вдохнуть или проглотить;
- Убедиться, что рядом нет мебели с острыми углами, чтобы малыш не поранился в процессе увлекательного обучения;
- Убрать из комнаты домашних животных. Собаки или кошки могут воспринимать ползающего малыша как угрозу и проявлять агрессивное поведение. Также кроха может сам спровоцировать животное к агрессии, потянув его за хвост.
Если дома холодно, малыш должен быть достаточно тепло одет. Кофточка должна быть длинной, чтобы во время передвижения по полу грудь и живот не оголялись. Вместо штанишек и брюк лучше надеть ползунки на бретелях – они не будут слетать. На ножках должны быть пинетки или теплые носки, не стесняющие движений. Вся одежда должна подходить по размеру, не сдавливать и не болтаться.
Во время обучения следует снять с крохи соску на цепочке. Также нужно убедиться, что на одежде грудничка нет никаких ремней и веревок. Ползающий кроха может легко запутаться в них и сильно испугаться.
Игрушки, мотивирующие детей к движению, должны быть округлой формы, без острых углов и мелких деталей. Если кроха уже достаточно хорошо ползает и не нуждается в обучении, выпускать его на пол можно только под присмотром родителей. Когда мама хочет заняться своими делами, карапуза можно поместить в кроватку или в манеж. Соорудить подобие манежа самостоятельно очень просто: достаточно просто оградить небольшой угол комнаты листами фанеры или ДСП. Покупной вариант все-таки предпочтительнее – держась за рейки или специальные кольца (в сетчатом манеже), карапуз научится не только ползать, но и вставать.
Для безопасности передвижения не стоит с силой подталкивать ребенка вперед и прилагать большие физические усилия во время выполнения обучающих упражнений. Если мама или папа боится случайно повредить младенцу, лучше делать мотивирующие к ползанию упражнения под руководством медсестры или профессионального массажиста.
Детей, у которых в раннем детстве была дисплазия тазобедренного сустава, обучать передвижению на четвереньках можно только с разрешения ортопеда и после того, как врач позволит снять с больного специальную распорку, фиксирующую правильное положение суставов.
Если малыш плохо себя чувствует, хочет есть или спать, следует перенести обучение на другое время. Занятия будут эффективными только в том случае, если маленький ученик будет в хорошем настроении. Если грудничок отказывается выполнять какие-то упражнения, настаивать не стоит. Нельзя заставить младенца делать то, чего он не хочет. Через какое-то время можно будет снова предложить ему освоить требуемое движение.
Когда ребенок уже начал самостоятельно передвигаться по квартире, можно купить ему манеж с ограждением из сетки или реек
Внимание! Проводить обучение можно только на полу, в детской кровати или в манеже. Ползать на диване грудничок не должен – непоседа может быстро свалиться и получить серьезную травму. Не стоит рисковать здоровьем ребенка
Не стоит рисковать здоровьем ребенка.
Бывают дети, которые не передвигаются по-пластунски и на четвереньках, сразу начинают сидеть и ходить. Однако статистика утверждает, что таких малышей очень мало. Большинство шестимесячных грудничков сначала учится ползать вперед пластунским способом, только потом начинает держать спину прямо. Поэтому родители обязательно должны стимулировать грудничка к активному и быстрому ползанию.
Что может повлиять на скорость развития двигательных навыков?
Масса тела ребенка. Слабый малыш, который плохо набирает в весе, вряд ли скоро поползет. То же касается упитанного сверх меры богатыря.
Характер. У каждого человека от рождения он свой, и зачатки холерика и флегматика проявляются уже в младенческом возрасте. Если малыш шустрый и подвижный, имеет легко возбуждаемую нервную систему, то он поползет быстрее. Медлительный и спокойный, скорее всего, не захочет торопить события.
Атмосфера вокруг ребенка, которая складывается из взаимоотношений в семье (папы и мамы, братьев и сестер)
Это тоже имеет немаловажное значение для формирования двигательных навыков. Чем спокойнее и доброжелательнее окружение, тем выше вероятность раннего начала ползания.
Состояние здоровья малыша, его общее самочувствие на момент наступления благоприятного возраста для развития движений, сопутствующих ползанию.
Внутриутробный период
Важно, как протекали беременность и роды у матери, какие осложнения возникли и как они отразились на ребенке.
Наследственная предрасположенность. Возможно, мама или папа были рекордсменами в области скоростного передвижения ползком. Или, наоборот, осторожничали, не спешили быть в первых рядах.
Специальная гимнастика и массаж. Этими способами можно ускорить процесс, они помогут подготовить и укрепить мышцы, придадут малышу уверенности в своих силах.
Почему ребенок ползает назад и стоит ли переживать?
Когда маленькие детки впервые пытаются ползти, совершенно естественно, что поначалу у многих из них получится не очень хорошо. Взрослым их движения могут показаться неправильными, но все они нужны малышам для того, чтобы исследовать возможности своего тела, научиться им управлять. Если в результате этой невероятно сложной работы они осваивают перемещение боком или задом наперед — не стоит бить тревогу, ведь главная цель достигнута.
У нестандартного положения во время пользования даже есть ряд преимуществ:
- интенсивнее развивается координация движений и вестибулярный аппарат;
- тренируются мышцы, не задействованные при обычном ползании;
- движение назад требует меньше усилий, поэтому нагрузка на мышечную систему и позвоночник ребенка растет постепенно, в щадящем режиме
- ползать назад малыша никто не учил, следовательно, он научился этому сам — достижение, которым действительно стоит гордиться!
Дело в том, что как-то управлять руками к началу освоения ползания ребенок уже привык, а назначение ног ему еще не вполне ясно. Поэтому он и пытается в первую очередь действовать руками. Естественно, отталкиваться ими от пола и скользить назад намного легче физически, чем подтягивать вперед все тело. Эволюция научила нас экономить энергию, и грудничку невозможно объяснить, почему он должен прикладывать больше усилий, если результат один и тот же — он перемещается куда хочет. Снизить вероятность возникновения такой проблемы помогут регулярные упражнения на отталкивание ножками от опоры:
- от горизонтальной поверхности или фитбола с поддержкой под мышками;
- от бортиков ванны во время самостоятельного плавания с поплавком на голове;
- от ладоней взрослых, подставленных под пяточки в положении на животе или на спине.
Перекрестное движение
Ползание у детей происходит поэтапно.
Это зависит от нескольких факторов:
- Степени развития мышечного корсета. Чем быстрее окрепнет позвоночник и ручки, тем увереннее будет себя чувствовать малыш во время ползания на четвереньках.
- Формирование психики и нервной системы. Когда малыш начинает ползать и сидеть, у него активно работает головной мозг. К этому моменту должны полностью сформироваться нейронные связи, которые ответственны за координацию движения.
- Индивидуальные особенности. Характер и темперамент влияют на то, в каком возрасте ребенок начинает ползать. Активные дети, которые ни минуты не могут оставаться на месте, осваивают навыки передвижения гораздо раньше, чем спокойные малыши. Узнать точно во сколько начинают ползать мальчики нельзя ни у одного педиатра, это происходит в индивидуальном порядке.
Малыши, которые были рождены раньше срока, начинают вставать на четвереньки на несколько месяцев позже, чем доношенные груднички. Во сколько малыш начинает ползать зависит и от его телосложения. Дети с избыточной массой тела не могут удержать собственный вес на неокрепших ручках, поэтому осваивают навык передвижения лишь в 10-месячном возрасте.
Чтобы малыш смог получить навык настоящего ползания, во время которого происходит синхронное движение конечностей, должно пройти не менее полугода с момента его рождения. Специалисты называют 8−9-месячный возраст оптимальным временем для передвижения ребенка на четвереньках, но строгих норм не существует.
Польза для малыша
«Хождение» на четвереньках полезно не только с точки зрения физического развития, но и оказывает существенное влияние на интеллект малыша
Поэтому малышу так важно научиться ползать раньше, чем он начнет садиться
Польза своевременного ползания:
- ориентирование в пространстве и хорошая координация движений;
- нормализация сна;
- подготовка к нахождению в вертикальном положении;
- укрепление мышц спины и всего тела в целом;
- стимуляция конечностей и быстрое формирование речевого аппарата, т. к научно доказано, что пальцы взаимосвязаны с вербальными способностями (психомоторика);
- гибкость суставов и их подвижность.
Самой распространенной ошибкой родителей является то, что они стремятся быстрее научить своего грудничка находиться в вертикальном положении. Не нужно спешить усадить ребенка, ведь формирование осанки и мышечного корсета происходит в младенческом возрасте, и здоровье спины зависит от того, насколько рано ребенок начал сидеть и ходить.
Оптимальный возраст для сидения — 8−9 месяцев. Когда малыш предпримет первые попытки сесть, он будет уверенней держаться. В таком положении для него открывается много новых перспектив: можно легко дотянуться до желаемого предмета, увеличивается угол обзора и он может легко рассмотреть маму и папу, освоить новые игры и сидеть на специальном детском стульчике.
В зависимости от пола
Девочки развиваются намного быстрее мальчиков, поэтому раньше начинают осваивать навыки ползания, сидения и хождения. Уже в 4 месяца маленькая принцесса может удивить свои родителей активным передвижением по ковру, а сын покажет такие результаты на несколько месяцев позже.
Не стоит впадать в панику, если младенец не начал ползать в определенные сроки, ведь каждый ребёнок — это индивидуальность и не нужно его сравнивать с кем-то. Если он здоров и активен, все в порядке.
Как помочь малышу ползти: упражнения от доктора Комаровского
Не каждый младенец активен настолько, чтобы как можно быстрее приступить к самостоятельному перемещению в пространстве.
Иногда необходимо помочь ребенку вспомнить навыки, которые заложены природой.
Если в полгода кроха самостоятельно на животе начинает пытаться перемещаться на твердой поверхности, то специальные упражнения могут ограничиваться физическими нагрузками для укрепления мышц.
Комаровский предлагает определенный комплекс, который поможет поэтапно подготовить кроху.
Стоит обратиться на официальный форум, где можно ознакомиться с программой. Специального обучающего видео не существует – только рекомендации.
Упражнения для малыша, которые помогут ползать:
- Первый этап – подходящий стимул. Малыш должен быть чем-то заинтересован. Чтобы совершить попытку к перемещению. Можно положить подальше от малыша игрушку.
- Специальный массаж, который укрепит мышцы ребенка. Вариантов масса: массаж на фитболе, аквааэробика для младенцев, гимнастика для новорожденных.
- Показать личным примером, как нужно ползать. Нужно на четвереньках встать перед малышом, и показать как нужно перемещаться в пространстве.
- Сначала стоит научить кроху ползать по-пластунски. Выложить малыша на животик в позе лягушки и подвигать ножками и ручками поочередно, сгибая конечности в суставах.
- Стоит пытаться контактировать с детьми такого же возраста, которые уже умеют ползать. Дети быстро копируют поведение своих «компаньонов».
- Для обучения стоит подобрать удобную для ребенка одежду, которая будет комфортной и не станет стеснять движений.
Для обучения стоит выбрать безопасное место, которое не будет слишком мягким или твердым.
Нужно следить за тем, чтобы ребеночек не стер кожу на коленях, не ударился головой об посторонние предметы. Осваивайте новые навыки, растите, радуйтесь успехам малыша.
Чем полезно ползание
Врачи утверждают, что навык ползания имеет не меньшее значение для гармоничного развития ребенка, чем умение ходить. Оно подготовляет тело к большим нагрузкам, развивает координацию движений.
Природным является развитие сначала моторных функций (движение), потом статических (длительное нахождение тела в одном положении). Таким образом, раннее ползание намного полезнее, чем сидение, умение самостоятельно вставать и садится – лучше, чем стоять. В статическом положении ребенок быстро устает, возрастает нагрузка на неокрепший скелет.
Смена положения из сидячего к ползающему
Положительное влияние ползания на организм:
- Гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата;
- Укрепление мышц спины, рук, ног, шеи;
- Устранение тонуса мышц;
- Улучшение координации, чувства ритма;
- Развитие мелкой моторики;
- Улучшение работы головного мозга;
- Ориентирование в пространстве.
Научившись ползать, ребенок значительно расширяет свои возможности для изучения окружающего мира. Он сам решает, что ему интересно, куда ему переместится, как получить желаемое. Это положительно влияет на умственное развитие и зачатки логического мышления.
Разнообразный рельеф поверхности выполняет отличный массаж маленьких ладоней, что отражается на их чувствительности.
Различают два виды ползания, каждый по-своему полезный для развития малыша:
- По-пластунски. Этот способ отличается определенным характером передвижения: малыш, лежа на животе, отталкивается ногами и подтягивает тело руками. Такое ползание тренирует мышцы рук, ног и шеи, является хорошей профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.
- На четвереньках. Таким способом малыш передвигается достаточно быстро. В процессе ползания укрепляется спина, формируется гибкость хребта. Улучшается координация движений – кроха учится держать равновесие, последовательно переставлять руки, ноги, поворачиваться. Ползать на четвереньках ребенок начинает, научившись устойчиво сидеть.
Интересно. Некоторые ученые считают, что активное ползание положительно влияет на функционирование полушарий головного мозга – устанавливается стойкое взаимодействие, в результате чего ребенок развивается всесторонне и гармонично, имеет склонность к точным и гуманитарным наукам. Кроме того, дети, ползающие в детстве, не имеют проблем с речью – начинают разговаривать вовремя и выговаривают все звуки.
Можно ли обучать детей навыкам?
Этот вопрос самый важный. Почему-то считается, что мама, которая просто ждет, пока ребенок сядет или поползет, безответственная и черствая. А вот мать-наседка, которая не может ждать и чуть ли не с 3 месяцев начинает готовить ребенка к сидению и ползанию, а лучше всего сразу к ходьбе, – молодец и пример для подражания. Формированию такого стереотипа в немалой степени способствуют женские форумы, после пяти минут присутствия на которых нормальная мама становится нервной женщиной с комплексом неполноценности и чувством вины.
Нормально ли ничего не предпринимать? Да, это нормально. Многие педиатры, в том числе доктор Комаровский, профессиональным советам которого доверяют миллионы мам по всему миру, утверждает, что сформироваться навыки и должны совершенно естественным способом и в том возрасте, который для того предусмотрен природой в отношении конкретного ребенка.
Чрезмерная активность родителей, «помогающих» ребенку, нередко вредит – динамическая гимнастика, неаккуратное выполнение упражнений, насильственные присаживания чреваты тяжелыми травмами. В первую очередь при ранней вертикализации страдает позвоночник малыша, который не готов к вертикальной нагрузке. Могут случиться компрессионные деформации позвонков, позднее могут появиться межпозвоночные грыжи. У многих детей, которых рано присаживали или ставили на четыре конечности для ползания, позднее проявляются сколиоз, кифоз, лордоз, нарушения походки, деформация конечностей. Особенно это касается детей, которые немало времени в раннем возрасте провисели в прыгунках, а потом протопали в ходунках.
Чем же тогда помогать, спросите вы. Делайте ежедневный общеукрепляющий массаж, включайте в него приемы на вполне определенные группы мышц – на спинку, на живот, на руки и ноги, на шейные мышцы. Делайте зарядку, гимнастику, включайте в комплексы занятий упражнения, способствующие опять же развитию необходимых групп мышц, но никак не механическому приобретению нового навыка.
Для того чтобы ребенок быстрее осваивал новые движения самостоятельно, он должен лучше держать баланс, поэтому нужно развивать его вестибулярный аппарат. Помогут упражнения на гимнастическом мяче (фитболе). Чаще общайтесь с ребенком, научите его интересоваться окружающим миром, покажите, сколько интересного в нем есть, и тогда у малыша, безусловно, появится стимул для освоения новых умений.
Купайте ребенка, закаливайте, чаще гуляйте на улице, не перекармливайте его. Вовремя посещайте врача и не занимайтесь самолечением. Все остальное он сделает сам. Тяжелые патологии опорно-двигательного аппарата, которые мешают сидеть или ползать, имеют место быть нечасто. О них родителям обычно становится известного почти сразу после рождения малыша. Если вам таких диагнозов не озвучивали, успокойтесь и просто ждите.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
О том, стоит ли бить тревогу, если ребенок в своем развитии немного не укладывается в принятые нормы и чем может быть опасно значительное отклонение от этих норм, смотрите в следующем видео от доктора Комаровского.
Рассчитайте календарь прививок
Надо ли учить ребенка ползать
По мнению педиатров, невропатологов, а также доктора Комаровского, обойтись без ползания можно, но лучше, если ребенок не пропускает этот этап физического развития. Польза перемещения на четвереньках объясняется следующим:
- Ползание готовит мышцы, позвоночник к ходьбе.
- Развивается координация движения, умение ровно держаться, не падать.
- Карапуз быстрее познает мир, знакомится с первыми опасностями на полу: домашние животные, провода.
- Развивается моторика рук. Ребенок ощупывает поверхности, подбирает с пола игрушки, привыкает тащить их к себе.
- Грудничок учится самостоятельно принимать решение. Выбирает путь к цели, оценивает расстояние, свои возможности, учится уберегать себя от опасностей.
- Одновременная работа ножек и ручек тренирует взаимодействие обоих полушарий мозга.
Перечисленные факторы подтверждают пользу ползания. Поэтому учить ребенка передвигаться на четвереньках нужно, используя доступные методы: гимнастику, массаж, тренировки, собственный пример.